Блог им. IndigoR

Загадка. Макроэкономика.

Осуществлять анализ макроэкономики какой-либо страны без этого показателя для меня выглядит примерно также как осуществлять анализ динамики доходов граждан за длительный период без учёта инфляции.
/сегодня зарплата 30 тысяч рублей, а через 10 лет 300 тысяч — могу ли я на свои доходы больше купить товаров и услуг? Вот примерно такое же «место в моей голове» занимает этот показатель при анализе макроэкономики практически любого государства/

Итак, загадка:

  1. Почему 2008-й год для многих в России кажется потерянным раем?
  2. Слышали вы о суррогате этого показателя от всемирно известного журнала?
  3. Когда вы в последний раз слышали о голландской болезни?
  4. Ведут ли расчёт этот показателя ВБ, МВФ, ОЭСР?
  5. Как девальвация/дефляция и ревальвация/инфляция влияют на этот показатель?
  6. Почему курсы 35 рублей за доллар и 140 рублей за доллар практически одинаково невероятны? /1. речь не про «шипы»; 2. при текущих темпах инфляции/
  7. Почему именно для постсоветских стран крайне важно учитывать этот показатель при анализе их макроэкономики?
  8. Почему падения рубля в 2020 году в разы меньше падения рубля в 2014-2016 годах и не так критично воспринимается как падения в 2008 году?
  9. * Каким показателем определяется уровень загаданного мною показателя? *
  10. Почему я почти не встречаю, чтобы кто-то пользовался этим показателям, а из тех редких случаев, кто пользуется им, не припоминаю, чтобы его понимали и могли правильно применять? /может я мало читаю или у меня высокое самомнение?/
Что это за показатель?

Не столько желаю, чтобы угадали название показателя, сколько чтобы описали его суть словами, что он показывает и характеризует.

/мне тяжело судить со стороны, но кажется, что после несколько раз вдумчивого прочтения моих вопросов можно «интуитивно прочувствовать» назначение показателя/
/* — вопрос повышенной сложности/

Почему я оформляю пост в таком виде?
  1. Заинтриговать.
  2. Установить связь с людьми, которым будет интересен этот вопрос.
  3. Вместе подумать.
  4. Не на все вопросы я сам знаю ответ :)
★1
37 комментариев
NPV?
avatar
Михаил Titov, чистая приведённая стоимость? Это не макроэкономический показатель. В 2008 году загаданный показатель достигал максимума. С тех пор преимущественно снижается, волнами, вот граждане и жалуются.
ИПС. Индекс Покупательских Способностей ))) 
avatar
Кирилл Сизов, «Для расчета индекса покупательной способности используется следующая формула:

ИПС = 1 / Индекс потребительских цен

Его величина показывает относительное изменение покупательной способности денег, находящихся на руках у населения. Если, например, инфляция в потребительском секторе составила за год 12,5% (цены на потребительские товары и услуги в среднем увеличились на 12,5 %), это означает, что ИПЦ = 1,125, а ИПС = 1/1,125 = 0,889.

Результат показывает, что покупательная способность денег снизилась в среднем на 11,1%, т.е. на ту же сумму денег население купит товаров меньше на 11,1%»
Нет. Этот показатель не относительный, а абсолютный. Но, да, связан с ценами в стране.
Значение этого показателя, на вскидку, в 2019 году было примерно равно его же значению в ~2002-2004 годах. Его можно и нужно широко использовать для межстранового сравнения.
Кирилл Сизов, и, да, в основе загаданного показателя лежит показатель с похожими на указанный вами словами.
Кирилл Сизов, упростил вопросы
https://smart-lab.ru/blog/617900.php
очень надеюсь, что кто-то сам дойдёт, это же кажется таким естественным
Слышали вы о суррогате этого показателя от всемирно известного журнала?
Подсказка 1.
Что показывает индекс Биг мака? А что ещё можно рассчитать с его помощью?
Роман Поташев, покупать рубль?
avatar
aea_neon, ))
Верно, я так и делаю.
Этот показатель показывает, что рубль очень слаб имеет потенциал укрепления в среднесроке.
Тут главное не запутаться в терминах. «Слаб» — значит ниже некоего расчётного значения, а потенциал укрепления — «приближение снизу» к этому значению.
то есть ты загадал какую то неведомую хню, а мы типа должны угадывать какая же хня пришла в твою бошку? нахера это надо?
avatar
Kapeks, упростил вопросы
https://smart-lab.ru/blog/617900.php
очень надеюсь, что кто-то сам дойдёт, это же кажется таким естественным
Kapeks, нет, не так. Я показал, что многие могли сталкиваться с такой ситуацией, что им чего-то не хватает для понимания макроэкономической ситуации. Эти вопросы я собрал все вместе, и мне кажется, что глядя на них разом проще уловить, какого показателя не хватало для анализа ситуации.
Почему большинство сограждан предпочитало Египет Италии?
Индекс БигМака?

Если да, то показатель конечно хороший.

Но на него ориентироваться достаточно проблематично.



По крайней мере смотря для чего, наверное.

Но для покупки национальной валюты.


Для России это НЕ ГОДИТСЯ категорически.

В России это АНТИ-ИНДИКАТОР.

Власти целенаправленно топят рубль.
Я продолжаю на этом настаивать.


То есть грубо говоря «подыгрывают» (ну в обывательском понимании) «внешним врагам».

Просто экономика экспортно-ориентированная. Таким образом её стимулируют. В ущерб внутренним потребителям стало быть.


И вобщем он «такими темпами» может “выравниваться” ещё ООЧЕЕЕЕНЬ доолгоооо.
Десятилетиями — я бы мог предположить.

Борян Буффетoff, спасибо!

вот дискуссия уже более предметная
комментарии к вашему комментарию

1. индекс Биг мака — это суррогат того индекса, про который я говорю. Т.е., это популизм для потребителя, а есть «научно-обоснованные и по строгому рассчитанные» некие показатели. Но свидетельствующие об одном и том же.
2.  и, да, индекс Биг-мака сам по себе не удобен, для понимания того, чего хотим понять, нужен ещё один показатель и одного математическое действие.
3. «Власти целенаправленно топят рубль.» согласен. до марта 2020.
4." Но на него ориентироваться достаточно проблематично.", да, он рассчитан всего по 1 показателю, и он показывает не совсем то, что нам нужно (см.пункт 2 выше). Более того, индекс Биг-мака не должен быть таким, каким мы его ожидаем. Там всё несколько сложнее.

Роман Поташев, а что после марта 2020 произошло?

Ваша версия.


Просто ради интереса.
Сопоставить.
Борян Буффетoff, 
3. «Власти целенаправленно топят рубль.» согласен. до марта 2020.
Чуть более профессионально начну выражаться:
1. до марта 2020 «власти топили рубль» — в «некоторой степени искусственно занижали покупательную способность рубля» или «курс рубля был ниже своего некоего равновесного значения» (т.е., валютные интервенции, хоть они и назывались по другому, препятствовали укреплению рубля);
2. в марте 2020 образовалась новая реальность, которой соответствует, естественно, более слабый равновесный курс рубля, но так как рубль до марта был слабее своего предыдущего равновесного значения, то понижение с февраля на март этого равновесного значения не сильно-то ударило по рублю, этим и определяется относительная лёгкость удержания нашими монетарными властями текущих котировок рубля.
если ты своими показателями пришел к выводу, что рубль слаб, то мне не верится в это.  Вы скорее всего не знаете, кто и как определяют сколько денег можно печатать центральным банкам, и отчего это зависит. В таких странах как РФ, потребительские цены никогда не возвращаются назад, потому что это дефляция, которая смертелен для ЦБ, для управляющего. Если цены останутся на таких уровнях, то укрепление руппи приведет к катастрофическим последствиям в будущем, так как все наши компании станут не конкурентоспособными.  Не питайте иллюзии сравнивать экономики ведущих стран мира и РФ, экономические законы там и в РФ по разному работают.
avatar
только_вверх, «В таких странах как РФ, потребительские цены никогда не возвращаются назад,»
Ещё как возвращаются.
Чрезмерная инфляция, рано или поздно, компенсируются девальвацией. 2008 после нулевых, 2014 — после первой половине десятых.
Ещё как возвращаются — поэтому я это имел ввиду в валюте.
Роман Поташев, ну, давай, скинь сюда график динамики потребительских цен за последние 20 лет! карекции может и найдешь кратковременные…
avatar
Роман Поташев, ну, то есть по сути пузыри он отображает.

Надувание пузыря. И его лопание.
вот яндекс выдает динамику инфляции в РФ

2013 — 6,45

2014 — 11,36

2015 — 12,91

2016 — 5,38

2017 — 2,52

2018 — 4,27

2019 за первое полугодие — 2,46

и это еще официальные цифры!

avatar
только_вверх, я же написал «Чрезмерная инфляция, рано или поздно, компенсируются девальвацией
За 2013-2014 годы цены выросли на ~17% (согласно приведённых вами офцифр)? а с другой стороны уже в начале 2015 года цены были ниже очень ~ на 1/3, чем годом ранее. Девальвация, сэр. Дефляция валютных цен в РФ.
Вот я об этом вам и хочу сказать, что есть некий индикатор, ориентир, расчётный показатель — если сильно высокие темпы инфляции длятся долго, то будет девальвация, которая компенсирует внутренний рост цен (для иностранного наблюдателя).
Роман Поташев, ладно. как в 2015 году цены могли снизиться на 33% если инфляция 13%!?? или вы в моменте дисконт цены смотрите?  ладно, я пас короче. я уже все сказал.
avatar
только_вверх, девальвация приводит к снижению цен (если считать в иностранной валюте)?
 где дефляция??????
avatar
только_вверх, всё он правильно говорит!

Просто вы друг друга не понимаете.
На разных языках разговариваете.

Или как разговор слепого с глухим.

Один — про Фому, другой — про Ерёму.
только_вверх, Вы тоже по своему правы.

Но в другой парадигме.

В более привычной.
только_вверх, «дефляция» здесь — не совсем и дефляция.

Не официальное определение.

А принцип взятый за основу и применённый в другом месте.

Перенос.
Проекция.

Девальвация (или обесценивание нац валюты) — это нечто похожее на дефляцию (если взять цену товаров и пересчитать в доллары, и проследить их динамику), но выраженную в других валютах. (Не в национальной валюте! В которой её может и не быть в этот момент.)
В частности например в долларе.
Борян Буффетoff, да я его понимаю, просто  рубль не может укрепляться из за того что есть дефляция  в иностранной валюте на какие то товары, которых производят те же самые иностранные государства. чушняк короче.
avatar
Борян Буффетoff, спс, что намекнули оппоненту на то, про что я ему намекаю)
только_вверх, 
просто  рубль не может укрепляться 
вот вам как раз и не хватает того показателя для анализа, о котором я загадал загадку в данном посте. На сколько рубль укрепился за 2000-2008 годы? На сколько ослаб в 2009? в 2019 рубль крепче или слабее рубля 2007 года?

только_вверх, Борян Буффетoff
товарищи,
упростил вопросы
https://smart-lab.ru/blog/617900.php
очень надеюсь, что кто-то сам дойдёт, это же кажется таким естественным
потенциал к укреплению рубля появится как только товары производимые в РФ будут оччень нужны хотя б кому то на этой планете. и то, учитывая профессионализм наших ребят, у руппи нет шансов. и об этом до сих пор спорим, хотя многолетний график говорит, не спорьте ребята, будет вам карексия… шоб в шорты заманить…
avatar
только_вверх, 
потенциал к укреплению рубля появится как только товары производимые в РФ будут оччень нужны хотя б кому то на этой планете.
вы даже не представляете, с какой скоростью укреплялся рубль в 2000-2008 годах
Индекс стоимости недвижимости.
avatar
Dankoks, не только недвижимости и в «абсолютном значении относительно других стран» :)
Так что за индекс то в итоге?
avatar
Dankoks, упростил вопросы
https://smart-lab.ru/blog/617900.php
очень надеюсь, что кто-то сам дойдёт, это же кажется таким естественным

теги блога Роман Поташев

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн