Блог им. alekskrishtal

D-market тикер Heps

В своём обзоре хочу осветить информацию омаркетплейсеD-Market (тикер HEPS – доступно квалифицированным инвесторам), которая была недавно размещена на бирже Nasdaq. Данная компания была предложена для участия в IPO в брокере Тиньков, аллокации брокер не получил. Размещение прошло 01.07.2021 по цене 12 дол/шт., максимальная цена с момента размещения составляла 15,23 дол/шт. Но 26 августа 2021 года началось резкое падение котировок акций, которое продолжается на данный момент. Давайте посмотрим, что она из себя представляет, и что послужило основанием падения акций и стоит ли вообще входить в капитал.Магазин территориально работает на рынке Турции под названием Hepsiburada (D-Market), являясь вторым по величине товарооборота e-comerce в Турции. Первую позицию прочно удерживает Trendyol, которого в 2018 году купил Alibaba.
Trendyol основала Демет Сюзан Мутлу в 2010 году. Сейчас компания является крупнейшей в сфере электронной коммерции Турции, обслуживая более 30 млн покупателей и доставляя больше 1 млн товаров в день. Компания утверждает, что превратилась из торговой площадки в «суперпродукт», объединив свою платформу доставки продуктов и еды Trendyol Express с курьерской сетью Trendyol Go, а также цифровой кошелек Trendyol Pay и другие сервисы. Интерес инвесторов к Trendyol объясняется растущим рынком Турции. «Страна характеризуется привлекательными демографическими показателями и молодым населением, активным в интернете. Мы ожидаем, что рынок электронной коммерции, в прошлом году составивший $17 млрд, продолжит рост», – объясняет Кахья Акар из General Atlantic.
Компания Trendyol привлекла в 2021 $ 1,5 млрд инвестиций. Среди инвесторов – General Atlantic, SoftBank Vision Fund 2, Princeville Capital и суверенные фонды благосостояния, ADQ (ОАЭ) и Катарское инвестиционное управление. Для SoftBank это первая инвестиция в стране.Новая оценка в $16,5 млрд делает Trendyol первым «декакорном» Турции и одной из самых дорогих частных технологических компаний в Европе. Несколько месяцев назад Alibaba инвестировала в компанию $350 млн при оценке в $9,4 млрд.
Trendyol направит полученные инвестиции на развитие в регионе, а также постепенный выход на новые для себя рынки. Компания планирует продолжить инвестирование в инфраструктуру, технологии и логистику, а также в ускорение цифровизации турецких предприятий.
В 2020 году электронная коммерция составляла лишь 5,3% общего турецкого розничного рынка, говорится в отчете JPMorgan. Однако за последние годы турецкая электронная коммерция сделала впечатляющий скачок доходов: в 2018 году рынок подскочил на 42%, а затем на 31% в 2019 году. В 2020 году 67% населения Турции осуществляло покупки в интернете.
Совокупная аудитория 10 крупнейших мировых маркетплейсов составляет почти 5,5 млрд. посещений в месяц. Помимо «гигантов» индустрии — «Amazon», «eBay» и «AliExpress», в топ-10 вошли и региональные игроки: например, польский «Allegro».
Первое место в рейтинге заняла площадка крупнейшего игрока на рынке e-commerce-платформ со штаб-квартирой в США, «Amazon». Вторым в рейтинге стал крупнейший в мире интернет-аукцион «eBay», а тройку лидеров занимала самая известная и масштабная площадка из Китая — «AliExpress». Стоит отметить, что в топ-10 вошли не только глобальные игроки: например, на шестой позиции разместился польский маркетплейс «Allegro», на восьмой – индийский «Flipkart», а замыкал топ турецкий «T rendyol».
marketing.rbc.ru/articles/12050/
Сайт компании: www.trendyol.com/.https://forbes.ua/ru/news/e-commerce-kompaniyu-trendyol-otsinili-u-165-mlrd-tse-pershiy-dekakorn-v-turechchini-10082021-2239
Согласно данным распространенным перед IPO доля Hepsiburada на рынке занимает не более 17% в 2020 году.
Hepsiburada — второй самый большой маркетплейс Турции, где представлено более 44 миллионов продуктов в более чем 40 категориях, включая технику, товары для дома, продукты питания и даже авиабилеты со страховкой. Данная электронная платформа была основана в 2001 году. Компания создала собственную экосистему, в которую входят: «Hepsijet» – служба доставки, «Hepsipay» — поставщик цифровых платежных услуг, «Hepsiexpress» — служба доставки продуктов питания «до двери», «HepsiAd» — рекламная платформа для брендов, «Hepsiglobal» — платформа для электронного экспорта.
Турецкий ритейлер D-Market запустил свою онлайн-площадку Hepsiburada ненамного позже американского Amazon, китайского Alibaba и российского Ozon — в 2000 году. Но только в 2015-м ее переквалифицировали в маркетплейс. Тоесть теперь продавать товары мог не только сам D-Market, но и сторонние продавцы. Благодаря этому ритейлеру удалось увеличить свою долю на рынке электронной коммерции в Турции с 9% в 2015 году до 17% в 2020-м. Сейчас он идет вторым по объему товарооборота в стране. Такие данные дает международная консалтинговая компания Arthur D. Little (ADL), которая провела исследование турецкого ритейла по запросу D-Market в рамках его подготовки к IPO. Стоит отметить, что доля на рынке увеличилась даже несмотря на приход иностранных мейджоров Amazon и Alibaba (который в 2018-м купил крупнейшего онлайн-ритейлера Турции — Trendyol). Динамика товарооборота и числа активных покупателей на Hepsiburada за последние три года Примечание. Активные покупатели — это пользователи, которые совершили как минимум одну покупку на площадке Hepsiburada за последние 12 месяцев С ростом объема оборота товаров на фоне пандемии росла и выручка D-Market — в два с половиной раза в 2020 году. В 2021-м рост продолжается — плюс 75% в первом квартале. Компания зарабатывает на: продаже собственных товаров; комиссиях, которые платят сторонние продавцы за размещение их товаров на маркетплейсе и их транспортировку, хранение и доставку; комиссиях за обработку платежей и др.
К слову, покрывать сегмент продуктов питания D-Market начал только в прошлом, коронавирусном году. Для этого он запустил сервис быстрой доставки HepsiExpress, который доставляет еду из супермаркетов в течение 30 минут — часа
Ритейлер понимает, что в этом сегменте есть большие возможности. Ведь половина всего турецкого ритейла — это супермаркеты, но только 4% из них представлены вонлайне. Еще ADL выделяет развитую логистическую инфраструктуру, которую сумел построить D-Market. Ритейлер управляет: 6 фулфилмент-центрами; 115 сортировочными центрами, которые работают по технологии кросс-докинга — забирают товар у продавца, при необходимости отвозят его на склад для непродолжительного хранения, а затем доставляют покупателю (эти сортировочные центры работают в 63 городах Турции и охватывают 95% населения страны); более чем 950 постаматами и пунктами выдачи заказов. Благодаря такой инфраструктуре около 65% заказов доставляют в тот же день или на следующий. Помимо широкого ассортимента товаров, развитой логистики и быстрой доставки, маркетплейс Hepsiburada отличает наличие лицензии оператора электронных платежей. То есть у этого маркетплейса есть собственные решения для приема и обработки платежей, и, судя по списку лицензированных операторов на сайте турецкого центробанка, такой лицензии больше нет ни у одного другого онлайн-ритейлера в Турции. А еще D-Market, в отличие от других турецких онлайн-ритейлеров, дает покупателям возможность вернуть заказ непосредственно с их адреса.
То есть в пункт возврата идти необязательно. Все эти преимущества площадки не остались незамеченными. С тех пор как Hepsiburada трансформировалась в маркетплейс в 2015 году, число активных покупателей увеличилось в четыре с половиной раза — до 9 млн. Общее число зарегистрированных пользователей сейчас составляет 33 млн. Рост товарооборота еще больше впечатляет — в 12 раз с 2015-го. Причем продажи сторонних продавцов обеспечивают уже около 60—70% товарооборота.
О Финансах
С ростом объема оборота товаров на фоне пандемии росла и выручка D-Market — в два с половиной раза в 2020 году. В 2021-м рост продолжается — плюс 75% в первом квартале. Компания зарабатывает на: продаже собственных товаров; комиссиях, которые платят сторонние продавцы за размещение их товаров на маркетплейсе и их транспортировку, хранение и доставку; комиссиях за обработку платежей и др.
При этом рост выручки не помог компании выйти в прибыль. Напротив, убытки увеличились в три с половиной раза в прошлом году и в четыре раза в первом квартале этого года. В первую очередь это связано с ростом расходов на закупку товаров, списание запасов, скидки и другие преференции сторонним продавцам. Также росли расходы на доставку, рекламу и поддержание работы онлайн-платформы.
Однако важно отметить, что до недавнего времени D-Market удавалось генерировать небольшой положительный денежный поток. Следовательно, безналичные расходы, которые учитываются при подсчете чистой прибыли, не дают компании выйти в плюс. Но фактически она может зарабатывать ликвидность. а конец 2020-го запас наличности составлял около 600 млн турецких лир и более чем покрывал объем долга, о чем говорит отрицательный чистый долг в размере минус 101 млн турецких лир. Следовательно, у компании не было долговой нагрузки. Но в первом квартале 2021-го объем наличных сократился более чем на 30%, до 388 млн турецких лир, и долговая нагрузка могла появиться (данные компания не предоставляет). В будущем компания не исключает, что может прибегать к заимствованиям со стороны как банков, так и долгового рынка с целью получить деньги на развитие бизнеса. Еще один рассматриваемый вариант для финансирования — дополнительный выпуск акций уже после IPO.
О рыночных возможностях
Рынок электронной коммерции в Турции растет стремительными темпами, обгоняя рынок ритейла, — на 46% в год против 15% за период с 2015 по 2020 год. Среди основных драйверов роста:
высокий процент молодого населения (46% находится в возрасте до 30 лет);
высокий процент пользователей интернета и смартфонов (78% и 77% населения соответственно среди людей в возрасте от 16 до 74 лет, по данным Euromonitor)
высокий процент пользователей кредитных и дебетовых карт (91% и 225% соответственно; процент рассчитывается как отношение числа карт к численности населения, поэтому процент выше 100 показывает, что на одного человека приходится несколько карт);
хорошо развитая логистическая инфраструктура с автомагистралями, железными дорогами, аэропортами и морскими портами, которые позволяют осуществлять доставку по всей стране Доля электронной коммерции на рынке ритейла тоже возросла — до 10%. Но пока это все еще небольшая доля в сравнении с другими странами. Поэтому турецкий онлайн-шопинг сохраняет большой потенциал для дальнейшего роста. ADL прогнозирует, что к 2025 году он увеличится в четыре с половиной раза, до 397 млрд турецких лир, и будет представлять 22% рынка ритейла в Турции. Тем временем число онлайн-покупателей вырастет практически вдвое, до 44 млн человек, что эквивалентно примерно 70% населения в возрасте от 16 до 74 лет.
Рост домашнего рынка — это хорошо. Но D-Market не собирается ограничивать себя Турцией. В конце 2020 года ритейлер запустил международное подразделение, которое позволит турецким покупателям приобретать товары зарубежных продавцов, а турецким продавцам — продавать за рубеж. Ставка будет на уникальные товары, которые можно будет купить в небольшом количестве. К концу 2021 года ритейлер рассчитывает, что
к его маркетплейсу присоединятся более 1 000 продавцов с 1 млн торговых позиций; сроки доставки сократятся с текущих средних 10 дней до 3—4;
расходы на доставку станут прозрачнее (неизменные таможенные пошлины и сборы за отправку заказов);
служба поддержки станет многоязычной.
В приоритете будут страны, близкие к Турции, потому что все фулфилмент-центры, которые обрабатывают и исполняют заказы, расположены пока только там.
О рыночных возможностях
Как и любой другой онлайн-ритейлер, D-Market сильно зависит от третьих лиц, действия которых в полной мере контролировать не может.
К ним относятся:
сторонние продавцы;
курьеры доставки, которые работают не в штате, а по контракту;
сторонние провайдеры логистических услуг;
оригинальные разработчики открытого кода, который использует ритейлер для своей онлайн-платформы и т. д
Ритейлер также сильно зависим от своего учредителя и председателя совета директоров — Ханзаде Доган Бойнер, которой принадлежат акции с 74,6% голосов. После IPO она сохранит за собой 71,1% голосов. Поэтому у D-Market останется статус контролируемой компании, который дает право не выполнять некоторые корпоративные требования Nasdaq, в том числе не назначать независимых директоров в совет директоров. В таком случае защиты у новых акционеров меньше, чем если бы компания была неконтролируемой.
Семья Доган управляет одним из крупнейших конгломератов Турции — Dogan Holding. Он занимается всем: от энергетики до промышленности, финансов, туризма, автомобилестроения и недвижимости.
D-Market работает на весьма конкурентном рынке, на котором в последние годы появились такие международные гиганты, как Amazon, Alibaba и eBay (которые работают через местных крупных онлайнритейлеров Trendyol и GittiGidiyor). Важно, что оценка рыночной. доли D-Market, приведенная в проспекте эмиссии, сделана ADL по запросу ритейлера. Поэтому не исключено, что данные конкурентов могут отличаться.
Еще один значительный риск — компания ведет свою операционную деятельность в Турции и получает доходы в турецкой лире. Поэтому ее бизнес подпадает под большое влияние политической и экономической нестабильности в этой развивающейся стране.
До 2018 года Турция была парламентской республикой. С 2016 по 2018 год в стране действовало чрезвычайное положение из-за попыток государственного переворота. В итоге президент Эрдоган был переизбран, а форма правления изменена на президентскую республику. Политическая неопределенность повлияла на инвестиционную привлекательность Турции. С 2016 года каждый из большой тройки рейтинговых агентств — Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch — неоднократно снижал кредитный рейтинг Турции. Хотя стоит отметить, что Fitch пересмотрело прогноз Турции с негативного на стабильный в феврале этого года.
Что касается экономики, то, по данным государственного статистического агентства Turkstat, Турция — одна из самых быстрорастущих экономик мира. За последнее десятилетие среднегодовой темп роста ВВП составил 5,2%. Даже в прошлом, кризисном году Турция смогла показать рост на 1,8%. Помимо Турции, о росте отчитался только Китай. Но при всем при этом экономика находится под большим давлением дефицита текущего счета (стоимость импорта превышает стоимость экспорта) и высокой инфляции, которая в мае разогналась до 16,6%. Это намного выше таргета 5% от центробанка Турции, который старался ужесточением денежно-кредитной политики замедлить рост цен. В итоге он может замедлить экономический рост, повышая ключевую ставку и делая кредиты менее доступными. Покупательная способность граждан может снизиться. Также в прошлом году рухнули золотовалютные резервы Турции, что в сочетании с оттоком капитала может привести к
валютному кризису. А D-Market — к большим убыткам. Напомним, что компания и без этого пока работает в минус .
Ко всему прочему, в Турции довольно часто происходят террористические атаки, в том числе организованные группировками из Сирии и Ирака. Для их предотвращения Турция не раз проводила спецоперации в этих странах. Также у страны напряженные отношения с США, ЕС и периодически с Россией, которая является вторым по значимости торговым партнером.
Об IPO
D-Market разместит около 56,7 млн американских депозитарных расписок на Nasdaq под тикером HEPS. Из них 15 млн — это акции, которые продаст компания специального назначения по производству транспортных средств TurkCommerce B.V. Ею управляет американская инвесткомпания Franklin Templeton Investments.
Ритейлер рассчитывает разместиться в ценовом диапазоне $11—13 за акцию и привлечь около $740 млн. Если взять среднее диапазона, то оценка компании может составить $3,1—3,7 млрд (при общем числе акций класса B, равном 286 млн). Возьмем среднее диапазона и посмотрим, насколько оценка может быть справедливой.
Так как показатели прибыли и EBITDA у компании отрицательные, обратимся к мультипликатору P / S и сравним показатель D-Market с показателями других онлайн-ритейлеров.
Даже в долларовом выражении D-Market показал самый значительный рост выручки в прошлом году среди рассматриваемых компаний. Но ему было проще это сделать, учитывая меньшие масштабы бизнеса (The RealReal в расчет не берем, потому что он специализируется на продаже люксовых вещей, а в 2020 году спрос на них упал из-за сокращения доходов потребителей). При этом мультипликатор P / S у D-Market самый низкий при средней заявленной цене размещения. Может показаться, что турецкий ритейлер недооценен. Но надо помнить, что он работает в развивающейся стране, в которой высоки риски политической и экономической нестабильности. К тому же бизнес несравнимо меньше, чем у Amazon, Alibaba и eBay, P / S которых ненамного выше. А еще в отличие от них и польского Allegro.eu турецкий ритейлер не получает прибыли.
#heps #d-market

теги блога Александр Крышталь

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн