Копипаст
И тем не менее в развитых странах тоже регулярно случаются девальвации, причем довольно глубокие. Самая масштабная за последние годы была в Исландии – стране, которая считалась образцом скандинавского благополучия. Всего за год, с ноября 2007 по ноябрь 2008 года, курс исландской кроны к доллару упал более чем в два раза, с 60 до 140. Причем последний рывок, с 95 до 140, был вообще сделан всего за месяц, с середины октября по середину ноября 2008 года. Примерно там же, в районе 125 крон за доллар, курс остается до сих пор.
Произошло это потому, что исландские банки (все три) до того заигрались с заемными деньгами, что на пике внешний долг Исландии оказался почти в 10 раз больше, чем ее ВВП. Из-за начавшегося в 2008 году кризиса на рынке американских ипотечных облигаций все это стало быстро валиться, так что исландскому правительству пришлось национализировать все три банка, чтобы страна не осталась совсем без финансовой системы.
При падении курса национальной валюты в два с лишним раза экономике любой страны пришлось бы туго, но в Исландии риски были просто гигантские. Понятно, что холодный северный остров с населением всего 320 тысяч человек серьезно ограничен в возможностях развивать отечественное импортозамещающее производство, особенно производство еды. Так что после двукратного падения исландской кроны вполне можно было ждать такого же двукратного падения уровня жизни самих исландцев.
Но этого не произошло. Да, за девальвацией последовало два года рецессии (-6,6% ВВП в 2009 году и -4,1% – в 2010-м), безработица временно выросла с 2% до 12%, госдолг увеличился с 20% до 65% ВВП, в 2008 и 2009 годах инфляция достигла невиданных в Исландии 12%. Вот в общем-то и все ужасы. В принципе, многие из этих показателей в других странах считаются нормой. Скажем, в России инфляция 12% была в благополучном 2005 году без малейшей девальвации – весь год курс рубля стабильно стоял на 28 за доллар. К тому же в Исландии с тех пор все давно наладилось. Сейчас исландский ВВП уже вернулся на докризисный уровень, безработица упала до 4%, инфляция – до 3%, госдолг потихоньку сокращается.
Несмотря на двукратную девальвацию, средняя реальная зарплата (то есть с поправкой на инфляцию) в Исландии снизилась совсем не сильно. Снижение достигло дна уже в 2010 году и составило -11,3%. С тех пор исландские зарплаты снова стали расти быстрее, чем цены, и сейчас вернулись на докризисный уровень. При пересчете в евро они, конечно, по-прежнему ниже, чем были до девальвации, но по покупательной способности уже сравнялись.
Главная причина того, что для исландцев все сложилось так удачно, состоит в том, что цены там выросли значительно меньше, чем упал курс. А это, в свою очередь, стало возможно благодаря тому, что исландцы стали предпринимать усилия по импортозамещению задолго до девальвации. Даже в 2008 году доля импорта в исландском ВВП составляла всего 30%. Это обычный уровень для крупных стран Западной Европы и настоящий подвиг для небольшой северной страны, где всего 320 тысяч населения.
Особенно поражают исландские успехи в самообеспечении продовольствием. По идее, еда должна была стать самым уязвимым местом исландской экономики при девальвации. Ну что там можно вырастить на этом дальнем севере? Значит, все импортное, зависит от валютного курса, тут же подорожает и больно ударит по потребителям, которые от еды отказаться точно не смогут.
Но этого не произошло, потому что в 2008 году две трети потребляемой исландцами еды было отечественного производства, несмотря на тяжелый климат. Исландия самодостаточна не только по рыбе и морепродуктам, но и по мясу, молоку и базовым видам овощей, типа картошки, помидоров и огурцов. Годовой урожай зерновых в холодной северной Исландии в 1992–2008 годах увеличился почти в 40 раз, с 400 до 15,5 тысячи тонн. В геотермальных теплицах исландцы умудряются производить даже собственные бананы.
Также после падения курса исландские власти озаботились самым опасным из возможных источников социальных проблем – валютными кредитами. Был введен мораторий на выселение за долги по ипотеке. Всю задолженность, которая превышала 110% от цены недвижимости (а цена упала на треть), списали. Выплаты по валютным кредитам реструктурировали так, что размеры регулярных платежей снизились на 30–40%.
Наконец, исландцы сделали из девальвации и политические выводы. Через несколько недель после падения курса исландское правительство ушло в отставку и объявило досрочные выборы, на которых победила оппозиция. Исландского премьера Хорде, допустившего финансовый коллапс, потом судили, обвинив в халатности и пренебрежении служебными обязанностями. В 2012 году суд признал его виновным только по некоторым, незначительным пунктам обвинения и никакого наказания не назначил. Зато по девять месяцев тюрьмы получили все три директора трех исландских банков, из-за действий которых Исландия была вынуждена в два раза снизить курс своей кроны.
Во время кризиса 2008 года одновременно с Исландией серьезно девальвировать свои валюты пришлось и другим, вполне благополучным странам Северной Европы. Например, курс шведской кроны к доллару тогда упал с 6 до 9 за штуку, норвежской – с 5 до 7, датской – с 4,75 до 6, британский фунт – с 0,5 до 0,7. Но ни в одной из них падение курса не привело к серьезным социальным последствиям. Во всех этих странах даже после девальвации инфляция не поднялась выше 2–3%, соответственно серьезного падения покупательной способности зарплат тоже не было. Скорее наоборот, благодаря высокой конкуренции на внутреннем рынке девальвация только улучшила позиции отечественного бизнеса и помогла реальному импортозамещению. И хотя во всех четырех странах с тех пор поменялись кабинеты министров и правящие партии, ни в одной из них это не было связано с девальвацией.
Максим Саморуков, Александр Баунов | slon.ru
@dr-mart
Что же было на самом деле?
Да, имел место отказ властей от уплаты долгов банков — всего 5,3 млрд. долл. для 340 тысяч вкладчиков из Великобритании и Нидерландов. Однако существовавшая накануне банкротства банков система страхования вкладов распространялась только на резидентов, т.е. исландцев. Надо иметь в виду, что исландские банки имели признаки офшорных, а офшорные банки, как правило, никаких систем страхования вкладов иностранных лиц не имеют.
так что насколько правильно тут рассказано и где можно прочитать об Исландском выходе из долгов?
Исландское свободное государство
Íslands þjóðveldi 930 г. -1260 г.
Наверно это все идет от туда.Свободные люди в свободной стране на краю мира.Существует множество Саг об исландцах.