Когда очевидно, что экономика потерпит значительный урон, сопоставимый только со временами Великой депрессии, мы наблюдаем новую волну роста на финансовых рынках. В связи с этим, большинство из нас мучает справедливый вопрос об эффективности рынков и наводит на мысль, что происходящее сложно описать известными когда-либо инвестиционными моделями.
И если рост американских рынков еще как то можно объяснить, ведь инвесторы предпочитают покупать надежные предприятия и в надежной валюте, а триллионы долларов готовы к поддержанию ликвидности на рынке, то рост нашего рынка, которому предстоит потерять от падения цены нефти или снижения добычи выглядит как то странно.
Чтобы ответить себе на данный вопрос, я обратился к графикам распространения короновируса в Китае. Когда появляется вирус, он стремится пожирать все новых и новых носителей, при этом, сами клетки вируса борются друг с другом за среду обитания и при отсутствии достаточной пищи погибают от голода быстрее, чем находят для себя следующую жертву.
Затем, когда среда обитания сужается, то вирус погибает, что совершенно естественно и отражается на графике его распространения всем хорошо знакомых разворотных фигур. После этого, как мне думается, процесс гибели вирусных клеток продолжится до тех пор, пока последняя клетка не ослабеет настолько, что не в силах будет справится с иммунитетом, уцелевших от него здоровых особей.
Процесс ценообразования на рынках финансовых активов очень похож на рост любой вирусной инфекции — сначала вирус силен и пожирает умы все новых и новых быков на рынке. Но это продолжается до тех пор, пока не останется достаточно ценных бумаг, на фоне конкуренции денег за ограниченные ресурсы.
Разворотные фигуры на графиках — это признак зарождающейся победы разума над бычьей инфекцией, а падающие цены лишь усугубляют скорость принятия решений о закрытии убийственных для многих из них чрезмерных позиций. Когда акций на бирже становится больше и больше, а эйфория затухает, котировки возвращаются на прежние уровни. Однако, понимание неизбежного не сразу и не до всех доходят, а быки все еще надеются на продолжения банкета и скупают акции на любых уровнях.
То же самое, на мой взгляд происходит и сейчас — бычий вирус еще не сдался и раз от разу провоцируют отскок, и только медвежье противоядие вселит в их умы новый вирус, но уже медвежий.
Так повторяется уже много лет и трейдер лишь пытается определить момент, когда на смену одного вируса — бычьего придет медвежий, и ловить новое дно при этом будет чревато третьим и в подарок.
Давайте посмотрим, что напоминает график Лукойла и нет ли в его динамике тех черт, которые свойственны затуханию бычьего вируса.
Как правило медвежий тренд начинается с отскока к прежним уровням поддержки, который с осознанием происходящего становится сопротивлением. В трейдинге такие уровни называют зеркальными и при прочих равных, то есть без отсутствия позитивного внешнего фона, сигнализируют о высших точках медвежьего тренда.
А если по делу, то дела в мире не очень, и некоторые инвестиционные банки уже прогнозируют снижение мирового ВВП на 30%. В таких условиях нефть, если и будет стоить дороже, то за счет сокращения доли нефтяных компаний на рынке, что приведет к неизбежному снижению доходов нефтяных компаний в среднесрочной перспективе.
А это значит, что лично я предпочту зафиксировать позиции по текущим ценам, чем ждать пока они опустятся на неприличные цены. А дальше, будет день и будет пища и как говорил мой добрый коллега — «По таким ценам купить я и завтра успею».
Но пока бычий вирус еще до конца не побежден, больной мычит и даже бодается.
Канал для тех, кому интересно
https://www.youtube.com/channel/UCBoWvTibxwbAbFzFKYK9hHw?view_as=subscriber
https://youtu.be/rV_sKGBUUZk