Более чем в 6000 километрах от Тегерана, в коварных водах у берегов Сингапура, «темный флот» нефтяных танкеров ожидает разгрузки драгоценного груза, который помогает поддерживать экономику Ирана на плаву – зависимость, которая может также потопить ее.
За последние пять лет флот неуклонно рос, доставляя иранскую нефть в Китай, поскольку страны совместно работают над обходом международных санкций, направленных против прибыльного экспорта нефти Тегерана. Но хотя тайная торговля поддерживает бюджет Ирана, она также сопряжена с огромными издержками и рисками для Тегерана.
Согласно исследованию, проведенному отделом анализа данных Радио Свобода, Иран предоставляет Китаю огромную скидку при покупке запрещенной нефти, снимая от 12 до 15 процентов цены за каждый баррель, чтобы Пекину было выгодно взять на себя ответственность за обход санкций. Радио Фарда.
Также накапливаются дополнительные затраты: операции по перевалке нефти с судна на судно, посредники, скрытые денежные переводы и ребрендинг нефти, чтобы замаскировать ее иранское происхождение и создать впечатление, что она поступает из третьей страны, сказала Далга Хатиноглу, эксперт по иранским энергетическим вопросам.
В целом, по оценкам Радио Фарда, Иран теряет около 15 миллионов долларов в день потенциальных доходов из-за торговли с Китаем, на долю которой приходится более 40 процентов иранского бюджета.
По словам Хатиноглу, для предстоящего бюджета, составляющего около 49 миллиардов долларов, ожидания внутренних и внешних доходов от нефти снизились на 3 процента, хотя сам прогнозируемый бюджет увеличился примерно на 18 процентов.
Учитывая колебания мировых цен на нефть, которые значительно отстают от среднего уровня, прогнозируемого на текущий год, привязка была снижена до 71 доллара за баррель. Тегеран также ожидает снижения объемов экспорта нефти, которые лишь на короткое время соответствовали прогнозам в 1,5 миллиона баррелей в сутки, самому высокому уровню с 2018 года, при прогнозе всего в 1,35 миллиона баррелей в сутки.
Сообщается, что Иран восполнит пробел, образовавшийся в результате снижения доходов от нефти, путем повышения налогов для богатых людей и предприятий, в то время как Хатиноглу говорит, что Тегеран попытается увеличить доходы за счет повышения внутренних цен на энергоносители.
новых танкеров для перевозки иранской нефти после того, как многие перешли на транспортировку российской нефти, а также сокращением иранских запасов, привлеченных для увеличения экспорта на фоне обострения конкуренции с Россией за китайский рынок.
Хотя спрос Китая на иранскую нефть в октябре замедлился, как отметила Vortexa в последующем отчете, снятие Вашингтоном нефтяных санкций с Венесуэлы в этом месяце открыло возможность повышения спроса на иранскую нефть.
Неопределенные воды
В октябрьском отчете международная торговая разведывательная компания Kpler объяснила, что танкеры, незаконно перевозящие иранскую нефть, обычно «темнеют» при входе в Персидский залив, отключая свои транспондеры, технически известные как система автоматической идентификации (AIS). После посещения главного нефтяного терминала Ирана на острове Харк или других портов они снова появляются через несколько дней, указывая, что они везут полную загрузку.
Оттуда суда разгружают нефть посредством перевалки с судна на судно в несанкционированных зонах, в основном в Сингапурских проливах. В конечном итоге нефть, получившая название «поступающая из Малайзии или стран Ближнего Востока», попадает в Китай, где ее перерабатывают более 40 независимых «чайников» нефтеперерабатывающих заводов, мало подверженных международным санкциям или глобальной финансовой системе.
Санкции пересмотрены
Задача для тех, кто пытается остановить незаконную торговлю иранской нефтью как способ привлечь Тегеран к ответственности за его секретную ядерную деятельность и ужасную ситуацию с правами человека, заключается в том, как сделать так, чтобы негативных отношений с Ираном было больше, чем финансовых выгод.
Это поставило незаконную морскую торговлю нефтью – как иранской, так и российской – из-за продолжающейся войны на Украине – под более пристальное внимание международного сообщества.
«Происходит постоянное совершенствование программ санкций с целью включения и расширения санкций против тех, кто занимается уклонением от уплаты налогов, включая санкции против так называемых темных флотов», — сказал Вукшич из Castellum, отметив, что количество целенаправленных санкций против иранских физических и юридических лиц выросло более чем 1000 в прошлом году.
Большим вопросом является правоприменение, вопрос, который обсуждается в Соединенных Штатах и других странах и приводит к увеличению призывов к таким странам, как Панама, снять флаг с незаконных танкеров, а также к странам по пресечению кораблей темного флота, стоящих на якоре у их берегов. .
«Я ожидаю, что правительства, в том числе Соединенные Штаты, примут меры против этих темных флотов, особенно посредников и владельцев судов, когда они будут идентифицированы», — сказал Вукшич Радио Свобода.
Другие факторы, в том числе опасения по поводу последствий более широкого конфликта на Ближнем Востоке, потенциально включающего Иран, также могут повредить или улучшить финансовое положение Ирана.
Как отметил Кплер, сообщая, что китайский импорт иранской нефти значительно сократился в октябре, меняющийся глобальный ландшафт может оказать большое влияние на независимые нефтеперерабатывающие заводы в Шаньдуне, которые закупают иранскую нефть.
«Напряженность на Ближнем Востоке/угроза ужесточения санкций США, возможно, сделали нефтеперерабатывающие заводы провинции Шаньдун более склонными к риску», — написала компания глобальной торговой разведки в сообщении на X, ранее в Twitter.
На прошлой неделе опасения по поводу поставок также выявили волатильность мировых цен на нефть, что потенциально может пойти на пользу Ирану.
Цены на нефть резко выросли 2 января на новостях о том, что Иран отправил фрегат в Красное море и отвергает призывы прекратить поддержку нападений поддерживаемых Тегераном повстанцев-хуситов, которые нарушили судоходство на важном торговом маршруте.
Цены снова выросли после смертоносного теракта 3 января в Иране, ответственность за который взяла на себя группировка «Исламское государство».
Но неделя закончилась вопросами о будущем соглашения Ирана о снижении ставок с единственной страной, желающей помочь поддержать его экономику, а агентство Reuters сообщило, что торговля нефтью Китая с Ираном застопорилась после того, как Тегеран прекратил поставки и потребовал более высоких цен.
Правда российскую нефть можно заменить нефтью из Венесуэлы.
НО тогда надо закрыть глаза на операцию Венесуэлы в Гайяне.
Так что приходится прищуриваться и не замечать…