Блог им. LongTermInvestments

Анализ Ozon – улучшение экономики бизнеса

Последний обзор Ozon делал в июне, с точки зрения общей ситуации в компании и на рынке изменений было не очень много. Головной холдинг Ozon на Кипре, поэтому у компании те же проблемы, что и других российских компаний с зарубежной пропиской. “Переезжать” в Россию компания вряд ли будет в обозримом будущем, но и дивидендов от нее ждать не стоит, поэтому в случае Ozon это, возможно, не так критично. В отличие от Яндекса Ozon пока не рассчитался с зарубежными кредиторами по конвертируемым облигациям, но деньги для погашения на счетах есть и скорее всего это вопрос времени.

Из свежих новостей – у Ozon недавно сгорел крупный склад в Московской области. Хотя сам склад и товар были застрахованы, сумма ущерба и потенциальной компенсации пока непонятна. Даже если финансовые убытки будут в основном компенсированы, негативное влияние на бизнес все равно будет, так как отсутствие склада усложнит логистику в Москве и МО, которые очевидно являются крупнейшим регионом для компании. Насколько сильно это может замедлить рост бизнеса или увеличить издержки мы вряд ли узнаем раньше отчета за третий квартал.

Далее непосредственно к результатам за второй квартал. Для начала общая картина по рынку. В Q2 наилучшие результат показал Wildberries (WB), который обновил рекорд по квартальному GMV. Ozon и Яндекс.Маркет снизили показатели относительно предыдущего квартала. По Aliexpress и СберМегаМаркету нет цифр за 2022 год, но я думаю, что в обоих случаях результаты так себе. Сбер сейчас сильно сокращает инвестиции в убыточные экосистемные проекты, а у Aliexpress основной бизнес пока что это кросс-бордер, который, вероятно, пострадал из-за проблем с логистикой и платежами после февраля.

Анализ Ozon – улучшение экономики бизнеса

Наверное самое интересное – это то, как игроки поменялись местами с точки зрения темпов роста бизнеса – в лидеры вышел WB, а Маркет, наоборот, упал ниже двух лидеров рынка.

Анализ Ozon – улучшение экономики бизнеса

GMV Ozon составил ровно половину от WB в Q2, хотя кварталом ранее соотношение превысило 60%. Будет интересно посмотреть, как дальше будет развиваться ситуация.

Анализ Ozon – улучшение экономики бизнеса

Переходя к финансовым показателям компании – у Ozon продолжает расти доля 3P GMV, в Q2 она достигла 76%. В результате 3P GMV даже немного вырос в Q2 и обновил максимальные значения, а снижение общего GMV в последние два квартала (QoQ) за счет 1P продаж.

Анализ Ozon – улучшение экономики бизнеса

Также в Q2 3P выручка впервые превысила 1P выручку. 3P выручка имеет значительно более высокую маржинальность и на текущем этапе уже приносит компании основные доходы.

Анализ Ozon – улучшение экономики бизнеса

Основу сервисной выручки составляют комиссии, которые Ozon берет с селлеров, но рекламные и логистические доходы растут даже немного быстрее. В целом вся сервисная выручка Ozon в Q2 выросла заметно сильнее, чем 3P GMV, т.е. Ozon явно начал работать над улучшением маржинальности бизнеса.

Анализ Ozon – улучшение экономики бизнесаАнализ Ozon – улучшение экономики бизнеса

Заметить рост Ozon на операционную эффективность можно по соотношению 3P выручки к GMV – оно достигло максимума за последние два года. Интересно, что отношение 1P выручки к 1P GMV при этом немного снижается, возможно дело в миксе продаваемых товаров или каких-то других причинах.

Анализ Ozon – улучшение экономики бизнеса

Помимо оста маржинальности бизнеса Ozon также начал оптимизировать издержки, в первую очередь на логистику и маркетинг, которые исторически были двумя самыми большими статьями расходов в компании. При этом затраты на технологии и G&A, в которых основную часть составляют зарплаты, растут. Хотя ранее были новости, что в Ozon проходят точечные сокращения персонала, видимо в целом компания продолжает нанимать людей для поддержки роста бизнеса.

Анализ Ozon – улучшение экономики бизнесаАнализ Ozon – улучшение экономики бизнеса

В заголовках всех СМИ основной упор был на то, что у Ozon в Q2 впервые в истории была положительная Adjusted EBITDA (пусть и символически), и компания вышла на операционную безубыточность. Но на самом деле бизнес еще, убыточен, так как Adjusted EBITDA не включает часть расходов на персонал, хотя минус сильно сократился.

Анализ Ozon – улучшение экономики бизнесаАнализ Ozon – улучшение экономики бизнеса

FCF Ozon был сильно отрицательным в Q2, правда в основном из-за изменений оборотного капитала. Капекс сильно снизился относительно Q1, но все еще значительный – быстрый рост бизнеса требует продолжения вложений в инфраструктуру.

Анализ Ozon – улучшение экономики бизнесаАнализ Ozon – улучшение экономики бизнесаАнализ Ozon – улучшение экономики бизнеса

На операционном уровне у Ozon продолжился стабильный рост количества покупателей и их расходов (LTM), здесь пока все позитивно.

Анализ Ozon – улучшение экономики бизнеса

Баланс Ozon сильно ухудшился и чистый кэш на балансе, который бал ранее, почти обнулился. Правда основная причина – укрепления рубля, большая часть кэша Ozon лежит на счетах в долларах. Также у компании быстро растут лизинговые обязательства, считать их долгом или нет – отдельный вопрос.

Анализ Ozon – улучшение экономики бизнесаАнализ Ozon – улучшение экономики бизнеса

Наконец, интересный момент, что формально количество акций в обращении у Ozon не выросло с начала года, но за первое полугодие компания выпустила 7.7 млн RSU для сотрудников, что соответствует потенциальному размытию капитала около 3.5%. RSU выданы с условием вестинга и при увольнении они обычно сгорают, т.е. по факту размытие будет немного меньше, но все равно стоит учитывать потенциальное размытие капитала при оценке компании.

Анализ Ozon – улучшение экономики бизнесаАнализ Ozon – улучшение экономики бизнеса

Акции Ozon бодро отреагировали на отчет и в целом сильно выросли за последние два месяца, почти удвоившись от минимумов в июне. Ozon сейчас стоит даже немного дороже, чем 21 февраля до обвала рынка, но от исторических пиков акции, конечно, еще очень далеко.

Анализ Ozon – улучшение экономики бизнеса

В целом на мой взгляд у Ozon вышел хороший отчет, экономика бизнеса заметно улучшилась при сохранении достаточно высоких темпов роста, в отличие от Яндекс.Маркета, где оптимизация бизнеса сильно замедлила темпы роста.

Больше контента:

Сайт: longterminvestments.ru

Telegram: @long_term_investments

VK: long_term_investments

★2
1 комментарий
Квартал-к-кварталу Озон не вырос и при этом он остался убыточен. Убытки в Озоне не только от вложений в рост бизнеса — Озон операционно убыточен.
avatar

теги блога Илья Воробьев

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн