Блог им. SergeySmit

Нефтяники vs электрики: давайте пофантазируем

Нефтяники vs электрики: давайте пофантазируем
Сегодня как никогда актуальна тема противостояния нефтяного бизнеса и альтернативных источников энергии. Хотелось бы вставить свои две копейки по этому вопросу и пофантазировать.

Нефтяные лоббисты

Во-первых, я бы отметил слова Сергея Вакуленко из «Газпром нефти», который рассказывал довольно интересные вещи в рамках вот этого видео. На 19:42 минуте интервьюер спросил, не дословно: чем можно будет заменить текущие доходы компании при снижающейся доле нефти и газа? Мол, когда-то вы говорили о том, что 10% выручки компании может приносить продукция, не связанная с нефтью и газом.

На что Сергей Вакуленко ответил: "Те навыки, которые мы, как компания, приобрели, развивая нефтегазовое производство, оказывается вполне применимы где-то еще. Если посмотреть, в чем наши навыки состоят: мы можем прийти в крайне негостеприимные территории, понять, как там можно организовать работу очень крупного проекта, и сделать так, чтобы этот проект там произошел".

Что касается непосредственно самого вопроса замещения «черного золота» альтернативными источниками энергии. Можно долго дискутировать на темы темпов роста продаж электрокаров, высокой стоимости транспортировки электроэнергии, рынков сбыта электрического транспорта, ёмкости батарей и других насущных вопросов.

Но, мне кажется, касаясь этой «зелёной» проблемы, нужно не упускать из виду связку "нефть — доллар" и фантазировать в том числе и на эту тему.

Учитывая, что устойчивость сегодняшнего доллара подкрепляется в том числе огромными объёмами торгуемой нефти. И шатание вот этого контроля над мировой финансовой системой, построенной на долларе и крупных банках США, совершенно невыгодно текущей «мировой элите» — банкирам. Т.е. мы можем сейчас фантазировать на тему замещения некоторого объема потребления нефти электричеством в течение ближайших лет и экстраполировать цифры, но ребята, сидящие в правящей верхушке США, я уверен, уже всё порешали на лет так десять вперёд.

Возможно, что эта самая «элита» может первой начать лоббировать «зелёную» энергию и отказ от нефти, чтобы успеть привязать нацвалюту к новому сырью и сохранить свой статус, как это было в 1974-ом.

Та же Саудовская Аравия несколько лет назад заявляла, что лет через двадцать страна намерена экспортировать энергию, добытую через солнце и ветер, а также постепенно отказываться от развития добычи нефти. Каким образом осуществить выгодный экспорт — уже другой вопрос, пока что близкий к фантастике. Но почему бы после решения этого технического вопроса не образоваться очередному соглашению между теми же американцами и саудитами?

Поэтому я бы повесил триггер именно на этот процесс. Как только пойдут первые серьезные разговоры об экспорте энергии в долларах США, тогда и стоит, как это говорится, шортить нефтяников. Но процесс переговоров, особенно таких, — он совсем небыстрый, и ладно там с этими правящими банкирами: лоббистов по нефтянке в Конгрессе США достаточно (от корпораций, вроде ExxonMobil и Chevron).

Эти люди хотят зарабатывать и сегодня, и завтра. Много ли среди этих людей приверженцев альтернативной энергии в лице солнца, ветра, воды? Они могут любить электрокары и каждый день использовать их для поездок в офис. Но в кармане-то они шелестят нефтедолларами.

Нефтяники vs электрики: давайте пофантазируем

О безработице

Говоря о нефтяных лоббистах в американском правительстве, нельзя не вспомнить политику Барака Обамы в период своего бытия в Белом доме.

В начале 10-ых годов тогдашний президент США ужесточил стандарты топливной эффективности автомобилей. Новые правила предполагали снижение уровня загрязнения окружающей среды и развитие сектора чистой энергетики.

Прошло почти девять лет. В сентябре 2019-го газета Financial Times сообщила, что Дональд Трамп выступил с инициативой запрета для штата Калифорния ужесточать нормы выбросов автомобилей. В 2013-ом солнечный штат получил такое право от Обамы, сейчас это право отбирают. Также действующий президент США выступает против ежегодного снижения уровня допустимых выбросов. Старина Трамп хочет заморозить этот показатель до 26-го года на уровне 20-го года.

Кроме этого, в 2017-ом году Трамп сообщил о пересмотре так называемого Clean Power Plan того же Обамы: он сократил ограничения на выбросы угольных электростанций и в целом упростил регулирование.

Понятно, что на смену Трампу придет другой президент со своей новой командой лоббистов. Левые заменят правых, правые заменят левых, и введенные распоряжения будут снова отменяться или заново вводиться. Но сам факт того, что целая отрасль находится под угрозой (а массовый выпуск электромобилей — это огромный ущерб как нефтянке, так и авто-гигантам, зарабатывающим сейчас хорошие доходы на обслуживании и запчастях), на мой взгляд, отодвигает горизонт авто-революции на десяток лет вперед.

Да, государство может запустить свою дотационную программу для автопроизводителей, и с такой инициативой в октябре прошлого года уже выступил лидер демократов Чак Шумер. Но тут тоже встает вопрос госбюджета и его дефицита.

Я читал где-то, что даже сами автопроизводители и профсоюзы выступают за ограничения на выбросы и за экологическую революцию в целом. Но я, честно говоря, пока не понимаю, почему так, ведь доходы гигантов, вроде Ford, значительно сократятся (нет продаж запчастей, нет дорогого обслуживания авто). С другой стороны, с ростом объёма продаж электрокаров маржинальность их бизнеса будет расти ..

Хорошо, тогда вспомним о другой проблеме. В той же компании Ford буквально год назад трудились 200 тыс. человек. По некоторым данным, если очень грубо, то на производство электромобиля потребуется в десять раз меньше людей (подставьте в формулу свой знаменатель, какой хочется). Кто будет решать вопрос трудоустройства сотен тысяч людей?

Да, процесс сокращения численности сотрудников будет постепенным. Так происходит и в General Motors, к примеру: в 2018 году в GM работало около 173 тыс. человек, в 2017-ом — 180 тыс. человек. Тем не менее, для любого президента уровень безработицы в стране — та ещё головная боль, и той команде Белого дома, которая всерьез и надолго возьмется за лоббирование сектора чистой энергетики, по-любому придется решать и эту головоломку.

В общем, основной удар по двигателю внутреннего сгорания, похоже, придет из Европы, которой для экономии сотен миллиардов долларов в год просто необходимо отказываться от традиционных авто. Впрочем, крупнейшим корпорациям Еврозоны также придется решать пазл с увольнением большого числа сотрудников. Например, штат Volkswagen Group составляет более 650 тыс. человек. И компания уже объявила о программе ежегодного сокращения числа работников вплоть до 23-его года.

Картинки по запросу спрос на электромобили

О спросе

В первой главе, посвященной теме нефти и альтернативной энергетики, я попытался пофантазировать на тему крепости американского доллара и некой «элиты», защищающей свои интересы. Во второй главе я попытался вспомнить политику последних двух президентов США, а также представить, кто из левых или правых решится в будущем лоббировать зеленую энергетику под угрозой роста безработицы.

Наконец, в рамках этой главы я хотел бы завершить свою мысль. Зайду со стороны мирового кризиса — кризиса частного спроса.

Что из себя представляет современный мировой финансовый кризис? Глобальное падение спроса. Так исторически сложилось, что центр спроса сегодня находится США: американский потребитель привык потреблять много за недорого (спасибо, Китай), пусть и в кредит. Денежные власти страны последние десять лет активно стимулировали рост спроса за счет выдачи потребительских кредитов, которые со временем, во многом благодаря республиканцам, становятся всё дешевле и дешевле.

Кризис наступает в тот момент, когда совокупный спрос снижается при продолжающейся кредитной накачке, при невозможности снижать процентную ставку и при невозможности дальнейшего увеличения доли государства в этом самом конечном спросе. Спрос снижается из-за роста издержек производителей, которые перекладывают их на потребителей: денежная накачка приводит к инфляции и росту расходов компании, которые нужно как-то компенсировать.

В нормальной ситуации аккуратная денежная эмиссия ведет к росту цен, бОльшему заработку компаний, повышению зарплат и повышению спроса при прочих равных (к примеру, дешевый импорт). В ненормальной, кризисной ситуации экономика уходит в зону отрицательных ставок и снижающегося частного спроса (от домохозяйств, нас с вами).

Думаю, что можно не гадать о том, будет кризис в следующее десятилетие или нет. У меня нет волшебного шара или Делореана, но точно говорю, что с вероятностью 50% кризис таки случится. И по мере сокращения частного спроса будет расти доля наиболее дешевых и необходимых для потребителей товаров — товаров первой необходимости. Объёмы мировой торговли, особенно с текущими пошлинами и растущим регулированием, будут сокращаться.

И наконец-то я добрался до своей мысли.

Электрокары — это не товар первой необходимости.

Автопроизводители — бизнес, который и при растущей экономике не может похвастаться высокой маржинальностью, в кризисные годы буквально выживает. Например, у компании Ford себестоимость продаж и прочие расходы по-прежнему баснословно высокие и составляют 98.5% от выручки. В начале 19-го года процентные расходы не покрывались операционным доходом, а чистая прибыль составила смешные $148 млн. И это до кризиса!

В год рецессии и несколько лет после него компании будут отправлять на инвестиции минимум средств, а операционные действия будут направлены в основном на оптимизацию расходов. Разработка платформ для электрокаров — небыстрая и дорогая инвестиция (её надо проектировать с нуля), и я не удивлюсь тому, что многие автопроизводители в кризисное время сократят свои амбиции в части производства электромобилей. Ведь стоимость их производства всё ещё высока, тогда как спрос на них… Возвращаемся на пару абзацев наверх к товарам первой необходимости.

Здесь, как и в предыдущей главе, снова вспомню про Евросоюз. В кризисное время при скачке цен на нефть страны Европы серьезно страдают от растущих издержек. Как никто другие они заинтересованы в поставках сырья (своего нет), биржевые цены на которое фактически зависят от масштабов эмиссии денег в Штатах. Возможно, страны Евросоюза разработают механизм закупки нефти не в американских долларах, что вкупе с их стремлением снизить потребление нефти (переход на зеленую энергию и электрокары) может серьезно ударить как по доллару, так и по нефти.

Но такие механизмы ещё не придуманы. Саудиты торгуют нефтью в долларах США, Трамп выступает против ежегодного снижения уровня допустимых выбросов и имеет шансы стать президентом на второй срок, при этом мировой кризис вроде как где-то у порога, а нефтяная отрасль имеет большой лоббистский вес в правящей верхушке страны с мощнейшей экономикой мира.

Будем делать ставку на поражение нефти в схватке с зеленой энергетикой в новой десятилетке? 🤔

★1

Космонавт с МКС, наверняка в моих логических цепочках есть дыры. Собственно, постом надеялся вызывать интересную дискуссию, подтолкнуть людей к критике и высказыванию собственного мнения) 

Поэтому с интересом жду комментария

Pasinvestor, вчера и графики добавлял, и комментарии, но сегодня посмотрел — ни ответов, ни других комментариев. 
Так-что, удалил всё.

Жаль, что смартлаб превратился в то, что в топ загогяют какой-то свой околорыночный хлам, а интересным постам, типа вашего, рисуют 250-300 просмотров, и он уходит в небытие.
Космонавт с МКС, да, дискуссии не получилось)

....все тэги
UPDONW