Новости рынков
По данным Института международных финансов (IIF), отношение совокупного долга правительства, компаний и домохозяйств Китая к ВВП страны вплотную приблизилось к отметке 300%.
Две третьих китайских городов рискуют превысить неофициальный уровень долга, установленный Пекином, пишет издание со ссылкой на подсчеты S&P Global. По данным компании, в прошлом году объем непогашенных обязательств крупных китайских городов составил в среднем 120% от их дохода за 2022 г.
Согласно опросу, проведенному нью-йоркской исследовательской фирмой Rhodium Group, около трети крупных городов Китая с трудом выплачивают проценты по долгам. В одном из наиболее вопиющих случаев, в Ланьчжоу, столице провинции Ганьсу, процентные платежи были эквивалентны 74% доходов бюджета в 2021 году. Это быстро приближает ситуацию к печально известному «Моменту Мински»*.
ProFinance.ru: момент начала быстрого снижения стоимости финансовых активов в результате схлопывания пузыря, влекущего за собой окончание фазы роста в экономике. Момент Мински является поворотной точкой кредитного и экономического цикла от длительного подъема к быстрому спаду. Название отсылает к гипотезе финансовой нестабильности Хаймана Мински
Что еще хуже, скоро крупным городам страны предстоят крупные погашения долгов. Согласно исследованию Lianhe Ratings Global, дочерней компании крупного китайского рейтингового агентства, около 84% их совокупного офшорного долга в $84,2 млрд предстоит погасить до 2025 года.
Тем не менее, как отмечает WSJ, главная проблема заключается не в том, что города объявят дефолт и спровоцируют финансовый кризис — хотя это, безусловно, может произойти, если предположить, что Пекин позволит им потерпеть неудачу, что маловероятно, — а в том, что городам придется продолжать сокращать расходы, откладывать инвестиции или принимать другие меры, чтобы радовать кредиторов. И это на годы затормозит экономический рост.
Официальный долг правительств 31 провинции Китая составляет около 5,1 триллиона долларов, включая облигации, принадлежащие местным и иностранным инвесторам. Однако эти цифры не включают различные забалансовые долги, обычно привлекаемые через так называемые механизмы финансирования местных органов власти, которые в последние годы получили широкое распространение для финансирования инфраструктуры и других обязательств. По данным Международного валютного фонда, в этом году долги в рамках этих программ достигнут почти 10 триллионов долларов.
Как отмечает WSJ, эта цифра превышает совокупный государственный долг Германии, Франции и Италии по состоянию на третий квартал 2022 года.
Проценты по долгам вытесняют другие расходы. Исследование Rhodium Group показало, что процентные расходы составляли не менее пятой части бюджетных ресурсов в 25 китайских городах в 2021 году. Все, что превышает 10% — а это происходит в более чем 100 городах — приводит к «значимым ограничениям».
www.wsj.com/articles/chinas-cities-struggle-under-trillions-of-dollars-of-debt-c341b6e0