Блог им. DenisKarachkovskiy

Казахстан сталкивается с политическим давлением с целью диверсификации маршрутов экспорта нефти

Астана с оптимизмом смотрит на увеличение экспорта нефти, несмотря на предостережения относительно того, как война на Украине может повлиять на рынки, и вопросы относительно ее недавно начатых поставок в Европу.

Казахстан планирует увеличить поставки нефти по своему основному экспортному трубопроводу в Россию более чем на треть к концу следующего года, заявил на этой неделе министр энергетики Болат Акчулаков в ходе отраслевой конференции в Техасе.
Это пустые разговоры, учитывая проблемы, охватившие Каспийский трубопроводный консорциум, поставки которого в прошлом году четырежды прекращались.

Официальные объяснения срывов не убедили скептиков, которые считают, что Москва использует КПК в качестве политического рычага воздействия на Казахстан, чтобы заставить его (безуспешно) поддержать войну России на Украине.
Астана стремится увеличить экспорт через трубопровод, по которому транспортируется около 1 процента мировой нефти, до 60 миллионов метрических тонн в этом году, сказал Акчулаков на энергетической конференции CERAWeek в Хьюстоне. Это на 15 процентов больше, чем в прошлом году, когда было отгружено 52,2 миллиона метрических тонн. В следующем году он намерен увеличить экспорт еще на 20 процентов до 72 миллионов метрических тонн. В случае успеха это составит 38-процентный рост за два года.

Это возможно после того, как завершенное в январе расширение казахстанского участка трубопровода КТК увеличило его пропускную способность с нынешних 53,7 млн ​​тонн до 72,5 млн тонн.

Казахстан сильно зависит от КТК, через который проходит четыре пятых его экспорта нефти. Россия — нет: в 2022 году на казахстанскую нефть приходилось 88 процентов отгрузок КТК.

Казахстанские поставки через КТК сократились на 1 % в 2022 году из-за перебоев в работе трубопроводов, но по-прежнему составляли 81% казахстанского экспорта в размере 64,3 млн метрических тонн.

По трубопроводам в Россию транспортируется 94 процента казахстанской нефти, при этом на долю КТК приходится основная часть, а по трубопроводу из казахстанского города Атырау в российский город Самара доставляются оставшиеся 13 процентов.

Остальная часть нефти пошла танкерами через Каспийское море по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан в Турцию (2,3 миллиона тонн, или почти 4 процента казахстанского экспорта) и в Китай по трубопроводу Атасу-Алашанькоу (1,2 миллиона или почти 2 процента).

Небольшие количества были отправлены в грузинский порт Батуми и Узбекистан, сообщает Reuters .

По приказу президента Касым-Жомарта Токаева Казахстан стремится диверсифицировать экспортные маршруты из-за войны, что подразумевает снижение зависимости от России, находящейся под санкциями.
Это «проблема номер один» для Казахстана, сказал Акчулаков на энергетической конференции в Хьюстоне.

По его словам, строительство нового трубопровода для транспортировки нефти на восток через Каспийское море может занять до пяти лет. Он не упомянул, что Россия как приморское государство непременно попытается наложить на него вето.

По данным Reuters, в прошлом году Казахстан увеличил поставки нефти по нероссийским маршрутам, но только на 638 000 тонн.

В конце февраля Казахстан начал перекачивать нефть в Германию, чтобы восполнить дефицит после того, как страны ЕС запретили большую часть российской нефти. Но эта нефть еще должна пройти через Россию.

Казахстан согласился отправить 300 000 тонн в Германию в первом квартале этого года по трубопроводу «Дружба» через Россию, до которого можно добраться по трубопроводу Атырау-Самара, и подал заявку на отправку 1,2 миллиона тонн по этому маршруту в этом году. Вечно оптимистичный министр энергетики заявил, что Казахстан теоретически может ежегодно находить до 6 миллионов тонн нефти для отправки в Европу.

Но первая отгрузка в 20 000 тонн была отложена с января, и Казахстан «изо всех сил пытается найти достаточно сырой нефти, чтобы удовлетворить запросы европейских стран на поставки через российскую трубопроводную систему «Дружба», что позволило бы им сократить свои отношения с Москвой», — сообщило агентство Bloomberg. неделю, ссылаясь на анонимные источники и объясняя снижение добычи ремонтными работами на нефтяных месторождениях.

Кроме того, как сообщает Bloomberg, казахстанские производители нефти «осторожно относятся к маршруту «Дружба», потому что они могут получить более высокую прибыль, используя другие экспортные маршруты».

Чиновники из энергетики также использовали форум в Хьюстоне, чтобы обсудить ребрендинг казахстанской нефти, чтобы отделить ее от российской нефти.

Нефть из Казахстана ранее экспортировалась как REBCO, Russian Export Blend Crude Oil, которая в мире больше известна как нефть марки Urals, но в июне прошлого года она была переименована в KEBCO. Это позволило Казахстану «минимизировать риски для казахстанских нефтегазовых компаний», сказал Магзум Мирзагалиев, глава государственной энергетической компании «КазМунайГаз» .

Этому есть подтверждение: по данным Reuters, KEBCO торгуется примерно на 20 долларов за баррель дороже, чем REBCO.

Казахстан прогнозирует добычу нефти в этом году на уровне 90,5 млн тонн, а экспорт – 71 млн тонн. Но, как указал министр энергетики Акчулаков, нефтяные амбиции Астаны зависят от капризов войны на Украине.

«Я считаю, что события в геополитике создают океан неопределенности», — сказал он, что затрудняет прогнозирование. «Тем не менее, мы должны двигаться вперед. Есть много возможностей».

теги блога DenisMonte

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн