Блог им. PechorinGA

А где все Шадрины и будущие обеспеченные пенсионеры??? Тут такие цены, а вас не видно...

Добрейшего дня!))
(сегодня на расслабоне в ожидании результатов встречи)


Нет, не подумайте, что я хочу поглумиться над переоценкой ваших замечательных портфелей за последние 3-4 месяца. Мне самому очень больно смотреть на свой ИИС, где первый транш засажен в Сбер, ГП, ГМК, ФСК и (!!!) 20-летниее ОФЗ в конце прошлого года, а совсем недавно взято плечо для покупки Сбера в ожидании свежих поступлений со спекуляций (тут я удовлетворен результатом, но в самой малой степени — можно было заработать гораздо больше).

Но тем не менее, голос РАЗУМНЫХ ИНВЕСТОРОВ логичнее было бы услышать сейчас, чем когда рынок в очередной раз выпустит и будет греть душу приятными переоценками, а основной заботой будет оптимизация налогов на честно нажитые прибыли)))

Итак, что мне, как начинающему инвестору (да-да, моему инвестиционному счету всего несколько месяцев) хотелось бы услышать:

1. Как вы переживаете именно сейчас, когда глядя на слив того же Сбера в голову закрадываются самые безумные мысли (сценарии Ирана, С.Кореи, например), а не когда все зашибись? Да, сами, наверное, не сдохнем, но биржевому рынку активов придет многолетняя абзда в случае реализации страшилок.

2. Какие практические действия вы предпринимаете именно сейчас? Как используете моменты «фантастических» цен? Может перетряхиваете портфели, ребалансируете, довносите, сокращаете, что-то еще???

3. Какие фундаментальные мысли в очередной раз у вас рождаются в голове? Какие плюсы и минусы вы обнаружили в своем инвестиционном подходе, а может не обнаружили ничего нового?

4. Что посоветуете вновь прибывающим на фондовый рынок именно сейчас (тех, кто пришел недавно, пока лучше не беспокоить)?

В общем, ребята, без вас как-то совсем пусто. Вам слово.
«Когда начнем-таки покрывать рынки мира?». Или уже не начнем?)
★2
194 комментария
Вылезут когда рынок отскочит нормально а пока бухают и отстирывают трусы
avatar
Eugeny Umolinov, да ладно)
Там же ЗОЖ во всем: и в инвестициях, и в питании и в образе жизни...
Вроде бы…
Григорий Печорин, хватит смешить. Там весь ЗОЖ группы Ленинград
avatar
HYG1978, ну это да, стебанул слегка)
Eugeny Umolinov, нормальные на верхах сокращали портфели а жадные и глупые даже на плечи брали
Eugeny Umolinov, а смысл писать? У меня минус 7% за 2022 год, пока. И так понятно, что у всех инвесторов счет просел.
avatar
EtemaL, почему вы в этом так уверены? Я вот на обвале в РФ переложился из SP500 и теперь в плюсе.
avatar
Сергей Суханинский, писал за себя и думаю, за большинство пассивных инвесторов.
avatar
Сергей Суханинский, «переложиться на обвале» — это не инвестиции, а спекуляции.
avatar
Лосиный вареник, почему?
avatar

Сергей Суханинский, потому что Вы занимаетесь маркет-таймингом, выкупаете «дно». Инвестор не выбирает моменты для входа.

Инвестор зарабатывает только за счёт времени, дивидендов и долгосрочных ФА-трендов, а не технических движений.

avatar
Лосиный вареник, кто это вам сказал?
avatar

Сергей Суханинский, что значит «кто сказал»?

Это азы.

Инвестор не прицеливается в определённые точки рынка. Потому что прицеливание — это и есть спекуляция. 

avatar
Лосиный вареник, не пользоваться уникальными возможностями это просто глупо.
avatar
Сергей Суханинский, согласен. Но Вы теперь отчасти стали и спекулянтом. И улучшение результата, достигнутое этой возможностью, было обеспечено спекулятивными сделками.
avatar
Eugeny Umolinov,   и ШТОПАЮТ ) 
avatar
А что не устраивает то? Рисуй графики с таймфреймом месяц.
Пока просто рябь на воде. Зона дискомфорта начнется при мамбе ниже 2000.
avatar
โอเล็ก, меня по совокупности устраивает все, лишь бы шапито не прикрывали)
Написал письмо деду морозу: «дорогой дедушка мороз, а нельзя ли войну, крах финансовых рынков, голодомор и разруху перенести на следующий год, а то ИИС у меня только в этом заканчивается?» Как думаете прочтет?)
Chinesehero, обязательно прочтет и поржет!
avatar
Chinesehero, поздновато ты 😁 до нового нового года укатают
avatar
Михаил Titov, я читал) 
Григорий Печорин, ну а к чему вопрос из заголовка тогда, думаю у остальных примерно также)
avatar
Михаил Titov, нет-нет.
Не стоит всех ровнять по себе, хотелось бы услышать от каждого: что и как? как сам? что делать?
Я же не для стеба написал, хочу успешных, проверенных годами людей услышать именно сейчас.
Григорий Печорин, а что изменилось с 2020 года? Сейчас даже падение ещё до тех точек не дошло. Если брать меня, то я ещё Сбера прикупил, Яндекс откупил (продавал его по 4500).

Даже после текущего падения, портфель у меня в профиците (с учётом инфляции). Чтоб в минус его уронить, надо ещё -35% на рынке сделать от текущих.
avatar
Aneto, Ха молодец дорогие бумаги продал  начал набирать позу....
Они все ещё не отпадали....
Квартал нам не спасти а вот неделю-месяц можно...
Firetrade, пусть падают, мне Яндекс с нуля до 6% портфеля доводить. Это месяца полтора займет. Что переживать-то?
avatar
Григорий Печорин, а да, у меня плечей нет. Помимо публичных, есть и непубличные активы. «Подушка» позволит жить ещё полгода, даже если потеряю все доходы одномоментно (что равняется революции или войне). Не очень понимаю почему я должен переживать из-за волатильность рынка.
avatar
Молодое инвесторское мясо, да еще с плечами есессно будет рынком «обучено».
Шадрин и иже с ним ванго быки есессно, смылись;))

Кто без плечей, на свои, в долгосрок — пересидит, но хвастливых постов «на пенсию в ...» станет поменьше;)

И это хорошо-рынок очиститься от.овна и шелухи, как обычно.
avatar
Инвестиции зло- дейтрединг рулит..
Firetrade, за*бывает, хотя безопаснее все, конечно.
Григорий Печорин, зато всегда знаешь куда цена идёт…
Firetrade, улыбнуло) 

― О, понимаете, Учитель, я все искал подходящий спейдер, с открытым верхом и быстроходный.
― Упражняясь во владении мечом так же усердно, как в остроумии, ты бы мог с Магистром Йодой потягаться.
― А я еще не могу?
― Только в мечтах, мой юный ученик.
Григорий Печорин, почему нет? я знаю я внутри дня иду за ней... МНЕ ПОХ… куда она выйдет…
Firetrade, видимо вы тот самый кукл, про несуществование я хочу задвинуть пост)
Григорий Печорин, Дааа это Мы все тут
На месте. Я не спекулянт, поэтому у меня нет кэша, чтобы выкупать каждую коррекцию. Система полного инвестирования Вам известна?
avatar
InvestorNaDolgo, угу)
У меня тоже кеша нет, но кое-что я пробую делать, например: докупить на дивы то-то и то-то (от ГМК у многих на днях придет), или одно продать, другое купить. Ну или не дергаться) Тоже мнение.
Не-не, Гриша, ты правильно всё меркуешь. А ЭТИ — эти скоро появятся. И научно обоснуют, как правильно сидеть в лосе и пересиживать. Ну или — не скоро. Это уж как пойдёт.
Московский Лоссбой, ну я бы сказал, что работа над улучшением позиций и ограничению риска, коли что-то пошло не так, не менее важна, нежели умение выбирать из тысяч идей пять перспективных. Полезное бы было чтиво на тему:

«Как я улучшил свой портфель на просадке в 30% и вышел в +100%, когда рынок вышел в 0!!!»

Только хотелось бы сейчас, а не потом, когда уже также не сделать)
Григорий Печорин, я чутка ниже коммент скинул.
У разумных инвесторов есть (должна быть) такая бумажка, где написано что он делает при определенных условиях. 
1. Переживаю спокойно, т.к. о возможности такого сценария думал 4 года назад и написал, что буду при нём делать.
2. Ничего не делаю, жду премии, чтобы по плану ребалансировать активы довложением.
3. Как ведет себя мой портфель пока меня устраивает.
4. Понять толерантность к рынку, прочитать умные книги.

«Разумное распределение активов, дополняемое надлежащей дисциплиной, несомненно, повысит ваши шансы на достижение и постоянное поддержание финансовой безопасности. Вместе с тем никакая инвестиционная стратегия не сможет защитить ваш портфель во всех случаях жизни. Вы должны быть готовы к тому, что время от времени вас будут подстерегать неудачи. В вашей жизни будут неудачные месяцы, кварталы и, может быть, даже годы. От этого факта никуда не деться.»
Ричард Ферри «Всё о распределении активов»
avatar
Sir Dasfig, пора, видимо, и мне такую писать, а то душа спекулянта все побуждает что-нибудь предпринять) 
Ну какие фундаментальные мысли тут могут быть?
Только одна «что послужит драйвером и роста такой-то акции?». Для всего, что не относится к экспорту, ответ один — рост экономики России. Что-то мы видим сами, что-то нам даже власть подсовывает в прогнозах «до 2050-го». Позитива там ноль. Так с чего расти тому же Сбербанку? Даже с учётом " супер дивидендов", которые всё ждут, и которые если даже и выплатят, закончатся для акций неотыгрываемым в силу вышеизложенных обстоятельств гэпом
Дюша Метелкин, а как же великий и грамотный финансовый менеджмент наших крупнейших компаний, ведущий их к новым и новым высотам?? Вы уж определитесь: либо крестик снять, либо трусы надеть… Это по мотивам вчерашнего вашего комментария))
Григорий Печорин, так есть вещи, на которые они могут повлиять, а есть те, на которые не могут.
И «зелёный» тренд — увы, он против России играет, и с такими картами выиграть крайне сложно. Но люди пытаются, мне кажется, хороший пример — ЦБ.
А макроэкономические решения принимаются уровнем выше тех специалистов, о которых я говорил, кстати. Там в экономику уже не очень умеют 🙈
собираюсь на следующей неделе открывать плечо в яндексе, на Х своих акций Х плечевых, хз какое это плечо 1:1, первое? второе? 

avatar
Zuko Yuppi, первое, наверно. Я количество акций Сбера утроил.
Григорий Печорин, 
утроил это было напр 100 стало 300? 1:2 получается, тогда да, наверное у меня первое)) 

страшновато че-то, это верный признак того что надо брать)) 


avatar
Zuko Yuppi, ну я тут писал, что Сбер — это тема, вот подтверждаю свое мнение своими деньгами. Тем более, что сам не ожидал, что его по 230 с копейками раздадут. 
Какой там фундаментал, какие там, бл*, ожидания? «Ынвэсторы» просто, честно и открыто про*бывают семейные накопления. И всё.

     А нет, не всё. Они ещё и ГОРДЯТСЯ этим! Любой покупашка Сбера под 400 не даст соврать.

     Пример — я о прошлом годе сделал +220% к депо. Но не отдавал врагу брокеру все свои деньги. Из принципа!

     О чём НЕОДНОКРАТНО писал в своих «СССУКах».

     Так чему ИНДУСТРИЯ учит молодняк? 
Московский Лоссбой, А любой покупашка Сбера под 100 врет чтоль? Про*бывают семейные деньги, в основном, спекули, если еще семья есть, а не инвесторы. На вот почитай, спекуль, и ерунды тут не болтай....Вы в плюсе или в минусе (опрос) (smart-lab.ru)
avatar
им некогда, работу ищут
Не знаю как дела у Шадрина, скажу за себя. Портфель у меня более-менее публичный, можете в профиле посмотреть. В сентябре-октябре вышел частично из акций в доллары. На тот момент соотношение КЭШ/Акции было примерно 50/50. Сейчас постепенно докупаю Новатэк, Сбер, OZON, Глобалтранс, взял немного ЯТЭК после новости о возможной покупке Китайцами. Сейчас соотношение КЭШ/Акции 17/83. Если падение продолжится буду дальше закупаться, если начнется рост, продолжу копить КЭШ. Чисто на мой взгляд текущий рынок мне нравится больше чем рынок в сентябре-октябре когда идей практически не было.
avatar
ФИНДИР, я даже не знаю как благодарить судьбу))
Что пришел на рынок с ИИС лишь во второй половине ноября)
Ну, че сказать. Вот какие мысли:
1. Падение рынка лучше роста для всех, кто в стадии накопления. Каждый день скидки. Вы же не радуетесь, когда в магазине цены растут? Вот так же глупо радоваться росту котировок.

2. Лично я ожидаю получить в этом году х2 дивидендов относительно прошлого года. Это реальный позитив.

3. Продолжу в течение года совершать покупки качественного бизнеса.
avatar
Владимир, я тоже дивы жду, а еще хочу ОФЗ под 10-11% на 20 лет.
И рынок медвежий на три года, т.к. в стадии накопления я))
Но вот полной абзды не хочу.
Григорий Печорин, главный враг облигаций — инфляция. Перед покупкой ОФЗ на 20 лет посмотрите уровень инфляции в РФ хотя бы за 10 лет.
avatar
Sir Dasfig, спасибо за совет)
Правда я тут пару десятков лет сознательно живу в РФ...
И даже что-то покупаю. Иногда.
Sir Dasfig, реальная доходность длинных бондов, если верить статистике в инете, — около 4% на истории, на уровне акций :) У коротких и банковских вкладов она отрицательная.
avatar
Денис Г., это если постоянно закупать длинные бонды лесенкой. Если купить 1 выпуск и держать 20 лет, то доходность больше будет зависеть от инфляции. Тут сначала всё-таки неплохо определиться с горизонтом инвестирования — если это 3 года, то только короткие боды. Если горизонт 7 лет, то надо смотреть на толерантность к рынку.
avatar
Мне кажется особо ничего не изменилось. Премия к геополитическому риску возросла, но и цена на акции уменьшилась. Лично я докупил совсем слегка акций заменив иностранные на российские. У меня портфель благодаря этому действию в нужный момент упал в лишь на пару процентов сейчас. +ещё легкий шорт открывал который дал получить прибыль, но делать так больше ну буду ибо нервный я человек.   
Шадрин месяц назад писал, что больше не будет публиковаться на СЛ. За бесплатно. Типа введут платную подписку на его канал, тогда пожалуйста.
avatar
interalfa, а я бы почитал сейчас его мысли)
Григорий Печорин, Ну за 250 руб в месяц можете и почитать… во ВКонтакте по моему.
avatar
Робот Бендер, никогда не пользовался VC, отсталый я)
Григорий Печорин, ну на Алёнке он писал что его чуть не порезали ибо был УДС 1,45. Сейчас у него всё в порядке. Не переживайте) ВК купил из последнего на закинутые 250к. Вроде будет плечо уменьшать. Пострадали только плечистые ребята.  
Vladimiro, мля...
Это какое-то выживание, а не покрытие мира…
Григорий Печорин, у него еще очень много в куйбышевазоте. так себе надежность
avatar
interalfa, Да куда он денется. Как только его канальчик худеет — так он тут же бежит сюда с саморекламой, набирать свежих буратин. 
avatar
interalfa, да пошел он накуй со свей платной подпиской
avatar
Байкал, ты втройне заплатишь! 
Александр Шадрин, ))))
avatar
Александр Шадрин, а вот и Шадрин появился. 
avatar
Я ничего особенно не делаю. Меняю облигации на акции, но немного.
avatar
Алексей Андреев, какие бонды были?
Григорий Печорин, да все подряд. офз, корпоративные. и длинные и короткие. даже ОРГ, влетел с ними, но их немного.
smart-lab.ru/q/portfolio/alexey_invest/54115/
avatar
Алексей Андреев, я про длину спрашивал, ибо вот сам из 20-летки переложиться не могу))
глядя на слив того же Сбера в голову закрадываются самые безумные мысли (сценарии Ирана, С.Кореи, например)
Ну кинул трамп Иран, обложили его. и что? Лишь толкнули в плотные объятия Китая. Ну обложат РФ, ну и нас Китай примет в свои плотные объятия. Станут амеры от этого слияния сильнее? Они обосрались с Афганом, Беларусью, Казахами — а был шанс их мягко купить.
 Умные головы у пиндосов давно громко кричат о том, что РФ нужно мягко покупать, а не толкать к плотному слиянию с КНР.

 По сабжу — купил сбер и зашортил бакс и терпеливо жду.
avatar
О'Грин, я же написал, что «сами не сдохнем», вопрос был по фондовому рынку, или вы полагаете, что у вас китайцы Сбер по 5$ купят в иранском-то сценарии?)
Просадка по портфелю 3-4% всего, даже ребалансировать рано :) Чисто символически менял короткие бонды и золото на акции, но совсем на копейки.
avatar
Денис Г., хороший портфель)
У меня вчера, когда Сбер на 260 ходил, даже в микро плюс портфель выходил)
Григорий Печорин, просадка от декабрьских хаёв, а не от вложенного :) Когда будет вашему портфелю 5+ лет, вряд ли что-то будет краснеть в принципе, кроме случаев с эпичными кризисами, и то не факт.
avatar
Денис Г., так я, вроде бы, сразу так и понял)) 
Какой прикольный вопрос. А потом тут некоторые удивляются почему именно у Кречетова 100 тыс. подписчиков.

Просто Кречетов это всё ждал и описывал заранее, говоря что при этом надо будет делать… 

Наши «инвесторы» реально затихарились в последнее время. А околорыночники льют грязь и фейки на тех кто реально текущие события прогнозировал :))))
avatar
Krechetov, идите, друже, на х*й из моего топика))
По-доброму прошу, т.к. не хотел бы вас видеть.
Krechetov, кречетов постоянно магедонит и пропускет весь рост, черных постоянно на мегапозитиве и засаживает в лосей, недавно новый зашквар начал пиарить 2 ляма за 3 мес или типа того. Попеременно вы с ним правы, ждали и прогнозировали.
avatar
интересно будет почитать когда ммвб на 2000 или не дай бог на 1000-1500 будет.Пока что мелочи… но пенсионеров в 35 чет уже поубавилось… рановато как то(
avatar
matroskin, потому что инфоцыгане,
avatar
matroskin, 1000 по IMoex??? 
Это будет боль пожестче, чем в октябре-декабре 2008…
Григорий Печорин, ну… на пару процентов
avatar
matroskin, да нет)) Раза в два.
Я ж в реальных ценниках считаю, а не в деревянных.
Григорий Печорин, а я в относителььных-процент от хая
avatar
Григорий Печорин, В реальных ценах сейчас на 3500 рынок в 5!!! раз дешевле чем в 2009 году когда всё рухнуло на 80%
avatar
Melorka, так в курсе я)
ГП по 15$ хорошо помню)
matroskin, как будущий «пенсионер» из этих, очень хочу, чтобы это сейчас случилось, а не через 10 лет
avatar
sn1, угу, лишь бы потом не так как у япов получилось
avatar
matroskin, а так и будет. И дивы сделают в районе банковской ставки в среднем. Халява кончилась.
avatar
matroskin, так ммвб на 1500 породит в 2 раза больше пенсионеров. 
avatar
Melorka, не продит… в феврале 2009 по центральным сми пошли видео сюжеты как разоряются частные трейдеры, никто не пошел покупать акции(ну разве что единицы) наоборот народ стал шарахаться как от чумных от всех этих историй) Народ идет когда все растет, изи мани и все гении.А в период попы во первых проблем больше денег свободных меньше, а во вторых страшно и жутко)Проверено;)
Бабушки шли покупать газпром в газпромбанке с пенсии в 2007 )))Сам лично стоял в очереди и был наверное единственный кто продавал.А вот в 2009 очереди из бабушек я уже там не видел

avatar
matroskin, Давай пример с биткойном. Несколько лет назад, когда биток стоил кажется 10к долларов за штуку. Все СМИ рассказывали про эту волшебную валюту. И вот он уже 40к стоит, а новости утихли.
avatar
Melorka, я вам сказал как было с акциями, давай не давай мне не и интересно. История начиная с пузырей задолго до 1929 года повторяется, повторялась она и в 1929 и у нас в 2008.Все одно и тоже. Толпа влетает на хаях, едет вниз, сдает с убытками перед разворотом около лоу.Далее сидят бздят, потом снова влетают на новых хаях.

avatar
matroskin, так и есть) весь рынок это циклы туда сюда, мясо пришло, мясо обрилось, мясо ушло с пустыми карманами.
Melorka, а с битком то что… влетели по 18, сдали по 3.Все тоже самое.Сидели боялись, потом по 25-40-60 снова влетели, сейчас видимо поехали высаживатся.Новое то что?
avatar
Падения -возможность докупить по выгодным ценам, а никак не угроза для долгосрочников. Результат определяется конечной оценкой и дивами, а не на определенном промежуточном отрезке.
Что касается перекладок, то серьезные временные переоценки  некоторых акций позволяют улучшить структуру портфеля.
avatar
Да нормально все у инвесторов, сейчас дивы за 3 кв. приходят, есть на что купить подешевевшие акции.

А как дела у спекулянтов, сильно заработали на падении? Сколько? Похвалитесь.
avatar
Олег Каширин, как похвалишься, так сразу и про*бёшь… Примета.
Так что текущий рынок — это мечта спекулянта, но предлагаю не отклоняться от основной темы топика.
У меня стандартный закуп два раза в месяц.
Всегда только на свои.
Во вторник сделал дополнительный закуп.
Если уровни будут такие же или ниже на след неделе сделаю еще один дополнительный закуп.
avatar
klok, в какой доле от портфеля закуп? Поясните свою схему?
Источник денег, если не секрет?
Григорий Печорин, Ритмично заношу деньги с зарплаты. Два раза в месяц на одинаковую сумму. Естественно есть депозит, с которого и сделал дополнительное внесения из-за такой просадки. Системной стратегии привязанной к процентам падения нет, по ощущениям действую. Примерно так.

В масштабах портфеля допзакуп мал. Около 0,3% от текущей стоимости портфеля
 
avatar
klok, мда, на случай просадок в 30-50% мал дозакуп, но может у вас портфель настолько большой. Подход ясен. И даже близок)
20-летниее ОФЗ в конце прошлого года

А чем руководствовались при принятии решения?
avatar
DR. LECTER, тем, что 8,5% годовых на 20 лет — это уже хорошая ставка. На мой субъективный взгляд, конечно. Правда при этом я просчитывал вариант снижения на 50% от номинала с постепенным наращиванием доли этого инструмента в портфеле. Пока с 90 свалились на 82-83.   
Григорий Печорин, 
тем, что 8,5% годовых на 20 лет — это уже хорошая ставка.

То есть Вы посмотрели доходность к погашению (эфф. доходность) в quik или на сайте. На самом деле Вы ее не получите при погашении, даже если кривая доходности останется  неизменной, что очевидно невероятно на столь длинном горизонте.  Но в любом случае по 26240 Вам была гарантирована простая доходность  7.5%, что тоже неплохо. Но ведь вряд ли Вы собирались ждать 20 лет? Думаю, Вы и двух лет ее не продержите, если она хорошо отрастёт, т.е. это все таки спекулятивная покупка.

А Вы не смотрели ноябрьское видео с Р. Ермаковым, где он рекомендует инвесторам с годичным инвестиционным горизонтом  покупать 10-летки, и считает, что 8.3-8.4% доходности к погашению будут пиковыми значениями? Вот они и купили в декабре 10-ти и 20-ти летки. Ну терпят сейчас просадку, не так уж страшно, как верно подмечено, тем более если есть ожидания падения  на 50% от номинала. Я понимаю, и сам на это рассчитываю, что восстановление цен в облигациях может быть V-образным, и все мы смотрим на 2015 год как отличный пример такого восстановления. Но краткосрочного инвестора на этом пути подстерегают многочисленные опасности, самой  очевидной из которых является инверсия кривой доходности, когда на полугодовом горизонте он зарабатывает отрицательный roll-down return при неизменной формой кривой, о чем Ермаков, конечно же, умалчивает. То есть ничто не дается даром, везде есть риски и в длинных облигациях они должны уравновешиваться доп. ожидаемой доходностью.
avatar
DR. LECTER, 5-7 лет минимум, и про 20 тоже думал. Но это не тупо купил и забыл. Отрастет на 120 от номинала — подумаем) Ну и про реальную доходность, а не в квике ..., хотя, спасибо за заботу. 
Сергеич, мало как-то их, да ждать еще до августа, когда основные придут. Хотя, может оно и к лучшему.
Офз то нафига, весь мир избавляется от долга, а тут ещё и российский))
avatar
NelEvg, помните офз в октябре-ноябре 2014?)))
Потом был декабрь и ставка 17%. И девал. Но уже в 2017 году удалось компенсировать все рублевые потери и даже отыграть большую часть долларовой просадки (купон + непрерывное его реинвестирование по сказочным доходностям все 2015-16гг.) Так что без девала в два раза на горизонте 5-7 лет уже не все так плохо. 
Придерживаюсь следующей стратегии:
— покупать только на свои. не лезть в кредиты. 
— покупки ежемесячно (или по мере появления средств). 
-доля средств на инвестиции рассчитывается как разница между поступлением (заработком) и плановым размером трат на месяц. 
— диверсификация портфеля довольно большая (сказывается отсутствие каких либо уникальных знаний и компетенций во многих отраслях). 
— учитывая текущую диверсификацию отличной альтернативой может быть инвестирование через БПИФ и ЕТФ, но мне комфортно получать кэш в виде дивидендов и самому его распределять (реинвестировать или инвестировать в альтернативные идеи). 
— на волатильности с портфелем ничего не делаю. Стараюсь принимать решения по изменению позиций только по результатам прикидки фундаментала на основе отчетов компаний. 

… и да. таки на текущей просадке отошел от правила покупать только на свои — на 5% портфеля залез в кредит брокеру. купил сбера и газпрома в равных частях.  
Думаю, к годовым отчетам и дивидендным отсечкам цены вырастут, поэтому плата по кредиту будет выгодней, чем покупать эти компании по рыночным ценам. 
Если цены упадут ниже — ничего делать не буду, просто сокращать кредит за счет внесения денежных средств, поступающих дивидендов. 
avatar
Красных цифр до падения не было вообще, зеленые были намного больше. Цифра по всем позам в совокупности 9-значная. Устраивает такой ответ или еще что-то хочешь узнать?




avatar
Geist, да ваш подход мне понятен, точки входа на хороших низах много лет назад. Сиди перераспределяй дивидендный поток и оценивай риск варианта Х. Но если мысли ребалансу или новым каким идеям есть, то прислушаюсь. Точка может быть очень интересной и для таких свеженьких, как я. И да, а где названия инвестиций? Секрет? Сбер, ГП, кто еще есть? 
Григорий Печорин, я большую часть жизни на рынке был трейдером. Правда, краткосрочником был всего чуть больше года, а потом стал среднесрочником с попытками всё больше удлинять сроки.

Ну, а когда увидел, что собираются платить более-менее стабильные дивы с более-менее приличных доходов, стал думать о переквалификации там, где это можно. И делал это гибридно, если удавалось, к примеру, отловить удачно плечо, то в кэш не уводил его, а оставлял бумаги.

 2 сбера, газон, втб, алроса, аэрофлот. Аэрофлот — не ивестиция, попытка половить рыбку в мутной воде, уже вторая. Там поза небольшая, если получится что-то поймать, сброшу, держать долго не стану.
avatar
Geist, ок, спс.

Где нефтянка?) У меня ее, кстати, пока даже в планах нет.
Что по цветным металлистам? ГМК — энергопереход, электроавтомобили и т.п. Вроде тема, да и дивы платил. Хотя, боюсь, что в случае никеля по 50К и палладия по 5-6К этот лакомый кусочек пойдет куда-нибудь в ФНБ, а туда дорого не берут)) 
Григорий Печорин, а я же написал, я не строил это всё изначально как инвестор, оно само так вышло. Даже самый дальний вход в газон, которому сейчас уже 4,5 года, начинался как спекулятивная идея, хотя и с очень приличным сроком. 

Когда депозит становится большим, им трудно трейдить и ни на какие там заоблачные доходности рассчитывать не приходится, 20-25% — это отличный год, 30% или больше — супергод. Ну вот, а когда видишь, что дивами можно получать 10-12-15%, то какой смысл суетиться и трейдить. Вот так и становятся инвесторами ;)

Ну, а нефтянку с металлургами профукал, соответственно, сам бы хотел, но нету.
avatar
Geist, хорошо, когда отвечают так, как есть?))

Понятно, в общем. Нефтянка, имхо, недешевая (если глобально глянуть) и доят ее при первой возможности. Черную металлургию не понимаю, и что греха таить, не успеваю на нижних точках цикла понять, что дно. А вот с ГМК может выйти, как с ГП, но вот риск частного владения смущает.
Григорий Печорин, сложно это всё, я в 2015-м кажется не купил амазон, стоил он 300 с копейками, и казалось, что дорого. А 6 лет спустя он стал стоить 3300 

Ну или — мой самый дальний вход в газон обошелся мне в 120. Я сделал пост про покупку здесь и примерно треть комментаторов там написала мне, что я лох и меня высадят в минусах.

В русском рынке политики много, вот что плохо. Но если с амерами о чем-нибудь договорятся и пыль уляжется на какое-то время, бумаги там пока что недорогие.
avatar
Geist, я вот ипо фейсбука все вспоминаю)))
На самом ипо не берем, берем на -40% от цены размещения... 
Что мешало так и сделать??
Про футболку за битки лучше вообще не вспоминать 

В русском рынке политики много, вот что плохо. Но если с амерами о чем-нибудь договорятся и пыль уляжется на какое-то время, бумаги там пока что недорогие.
А вот тут может и выгореть когда-то. Я не про сейчас. А про время, когда скажут «ничто (никто) не вечно в этом мире» и тут масть попрет или… не выгорит))
1. Тревожно, как и в 2015, 2018, 2020, но ничего нового;
2. Ребалансировал портфель первый раз за 3 года в по стратегии. В остальном никаких действий, все по плану;
3. Мыслей по этому поводу также не рождается;
4. Ничего и никогда никому.
avatar
Мы, инвесторы, проверяем свои портфели раз в квартал, а то и раз в год, поэтому даже не в курсе что там за шухер происходит в данный момент :)
JC-trader, 
JC-trader, о, Вы давно вернулись сюда?
avatar
Покупаем себе потихоньку, не волнуйтесь за инвесторов, спекулянтики)
Василий Пупкин, так я и прошу опытом поделиться))
А вы сразу про волнение за вас. Вам, вроде бы, радоваться надо, что со скидками добро продают)
Что посоветуете вновь прибывающим на фондовый рынок именно сейчас
Вклад. :-)

Хотя бы полгода-год на вкладе, дать рынку спокойно отпадать, отыграть рост ставок. А так можно и сейчас входить, конечно. Если долгосрок. Цены и сейчас хорошие. Хотя просесть эдак на 10-15-20% с текущих нам как 2 пальца. У нас ведь все чрезмерно. Падаем чрезмерно, растем чрезмерно. Спекулятивный циклический рынок.
Евгений Петров, так ставки по вкладам тоже растут. Сегодня 8,5% дают, а через месяц уже 9-10%…
Григорий Печорин, Евгений Петров, так ставки по вкладам тоже растут. Сегодня 8,5% дают, а через месяц уже 9-10%…
А короткие офз 9.7% дают. Сейчас. И? 
Не такое сейчас время чтобы палку в землю воткнул и она заколосилась. Ну если разговор про новичков. Вклад это просто и понятно. Вот готов человек риск брать, дело другое.
Евгений Петров, да, вариант))
Но тут мне придется признаться, что я-то уже не совсем новичок и к рискам готов, поэтому для меня 9,7% — 0,5% а то и больше на коммисах и спрэдах = не интересно, когда есть ГП с двухгодовым дивом в 80-90р.)) А вот для реально начинающих, совет очень даже толковый. Еще бы долларовую альтернативу подыскать с доходностью и сопоставимой ликвидностью, и чтобы без налогов)
ну Шадрин-то хоть реально инвестирует немало лет уже… и он таких просадок  и даже поболее переживал  уже немало
avatar
Malik, ну так и надо писать, что в моменты таких просадок, а не когда уже в дартаньяны выполз)) А то получается, что пример подается тогда, когда поезд уже ушел или остался только последний самый обоссаный вагон. 
Григорий Печорин, если ты на сайт пришел пару недель назад, то это не значит, что перед тобой все остальные должны отчитываться, что и как делали год, два, три, 10  назад. Шадрин про инвестиции писал здесь много лет назад, не один год подряд. В те годы когда «инвестор» было непонятным ругательным словом и все здесь занимались спекуляциями, а инвесторы тусовались на мфд. Кроме Шадрина, Морозовой и Элвиса. А ушел он с сайта из-за того, что его работодатель подал в суд на Мартынова Тимофея и возник конфликт интересов. 

это для справки… бывай здоров

и да, я не приятель Шадрина, регулярно в старые годы поругивался здесь и с ним самим и с его работодателем Арсагерой
avatar
Malik, да вы полегче, милок)

Если пишу тут пару месяцев, то это еще не значит, что ничего не видел и не помню. Основная претензия к условным «шадриным» (здесь имя нарицательное, без оскорбительного подтекста) в том, что они бестолково удовлетворяют свое эго в удачные периоды, непреднамеренно засаживая паству на самых неудачных уровнях. Сейчас же, когда местами ценники весьма неплохи, им как-то не с руки выйти и сказать:

Так и так: здесь нужно сделать это, а здесь вот то, тут я был слишком оптимистичен, а здесь дождался своей цели.

Что мешает-то? Стыдно за просадку? Стремно?? А ведь этак и сомнения могут зародиться...

Ну и в качестве бонуса)) Я хорошо помню верховного фанатика секты инвестиций — Астапова, как это чудо умудрялось оставаться на плаву в самые турбулентные периоды. Сколько тогда копий поломали с ним и его апологетами. Закончили на том, что они слились с темы про фьючерс на индекс РТС. Типа может стоить сколько угодно в отрыве от ценников акций. На что я им предложил раздвинуть спрэд фьючерс-индекс на пару процентов и посмотреть, что будет с деньгами, которые они потеряют в течение максимум двух с половиной месяцев. А было это в 2011-ом. Где все эти люди?.. Я не следил дальше, а вот фьюч на индекс РТС живее всех живых))
1. Сижу красный на -5% (в портфеле не указаны офз-н на полдепо)

2. Докупаю на свои, без кредитов

3. Не вкладывать много в один актив, не тарить сразу на весь кэш

4. Мне нечего советовать, я нуб
avatar
тут на самом деле все просто.
Инветсоры покупают не пероценку акций а долю в прбыли компаний.
А то что цена акции упала — так это лишь возможность докупить на полученные дивиденды
По баффету
представь что тывсю жизнь будешь покупать какой то товар ( напримре яблоки или акции или квартиры) и тебе хорошо будет от того что в какой то момент цена этих товаров вырасла в 2 раза… Тебе ж всеравно надо будет его покупать, но платить в два раза больше.
 Основное требование — это не снижение финансовых показателей ( выручка ЧП доля рынка и тп) а цена… ну например многие мечтают о том что б купить сбер по 8 рублей, как ыбло в 2008 году… но даже те ку купили сбер по 80 рублей в 2006-2008 тоже сейчас мечтают купить сбер по 8
Константин Дубровин, о да...
Это, простите, клиника, а не подход. ИМХО.
С точки зрения: а зачем это все? Получается: ради самого процесса.
Но, видимо, и так бывает. Спасибо за мнение)
Григорий Печорин, согласен, несколько необычная трактовка, но это не мои слова а слова баффета.
и я его покупаю.
Но на рынке ведет себя как покупатель, которому выгодна дешовая цена, а прибыль он получает с дивидендов купленных компаний.

Ну как минимум большая часть скажет потом, что купила на самом донышке) А до этого, естественно, все плечи порезаны и вообще вышли в кэш и бакс)
avatar
Попов Роман, а что честно сказать нельзя совсем?)
Григорий Печорин, я не сам не ззнаю. Но у 99% какая-та паническая боязнь показать, что ты был в чем-то неправ. Что где-то был лось, где-то «сижу уже 5 лет в бумаге, а она падает» и все в таком духе. Все стараются показать только «успешный успех»)) Вы инстаграм смотрите? Вам наверняка лезут рекламные объявления про инвестирование. Обратили внимание, что там «это просто», «научу делать 100%», «сижу на Бали, за час накапало пару штук баксов» и все в таком духе))
avatar
Здесь мы, здесь, не паникуй!
Закупаемся на распродаже)
avatar
Сегодня немного подкупил НЛМК и Шадринского Азота, так что всё норм)
avatar
Тоже хочу инвестором стать. Пусть меня научат. 
avatar
Переоценка вниз минус 15 млн, чувствуем себя лучше чем в марте 2020, но хуже чем обычно. Докупаться на серьезные деньги рано, писать о докупке по уровням — есть ли смысл и практическая польза? Да и мир особо не начал падать еще, а наращивать долю рф не хочется (хотя вопрос не однозначный, в случае адских санкций непонятно что будет с зарубежными активами)
Да всё как обычно, рынок растёт лонгисты пишут как всё у них зашибись, на рынке зашибись и зашибись будет и дальше, рынок падает — шортисты пишут что у них всё зашибись, на рынках не зашибись и дальше будет ещё хуже и они же вас предупреждали об этом ещё в прошлой пятилетке, но вы не послушали )
avatar
Eridanoy, 
в чего — переоценки? дивиденды-то капают и нервы в порядке
avatar
Юлия, простите, вы пересиживали -30-50% по портфелю?)

Ребалансировал когда индекс упал на 3500.
Текущая просадка 3,5% с начала года.
Больше ничего не делаю, менять структуру портфеля пока не вижу смысла.


 

 

avatar
kachanov, я тоже пока структуру не менял, лишь докупил прилично то, что слишком, на мой взгляд, перепадало.
Григорий Печорин, у меня жестко прописаны доли, чтобы искушений не было . Ребалансировка — это просто приведение их в соответствие  заданным значениям, чисто механический процесс. 

avatar
kachanov, а мне сложно изжить из себя «трейдера из хедж-фонда», поэтому бывают нестандартные решения на своих счетах на свой страх и риск.
 Читаю каменты и понимаю — недопадали))
avatar
а я купил себе wifi раутер, и собираюсь на нем майнить Helium
Это сейчас модно -майнить на раутерах!
avatar
купил биткоин 38600
Атласов Михаил, зря
avatar
Глеб Кабанов, продал, выскочил а сейчас купил эфир 2670, hodl но падает
Я в растерянности, что делать. Были куплены ETF (FXIT и FXUS). В ожидании краха я их часть продал еще 16 сентября. Теперь же присматриваюсь, что купить и кроме тех же ETF ничего не хочу брать, даже Сбер.
Но прикол в том, что FXIT сейчас после падения стоит столько же, сколько в сентябре, когда я их продал. Какой смысл тогда? Вот и сижу наблюдаю просто…
avatar
smart-lab.ru/blog/758325.php   Меняем часть кубышки на голубые фишки
avatar

Рынок с максимумов упал пока всего на 25%. Если в подобной ситуации приходят нехорошие мысли, то в торговой системе что-то не так.
Помню осенью 2008 придя домой увидел -30% за сессию. Было неприятно.

Что я могу посоветовать
— составить портфель с нормальным уровнем риска;
— не использовать плечи.

avatar
CyclopEye, РТС упал на 50% роста 2020 — 2021
avatar
Глеб Кабанов, при чём здесь РТС? Торговля происходит в рублях и я смотрю ММВБ.
Можно ещё на турецкий индекс в долларах посмотреть)
avatar
CyclopEye, сейчас совершенно другая игра, не как в 2008.
CyclopEye, ага))
Сбер с 21$ на 12$ в Лондоне это слегка не -25%.
А ведь это барометр рынка акций РФ…

И я же не паникую)) А все сценарии проигрываю в голове.
Ну чтобы без иллюзий и излишней самоуверенности.
У нас, к сожалению, ФРС-пута на рынок нет.
Григорий Печорин, почему в долларах и почему Сбербанк? Можно ещё TCS посмотреть, ага)
Рост в прошлом году не смущал?
avatar
CyclopEye, по пунктам:
1) потому что когда-то уже он стоил около 4$, но при этом в рублях ценник был около 100р., зачем лишние иллюзии безудержного роста?
2) сравнивать Сбер и Тиньков — это, имхо, сравнивать теплое с мягким;
3) не смущал ни капли, только выше 340, наверное было слишком оптимистично, но кто ж знал, что музыка начнет стихать?)
Так, если бы ты не глумился у меня в комментариях, а почаще смотрел видео, то знал бы что мне пофиг на Сбер, я его по 270 купил,  и портфель мой с нового года не усел, а вырос
avatar
Глеб Кабанов, простите, но в ваших топиках я вроде ничего не комментировал  И уж тем более не глумился 
Все пенсионеры в 18, докупаются и покупают активы, чтобы после разворота, строчить дифирамбы, рассказы и каналы забивать, рассказами, какие они гуру. Учитесь и не паникуйте!
avatar
elber, так я ж вроде без паники, все по делу. А писать, когда кривая вывезла, — это как-то мелковато. Писать надо, когда самый «жуткий час»))
у меня просадка -20% в моменте по портфелю, не вижу ничего критического…
avatar
smart-lab.ru/q/portfolio/KA19/
просто добавляю (метод слепого тыканья, Мартынов и инфоцыгани)
напрягает только ор групп(наблюдаю и верю)
avatar
Просадка чуть менее 4%. Не просадка, а пыль)
avatar

теги блога Григорий Печорин

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн