Блог им. DmitriyIvanov_4b7
Продолжаю отвечать на вопросы инвесторов и сегодня затрону тему стратегии EMC. Часто встречаю комментарии, что EMC это чисто дивидендная история не предлагающая ничего больше. Или, что компания не планирует развиваться/не идёт в регионы. При этом, результаты первого полугодия 2021 года демонстрируют прекрасный рост компании. Выручка + 41%. EBITDA +52% c устойчивой (на этом уровне уже больше трёх лет) и рекордной для отрасли маржой, свыше 40%. Чистая прибыль x2. Возможно, наша стратегия действительно не является очевидной для тех, кто не работает в медицинском бизнесе. Фактически, не встречал ни одного материала с попыткой объяснить этот аспект, все делают акцент на высоких дивидендах. Поэтому, опишу нашу позицию самостоятельно.
Наша стратегия предполагает концентрацию медицинской экспертизы в едином центре компетенции, поэтому ключевым регионом останется Москва и Московская область. Мы работаем с самыми сложными и уникальными проблемами. Рано или поздно, попробовав разные способы, клиент приходит именно к нам или едет за границу, поэтому наши основные конкуренты расположены именно в Европе, а добраться до Москвы из регионов и лечиться здесь, намного проще и дешевле, чем до Израиля или Германии. При этом, мы не монопрофильная сеть больниц, а действительно диверсифицированная клиника с глубоким медицинским опытом в самых разных сферах.
Наша позиция такова, что в медицине не может быть компромиссов, а создание филиалов неизбежно вызовет необходимость идти на компромисс. В регионах невозможно клонировать то качество и опыт, которые есть у нас в Москве — там просто нет специалистов требуемого уровня и ехать в регионы иностранные специалисты и специалисты с международным опытом не хотят. А понижать заданный нами стандарт качества мы не готовы. EMC – сильный брэнд с хорошей репутацией. Сегодня мы сотрудничаем с лучшими клиниками мира, предоставляем в т.ч. услуги «второго мнения», с нами советуются международные коллеги, и клиенты приезжают из-за рубежа.
Потенциальный рынок EMC в Москве и области оценивается примерно в 780 тысяч человек (это люди с ежемесячным доходом свыше 500 тыс. рублей и выше. Во всех остальных регионах ещё 480 тыс. человек. В 2020 клиентами EMC стало примерно 70 тыс. человек в отделении поликлинических услуг, более 8 тысяч человек прооперировано и более 33 тыс. человек лечились от онкологии по программам ОМС Москвы. Всего около 110 тысяч уникальных клиентов (без ОМС 88 тысяч). Потенциал для роста огромен.
Ещё хотел бы затронуть тему медицинского туризма. Ежегодно пациенты «увозят» из страны от 700 миллионов до 1,3 миллиарда евро в качестве оплаты медицинских услуг. Для нас это огромный рынок и потенциал и мы рассчитываем в будущем значительно сократить «медицинский туризм».
Не стоит сбрасывать со счетов и развитие технологий, которые уже сегодня позволяют оказывать многие услуги дистанционно. Это не только консультации, но и анализы и мониторинг. Телемедицина сегодня развивается темпами, превышающими 100% ежегодно и мы активно развиваем это направление.
Если смотреть с экономической точки зрения, в регионах невозможно построить клинику сравнимую по качеству с Москвой, и при этом сохранить высокие экономические показатели. Для нас это важная цель, и сегодня мы являемся лидером отрасли в экономической сфере и планируем им оставаться. Ведь мы не только клиника, но и публичная компания, которая работает в т.ч. для своих акционеров и делится результатами этой работы.
Компания управляется профессиональными менеджерами, а не врачами, поэтому наша отличительная черта – максимальная эффективность в построении бизнес-процессов и в использовании ресурсов. Мы не строим дополнительные корпуса, когда не видим в этом необходимости, мы закупаем сложнейшее оборудование с полной поддержкой производителя на срок эксплуатации (при этом работа оборудования проверяется удалённо, в реальном времени, с помощью телекоммуникационных технологий) и т.п. Мы выстроили цепочку, позволяющую клиентам обслуживаться у лучших врачей в своей сфере на протяжении всей жизни. Это находит отражение в результатах компании. Существующие мощности позволяют компании расти на 15-20% в евро ежегодно, следующие 4-5 лет, и мы открыто говорим об этом инвесторам, подразумевая при этом распределение полученной прибыли. Исторически, бизнес компании удваивался каждые 4 года, наращивая при этом рентабельность, и наша стратегия призвана поддерживать эту тенденцию. Комбинация быстрого роста, максимальной эффективности и высокой дивидендной доходности у компании, выполняющей важную социальную функцию – на наш взгляд, делает бизнес привлекательным для инвесторов.
Возможно, то что я написал, не очевидно на первый взгляд, и идёт вразрез с тем, что декларируют другие компании. Но если быть реалистом, всё встаёт на свои места.