Блог им. PostHuman

Немного о боинге от авиационного инженера

Решил запилить небольшой пост про боинг и почему я держусь подальше от акций боинга.
Тезисы:
  1. Боинг имеет системные проблемы с менеджментом
  2. Подход резать косты(издержки) не работает в авиации
  3. Аутсорсинг и аутстафинг в авиации
  4. Конструкционные манипуляции
  5. Прогнозы по 737 max на будущее

1. Боинг имеет системные проблемы с менеджментом


Они пытаются любой ценой снизить издержки, не сильно следят за качеством, при возможности избежать каких-то необходимых формальностей они это делают, не пытаясь решить возникающих проблем. Они пытались до последнего замести все проблемы под ковер, только две катастрофы подряд смогли остановить это безумие.

2. Подход резать косты(издержки) не работает в авиации


Обычно, издержки в авиации связаны с сертификацией и строгой нормативной базой, который безумно тормозят процесс разработки, но существенно снижают риски. Например, один цикл разработки в авиации новой модели может занимать до 7 лет от проекта до первого полета. НО если это уже существующий самолет, сертификацию можно пройти гораздо быстрее и дешевле, по причине того, что по сути это не полностью новый самолет, а новая его модификация, и незначительные изменения не могут привести к серьезным последствиям в нормальных условиях. Но по сути, данный способ рождает существенный соблазн не делать новый самолет, а «немножко» изменить старый. Также, боинг пытается найти максимально доступные и дешевые детали, чтобы снизить стоимость, их надежность вызывает вопросы.

3. Аутсорсинг и аутстафинг в авиации


Самой существенной частью расходов при разработки самолетов является персонал. Зарплата авиационного инженера в США в среднем 70000-80000$ долларов в год, один инженер на аутсорсе стоит 10-15$ в час, по модели аутстаффинга(берем аутсорсера на долгосрок) 10*8*30*12= 28800$ в год, не надо платить за социалку, офис и выписывать премии, аутсорс и аутстаффинг 3-10 раз дешевле(премии могут быть существенными у ведущих инженеров, наиболее отвественных исполнителей), разницу между этими костами можно положить себе в карман в виде премий за эффективность или потратить на байбек и получить премию за повышения цен акций по итогам года. Конечно, при таком подходе может страдать качество, никто не будет особо интересоваться твоей квалификацией и разбираться, имеет ли человек аналогичный опыт, а просто может ли он что-то сделать или нет. Если может и это работает — то все прекрасно, даже если есть какие-то дефекты.


4. Конструкционные манипуляции


Если говорит о новом 737 max, этот самолет не должен был существовать в мире, где безопасность полетов стоит на первом месте. Сам 737 боинг достаточно старый самолет, первый полет которого был совершен в 1967 году. Это старый корпус, который предназначался для мелких двигателей, экипажа на 2 пилотов и бортинженера(как на старых совковых самолетах тех годов, иногда там еще отдельный радист был) и на 100 человек пассажиров, постепенно, с выходом новых модификаций, количество пассажиров росло, до 200 человек, удлинялся корпус, появились более мощные двигатели, которые сделали это возможным. При этом, это все «незначительные» модификации, которые делали по причине того, что не хотели перепроходить сертификацию типа заново. В поколении NG заменили всю бортовую начинку на современную, и сделали это хорошо. Но проблема подкралась незаметно — вышли еще более тяжелые, новые движки, которые тупо не влезали на стандартное посадочное местно — они были слишком большие, их сместили немного, но при этом не учли, что самолет становиться аэродинамически неустойчивым. Нормальные пассажирские самолеты должны быть аэродинамически устойчивы, это когда самолет, даже если там все вырубилось, он не упадет, начав заваливаться, а просто будет дальше лететь по прямой за счет наличия запаса инерции и достаточной подъемной силы вследствии этого. Боинг 737 MAX не может нормально летать без программных приблуд, которые посредством подруливания делают его устойчивым. Как вы понимаете, это сложная система, которая требует безумно ответственного отношения и по хорошему такую систему невозможно сертифицировать под гражданский рынок, это делают для военных самолетов, там требования безопасности другие. По сути, это самолет который хреново летает, но зато можно не делать новый корпус и неплохо сэкономить на разработке. Также там еще сэкономили на персонале, и решили резать косты на разработке ПО, железа. Они считали, что наличие высокорганизованного процесса разработки с высоким уровнем проработки проектного решения позволяет даже используя самый посредственный персонал сделать хороший продукт. Оказалось, что все предположения не верны, ибо все клали большой пребольшой болт на все эти процессы(свежие цитаты подвезли) и вообщем, не оказалась никого, кто смог остановить это безумие. Старшие инженеры по разработки все отказались от это проекта, по причине того, что они считали это безумием, хотя наверное это единственные более-менее компетентные люди в этой корпорации, взять какой-нибудь дримлайнер, это хороший, надежный самолет, хотя не уверен, что там с его модификациями сейчас происходит. это очень краткий обзор общих проблем, можете старые статьи почитать, там было совершено около пяти основных просчетов(датчик угла атаки, резервирование датчика, резервирование компьютера, ошибки при проектировании и кодировании ПО, неустойчивость конструкции из-за тяжелых и мощных двигателей), все считали что все системы надежны, резервированы, и кто-то позаботился о безопастности полета.

5.Прогнозы по 737 max на будущее


Будут падать, будут новые расследования, на радость шортистам и на горе акционерам. Мой прогноз, что будет падать один самолет раз в два года, по причине того, что все равно этот боинг даже после доработок будет вести себя неустойчиво в плохих погодных условиях, у него нет никакого запаса по устойчивости для таких ситуаций, как шторм или воздушные ямы при снижении. Возможно следует предположить проблемы из-за технических отказов из-за срезания цен на обслуживание, детали, часть из которых может привести к катастрофам. Также, есть вероятность в экономии на обслуживании у непорядочных авиакомпаний из бедных стран, которые существенно увеличат риски технических отказов. У новой модификации MAX 10(которую они пересертифецируют) дистанция полета пониже, как у старого 737-700 /737-700ER, то ли они изменили крейсерский режим, то ли перетащили немного движки, вообщем еще один костыль на старое, дряхлое тело 737. Эта модификация особо ничего не меняет по сравнению 737NG с точки зрения авиакомпаний, такая же дистанция полета, почти те же самые характеристики. Продажи встанут колом, а авиакомпании будут пытаться вернуть деньги, это не то, что им продавали под видом сверхэкономичного самолета с новыми двигателями, ведь у аэрбаса можно купить беспроблемный самолет за сопоставимые деньги.
Подвезли немного свежих цитат от инсайдеров: medium.com/bloomberg/internal-boeing-messages-say-737-max-designed-by-clowns-5551f6e2bbd2
“This airplane is designed by clowns, who in turn are supervised by monkeys,” said one company pilot in messages to a colleague in 2016, which Boeing disclosed publicly late Thursday. The company had already provided the documents to lawmakers and the U.S. Federal Aviation Administration, who are investigating the 737 Max and the process that cleared it to fly.

I just jedi mind tricked this fools. I should be given $1,000 every time I take one of these calls. I save this company a sick amount of $$$$.

Would you put your family on a MAX simulator trained aircraft? I wouldn’t.

I’ll be shocked if the FAA passes this turd.

This is a joke. This airplane is ridiculous.

Best part is we are re-starting this whole thing with the 777X with the same supplier and have signed up to an even more aggressive schedule!

Jesus, it’s doomed.

“We put ourselves in this position by picking the lowest cost supplier and signing up to impossible schedules. Why did the lowest ranking and most unproven supplier receive the contract? Solely based on bottom dollar. Not just MAX but also the 777X!”

По поводу акций Боинга, это хорошая акция для игры на волатильности и среднесрочных шортов после авиаинцидентов, поскольку расследование точно покажет еще большую жесть с высокой долей вероятности, чем просто сама катастрофа в силу системности проблем. Акции боинга так подешели за последний год, не грех взять, а?) Я надеюсь, что я ошибаюсь…
  • обсудить на форуме:
  • Boeing
★1
6 комментариев
согласен полностью. при покупке билета интересуюсь какой самолет. на мах  билеты не покупал из принципа.
Крутенько разобрано.
Только наличие тотальной экономии, нацеленность руководства на бонусы/распил и засилие эффективных менеджеров это болезнь и РФ в т. ч.
Короче залетаем в Аирбус на всю катлету!
Димон Медвед, только если вы играете в монополию, как Баффет с энергетикой и утилити) Airbus вроде получше как компания, но как бизнес, я не уверен. Лучше в таком случае и при такой логике ещё и плечо побольше взять на отскок))
avatar
Феликс Труфакин, ну, обычно это не слишком критично, но если это производство самолётов, то такие провалы превращаются в летающие гробы на несколько сотен миллионов долларов. Мне это эстетически не нравится, казалось бы супер хайтек, а экономия на мелочах
avatar
За 10-15 баксов уже даже индусы не работают, а так да. Аутсорс случился помимо всего прочего из-за нехватки своих инженеров в начале двухтысячных, это типично для всей отрасли. Айрбас, Гольфстрим тоже не брезговали. А потом понравилось экономить, качество упало не сильно.
avatar

теги блога PostHuman

....все тэги



UPDONW