Блог им. Aleksey_M

Газпром. Отказ от российского газа в Европе. Часть 1 - 2022 год

Всем привет!

На фоне обострения геополитических отношений с Западом, Европа приняла решение отказаться от наших энергоносителей. Делать она это будет не сразу, поэтому разобьем обзор на 2 части. В первой части рассмотрим конкретно 2022 год, а во второй перспективы до 2027.

В своем обзоре я буду рассматривать именно ЕС, а не Европу в целом, так как данные по запасам газа имеются только у ЕС. При этом ЕС рассматривается вместе с Великобританией.

Поставки в ЕС осуществляются по нескольким маршрутам:

1) из РФ по трубопроводам (Северный поток, Ямал-Европа, украинский маршрут, Турецкий поток);

2) из Норвегии по трубопроводам;

3) из Азербайджана через Турцию по трубопроводу TANAP;

4) из Алжира по трубопроводам в Испанию и Италию;

5) из Ливии по трубопроводу в Италию;

6) СПГ от большого количества стран, в том числе РФ.

Газпром. Отказ от российского газа в Европе. Часть 1 - 2022 год

Если сделать разбивку понедельно, то импорт газа в Европу выглядит следующим образом.

Газпром. Отказ от российского газа в Европе. Часть 1 - 2022 год

Из графика видно, что со 2-го полугодия Россия начала сокращать поставки газа, и долгое время никто ее не заменял. СПГ гнали в Азию, где цены были выше. Однако с момента, как цены взлетели и в Европе, часть СПГ переориентировали на этот континент. Начало октября — это 41 неделя, именно тогда постепенно начался рост поставок в ЕС. То есть США не совсем пришли спасать Европу, а скорее приплыли на ней заработать.

Норвегия с вводом новых мощностей немного нарастила поставки, но это их потолок и в будущем добыча не будет расти.

Алжир, Ливия и Азербайджан также не имеют свободных мощностей для увеличения поставок.

Газпром. Отказ от российского газа в Европе. Часть 1 - 2022 год

Разберемся с СПГ, может ли Европа увеличить поставки этим способом в этом году?

Мощности ЕС по приему СПГ составляют около 206 млрд куб. м в год, при этом на Португалию и Испанию приходится 69,5 млрд куб. м. Но 2 эти государства не используют данные мощности в полной мере, так как потребление газа этими странами составляет всего 42 млрд куб. м в год. Также в Испанию из Алжира по трубопроводу поступает около 10 млрд куб. м в год (0,19 млрд куб. м в неделю). То есть в Испанию и Португалию может суммарно прийти 79,5 куб. м за год, но из них 42 млрд будет использовано самими странами, а еще 7 млрд куб. м может быть направлено во Францию. Следовательно, избыток мощностей СПГ составляет 30,5 млрд куб. м в год. В моменте для заполнения своих хранилищ Испания и Португалия могут использовать бОльший объем, но в целом по году эти 30,5 млрд куб. м излишни, но могут пригодиться в будущем.

То есть из 206 млрд куб. м, полезную работу могу пока выполнять только 175,5 млрд куб. м или 3,36 млрд куб. м в неделю.

Как стало известно, ЕС планирует заполнить свои хранилища на 80% к 1 ноября. Проанализируем, возможность данных планов с учетом отказа от газа из РФ. Для удобства отбросим Португалию и Испанию из системы ЕС, принимая, что они пополнят свои запасы, а также:

1) от них может поступать 7 млрд куб. м в год в газовую систему ЕС;

2) на них уходит недельная поставка алжирского газа в размере 0,19 млрд куб. м из 0,65 млрд возможных.

В таком случае мощности по приему СПГ в ЕС сократятся до 136,5 млрд куб. м в год.

Итак, вместимость газовых хранилищ ЕС без Испании и Португалии составляет 104,9 млрд куб. м, а 80% от этого объема равно 83,9 млрд куб. м. Объем газа в данных хранилищах на 26 марта составлял 26,5 млрд куб. м, то есть необходимо увеличить запасы на 57,4 млрд куб. м за 220 дней.

При этом ЕС будет потреблять газ. В 2021 г. с 26 марта по 1 ноября в ЕС без учета Испании и Португалии было импортировано 222,0 млрд куб. м. Запасы газа в хранилищах в эти сроки выросло с 30,5 млрд куб. м до 81,0 млрд куб. м, то есть на 50,5 млрд. Тогда можно сделать вывод, что потребление газа в этот период составило 222,0-50,5 = 171,5 млрд куб. м.

В 2021 г. еще действовали локдауны, что снижало потребление энергии. В этом году скорее всего локдаунов уже не будет, но уменьшение спроса на электроэнергию возникает из-за частичной приостановки промышленных мощностей. Примем, что два этих фактора одинаково снижают потребление газа, следовательно, потребление газа в 2021 г. и 2022 г. одинаково.

Также принимаем добычу газа внутри ЕС на уровне прошлого года, хотя добыча в Гронингене упадет на 3 млрд куб. м. Тогда эту добычу можно не использовать в расчетах, так как она не влияет на необходимый импорт.

Другие виды генерации так же оставляем на уровне прошлого года, рост ввода ВИЭ компенсируется выводом из эксплуатации АЭС и угольных станций.

Для того, чтобы в 2022 г. запасы газа к 1 ноября составили 83,9 млрд куб. м, необходимо импортировать 171,5+57,4 = 228,9 млрд куб. м. У ЕС для этого есть 220 дней и следующие мощности:

1) СПГ с мощностью приема 136,5 млрд куб. м в год или 0,374 млрд в сутки;

2) трубопроводы из Норвегии общей мощностью 120,0 млрд куб. м в год или 0,330 млрд в сутки. В зимние периоды поставки выше, чем в летние из-за ремонтов и тех. обслуживания;

3) трубопровод из Испании во Францию мощностью 7,0 млрд куб. м в год или 0,019 млрд в сутки;

4) трубопровод из Алжира в Италию мощностью 0,046 млрд в сутки;

5) трубопровод из Ливии в Италию мощностью 0,007 млрд в сутки;

6) трубопровод из Азербайджана через Турцию мощностью 0,026 млрд в сутки.

Суммарные мощности составляют 0,786 млрд куб. м в сутки или 172,92 млрд куб. м за 220 дней. Этого недостаточно для выхода запасов на уровень 81,0 млрд куб. м к 1 ноября. Призывы держать температуру в своем доме в холодный период года на 1-2 ниже или не пользоваться кондиционером с целью снижения потребления электроэнергии пока не берем во внимание.

Газпром. Отказ от российского газа в Европе. Часть 1 - 2022 год

Для выхода на необходимую величину запасов газа придется все равно импортировать газ из России как минимум в объеме 53,7 млрд куб. м. Это при том, что СПГ работает все время на пределе, что на практике также не осуществимо. Для примера в марте импорт СПГ в ЕС (все страны) сильно колебался от 400 до 500 млн куб. м в сутки, то есть в лучшем случае стоит рассчитывать на загрузку терминалов по приему СПГ в среднем 80-90% от полной мощности.

Газпром. Отказ от российского газа в Европе. Часть 1 - 2022 год

Примем более правдоподобную загрузку терминалов по приему СПГ в размере 85% от полной мощности.

Газпром. Отказ от российского газа в Европе. Часть 1 - 2022 год

Тогда для выхода на необходимую величину запасов газа придется все равно импортировать газ из России как минимум в объеме 66,1 млрд куб. м или по 2,1 млрд куб. м в сутки. До 26 марта РФ экспортировала в Европу 25,6 млрд куб. м газа, то есть за 10 месяцев поставки составят 91,7 млрд куб. м. В ноябре-декабре Газпром увеличит поставки, так как потребление электроэнергии в зимний период вырастет в ЕС. То есть будет экспортировано еще около 20-25 млрд куб. м, итоговый объем поставок в 2022 году составит около 115 млрд куб. м. Это меньше на 25%, чем в 2021 году, когда ЕС импортировал трубопроводный газ из РФ в размере 152,6 млрд куб. м. Но цены на газ при этом выросли 3-4 раза, что с запасом компенсирует выпавший объем.

В моей модели поставки СПГ в текущем году вырастут относительно прошлого с 98,2 млрд куб. м до 156,7 млрд, то есть на 58,5 млрд. И вот тут нестыковка, США заявили, что планируют со своими партнерами увеличить поставки СПГ в ЕС как минимум на 15 млрд куб. м в 2022 году. Хорошо, допустим будет не 15 млрд, а даже 30 млрд, откуда взять еще почти 30 млрд?

Все похоже на то, что в начале 2022 года все свободные мощности СПГ идут в ЕС, пользуясь высокими ценами, но ближе к середине года придется развернуть караваны в Азию, чтобы исполнить долгосрочные контракты. В таком случае Европе снова придется нарастить импорт газа из РФ, то есть мои расчетные поставки в размере 115 млрд куб. м от Газпрома в Европу в этом году — это минимум, а по факту значение может оказаться на 15-20% выше. И такой объем продержится не менее 2-х лет, так как на постройку новых терминалов СПГ потребуется от 2-х до 5-и лет, а их ввод будет не одномоментным, а постепенным.

Пока Газпром кажется защищенным на ближайшие 2-3 года. И нужно понимать, что высокие поставки СПГ в Европу — это синоним высоких цен на газ.

Подробно разберу перспективы поставок Газпрома в Европу до 2027 года в следующем обзоре.

Напоследок добавлю, что особо гордые страны могут получить вместо нашего электричества очень дорогой наш газ. Поставки электричества в Финляндию и страны Балтии эквивалентны 5 млрд куб. м.

Газпром. Отказ от российского газа в Европе. Часть 1 - 2022 год

Всем удачи и успехов!

P. S. Еще больше обзоров компаний вы можете найти в моем Telegram-канале

t.me/atlant_signals

★8
54 комментария
Можно ли гипотетически представить ситуацию, когда из за стагфляции европейцы вынужденно остановят пром производства и в этом случае потребность в газе уменьшится в 2-3 раза?
Станислав Алексеев, 2-3 раза это сильно. Потребление может упасть, но не так сильно, как вы описали, да и уже часть промышленности остановлено. Они конечно могут все закрыть и превратиться в Африку, благо беженцы могут научить
Алексей Мидаков, не знаю как все, но я осознаю, что почти все энергоемкие производства в Европе стали нерентабельны. История учит тому, что за этим идет прекращение потребления этих ресурсов, затем спад спроса в разы на них, ну и обвал цены
Станислав Алексеев, 2020 показал, что обвал цен может произойти и при весьма умеренном снижении спроса — буквально единицы процентов, при избытке запасов.
Yury Platonov, да, согласен. Сдается мне, что то, что происходит с Германией, это ее мочат пиндосы за сотрудничество с РФ, за сп-2, дескать, чтоб другим не повадно было. Еще немного, и промышленность встанет, вслед за этим обвалился сырье и рубль.
Европа поддерживала высокий уровень потребления и социалки за счёт развитой промышленности и дешёвых энергоносителей из РФ, часть расходов на которые возвращалась с Востока в виде промышленных заказов и заказов на потребительскую продукцию. За неимением последних европейская промышленность теряет конкурентноспосрьнрсть. Снижение потребления газа Европой может произойти естественным образом за счёт падения уровня жизни и потери части промышленности.
avatar
Кажется Европа хотела к 2030 отказаться от двигателей внутреннего сгорания, как говорится не повезло не фортануло. Теперь снова придумывают очередной цирк с отказом от Российских энергоносителей к 2027 году.
avatar
Вадим Крымский, ну если удастся заместить зеленой энергетикой — это ж всей Земле на пользу только.
avatar
InvisibleInvestor, Земле абсолютно пофигу, живность Тихого океана в тысячи раз больше СО2 выбрасывает, и не только его
InvisibleInvestor, это кто вам такую ерунду сказал? Ужас…
avatar
Европе предстоит перенос своих производств или хана
Все ничего, только мощностей по регазификация в ЕС 260 млрд м3
avatar
V V, ссылочку на пруф бы
Алексей Мидаков, не получится: ресурс платный корпоративный
avatar
V V, возможно там учитывали законсервированные мощности в Испании, а также турецкие терминалы.
V V, очень интересная цифра. Я бы ознакомился с ее составляющими
avatar
КРЫС, Ну да. Без Турции действующие 215 млрд м3
avatar
V V, в открытых источниках я не нахожу такие мощности
avatar
КРЫС, посмотрите на www. GIE.EU подробные карты и базы по мощностям
avatar
V V, хорошая попытка, но… санкционный сайтик… -)
avatar
КРЫС, Семен Семёныч! VPN
avatar
V V, на корпоративном компьютере? -))
avatar

1. «потребление газа в 2021 г. и 2022 г. одинаково» ??? Вы не рассматриваете рецессию в ЕС в 2022 как фактор снижения спроса. И высокие цены на газ снижают спрос.
2. «добыча в Гронингене упадет на 3 млрд куб. м» ?? При таких ценах на газ сделают все возможное, чтобы не сократить добычу.
3. «рост ввода ВИЭ компенсируется выводом из эксплуатации АЭС и угольных станций.»? В этом году никто АЭС и уголь выводить не будет точно. Инвестиции в ВИЭ возрастут.
4. Снижение на 15-20%? Уже в январе-марте около 27% минус. И будет сильнее. Литва с апреля отказалась от газа. Латвия и Эстония вероятно тоже откажутся уже с апреля. Со следующего года отказываются Польша и Болгария.
5. ЕС смотрит и видит, что произошло в Буче и Ирпени. Жди новых мер по снижению зависимости, увеличения дотаций на топливные насосы, ускоренный ввод наполовину готовых терминалов СПГ.

При этом я согласен, что в 1 квартале и во всем 2022 у Газпрома будет рекордная выручка и прибыль за счет цен

avatar
broker25, 
Латвия и Эстония вероятно тоже откажутся уже с апреля.
Латвия же только сегодня в рублях собралась платить
Valentin, Не собрались, а изучают такую возможность. Не видят нарушения санкционного режима. При этом в апреле покупать не будут
avatar
broker25, тепло стало, промышленности тоже не надо газа-вот и стали недоговороспособными

broker25, да, похоже таки сократят Гронинген на 3 ярда, последние новости такие
avatar
1) локдауны 2021 года тоже влияли на снижение потребления;
2) broker25, Гронинген — это вопрос не заработка, а безопасности;
3) в 2021 в конце года были выведены АЭС и угольные станции. Инвестиции в ВИЭ с такими ценами на ресурсы тоже вызывают сомнения;
4) В январе мы очень мало газа качали, точнее не так, Европа очень мало покупала. Латвия подписала долгосрочный контракт с Газпромом, новость от вчера;
5) СПГ можно по щелчку пальцев ввести в строй?

Я бы с удовольствием с расчетами ваш анализ прочитал, а наброшенные факты, часть из которых не бьются с действительностью, мне надоело читать.
Алексей Мидаков, 
1) рецессия — это снижение ВВП к предыдущему году, те к 2021;
2) согласен
3) Вывели на 4 Гвт, а введут только ветряков 23 Гвт, и это оценки по устаревшей цели 32% по ВИЭ к 2030, а сейчас  уже 45%
4) Нет, речь шла о старом контракте, сегодня по РБК эксперт вещал, что могут только осенью вернуться к закупкам
5) До конца года увеличат мощности СПГ в  Rotterdam и Eemshaven. Возможен запуск уже в 2022 плавучего завода СПГ в Германии, если договорятся об аренде. А переговоры об аренде ведут еще Франция и Италия. 
6) Немецкий министр Хабек  «после вторжения зависимость Германии от российского газа упала с 55% до 40%».

Консенсус среди трейдеров как будто снижения вообще не будет в ближайшие три года. Будет. Но понятно не 100%, а существенно меньше
avatar
broker25, понял вас. Я вообще-то закладываю падение экспорта. Время покажет каким оно будет.
Алексей Мидаков, а мне нравится… Люди накидывают ерунду из сми, абсолютно не пытаясь разобраться в этой ерунде... 
avatar
broker25, кто в ЕС смотрит что произошло в буче и кого это волнует больше, чем собственный желудок там?
Да и что конкретно произошло? Уже есть однозначный ответ?
avatar
Боб Фишер, собственный желудок? погуглите демонстрации в Берлине и Праге. Про Бучу
avatar
broker25, ограниченный контингент волнующихся за голодающих детей в Африке- есть в каждой стране.
В Йемене много лет идёт война — всем пох.
Здесь так же. Бюргерам важнее тепло в своём доме и колбаска на столе. Но не жертвы в Йемене или Буче
avatar
Боб Фишер, не мешайте воспаленным разумам рисовать собственную картинку мира… Человеческие ценности давно растоптаны. Причем как востоком, так и западом...
Люди позабыли, что такое презумпция невиновности..
95-й квартал форева -)))
avatar
broker25, я запомню сей юмористический опус…
avatar
Там ещё как минимум несколько проблем.

Во-первых, землетрясения около гронингем, то есть на горизонте до 2024г это месторождение всё-таки закроют, а это очень большой выпадающий объём.

Во-вторых, недоинвестирование с 2014г в нефтегаз, то есть тупо негде взять доп.объёмы. А это значит, что дополнительного газа особо не будет, можно будет только перенаправить то, что есть. Условно взяли 30млрд.м3 из азии и перенаправили в ЕС, но при таком условии ЕС должен давать существенную премию относительно Азии, что по факту может вызвать ценовую спираль с постоянным перебитием цен закупки между европой и азией. Исправить ситуацию могли бы высокие инвестиции в добычу нефтегаза, но их отдача пришла бы только лет через 5, да и опять же с учётом зеленой повестки мало желающих инвестировать в такие проекты серьёзные деньги.

В-третьих, предполагается сильно развивать ВИЭ и замещать газ, но уже сейчас лица инвесторов в гримасе ужаса, потому что цены на металлы и полимеры также улетели в космос, поэтому, ставя в модель доковидные цены на электроэнергию, на выходе получаем кукиш, а не достойную рентабельность. 

В общем-то пока всё идёт на то, что мир увидит всю прелесть инфляции 70х и даже хуже.
avatar
Алексей, спасибо.Отличная работа!
avatar
По поводу СПГ терминалов на 136,5 млрд кубов в год (без Испании и Португалии).
Если верить, например, этому источнику Каталог регазификационных терминалов (energybase.ru), то у меня получилось, что мощность терминалов Европы (без Великобритании, Испании и Португалии) составляет 63 млн. тонн в год, что дает 83 ± млрд кубов газа:
Франция (4 терминала на 6, 2,2, 7,3, 3,5) — всего 19 млн тонн в год
Бельгия — 6,6 млн тонн в год
Голландия — 8,8 млн тонн в год
Италия (3 терминала 2,5, 2,7, 5,8) — 10,7 млн тонн в год
Греция — 3,3 млн тонн в год
Хорватия — 1,9 млн тонн в год
Польша — 3,6 млн тонн в год
Литва — 3 млн тонн в год
Получается все СПГ-хозяйство сдает Евросоюзу около 83 млрд кубов на 2022 год, а не 136,5.
avatar
atlantfan, да ладно… там вон у человека из платных источников 260 посчитано -)
avatar
Солидно, спокойно, без истерик. Спасибо.
По сути, они пока живут мечтами и надеждами, но не учитывают жаждущих в ЮВА и ДВ…
В прошлом году на европейском континенте была адская жара и безветренно.
Нет гарантий никаких что в этом году эти уникальные условия повторятся.

 
avatar
насколько увеличивается цена газа для конечного потребителя в европе от той суммы, за которую продает газпром?
avatar
Это все прекрасно, а Вы не хотите провести подробный анализ того как Россия сможет перекинуть такие объемы на другие рынки, если все-таки по каким-то, пускай невероятным, причинам отказ произойджет? Потому что я не нашел практически ничего по этому поводу, а то что нашел повергает в уныние.
avatar
Vsevolod Kiselev, газопровод в Китай через Монголию на 50 млрд. кубометров тоже повергает в уныние? 
avatar
Вот тут скорее всего опечатка или ошибка в расчетах «Тогда для выхода на необходимую величину запасов газа придется все равно импортировать газ из России как минимум в объеме 66,1 млрд куб. м или по 2,1 млрд куб. м в сутки.»
Одно на другое поделить, выходит около 32 дней, а как я понимаю, речь идет с текущей даты до начала отопительного сезона?
avatar
T59, 2.1 млрд в неделю
Упадок производства и снижение уровня жизни неизбежно приведет к власти политиков-популистов так произошло и в начале прошлого века в европе  в России и Белоруссии после развала СССР. Мир погрузится в хаос.Нынче только один  диктатор готов применить яд.оружие но приход к власти подобных людей в европе- это уничтожение человечества.Жизнь висит на нитки а они все считают прибытки.
avatar
Нафига нам думать, что там будет в Европе. Нам надо думать, что будет у нас. А у нас будет намного хуже чем в Европе.
avatar
Европейцы не готовы выйти из зоны комфорта надолго, так что покупать газ они будут. Пока поставки идут они бухтят, как только газ перекроется начнется совсем другая история. Нет газа — нет электричества, нет электричества это голод. Так что либо будут покупать, либо придут и возьмут скопом.

Дополню, что тут нужно учитывать ещё трубопроводные мощности внутри самой Европы.
У Германии нет СПГ терминалов. У Австрии морских СПГ терминалов не может быть в принципе (не считая схем с перевалкой).

Если даже в других странах хватит СПГ мощностей, то газ всё равно придётся как-то транспортировать внутри Европы.

Поэтому эти страны будут вынуждены покупать трубопроводный газ из РФ и тут речь даже не о ближайших двух годах. Сейчас в Германии запланировано к строительству 3 терминала: Brunsbüttel — 8 млрд. кубов. Wilhelmshaven — 10 млрд. Stade — 12 млрд.
В сумме 30 млрд. кубов в год если всё пойдёт по плану. Всё равно недостаточно чтобы заменить российский газ.

ВИЭ я бы вообще не опасался, это ерунда для распила бабла, серьёзной доли в энергосистеме промышленной страны она никогда не сможет иметь, не в европейском климате.

А вот АЭС — тут можно и подумать. Если Германия надумает вернуть свои АЭС, то это будет ощутимый удар и по РФ и по США. Это тоже не быстрая перспектива, но в долгосроке может быть больно.

avatar
https://www.youtube.com/watch?v=XAlnvJ_UIQ8
Немного более правильный расклад :) но дольше придётся слушать.
avatar
Беда в том, что газ это не нефть. Танкер можно развернуть за 1.5 мин. а вот трубу газовую развернуть не получится. Нефть можно оставить в танкере, закачать в другой танкер. А газ в случае отказа от него девать некуда, он просто будет факелом гореть т.е. в прямом смысле вылетать в трубу там на Ямале. Так что отказ от газа Европы для России гораздо большее зло, чем для Европы.
avatar
Предлагаем трем категориям россиян сделать газ бесплатным-ветеранам ВОВ, ветеранам труда, инвалидам.

теги блога Алексей Мидаков

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн