Блог им. Zmey84

Почему цифровые гиганты часто убыточны?

    • 19 апреля 2022, 14:14
    • |
    • Zmey
  • Еще

В 2021-м году все основные цифровые гиганты России (Яндекс, ВК и Озон) показали чистый убыток. В США убытки технологичных компаний также не редкость, причём иногда они являются буквально систематическими – фиксируются год от года и просто увеличиваются по мере роста компаний. Многие традиционные индикаторы, например, цена-прибыль, в данном случае не применимы, а сами компании и вовсе выглядят как банкроты, однако инвесторы не спешат избавлять от их акций. Мне кажется, всё это нужно попробовать объяснить.

Но начать придётся издалека. С того, что у каждой компании имеется рыночная, балансовая и восстановительная стоимость. Рыночная это её совокупная капитализация (стоимость акций всех типов), балансовая – размер чистых активов согласно балансовому отчёту. Но любые активы, в соответствие с принципами бухгалтерского учёта оцениваются по стоимости приобретения, поэтому всякий баланс, в силу инфляции, оказывается оторванным от реальности.

Чтобы решить эту проблему, в экономический оборот была введена так называемая восстановительная стоимость. Она применяется к зданиям и сооружениям, оборудованию и даже объектам интеллектуальной собственности, отражая затраты, которые потребовались бы для создания или приобретения того или иного актива в настоящее время. Можно сказать, что это справедливая рыночная цена чистых активов компании.

Разумеется, есть и проблемы. Восстановительную стоимость очень трудно считать, особенно для отдельной компании, поэтому аналитики ей обычно не пользуются. Производственные активы компаний, как правило, уникальны и неотделимы от всех остальных, поэтому их невозможно продать по их рыночной стоимости. Активы сильно устаревших моделей, да ещё бывшие в употреблении, можно лишь оценить на основе каких-то моделей. Тем не менее, использование восстановительной стоимости позволяет понять очень многие вещи, в том числе, принципы ценообразования на фондовом рынке, а также объяснить применимость других, более привычных для нас индикаторов.

Рассмотрим действия менеджмента компаний в случае существенных колебаний котировок акций. Если восстановительная стоимость чистых активов оказывается существенно выше рыночной, то менеджеры предпочтут выкупить собственные акции или, в крайнем случае, выплатить всю чистую прибыль в качестве дивидендов, но не инвестировать в развитие. И наоборот, если более высокой является рыночная стоимость, то менеджеры откажутся от дивидендов и, скорее всего, предпочтут  дополнительную эмиссию акций, дабы инвестировать как можно больше. В обоих случаях описанные решения наиболее выгодны для акционеров.

Разумеется, есть много тонкостей, которые вытекают из структуры активов. В частности, если менеджеры компании из той или иной отрасли ожидают перманентного снижения выпуска, то они откажутся от обратного выкупа, предпочитая сохранить деньги. И наоборот, если подъём производства ожидается в какой-то другой, сопредельной отрасли или компания вынуждена перестраиваться, чтобы удержаться на рынке, то тогда менеджеры будут придерживаться инвестиционного поведения даже при низкой рыночной стоимости. Если главный акционер государство, то оно может руководствоваться иными, стратегическими соображениями.

Представим, что имеется некий рынок, состоящий из двух отраслей экономики (А и B). В каждой из них действует много частных компаний, так что рынок является конкурентным. Изначально, в силу каких-то внешних условий, отрасль A оказывается более прибыльной, нежели отрасль B, так что инвесторы предпочитают именно её акции – их котировки быстро растут. В отрасли B всё происходит с точностью до наоборот – котировки снижаются.

В первом случае менеджеры инвестируют дополнительные средства, во втором выкупают свои акции и постепенно сокращают выпуск в силу того, что производственные активы изнашиваются. Цены товаров или услуг в отрасли A падают, в отрасли B, напротив, растут. И так продолжается ровно до той поры, пока между ними не установится равновесие по отношению цена-прибыль. Рыночная и восстановительная стоимость внутри отраслей также должны сравняться, иначе изменение выпуска нарушит баланс прибылей. И из этого следует ключевой вывод – именно стоимость активов является первопричиной. Это она формирует конечные цены товаров или услуг, посредством которых компании обеспечивают свои результаты.

Теперь усложним задачу. Представим, что отрасль A развивается, тогда как отрасль B стагнирует. Логично, что инвесторы будут оценивать перспективы и при прочих равных условиях предпочтут акции первой отрасли. Рыночная стоимость окажется систематически выше восстановительной, а менеджеры будут предпочитать всё новые и новые инвестиции. Таким образом, можно прийти к утверждению, что источником инвестиций являются чистая прибыль компании, а также средства, полученные от дополнительных эмиссий акций и увеличения долга, который может расти просто вследствие изменения масштабов компании.

Но что происходит в том случае, если отрасль A цифровая, так что компании не имеют никаких материальных активов? Капиталом этих компаний является аудитория, но она не отражается на балансе, не имеет восстановительной стоимости и не предполагает никаких капитальных затрат. Ценообразование в отрасли по-прежнему рыночное, выплата дивидендов невыгодна вследствие быстрого роста, а эмиссия акций и новые займы доступны. Верно, в ранее указанном уравнении возможен только один результат – компании будут показывать систематический чистый убыток. И так будет продолжаться ровно до той поры, пока отрасль не окажется на стадии насыщения.

Можно объяснить и ещё некоторые вещи. В частности то, что имеющие прибыль технологичные компании активно прибегают к обратному выкупу, хотя стоимость акций, по всем признакам, является запредельно высокой и значительно превышает их чистые активы. Факторы экономии на налогах и опционы для менеджмента, которые привязаны именно к стоимости акций, конечно, имеют значение, подталкивая именно к выкупу, а не к выплате дивидендов, однако без учёта аудитории как производственного актива всё это давно бы пошло прахом.

Понравилось? Ставьте лайк. Больше материалов в моей телеге

★8
11 комментариев
если продавать доллар за 90 центов, то и аудитория и обороты будут огромными. если аудитория не трансформируется в прибыль пусть даже не напрямую, а через политическое влияние, то это бестолковый бизнес. плохо то, что миноритарии политическим влиянием воспользоваться не смогут, а вот убытки на себя принимают.
если вы не собираетесь покупать условный Твиттер целиком, то лучше туда не лезть пока он не покажет нормальную прибыль
avatar
Ra Ga, у меня вообще нет американских акций. Если весь рынок дорогой, то лучше в него не лезть. Но вот почему происходит именно так довольно-таки интересно. И если компании хорошо растут и покажут профит и дивиденды в будущем, то их можно покупать даже с текущим убытком. Вопрос именно в том, как посчитать таргет.
avatar
Полезная статья
avatar
Нифига не понятен вывод " Верно, в ранее указанном уравнении возможен только один результат – компании будут показывать систематический чистый убыток."
   А прибыль то у цифровой компании почему невозможна? Тиньков цифровая компания?
avatar
Феликс Труфакин, прибыль будет, когда сектор закончит активный рост. Тинькофф всё-таки банк, а не цифровая компания.
avatar
Zmey, тогда приведите, пожалуйста, пример цифровой компании, если Тиньков не цифровая. 
   Рост компании и прибыль могут быть одновременно. Вопрос в обьеме потраченных средств — широко шагая штаны не порвать. И если ты тратишь на сотрудников-программеров деньги, которые они не сильно стОят.
avatar
Феликс Труфакин, в статье же описал. Яндекс, ВК, Озон.
avatar
Zmey, ВК как Фейсбук, а Фейсбук прибыльный.
 
  • По итогам третьего квартала 2021 года выручка Facebook выросла на 35% год к году, до $29,01 млрд. Это ниже прогноза аналитиков в $29,57 млрд. Из общей выручки $28,27 млрд (97,4%) принесла реклама.
  • Чистая прибыль выросла на 17% год к году, до $9,19 млрд. Аналитики прогнозировали около $9,09 млрд.

ОЗОН как Амазон, Амазон тоже прибыльный по годам

Чистый доход после уплаты налогов 33360     21315     11602    9907
avatar
Феликс Труфакин, сравните темпы роста выпуска в цифровом секторе в России и США. Там 3% в реальном выражении (рынок насытился и сектор лишь немного опережает реальный ВВП), у нас 6%. Это огромная разница.
avatar
автор поста, короче надо мысли излагать)))
avatar
Озон не амазон. У Озона рынок сильно ограниченный. Поэтому в теории ОЗОН может быть бесконечно долго убыточным)) А бабки получать за счет инвесторов. Здесь уже описывали схему, когда основным способом получение бабла в убыточной конторе является впаривание акционерам.
Знаменитый пузырь доткомов)
avatar

теги блога Zmey

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн