Блог им. AleksandrBaryshnikov

Моя философия трейдинга

    • 12 сентября 2023, 00:01
    • |
    • bascomo
  • Еще
Просто моя позиция и ничего больше.

Так-то я не трейдер и всё это мне не очень интересно — я имею ввиду, смотреть в терминал и совершать сделки руками.

Начиналось всё году в 2000.
Там я, с одной стороны, работал в управляющей ПИФами компании.
Нужно было слать ежедневные отчёты о состоянии портфеля в тогда ещё ФКЦБ, потом это стало ФСФР, а теперь сами знаете.
Для генерации этих отчётов нужно было брать количество бумажек из 1С, припаивать к ним последние рыночные цены и показывать состояние портфеля в деньгах. Примитивная работа, конечно, но тогда я был совсем юн, и знакомился с новыми технологиями — брать данные из бухгалтерской 1С и сращивать их с базой SQL, где актуальные цены хранились.
Та управляющая компания была первой в России, которая начала отправлять отчёты в ФКЦБ электронно, в формате XML и сделал это, конечно, я. Зарплата тогда была 3 тыщи рублей.
Надо тут сказать, что я вообще много чего в сфере IT в этой стране за последние 20 лет сделал первым.

Тогда же уже были веб-сервисы, которые позволяли виртуально поторговать на форексе. Увлёкся этим и получил выговор за нецелевое использование интернета на рабочем месте.

Потом возник перерыв, огромный, до самого ковида.

Тогда я и открыл первый брокерский счёт. Это был июнь 2020.
Бэкграунд к тому времени был огромный. И опыт, и технологии. Но, конечно, не в трейдинге.
Так что первого торгового робота я запустил в сентябре 2020.
Робот был так себе, откровенно говоря. Больше заработал брокеру, чем мне.
Обороты в десятки млн, чистая прибыль в день от 3 до 15к руб. Комиссия брокеру доходила до 80к в день. Акции.
Ну а чего ожидать от первой поделки?

В декабре 2020 было получше, там местами, были дни, когда на фьючерсах получалось по 100% от ГО в день.
Но всё не то, всё не то. По акциям е было защиты от просадок, так что на полгода были лоси.
С другой стороны, плюс был в том, что торговались 40 наиболее ликвидных акций MOEX, и исключительно средствами lua внутри QUIK.
Так я добавил новый бестолковый язык в свою копилку языков программирования, которые я знаю.

Брокер был ВТБ, терминал — QUIK.
Конечно, посмотрев на все эти свечные графики и индикаторы и немного почитав про то, как их нужно использовать в классике для совершения сделок, очевидно, мне в голову пришла простая мысль. Простая, потому что я 20 лет занимался автоматизацией того, что делают люди руками.

Суть её заключалась в том, что а зачем смотреть на свечные графики и индикаторы, если этот процесс можно формализовать? И пусть это делает код.

Это вообще что и почему так?
Потому что я не трейдер и не хочу им быть.
В жизни, с моей точки зрения, есть куда интереснее вещи, чем сидеть над терминалами и заниматься всем тем, чем занимаются «ручные» трейдеры, использую такой термин. Не хочу торговать руками, быть прилипшим к терминалу и т.д. и т.п.
Посыл очень простой: если кто-то стабильно и долго зарабатывает деньги на финансовых рынках, это вряд ли вопрос удачи, но вопрос системы. А, следовательно, если есть формальная система, она может быть автоматизирована.

До того, как мне эта возможность открылась, я уже размышлял над тем, как можно зарабатывать деньги, не работая 8 * 5 в офисе. Были идеи писать мобильные приложения, размещать их на маркет-приложениях Google и Apple и монетизировать.
Но тут, получается, я завишу от публики:
  • придумай идею
  • реализуй приложение
  • разрекламируй
  • монетизируй
Оттягивал, не думая, что я хорош в генерации идей. Хотя написать быстро и качественно код — не проблема.
А потом 2020, случайная реклама где-то на сайте, какой-то баннер. И вот я открываю брокерский счёт в ВТБ в 3 часа ночи. А системы ВТБ оказались к такому не готовы — видно, у них по ночам там какие-то сервисы, обслуживающие базу, выполняются. Всё им сломал. Но эту проблему решили за пару дней.

Конечно, я испытал сильные эмоции, продавая или покупая по одному лоту акций или фьюча, и гладя на убыток в 15 руб. или прибыль в 40. Не тысячи, именно рубли. Не потому, что суммы большие, а потому что в первый раз. Вы помните свою первую сделку? Но и тогда же я понял, что это казино в варианте ручной торговли не для меня. Я не дисциплинирован и слабо тогда контролировал свои эмоции. Это за сегодня +43к, а что было бы тогда? Вопрос.

С другой стороны, скорее, меня тут больше не эмоции двигали, а ощущение, что есть ещё 30-40 активов, движение по которым ты упускаешь. Хотя ведь это — жадность.
Невозможно отслеживать глазами, руками это всё на таком количестве инструментов на коротких таймфреймах. Ощущение барана, перед которым сотни стогов, и хочется каждый. Довольно противное, когда не знаешь, как можно всё и сразу окучить.

Именно так, за очень короткое время — пару месяцев — выкристаллизовался мой подход: торговать всем ликвидным и волатильным, чем только можно, но ни в коем случае, не руками. И не только акциями, но и фьючерсами. И, желательно, не на одной площадке, а на всех, до которых руки дотянутся.

Это, конечно, история не про «здесь и сейчас», а про формирование долгосрочной цели — как я вижу то, что я делаю, как и где оно должно работать.

Ключевая проблема, с которой я столкнулся, состояла в том, что подход перебора — brut force — не справится с этой задачей. Обсчёт всех комбинаций пары индикаторов на моих компьютерах занял бы годы, что, конечно, было ну никак неприемлемо. Я подумал, что мне помогут нейросети и решил получить третье высшее (или четвёртое?) в этой сфере. По факту, в середине семестра была тема про генетические алгоритмы, и нейросети мне перестали быть интересны. Хотя я их теперь тоже умею, но бенефит получил в другом.

Параллельно, насилуя QUIK, я получал информацию и о том, как торгуют другие алготрейдеры. Получалось, что они постоянно стоят со свечкой в спальне, где их алгоритмы трахают рынок, чтобы быстренько им вколоть галоперидол или аминазин, если что-то пошло не так.
Я представлял — и всё ещё представляю себе картину мира несколько иначе: что бы не случилось на рынке, алгоритмы должны быть автономны. Все мои функции должны состоять в том, чтобы выводить прибыль, и тратить, тратить, тратить.

Наглость, скажет кто-то. Законно, скажу я.

А всё, что законно — можно делать.

Искать торговые системы легко. Всё придумано до нас. Бери и пользуйся.

Сложности, которые имею на данный момент — комбинация алгоритмов в портфель.
  1. Буду я (и те, кто будут использовать мои системы и наработки), регулярно делать ревью портфеля торговых систем (это не то же самое, что портфель торговых инструментов). А хотелось бы, чтобы это происходило автоматически.
  2. Вопрос обрывов связи со стороны брокера или биржи. Эти кейсы надо тоже прорабатывать, пока я сюда не лез.
  3. Вопрос планок. Резких движений рынка, остановки торгов биржей. Тоже не думал пока над этим.
Пункты 2 и 3 решаются, в принципе, тем, что сделка может быть совершена и инициируется тогда, когда пришла свеча. Нет связи или планка и останов торгов — ничего с этим не поделать. Нет свечей от брокера — нет и сделок. И их никак и не совершить. Риски. Мы всегда и везде должны учитывать риски.

Отсюда и моя работа по управлению капиталом.
Портфель должен быть сбалансирован.
Капитал должен быть тонким слоем размазан по всем торгуемым инструментам.
Должно быть примерно равное количество лонг- и шорт- торговых систем.

Ну и капитализироваться нужно, постоянно, в идеале — после каждой сделки.

Подытоживая: ставя амбициозные цели и стремясь к ним дойти, невзирая на трудности, может быть, до конца и не дойти.
Но сколько всего полезного поимеешь по дороге, и если даже если не реализуешь цель на 100%, то в большей степени — это уже прекрасно.

И второе.
Для успеха на рынке не нужно быть хорошим трейдером, или понимать, как работают индикаторы, и в чём их плюсы и минусы. Изучать особенности рынков. Смотреть на графики, выискивая глазами закономерности. Не нужен фундаментальный анализ. Нужно просто свой релевантный опыт — то, в чём ты куда более хорош, чем подавляющее большинство, применить для решения конкретной задачи. Так в этом мире и создаётся что-то новое, чего ещё никогда не было. А на том, что уже было, много не заработаешь, видимо.

Ставьте амбициозные цели и стремитесь к ним, несмотря ни на что.
Доброй ночи и приятных снов.
★11
47 комментариев
Почему тогда c#, а не go?
Понимаю, что rust и c слишком...

И второе
>>Надо тут сказать, что я вообще много чего в сфере IT в этой стране за последние 20 лет сделал первым

Например?

И третье. Проблема как раз переключаться вовремя между стратегиями и понять бы как это формализовать.
Ну и в итоге если начинаешь учитывать все риски. То доходность уже не такая интересная.

Понимаю, что есть уникумы, но я пока не в их числе
avatar
Дмитрий, я не знаю go.

Зачем тебе детали? Спроси в личных сообщениях, если сильно интересно. Но смысл? Что это тебе даст? Мне кажется, ничего, в коннотации, что ты хочешь получить доход на рынке.

Третье — серьёзная проблема и я её исследую. Попробовал много подходов. Теперь попробую подход, суть которого — раздать метрики алгоритмов узкому кругу людей, которые будут торговать моим пакетом продуктов. Есть вероятность, что они увидят то, чего не увидел я.

Доходность всегда интересная, как по мне. Я больше работаю над стабильностью этой доходности. Проценты устраивают.
avatar
Дмитрий, и ещё — чтобы добраться до вершин, нужно считать себя уникумом. Вопрос в том, в чём ты уникум. Найди это и используй. И начни с вопроса, почему ты считаешь, что ты не в их числе.
avatar
Осень...
Тихо шифером шурша, едет крыша не спеша…
avatar
Andrew1979, ага. И ты в блоке
avatar
bascomo, Такой ты гений на смарт-лабе зависший. Я тоже в блок?
avatar
Не взлетит. Имею ввиду часть про релевантный опыт. До вас на биржу приходили тысячи и тысячи успешных в своей области людей, и я говорю не про современность, когда каждый имея сто баксов может начать торговать Форекс, а про те времена, когда ещё и персональные компьютеры толком не появились. Результат известен — мало у кого получалось, чаще — спускали капитал и уходили с биржи. Почему — потому что опыт, приобретённый за воротами биржи, никак не помогает в торговле на бирже. Нет, он безусловно оказывает влиянее, но, скорее, отрицательное.

У вас за плечами более 20 лет успешной карьеры программиста, вы встречали десятки и сотни сложных задач на своём пути, и успешно их решали. Возможно, вы успешно решали сложные задачи не только в программировании. И сейчас, когда вы встретили очередную сложную задачу, вы, опираясь на свой опыт и знания, уверены, что решите её также как и все предыдущие. Нет, не решите. Потому что задача прибыльной торговли на бирже не имеет никаких общих мест с задачами из реальной жизни. На первый взляд, кажется что много общего, на самом деле — ничего. Когда вы это поймёте и примите, только тогда у вас появится возможность решить эту задачу.
avatar
Dmitry K, С этой точки зрения вы правы. Давайте посмотрим, что покажет время и подход. Мне же не нужно убежать вас, что у меня всё получится? Только реальные результаты. Ну нет так нет. Мой эксперимент.
avatar
Автору респект, суперский пост! 
avatar
chizhan, Спасибо вам большое
avatar
Генератор денег создан. Здорово. Может вам стоит замахнуться на вечный двигатель?
avatar
ты прав в последнем абзаце
avatar
Это не философия, бро. И вы не правы, для успеха в трейдинге нужно быть хорошим трейдером. Для успеха в программировании — хорошим программистом. Либо вы понятие «успех» криво понимаете...
Вы даже путаете трейдинг, инвестирование и управление капиталом.
За лонгрид лайк, по смыслу ИМХО все не так.
avatar
Denkenmacht, это не автор путает, это жизнь намертво склеила инвестиции, спекуляции и управление портфелем. А автор вызывает здоровую зависть своими умениями и готовностью изучать новое. 
avatar
Ну здесь несколько заблуждений прям на лицо. Самая большая ошибка заключена в том, что почему то большинство уверено, что треидинг это постоянное сидение за монитором. Даже торгуя на М5, за день можно совершить максимум 3-4 хороших сделки, да и то в ожидании завершения формации, большую часть времени ты находишься фактически в бездействии. Я в такие моменты попросту читаю книгу иногда поглядывая в монитор. Время за день в такой торговле тратится минимум, примерно около часа. Далее распыление на кучу инструментов. Так же глупость несусветная. Если ты не инвестор конечно. У меня вообще идёт слежение всего за одним инструментом. При концентрации на дном активе у тебя больше шансов не наделать глупостей, правильно открыть позицию и тем более довести её до финала. Далее индикаторы. Вообще бред. Есть цена и моменты где вызван интерес одной из сторон участников рынка. Отсюда и принимаем решение. В большинстве своём наличие уровней не играет значения т.к. цена сама показывает когда начинается давление с той или иной стороны. Если у тебя подход исключительно с точки трейдинга, то я бы строил торговую систему для бота исключительно на нескольких формациях с использованием индикатора объёма. Всё на самом деле на много проще чем думает большинство. Единственно, что себе не может это большинство позволить, как отдать тысячи своих часов на простое изучение рынка. Все поглощены исключительно поисками некой комбинаторики случайных совпадений по индикаторам либо сформированных паттернов. Рынок сродни с машинным программированием с наидичайшим отличием в том, что если для программиста (родной) язык процессора Asm, является просто пиздец чем и требуется для составления качественной программы, использовать языки более высокого уровня, то для трейдинга, всё с точностью наоборот. Люди сочиняют и пользуются индикаторами (язык более высокого уровня), полностью пренебрегая (машинным кодом Asm). А тут и кроется вся засада, что рынок необходимо, понять именно с его рыночного (языка), без внедрения своего (уникального) кода (индикаторы, паттерны) якобы, облегчающего чтение того, что происходит на экране. Рынок довольно прост и однообразен, и это подтверждается на любом ТФ, что цена движется по единому  алгоритму, за исключением некоторых моментов когда прилетают чёрные лебеди…
avatar
Андрей &, начали за здравие, а закончили за упокой.
Рынки РАЗНЫЕ!
И индикаторы, пусть самодельные, в той или иной степени необходимы. В конце-концов, обнаружитель паттерна все равно некоторый индикатор, хотите Вы того или нет. 
Объемы не торгую. Но чувствую себя неплохо. С 2014 ни одного убыточного года. 
avatar
Андрей &, скорее рыночные механизмы стремятся к простоте и однообразию, потому что на эффективном рынке всегда есть конкуренция.
Но на каждом фрейме свои доминирующие силы и горизонт действия игроков и поэтому их действия должны отличаться.
avatar
DrManhattan, 
 стремятся к простоте и однообразию
Именно однообразие и по другому попросту быть не может. Если вы внимательно будете следить за рынком, то вскоре поймёте, что нет разницы между М5 и Д1. Единственное различие в том, что на Д1 цена большую часть лежит в боковике и торговать в ожидании импульса очень долго и муторно. Хотя, профит в таких длинных сделках более ощутим, а время нахождения в рынке совсем минимальное т.е. максимум раз в день. В принципе вот здесь и вся разница.
avatar
Андрей &, разница огромная.
Дневки надо закрывать, т.е.  все дейтрейдеры должны закрыть открытые позиции. Кто лонги, а кто шорты.
Я говорю не о свечках, а о позах, которые не за 5 мин. открываются и не ради 2 тиков.
Боковик, импульс — это все голимый график, который и так все видят.
«рынок необходимо, понять именно с его рыночного (языка), без внедрения своего (уникального) кода»
А рыночный язык — это не график.
avatar
DrManhattan, красивая лодка на картинке в профиле
avatar
bascomo, интеллигенция загнивающего Запада.
Но и наши ученые тоже что-нибудь придумают — как говорил Путин.
avatar
Вы хоть одну стратегию предоставьте общественности. А то чесать языками все могут, а торговать — нет.
Величина убытка в номинале зависит от аеличины депозита. При депозите 1млн.ркб. у вас счет может каждый день меняться в + и — на десятки т.р. (но это несколько процентов и это нормально). Поэтому какой стресс о чем вы пишите. Если у вас счет 100р то тогда да 40 рублей это стресс.
avatar
Роман, вообще-то автор раскрыл о своих стратегиях почти все, что можно. Поинтересуйтесь прежними постами. 
avatar
ну что ж, — пожелаем успеха!!!

2 просьбы: предупредить о дне запуска, чтобы выключить свои и посмотреть со стороны + предупредить о дне, когда уже можно будет идти оформлять багамскую визу
avatar
Довольно простая и очевидная идея, но вот реализовать ее это да, далеко не каждый осилит. Я уж точно. Хотя еще в 90х сделал программу бухучета ГКО в одном банке, где как раз торговал этими ГКО. Ну то довольно примитивная программ была.
avatar
Сплошная вода на киселе
avatar
плечи аккуратные такие и на свои
лонг ситуационный
перемена активов динамическая, до 7% на один лист 
неясно, как со всем рынком вместе зарабатывать на шортах
поэтому фиксация прибыли идет на длинных остановках 
время на рынке не бесплатное, каждое действие имеет смысл и регулируется своим интервалом
avatar
Подскажите плз — есть ли место, где можно увидеть вашу публичную эквити? Например, ЛЧИ или Comon?
avatar
Dangerous Assumption, нет, нету и не будет. Если только по не зависящим от меня обстоятельствам. Например, Бинанс покажет в топе лучших трейдеров без моего разрешения. 
avatar
это просто пост «выебоН»?
avatar
Danilo, Еще какой. Осень пришла. Реально походу сезонное.
avatar
для второго года номально...
сохрани пост лет через 10 покажется смешным

успехов
avatar
ves2010,  рынок рф не торгуете сейчас?
avatar
Илья Нечаев, не торгую... 
avatar
Господа комментаторы, что Вы с такой экспрессией набросились на автора? 
Редкий же человек, пишет по делу. У нас у многих тараканы в голове не переводятся. Подозреваю, что без тараканов нет успешной торговли. И с тараканами-то не у всех.
avatar
Здравый подход
avatar
А мне нравится! Во многом с автором согласен.
avatar
так а стратегия есть? Я одну разработал только автоматизации нет.
avatar
Siriusr, Есть 196 млн стратегий :)
avatar
bascomo, меня смущает зп в 3000 ре в 2000 году… Не маловато? 
avatar
КРЫС, это зависит от того, с чьей точки зрения смотреть
avatar
bascomo, я плохо помню те времена… но на 3000 прожить, имхо, было очень трудно... 
avatar
КРЫС, Это был средний доход для того времени, больше $100, для провинции у многих и меньше было, и цены были другие. За 800 р можно было снять комнату на месяц.
avatar
Сколько идиотов/столько плюсов
avatar
$even_17 (PhD), сколько же злобных дегенератов на сл, как со всей планеты собрались. Рынок — это мёд, а не говно, вам не сюда
avatar
Нету никакой философии.Автор не трейдер, а программист.
avatar
Не могу понть, правда или вранье, тут много бывает сказочников.

мысли есть дельные.

теги блога bascomo

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн