О развитии биотехнологического холдинга и специфике рынка биотеха рассказали Артур Исаев, председатель совета директоров Института стволовых клеток человека ИСКЧ и Дмитрий Красоткин, инвестиционный директор ИСКЧ, ведущим подкаста Назару Щетинину и Мураду Агаеву на YouTube-канале «Вредный инвестор»
О компании:
ИСКЧ была основана в 2003 году. Компания представляет собой биотехнологический холдинг, который занимается разработкой технологий, в частности медицинских препаратов, изделий и сервисов и их внедрением в практику 👨⚕️здравоохранения. ИСКЧ создает активы и инвестирует в инструменты на долгий срок. Медицина, как отрасль, имеет темпы роста выше, чем ряд других отраслей.
ИСКЧ инвестирует в направления, которые растут выше отрасли, например, в генную терапию, генетическую диагностику, создание биомедицинских препаратов, репродуктивную медицину, биобанкирование, разработку вакцин. Стратегия компании заключается в следующем: ИСКЧ приобретает идею, развивает ее, изготавливает продукт и выводит его на рынок. Если продукт оказывается удачным, ИСКЧ расширяет продуктовую линейку и выводит этот бизнес на IPO.
«В целом Институт стволовых клеток человека, кроме того, что это портфель разработок, и кроме того, что это стратегический инвестор, это еще и экосистема. За эти 20 лет, создавая наши продукты (у нас уже есть несколько продуктов на рынке и разработок), нам пришлось пройти весь путь. Для того, чтобы этот путь эффективно проходить, нужна определенная среда. В России где-то с 2008–2009 года эту среду начали создавать, появились различные институты развития. И действительно, часть вопросов сейчас очень хорошо регулируется, есть поддержка для ранних стартапов», – рассказывает Исаев. С одной стороны, ИСКЧ работает с компаниями, которые предлагают платформенные решения, и проводит их акселерацию на первых стадиях развития. С другой стороны, холдинг работает с компаниями, находящимися на стадии коммерциализации.
По словам Красоткина, последние несколько лет выручка компании растет «приличными темпами», по итогам этого года выручка вряд ли увеличится из-за последствий геополитических событий 2022 года. 30% баланса составляют нематериальные активы. Долговые обязательства в основном формируются за счет облигационных займов со сроком погашения в 2026–2027 году. Компания маржинальна. В России прямых конкурентов у компании нет❗. Сеть медицинских центров «Мать и дитя» работают с клиентами премиального сегмента, причем перспективы бизнеса сохраняются, несмотря на релокацию граждан с высокими доходами и снижения рождаемости в стране. Сеть клиник «Медси» придерживается массовой стратегии оказания медицинских услуг и получает государственное финансирование
Перспективы ИСКЧ:
В 2020 году ИСКЧ получила внимания со стороны инвестиционного сообщества, тогда компания начала разрабатывать тест-системы и вакцины для профилактики COVID-19. Также к тому моменту инвесторы имели опыт инвестирования в зарубежные биотехнологические компании, «у которых нет никакой EBITDA и выручки», и появились фундаментальные данные о динамике роста ИСКЧ. Разработка медицинских препаратора и вывод их на рынок занимает от 5 до 10 лет. Сейчас 3 продукта холдинга находятся «на продвинутых стадиях» и скоро могут выйти на рынок.
«Завтрашний день – это вакцинное направление, это хорошие большие рынки. Сейчас многие производители зарубежных вакцин, которыми мы пользовались, ушли. И, соответственно, российские разработчики будут пробовать. 💉Вакцина – одно из немногих направлений в России, где традиционно сильные университеты, институты, и мы это увидели во время ковида. 😷 Ковид – это какая-то экстремальная история. История более длинная обычного бизнеса – это две компании, которые у наc есть в этом, – это “Развитие биотехнологий” (вакцинная платформа) и BetuVax (антигены для вакцин). Эти компании будут раскрываться в ближайшие годы, и на горизонте 2024 года, я думаю, у нас появится первая выручка», – отмечает Исаев.
Также холдинг активно занимается генной 👩⚕️ терапией в области орфанных (редких) заболеваний – появится портфель геннотерапевтических препаратов «Genetico». По словам эксперта, компания будет развивать это направление, так как появились ресурсы в виде оборотов и капитала. Кроме того, рост ценности компании будет происходить за счет разработок в сфере онкологических заболеваний. Исаев заявил о ребрендинге компании в этом году, так как компетенции бизнеса вышли за рамки стволовых клеток человека.
Сейчас ИСКЧ ищет возможности развития за рубежом, чтобы работать на рынке с большим объемом средств – в России рынок биотехнологий находится на стадии развития. От объема рынка, на котором работает компания, зависит ее 💲 капитализация.
«Дело в том, что нам в Америке нужно все это развивать только потому, что законодательство многих стран в области регуляторики синхронизировано с американским и европейским, а наше не синхронизировано. И оно синхронизировано с ними, потому что они очень активно все развивали и двигали. Понятно, что тот, кто развивает, имеет стандарты. И многие страны приняли те же концепции, и, соответственно, проще регистрировать препараты, зарегистрированные в Америке, в Турции, во Вьетнаме, еще где-то. Для того, чтобы мы могли выходить с нашими препаратами на рынки, нужно, чтобы наше Министерство экономики и прочие пробовало взаимодействовать (с другими странами – прим. ред.) после получения нами регистрационного удостоверения. Это как бы идеальный вариант: принесли наше досье – наше сертифицированное производство, наши сертифицированные лаборатории подходили бы Вьетнаму, Турции и так далее. Кстати, именно это являлось причиной того, что “Спутник V”❗ не регистрировали в Европе, а не политические вещи», – поясняет Исаев.
В отношении ценных бумаг компания придерживается дивидендной политики и, тем не менее, делает ставку на многократный рост бумаг.
Смотрел ваш видос вчера пока ездил на тачке туда-сюда)
Особенно интересно было про РДВ))
Потом посмотрел на отчеты МСФО ИСКЧ и просто ахерел от того, какое это пузырь надутый.
Вот ржака.
Они что, будучи переоцененными в 10 раз хотят быть переоцененными в 50 раз?:)
Выдал тебе медальку👍😄