Блог им. VovaBall

Российский газ вернется на рынки Европы

2020 год характерен резким падением спроса на энергоресурсы и фактическим перераспределением рынков между трубопроводным газом и СПГ. Но сохранятся ли эти тенденции рынка или снова все вернется на прежний уровень?

До 2020 года на рынке Европы доминировали российские поставщики трубопроводного газа. «Газпром» активно развивал свои проекты поставок трубопроводного газа в Европу и в ценовой категории у него не было конкурентов. Незначительные в сравнении с объемами «Газпрома» поставки СПГ из разных стран не влияли на общую картину рынка. США, поставившие цель завоевать европейский рынок не могли рыночными инструментами продвинуть свой сжиженный природный газ (СПГ) на европейский рынок. Применив механизмы недобросовестной конкуренции, Вашингтон активно выдавливал российские энергетические компании, буквально заставляя ЕС строить терминалы по приему и переработке СПГ на своей территории. Однако это не помогало. Заводы были загружены менее, чем на половину.


«Газпром», реализовывая планы по расширению газотранспортной инфраструктуры, строил два газопровода: «Северный поток-2» и «Турецкий поток», охватывая Европу с севера и юга. Понимая, что в случае завершения строительства газопроводов рынки Европы будут потеряны окончательно, США организовали санкционное противодействие проектам. С «Северным потоком-2» им удалось приостановить строительство в конце 2019 года, однако «Турецкий поток» к этому времени уже был построен. Более того, чтобы избежать возможных санкций, «Турецкий поток» был продолжен сетью газопроводов в южную Европу, но юридически строителями оформлены страны, через которые они пойдут.
В ответ на это Вашингтон провел успешные переговоры и под предлогом диверсификации поставок газа подписал соглашение с рядом стран южной Европы на расширение в Греции существующей СПГ инфраструктуры и начало поставок СПГ в Европу.

Но разразившаяся пандемия стремительно снизила спрос на энергоресурсы и привела к застою на мировом энергетическом рынке. Производители сколько могли, организовывали продажи энергоресурсов по долгосрочным контрактам, цены на которые были закреплены в еще докризисный период в долгосрочных контрактах. Но в конце концов переизбыток предложения и заполнение резервных емкостей в мире привело к общему спаду энергетической отрасли. Производители вынуждены были либо останавливать производство, либо торговать себе в убыток. Если в случае с трубопроводным газом, существует большое количество подземных хранилищ, позволяющих делать значительные запасы до лучших времен, то в случае с СПГ объем хранилищ значительно ограничен. Некоторое время производители хранили СПГ в арендованных СПГ танкерах, ожидая быстрого возвращение цен на прежний уровень. Но затянувшийся кризис вынудил их продавать СПГ по краткосрочным спотовым контрактам ниже себестоимости.

Рынок перенасытился дешёвым СПГ, стоимостью ниже трубопроводного газа в несколько раз. Тёплая погода, экономический кризис, и демпинг цен на СПГ, привел к переполнению резервных хранилищ в мире и еще большему снижению спроса.

Однако, начавшаяся зима с отрицательной температурой в Западной Европе вызвала рост цены на газ на спотовом рынке до максимума за полтора года и она достигла почти $200 за тысячу кубометров.

С наступлением холодов Европа активно стала использовать запасы газа. Динамика потребления за первую треть месяца позволяет спрогнозировать, что к Новому году из европейских подземных газовых хранилищ отберут порядка 20 млрд куб. м газа. Такой рост потребления примерно равен рекорду января 2017 года, когда было отобрано 24 млрд куб. м., что показывает, что даже низкие цены на газ потребление связанное с распространением кризиса, очень быстро может побить рекорд предыдущих годов и вернут ситуацию с ценами на докризисный уровень. В этом случае, соотношение цен на трубопроводный газ и СПГ по долгосрочным контрактам также вернется. И привлекательность предложений российских поставщиков будет выше, чем поставщиков СПГ.

Достроив продолжение газопровода «Турецкого потока» в южную Европу, «Газпром» сможет организовать продажи газа по конкурентным ценам, и начавшиеся поставки СПГ не смогут конкурировать в объемах поставок из-за более высокой цены. Ярким примером этой ситуации является Литва, которая отказалась от поставок российского трубопроводного газа в угоду американскому и норвежскому СПГ, но вынуждена покупать российский СПГ, чтобы не обанкротиться.

Да, кризис, пандемия и теплая погода временно повлияли на спрос российского газа, но условия снижения цен на СПГ не являются постоянными, скорее это — вынужденная мера производителей, которая изменится в будущем.
★1

теги блога VovaBall

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн