Вопрос старый и обсуждался не один раз.
Перечитывая блоги и статьи на эту тему попал на очень интересные размышления Владимира Милова,
«Перспектива покупки доли в ТНК-ВР российскими госкомпаниями явно наметилась уже в прошлом году, по следам развала «арктической» сделки ВР и «Роснефти» и очевидно проявившейся невозможности дальнейшего мирного сосуществования ВР и AAR как паритетных собственников российского СП. Тогда еще было непонятно, что и как, но было ясно, что если кто-то из партнеров продаст свою долю, то, по сложившимся в российском нефтегазовом секторе неформальным правилам, никто, кроме наших госкомпаний, реально претендовать на ее покупку не сможет. И вот теперь, после месяцев публичного кокетства, такое намерение открыто декларировала «Роснефть».
Если такое поглощение произойдет, то это значит, что под формальным контролем государства будет находиться более половины российской нефтедобычи против нынешних примерно 36% (вряд ли стоит сомневаться, что вместе с 50% акций «Роснефть» получит в ТНК-ВР и операционный контроль, учитывая неформальную роль государства в нашем нефтяном мирке). А сама «Роснефть» (с учетом доли ТНК-ВР в «Славнефти») выйдет на уровень почти 200 млн т нефти в год, или около 40% российской нефтедобычи.
Нет сомнений, что мы снова услышим слова о «национальном чемпионе», оправдывающие новую волну национализации в «нефтянке» мечтами о сильной госкомпании, которая сама сможет все разработать и всем эффективно управлять, со ссылками на Норвегию, Саудовскую Аравию и т. д. Но сейчас мы уже имеем перед глазами опыт практических итогов нефтяной национализации, осуществлявшейся с 2004 года. Скоро уже десять лет минет с того времени, пора подводить итоги. Результаты так себе. Добыча нефти в России с 2004 года выросла всего на 11%, со среднегодовыми темпами прироста 1,6% (против 8,4% в «донационализационную» пятилетку). За исключением Ванкора госкомпаниям никаких новых крупных нефтяных месторождений ввести в действие не удалось. В основном результаты тут были достигнуты усилиями частного сектора — «Лукойл» в Тимано-Печоре и на Северном Каспии, ТНК-ВР в Иркутской области и т. п. Госкомпаниям в безраздельный откуп была отдана разработка шельфа, но тут не достигнуто, в общем, ничего — на Сахалине, кроме запущенных иностранными инвесторами проектов Сахалин-1 и Сахалин-2, не работает ничего. Промышленная добыча нефти на Приразломном месторождении в Печорском море, которое наши госкомпании попеременно пытаются ввести в разработку вот уже почти 20 лет, так и не началась. Долгие годы ушли у госкомпаний на переваривание никому не нужных долгов, набранных в ходе отъема собственности у частного сектора. Зато они выторговали себе огромные льготы под освоение новых месторождений.
При таких печальных итогах, как говорится, «если бы президентом был я», то тут же отдал бы распоряжение о приостановлении любых действий госкомпаний по покупке новых активов – национализация в отечественной нефтяной промышленности явно не принесла позитивных плодов.
Но у нынешнего государства совершенно иная логика — бесконечная экспансия, невзирая на издержки, наращивание объема финансовых потоков под управлением пусть даже ценой обременения нефтяных компаний огромными долгами, сдерживающими развитие, и потерь бюджета от предоставления этим компаниям налоговых льгот, далеко не всегда обусловленных объективной необходимостью стимулировать новые инвестиции.
Покупка «Роснефтью» доли в ТНК-ВР обойдется в сумму от $20 до $30 млрд. Хоть и не все эти деньги будут отданы наличными (часть, как уже отмечалось выше, может быть оплачена долями «Роснефти» в новых проектах), сделка явно приведет к увеличению долгового бремени «Роснефти», что либо затормозит новые инвестиции, либо потребует дополнительных льгот, то есть переложит бремя финансирования сделки на плечи госбюджета.
Нет необходимости объяснять, что продолжение этого передела собственности такой ценой никому не нужно — кроме тех, кто хочет порулить финансовыми потоками ТНК-ВР.
А вот другим интересным последствием сделки наверняка будет фактическое отстранение «Альфа-Групп» от управления ТНК-ВР. Если в ситуации разделенного пополам с ВР контроля над компанией «Альфа», выдавив в 2008 году из России Роберта Дадли, смогла де-факто заполучить в свои руки оперативный контроль над компанией, то в условиях партнерства с «Роснефтью» этого сделать не удастся. Наоборот, контроль, скорее всего, перейдет в руки менеджеров, делегированных «Роснефтью». Альфа явно выглядит проигрывающей по итогам прихода «Роснефти» — возможно, теперь AAR придется ускоренным образом искать покупателя на свой пакет. Однако не думаю, что найдется много желающих вложить пару десятков миллиардов долларов, чтобы стать младшим партнером в компании, де-факто контролируемой «Роснефтью».»
Источник
Владимир Милов — российский политический деятель, председатель российской политической партии «Демократический выбор», один из создателей коалиции «За Россию без произвола и коррупции». Заместитель министра энергетики России в мае-октябре 2002 года. Член федерального политсовета «Объединенного демократического движения „Солидарность“» (2008—2010). Генеральный директор ООО «Институт энергетической политики».
В итоге опять напрашивается вывод, что Сечин строит для кого то империю.
Об этом я уже писал ранее
P.S. Сделаю выводы что в ближайщие годы будет полная перелокация всех госактивов. О конечных целях можно пока только догадываться. Но самым эффективным завершением этого гамбита было бы IPO Роснефтегаза.
Но результат конечно будет прозаичным и печальным.
Создав такую машину медвепуты опять покажут миру, что государство является не эффективным управляющим бизнеса.