Блог им. pupsmail

Большая часть санкций ударит по Москве и москвичам.

Виталий Калугин независимый финансовый аналитик

Постиндустриальная экономика Москвы — гигантский перераспределительный хаб. Из производства — только производство понтов и кое-что по мелочи

Настало время пояснить озвученный мной неделю назад в фейсбуке тезис о том, что терминальные санкции почти в полной мере возьмут на себя москвичи, жители Питера и вообще крупных агломераций. Но Москва — большую часть.
Иллюстрация с колес. Завод «Рено» в Москве пока закрылся на неделю. Но если закроется совсем, то 4500 человек пойдут на улицу.
Что такое экономика Москвы? Ярко выраженная постиндустриальная экономика услуг. И базируется она на строительстве и услугах в трех ключевых отраслях — недвижимости, торговле и финансах. Перечислено не по значимости, а по алфавиту. То есть это услуги в перераспределении.
Торговля — это перераспределение товаров. Причем торговля — это не банальные супермаркеты, а и оптовая тоже. А Москва — самый большой торговый и логистический хаб страны.

Потребительские товары, промышленные товары, сырье. Конечные офисы для перепродажи основных продуктов экспорта. Торговые дома крупных региональных производителей практически всего. Технологически это достаточно просто. Снимаешь офис где-нибудь в Москва-Сити. Нанимаешь менеджеров и бухгалтеров. Сидят и перевыставляют счета-фактуры с условных 1000 руб. на 2000 руб. Канал высасывания прибыли из регионов — посильнее, чем Бюджетный кодекс.

Недвижимость — перераспределение квартир и нежилых помещений. Гигантский спрос на недвижимость со стороны тех, кто сюда едет со всей страны. Невероятное количество разных риелторов, агентов по аренде и прочих посредников.

Финансы — перераспределение денег. Почти все головные офисы крупнейших банков, крупнейших страховщиков, пенсионных, инвестиционных и разных прочих фондов. Банки и страховщики, конечно, имеют свой процент как с девелоперов, так и с покупателей через ипотеку, эскроу-счета. Страховщики — свой процент с ипотечных договоров. И страхование бизнеса крупнейших компаний. А когда город буквально наводнен богатыми и просто обеспеченными людьми — это инвестиционная инфраструктура, которая берет свой немалый процент с размещения денег везде, помимо депозитов.

Наверное, отдельным абзацем надо сказать и о существенной доле общепита. От киосков с шаурмой до пафосных ресторанов. И про туристический бизнес. И про ИТ. И про коммуникации (сотовая, интернет и т.п.). Это тоже — услуги.

Итак, постиндустриальная экономика. Торговля, недвижимость, финансы. Гигантский перераспределительный хаб. Из производства — только производство понтов и так, кое-что по мелочи из реального.

Как это выглядит в цифрах? Примерно каждая седьмая компания МСП (малого и среднего предпринимательства) всей страны — московская. Это около 800 тыс. компаний, в которых работает более половины трудоспособного населения. Порядка 23% бюджета Москвы наполняется отсюда.

Порядка 860 тыс. самозанятых. Это отрасль обслуги. Прошу никого не обижаться, но это действительно так. Если вы представите себе большой дворянский дом, то это: шофер, горничная, уборщицы, гувернантки, парикмахер, садовник и прочая обслуга. Это ровно те отрасли, в которых работают самозанятые. Таксисты, клининг, няни, частные учителя, ремонт и обслуживание, парикмахеры и маникюрщицы. И прочие. 22% всех самозанятых страны — в Москве. И, скажу я вам, они тоже неплохо пополняют московский бюджет.

Выручка предприятий торговли и услуг в прошлом году 14,7 трлн. Причем она растет с приличной скоростью. В общепите и операциях с недвижимостью это +44% за год, в логистике +81%.

Чтобы не углубляться в конкретные цифры, можно округлить московский бюджет до 3 трлн руб. в год, 83% в котором занимают НДФЛ и налог на прибыль. Причем НДФЛ — больше, а именно — порядка 1,25 трлн. Нетрудно посчитать, при практически плоской шкале, что это с дохода почти в 10 трлн. То есть примерно каждый шестой рубль зарабатывается в стране москвичом.

Налога на прибыль поменьше. Примерно 1,1 трлн. руб. Нетрудно опять же прикинуть, что при ставке 20% это налог примерно с прибыли в 5 трлн руб. Это львиная доля прибыли страны. И более чем наполовину она — из секторов услуг. 26% — от сферы торговли, 23% — из финансовой, около 5% — из сферы недвижимости (но там в основном бизнесы на УСН или самозанятые, так что тут не показательно). Остальное — прибыль крупного бизнеса.

Почему я так думаю? Потому что Москва является крупнейшим собирателем НДС. Как импортного, где нельзя судить о прибыли компаний, так и внутреннего, который вполне коррелирует с прибылью. Это пресловутое «перевыставление счетов-фактур» головными компаниями в Москве.

Так, с цифрами покончим. Вы уже поняли, что москвичи очень богаты, и понимаете источник их богатства. Причем эта пластинка постоянно крутится. Но у этого патефона есть критические уязвимости. А именно — гигантская закредитованность огромного количества москвичей. Тут как у велосипеда. Как только ты останавливаешься — почти сразу падаешь. Что такое остановиться? Потерять доходы. И что будет через считанные месяцы с твоей ипотечной квартирой (каждая вторая купленная за последние годы квартира — кредитная, причем более половины всей недвижимости всей страны построено в Москве), твоим новеньким автомобилем (аналогично: кредитных — более половины), твоим смартфоном и бытовой техникой в ипотечной квартире (тоже кредитными)?

Но пришли санкции. Конечно, после терминальных санкций прошли считанные дни. Не все еще осознали, но то, что составляло суть работы многих москвичей, — кончилось. Давайте прикинем.

Недвижимость. Нас ожидает последний всплеск, когда люди в панике будут менять депозиты на бетон. После этого при запретительных ставках ипотеки (вчера ВТБ поднял до 14% уже) в 16-20% вымрет половина спроса. Сколько смогут выдержать девелоперы, если это не проектное финансирование? Месяца два-три? У них постоянные затраты и растущая себестоимость в переменных расходах. И их надо чем-то покрывать. Только спросом.

Коллапс на рынке стройки выкинет на улицу как самих строителей, так и массу риелторов, а также сотрудников ипотечных департаментов банков и страховых.

Торговля. Продуктовая розница ощутит сжатие за счет того, что люди будут придерживать деньги и средний чек упадет. А если не упадет в номинальном выражении, то за вычетом резко выросшей инфляции — точно должен упасть. Кредитное сжатие тоже повлияет. По кредиткам могут снизить или обнулить лимиты. Непродовольственная розница за счет сильно выросшей инфляции резко потеряет покупательский спрос и маржу. Закрытие торговых центров в Москве будет в последнюю очередь, но вполне вероятно. Оптовая торговля и логистика ощутят удар об стену через закрытие авиасообщения и фактически блокаду по отдельным товарным группам. Менеджерам торговых домов и прочим дистрибьюторам надо готовиться на выход.

Финансы. Санкции, отключения от SWIFT делают ненужными очередные десятки тысяч банковских служащих нижнего и среднего звена. Кредитчиков, операционщиков, клиентщиков. Банковская паника и серьезное падение цен активов банков приведут или к частичному их банкротству, или к убыточности. Персонал при этом страдает первым. Аналогично и со страховщиками. Инвестиционный коллапс высвобождает продажников и клиентских менеджеров по всему спектру инвестиционного бизнеса.

Да, и еще! Те деньги, что москвичи вложили в рынок ценных бумаг, вдруг превратились в тыкву. Рынок сложился вдвое. Потери — десятки миллиардов долларов.

Общепит. Дешевле будет готовить дома. ИТ — разработчики и аутсорс. Проблемы коммуникации и финансирования разработок. Отрезан внешний контур. Железный занавес. Таких, конечно, никто гнать не будет. Хотя некоторые западные компании могут избавляться от персонала из России. Но возникнет выбор — уехать или снизить зарплатные ожидания. Туристический бизнес скорее мертв, чем жив.

Самозанятые. Резкое сжатие клиентского спроса и смещение его в сегмент только остро необходимого. Например, стричься надо в любом случае. Падение доходов самозанятых.

Ужасные последствия могут наступить в таких нишах, как SMM, интернет-маркетинг и т.п. А также в такой малочисленной группе, как блогеры. Инстаграмщики. Если отключат «инсту» и YouTube, то доходы отключатся сами собой. Обнулятся. Блокировка соцсетей отправит на улицу десятки тысяч людей поименованных профессий. Умрет бизнес инфоцыган.

Экономика Москвы в прошлом году буквально взорвалась ростом. Я думаю, что уже к концу этого года она не только провалится в 2020 год, но и упадет дальше. Сервисная экономика Москвы, которая являлась финальным контуром экономики всей страны, не может не упасть. Потому что страна получила терминальные санкции. Экономика влетела в стену. И надстройка при этом не может продолжать жить так же, если база резко тормозит. Основные денежные потоки много лет текли в Москву, средняя зарплата в регионах втрое меньше московской. Серьезные проблемы экономики страны в целом просто не дадут Москве прежнего потока дохода по всем направлениям.

А там все вдруг вспомнят, что кредитные обязательства гасились «с колес», с доходов. Просрочки вызовут спираль. Залоговое имущество, выставляемое на торги, вызывает падение цен, теряет ценность другое залоговое имущество, банки просят дополнительные залоги, их нет, снова дефолт, снова давление на цены, и по спирали.

Проблема среднего москвича не в падении доходов, а в наличии обязательных расходов.

И напоследок. Полагаю, что аналогичное, но с гораздо меньшими потерями (в 5-10 раз) будет происходить в городах-миллионниках. Это Питер, Екатеринбург, Казань. Возможно, в не-миллионниках типа Краснодара и Сочи. Для подавляющего большинства остального населения, с доходами в 3-4 раза меньшими, угроза намного меньше.

10.4К | ★22
102 комментария
Однозначно! Спасибо, о великий царь вся руси! А нет… великий царь Всего мира — так правильнее))
avatar
Andrey_B, да ладно вам, этот текст каждые 5 лет публикуется
avatar
Andrey, Россия каждые 5 лет нападает на соседнее гос-во?
avatar
Arslan, каждые пять лет кризисик, а статьи все одинаковые (перепечатываются каждый раз, добавляя ньюансы).

avatar
Arslan, а нехер русских убивать… США и Израиль давно бы так сделали.
Хотите быть богатым  поступайте как богатые, жить как в США — поступайте  как США.
avatar
Andrey_B, О Да!!! Слава Путину!!! ...  мало того что по бандерлогам Ёб... уе .…… ударил так ещё и московских паразитов работать заставит, да ещё кучу гастарбайтеров на историческую родину отправил, + ещё вонючие листки типа Эха Маццы и Дождя придушил.
avatar
полная хрень, у москвичей большой жирок, а в регионах его нет совсем. Все моногорода просто вымрут в текущей ситуации
avatar
Так афтор и пишет… жирок московский щас сдуется и очень сильно! Моно — просто трупы
avatar
Andrey_B, москвичи просто сократят потребление, а регионы перейдут в режим выживания
avatar
ivan, В регионах, в начале 1990-х. люди не получали зарплату годами, но жили. Где садить в мегаполисе картошку? Забыли? Напомню- вдоль ЖД путей было множество клочков засаженной картофелем земли. Едешь в вагоне поезда и эти участочки не кончались.
Рынки под открытым небом не требуют отопления и освещения, товар из Монголии и прочих дружественных стран будут доставлять в клетчатых сумках люди — челноки.  Инфляция может быть любой, но это не страшно, на рынках цену продавец держит в уме и назвать новую цену сможет быстро. 

Экономисты говорят о падении уровня жизни.  Ну да, если из теплого офиса с айфоном в руке оказаться под открытым небом стоя в сыром снегу и торгуя футболками, то возможно это и в какой то степени падение уровня.  Вечером сытный ужин  роллтон, сосиска и просмотр передачи «Поле Чудес». 

Так жили.
Диванный аналитик-практик, еще доставка товара с проводниками поездов с забитым туалетом когда места на 3-их полок не хватает (сейчас они узкие, не влезут)
avatar
pupsik21, наиболее продвинутые возили электронику из Азии в дипломатах.

avatar
Диванный аналитик-практик, время возможностей.
тесть продал дачу и дом и купил землю на границе промзоны и жилой застройки в 96. грозится завещать стоянку и арендатора автосервис-автомойка тому внуку/внучке, что уедут из Москвы.
ivan, жирок имеет свойство иссякать при недостатке калорий.
avatar
Arslan, пока жирный сохнет, худой сдохнет
avatar
ivan, при импортом замещении? и том что запретили вывоз капитала совсем ? 
avatar
Бедняженьки они бедненькие. Москвичи-то. Как жаль их.
avatar
Инфо-цигане скоро станут безработными. Это наверное он про себя не забыл.

Описание напоминает Москва — 1998 год. Все упомянутые группы действительно стали безработными.
avatar
Andy20, афтор это и говорит — мы в начале пути в 98
avatar
Ну как бы Байден прямо сказал, что как только «специальная военная операция» прекратиться, то часть санкций может быть снята. Так что, не всё так страшно. Да, сверхприбыли может и не быть, но жирок позволит большей части пережить. Будет просто прибыль)) Ну и девочкам, пордон, придется за подорожавший айфон «стараться» в два раза больше)))) А застройщикам у нас как всегда помогут в критической ситуации из бюджета. А уж бюджет мы всей страной потом пополним)
avatar
Попов Роман, вряд-ли снимут, уничтожат экономику, потом пойдёт обмен бус на ресурсы.
avatar
0KDQuNC90LDRgg==, самые критические, которые и на них отражаются снимут или смягчат. А так да, полностью согласен. «Вы нам ресурсы, мы вам ништяки технического прогресса.»
avatar
Попов Роман, Вам бы сосед думаю лучше за нормальные города переживать, а не то как мегапаразиты буду выживать и за чей счёт?
avatar
Alex3585, а я вообще не переживаю)) Особенно за Москву! Просто тему поддерживаю. Рынки закрыты, можно и потрындеть))
avatar
классный центр космический строют на хруничева да?
Автор давно в Краснодаре был? За 10 лет город вырос более чем в 2 раза и по переписи сейчас живет почти 2 млн. человек.
avatar
-=КОТ=-, о, чую, кубаноидом запахло:)
И теперь эти 2, нет три! миллиона стоят в пробках частного сектора города-мегаполиса 
avatar
Intrinsic value, гетто районов многоэтажных понастроили в плотную в новых районах что то типо Мурино в Питере. А понаехов кубаноидов у нас много стало, да это правда 
avatar
Что бы такое возразить… ах да, Краснодар-миллионник))
avatar
Перефразирую — большая часть санкций ударит по москвичам, а регионам совсем п5564ц.
drbv, Бесполезно, были 90—е и результат 0, здесь жизни нет, как нет и нормального будущего
avatar
поддерживаю пост на 2000% процентов. 
Знакомый  сидит в деревне.50 км. от областного центра. и 1600 км от Москвы. своя скотина (куры, КРС), свой огород, своя самогонка. Ипотеки нет. На скопленные деньги купил двушку в областном центре. Сдает. И плевать что продукты немного подорожают. Для него не смертельно. 
     а Вчера друг из Москвы звонил… В панике… приехал на сезонную работу ( парники и теплицы продавать).хату уже снял минус 80 ( с депозитом). 3 недели тишина  ни одного звонка… цены стали конячие по сравнению с прошлым годом)… а сейчас еще и война добавилась. Сказал денег даже на билет обратный нет. С горя даже хряпнул. Нервы скакнули ( 10 лет до этого вообще не пил)    А в том году в хороший месяц под 150 делал...

Финансовый сектор в Москве и так скукожился… а теперь вообще на смятый лист будет похож. банки/предприятия будут сокращать манагеров как ненужный хлам… а у всех ипотека/долги...

я это в 14 году сильно ощутил… Сейчас спокойно смотрю. Из долгов только кредитка Альфы на 25 руб. С работой вот непонятки… Ну а в остальном все спокойно…
avatar
Алик, простотв деревне и до этого не жили, а выживали, сейчас в Москве также будет
avatar
Алик, кстати да. Переходим на сельское хозяйство. Предлагаю мужу купить Н га и заняться самообеспечением продуктами)
avatar
А чего, люди так и будут молча на все это смотреть? Или что-то изменится?
avatar
2020, почему молча смотреть? Горячо и бурно поддерживать!
avatar
Не понятно что блогерам и тиктокерам делать? Они не готовы к суровой реальности
avatar
Какая то примитивная аналитика.
Генералы готовятся к уже проигранным в прошлом войнам, или как там говорится.
Вы сами себе противоречите. Рисуете одну картину и делаете выводы из другой пьесы.
Если вы рисуете образ 90-х, то все кто взял в кредит автомобили и квартиры, отдадут их через год по цене буханки хлеба. А цена новых квартир и автомобилей будет измеряться цифрами с 15 нулями в рублях.
Если вы плачете за запрет экспорта продукции, в том числе продуктов питания, то это приведет к избытку предложения на внутреннем рынке.
Уж кого, но у таксистов, маникюрщиц, и прочих, доходы всегда острие инфляции. Поэтому в кризисные годы, их ряды пополняют бывшие гуру бизнеса и рынка, а также бюджетники, чьи доходы либо исчезли, либо не успевают за ростом инфляции.
Вы готовитесь не к той войне и в голове у вас каша.
Такая же истерика была в 2014, но с тех пор сильно все изменилось. И тогда, в 2014 тысячи умников готовились к одному, скупали бакс по 80 рублей и технику оптом, а получилось немного другое.
Пока точно можно сказать, что бакс вышел в новый диапазон и будет торговаться к 80 по мере того как будет проходить шок. Техника и автомобили станут дороже раза в два. Летать будет очень дорого. Уволят несколько тысяч бездельников в офисах совместных и заграничных компаний. Произойдет легкая ротация менеджеров в таксисты. Оснований для гиперинфляции нет.
Вы жертва истерики и информационной войны, либо солдат противника в этой войне.
Срок ограничения полетов рядом с Украиной был до 10 марта вроде. Это и есть запланированная дата окончания операции. До этой даты дергаться не нужно. После этой даты нужно делать выводы и принимать решения. Все остальное, что происходит это паника, шум, истерика, информационные вбросы, набрасывания на вентилятор. Делать выводы из этого — себя не уважать.
avatar
Valery1983, где автор говорит про гиперинфляцию? Это стагфляция будет как в учебниках
avatar
Будет плохо народу, остальным толстосумам почти незаметно
avatar
💚Ola-la☮️, а так как им теперь надо компенсировать конфискованное западом то воровать они будут больше а бедные  поэтому есть меньше
Valery1983, бесоплезняк.
тут есть секта верующих, что они завтра на одну зарплату курят квартиру.
это про веру, про мольбы.
они думают, что если у какого гномика хватило ума устроится на 200 т.р., а у них только на 40 т.р., то сейчас боженька заметить и исправит эту несправедливость. и тому гномику станет плохо и он не найдет места в жизни(с чего бы это? он уже показал свою состоятельность), а вот автор найдет и ему начнет фартить.
кухаркины дети, бесплатные школы — на выходе тупенький питекантроп
Valery1983, до 10 марта вроде. Это и есть запланированная дата окончания операции.
У меня другие ключевые даты:
  • 16 марта — Пурим (праздник веселья и радости) ...
  • 18 марта — Шушан-Пурим
Если после этих дат «Операция» не закончится, то это капкан.
Valery1983, согласен, для гипера оснований  нет даже с такими санкциями,
но инфляция однозначно ускорится
Valery1983, откуда же вас берут таких))… жертва истерики?) Это реалии. Вы в каком секторе и где работает? Вот вам  картина маслом от крупнейшего импортера (поставки для Газпрома, Роснефти, Северстали, Фосагро и тд).  Логистика в жопе, все еще медленнее чем обычно и дороже, цены повысили в валюте из за дефицита, счета только в валюте, лизинги приостановили оплату даже подписанных контрактов ( пересчитывают), а через них шло процентов 70-80 сделок, мелкие компании в ауте из за цен, поставщики, кто приостановил работу, кто переходит на юань, но это доп издержки и тд, можно продолжить. Неделю назад у нас тут отдельные орлы весело кричали Россия вперед, ЛНР и ДНР наши… сейчас молчат уже… потому как дошло, что приходы упадут, прибыль уменьшится и значит зарплаты тоже и часть филиалов закроем, а людей на улицу с метлами или на участок с лопатой, сажать картошку. В шоколаде пока только золотодобытчики и крупные госкомпании, которым бабло машинами подвозят, они да, будут брать. Но это 20-30% всех продаж. Так понятно?
avatar

упавшие доходы бюджета и возросшие расходы будут компенсировать за счёт конфискационных мер (которые уже начались с дивами нерезов) а потом только печатания баблосов. Вот и гиперинфляция. 

После окончания спецоперации сранкции не снимут. И не надейтесь, путинисты 

ударит по всем, но в Москве было всё-таки полегче чем в стране в 90-х. Хотя нищеты и отчаяния везде хватало.

чтобы было хуже в Москве чем в на селе то это должен быть пещерный век и натуральное хозяйство.

avatar
Мы все умрём!!!

Сам живу и работаю в Москве. Риэлтор. Категорически подтверждаю этот пост. Услуги и общепит в Москве посыпятся, как листья с деревьев осенью. Стройкам, не всем, конечно, но многим, — песец.
В регионах ещё хлеще будет. Ведь недаром оттуда ездили на заработки в столицу.
Автор забыл ещё об одной проблеме… В услугах и на стройках работает огромное количество гастарбайтеров. Как они себя поведут, оставшись без работы?
Виктор Иванов, как поведут — уедут
avatar
NikolasM, не знаю, не знаю…
Виктор Иванов, они едут за деньгами, там где деньги там и они, гостить за бесплатно им не с руки, тем более отсюда теперь деньги на родину сложнее отправлять, рубль сейчас не тот инструмент, даже в Казахстане уровень жизни будет выше чем в РФ, туда поедут, там им все ближе.
avatar
Виктор Иванов, гастеры уже сваливают. Как об этом многие мечтали. Щас мечтавшие о расовой чистоте русские поедут на стройки и вахты Азербайджана и казахстана
avatar
Виктор Иванов, как они себя поведут, когда запрет на вывоз валюты?
хотя у них наверняка свои каналы и до того были, но станет дороже
avatar
Ян Карлович, хавала?
Виктор Иванов, она самая
avatar

Виктор Иванов, стройки будут держать! Вот подтверждение:

Правительство занимается разработкой антикризисного плана поддержки строительного сектора, который должен не допустить обвала рынка. Об этом 1 марта заявил вице-премьер России Марат Хуснуллин, выступая на Российской строительной неделе. © РБК (https://realty.rbc.ru/news/621dd29b9a7947d8d1e781b2)

Обвала цен на недвижку они не допустят. В долларах цена естественно скорректируется, а вот с учетом курса в рублях возможно и не почувствуем сильные изменения.

avatar
Попов Роман, максимум, что смогут: достроить объекты, которые на 70% готовы и реновацию ещё с годик-полтора помусолить. Это я про Москву
Виктор Иванов, Будет как было в 2008. Уедут.
Цены на недвижку упадут. Снимать будет некому.
avatar
smit, сейчас уже начинается… Квартиры есть, соискателей нет.
Виктор Иванов, сейчас то пока эффект высокой смертности и переезда в «свое». будет намного хуже. Таджик за баксы работает.
avatar
Сколько же паникеров то.
avatar
Вот интересно, почему в центре Москвы автомобили стоимостью 5-15млн. прямо друг за другом ездят? Чем занимаются огромное количество их владельцев? Среди моих знакомых таких нет, и они тоже не догадываются, откуда средства. Словно центр — это какой-то матричный оазис, где по мере от его удаления всё становится попроще и победнее.
avatar
Otto600, в начале кризисов дорогие авто можно по дешевле брать от дефолтнувшихся владельцев. На бмв таксуют. У кого есть кеш пользуйтесь моментом. 
avatar
Otto600, в основном это чиновники и силовики. Ну и не забывать про кредитные афто…
avatar
4kk, и предприниматели. IT компания у меня.
У меня тоже подобная машина. Предыдущая, до этой была скромная за 1.5млн.

Что касается моего прогноза — моя компания должна выстоять. Хотя будет непросто.
avatar
афтершок, 2008 год.
а потом опять тут будут бухтеть пролетары, что у них ничего нет, а у других есть.
так если в таксисты там всё занято, делить рынок придется за бабло в условиях кто выживет
avatar
Хороший анализ сделан, респект автору, если это действительно авторский пост а не плагиат… «Моторчик» экономического роста мегаполисов сейчас является КРЕДИТ по приемлемым процентам, а если кредит подорожает то в долгосрочном плане это ведет к падению экономики и обнищанию народа…
avatar
а как же создание и видимо пересением миллионных городов в сибири, что-то в этом есть
avatar
Думаете в Сургуте отсидитесь? Нуну
Дадут автомат. И вперед. Было бы о чем думать. Регионам по факту пофиг. Москва. Так с нее давно лоск сбивать нужно. Да и люди по другому на жизнь глядеть будут.
В общем автор то прав. Это прописная истина. О чем уже давно пишится. Не прав только в другом. Если гайки закрутят по полной. То по факту война перейдет из вялотекущей в боевую форму. По сути только в режиме боевых действий можно что то делать с нашей экономикой. Будут трибуналы. Быстрые суды. Распилил спер. Растрел. Видимо у нас в России по другому страну неподнимешь. Коррупция бешенная.
дадашов фархад, пока хабад в кремле ничего не поможет.
В Москве социалка, дотации, все деньги в нее идут, жопа будет в регионах, без московских денег. Так устроена российская экономика и распределение благ в ней.

Ходжа Насреддин, Столица метрополии погибнет в последнюю очередь. Её будут кормить до последнего, высасывая регионы.

Где пошли первые протесты против войны? Москва и Питер. Регионы молчат.

павел петрович попов, кто кормить-то будет? в 91-м регионы перекрывали дороги чтобы в Москву продовольствие не отправлять. Я 100% помню как Шаймиев запретил зерно из Татарстана вывозить.
Ходжа Насреддин, чтобы у массквы эти деньги были, в Сибири тысячи нефтяников и газовиков  впахивают, но если оплата за нефть и газ перестанет поступать то откуда взять реальные деньги? не рублефантики.
Ну уж совсем-то армагеддон не надо пророчить.
Это уж совсем крайности.
🌠realbaffet🌠, даже по опыту столиц 3-мира, не говоря о равных Москве столицах — это невозможно в принципе. Берете какое нибудь Марокко, где в 30 км от столицы бедуины в палатках живут и караваны средневековые ходят. Но в Касабланке цены не отличаются от европейских.

Просто тогда, в Казани и Питере квартиры будут даром отдавать и приплачивать еще.
Брахман Пилорама, в принципе если цифровой концлагерь достроят, то контроль через недвижку будет не так актуален
Сейчас в умах региональных баронов будут происходить весьма интересные процессы. Ведь при наличии таких санкций выход из состава РФ с последующим снятием таких санкций выглядит весьма привлекательно. А с учетом уровня проведения «спецоперации» становится понятно, что воевать рос. армия умеет, но не очень. А то что от нее останется после спецоперации и подавно. А это значит уже никто не сможет остановить этот становящийся все более естественным процесс.
Дмитрий Ворожцов, Ага, так и вижу регионы на выход. Ну и про армию тоже смешно.
avatar
Дмитрий Ворожцов, многие следят за ситуацией  и ждут момента, это 100%.    
Дмитрий Ворожцов, намекаете на Кавказ?
Виктор Иванов, Татарстан подходит 100%. 
Виктор Иванов, ага, они все хотят жить как армения и грузия(через 10 лет, если повезет) — с такими же правами. много у грузинских царьков было яхт там?
Дмитрий Ворожцов, какие прекрасные мрии хохлов.

Все прошло пройдет и это
Нагнетальшики успокойтесь
avatar
И по ходу будет даже хуже чем в 2008-м. 
Азат Туктаров, В 2008 восстановление было быстрое. Большинство по настоящему и испугаться не успели.
avatar
Какой-то бред про москвичей написан, очередной товарищ из регионов, который думает что в Москве одни миллионеры миллиардерам чай подают.
avatar
4kk, москвичи все пилят бюджеты и ездят на своих золотых джипах с алмазными колесами.
Краснодар- уже давно миллионник! Сейчас проживают миллиона 2.
4kk, не мешайте человеку мечтать.
Хотя, должен согласиться. Будет хреново.
Сколько в этих сферах гастарбайтеров? Я только за если они вернутся к себе на Родину. Строить можно не только жилые дома, но и объекты инфраструктуры, пром. предприятия, которые всё равно придётся строить если запад создаст железный занавес, на предприятия понадобятся рабочие.
avatar
а чем «обязательные расходы» москвича отличаются от таковых у замкадников (т.е. меня, г.Люберцы, Москва через дорогу, мы ходим в один супермаркет, отапливаемся из одной тэц, ездим на одних маршрутках и электричках). Более того, мои коллеги-москвичи, проработавшие со мной вместе по 40 лет на одном госпредприятии, получают пенсию в 2 раза выше замкадной, а живут просто на противоположной стороне Окт. пр. (в Жулебино)
Вангую Москве пора ожидать возвращения колбасных поездов и электричек. Также гордого народа племён «лимита» и «гастеры». Всё возвращается взад. А мы в пост-совок.
avatar
половина надуто. В москве нет у каждого второго кредитов. наверное у каждого 5 с натяжкой. ПРо работу отчасти согласен, перепродаваны и прочие встряли по полной. Но думаю стабилизация придет в течение пару месяцев. стройке пздц это точно. Я работаю в проектном бюро, пока тишина. благо дочка газпрома и теплосетями занимаемся — тепло нужно всем в москве, так что мне не так страшно.
avatar
Хуснуллин уже выпросил особых преференций.
Умрет бизнес инфоцыган.

Ну брось, этот бизнес умрет последним
avatar
в россии резко упал спрос на туалетную бумагу.
россияне осознали, что cpать в ближайшие годы будет нечем.

бесноватый попал в капкан и стал ещё короче.

пробежался по коментам и удивился отсутствию отмороженных дебилов, которые или работают пропагандонами или реально тупы
у меня есть очучение, что запад взял режим за горло серьёзно и это даёт надежду дожить до спокойной жизни в стране пройдя (надеюсь короткий) период обнищания и деградации.
уверен «элита» уже в шоке оказавшись в такой заднице)
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Фото
Как искать свой стиль в торговле?
Всем Привет, на связи Иван Кондратенко. Трейдер Проплайв/Prop Live и ведущий Трейдер ТВ. Сегодня поговорим о том, как искать свой стиль в...
Фото
«Ренессанс страхование» и Группа компаний «Союз Регион» заключили соглашение о сотрудничестве
Группа компаний «Союз» -  это официальный дилер ПАО «КАМАЗ». Соглашение рассчитано на пять лет и определяет общие рамки совместной работы. Стороны...
Рост прибыли ДОМ.РФ ускорился почти вдвое
ДОМ.РФ представил результаты по МСФО за январь–февраль 2026 года, которые отражают заметное ускорение динамики финансовых показателей. Чистая...
Фото
X5 МСФО 2025 г. - капзатрат меньше, дивиденд больше?
Компания X5 опубликовала финансовые результаты за 2025 год. Выручка прибавила +18,8% до 4,6 трлн руб., в 4-м квартале рост на 14,9% до 1,24...

теги блога Игорь Денисов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн