«Пароходик Вилли» сделал Уолта Диснея известным, но успех в бизнесе пришел к нему не сразу. Мультфильмы обходились чудовищно дорого и не окупались — к середине 1930-х годов он выпустил их уже более 400 штук, и почти все они оказались убыточными. Дисней и его студия были практически разорены. Мультфильм «Белоснежка и семь гномов» изменил все — Дисней заработал на его прокате 8 миллионов долларов за первые полгода 1938 года. Эта сумма была больше, чем все, что он заработал за прошлые десять лет. Компания сумела погасить все свои долги и купила самую современную студию.
С 1928 по 1938 год Уолт Дисней снял несколько сотен часов мультфильмов, но с точки зрения бизнеса только 83 минуты «Белоснежки» и имели значение. Такие события в западном финансовом мире принято называть «длинным хвостом». Что это такое?Длинный хвост
Традиционные портфельные теории сегодня строятся на кривой нормального распределения, показывающей, что события, близкие к среднему, встречаются чаще, чем события, далекие от среднего. Но именно маловероятные события могут как нанести непоправимый ущерб, так и принести огромную прибыль.
Происходят такие события на обоих «хвостах» кривой нормального распределения, причем чем ниже вероятность события, тем дальше оно расположено от средних значений и тем длиннее его «хвост». И, соответственно, чем длиннее «хвост», тем больший эффект это событие окажет на портфель.«Длинные хвосты» доминируют в бизнесе, инвестициях, спорте, политике и карьере. Все, что является прибыльным, известным и влиятельным — результат «хвостового» события. При этом мы все равно недооцениваем их эффект и не понимаем, насколько они редки и могущественны на самом деле.
Примеры чудо-аномалии
Ярким примером «хвостового» бизнеса в финансовом мире являются компании, занимающиеся венчурными инвестициями.Приведу несколько статистических данных по ним:
- с 2004 по 2014 год 65% из них лишились всех своих денег;
- 2,5% от их инвестиций выросли в 10-20 раз;
- 1% от их инвестиций вырос в 20 раз;
- 0,5% от их инвестиций вырос в 50 и более раз.
«Длинные хвосты» влияют и на весь рынок в целом — S&P 500 в 2017 году вырос на 22%, и четверть этого роста дали всего лишь 5 компаний: Apple, Amazon, Microsoft, Boeing и Facebook. На долю десяти компаний пришлось 35% прибыли. Один только Apple обеспечил индексу большую доходность, чем сумма доходности 321 худших компаний.
Если рассмотреть индекс Nasdaq, то там все будет еще интереснее — в 2017 году он вырос на 32%, и на 5 лучших компаний пришелся 51% этого роста. Но «длинные хвосты» играют решающую роль и в самих компаниях — почти весь рост тому же Amazon дали два его продукта — Prime и AWS. При этом коэффициент приема на работу в Google составляет около 0,2%, в Facebook – 0,13%, в Apple – 2%. Люди, работающие над проектами, приносящими «хвостовой» доход сами имеют «хвостовую» карьеру.
И так было всегда. Вот что писал в Бенджамин Грэм: «Совокупная прибыль, полученная от акций одной единственной компании Geico, намного превысила сумму всех остальных операций, реализованных за 20 лет».Подобные экстремальные победители и проигравшие ярче всего проявляются именно в венчурных инвестициях, но крайности характерны для всего в этом мире. В большинстве конкурентных областей победители продолжают выигрывать, потому что победа открывает новые двери, а проигравшие — проигрывать, потому что никто не хочет связываться с неудачниками.
Что же нам инвесторам делать?
Нам, как инвесторам, следует понимать роль «хвостов» — на длительном горизонте большинство ваших инвестиций могут работать очень плохо, но меньшинство может компенсировать их убыточность и вытащить доходность всего портфеля. И помните, что читая этот пост, вы принадлежите к единственному из почти 9 миллионов видов, умеющему читать. Так что обычное чтение этой статьи — результат самого «длинного хвоста», который только можно себе представить.
Ок, отлично.
Но вот в чем вопрос, как из этих, например 322 компаний, с которой сравнивают эппл, выбрать ту, которая даст длинный хвост?? Есть ответ на этот вопрос