Блог им. Albus

Протекционизм или свободная торговля?

Текст+видео.
В международной торговле есть два противоположных течения. Одно агитирует за свободную торговлю. Это когда между странами нет таможенных барьеров и ограничений. Сторонников этого подхода называют фритредерами. Свободная торговля ведёт к тому, что на внутреннем рынке появляется большое разнообразие товаров, и стоят они дёшево. Это не удивительно, потому что свободная конкуренция достигает идеального состояния. Все имеют равный доступ на рынок. Нет никаких намёков на чью-то монополию.
Моя программа Экономика на телеканале Крым-24

У свободной торговли есть сильное отрицательное последствие. Многие местные товаропроизводители не выдерживают конкуренцию с иностранцами, разоряются и уходят с рынка. В критических случаях это явление может стать массовым. Гибнут целые отрасли, и население нищает. Товары продаются дешёвые, но это никого не радует. Денег на их покупку нет. Второе негативное последствие в том, что деньги местных жителей оказываются в руках иностранных продавцов и утекают за границу.
Яркий пример страны, ведущей свободную торговлю, но при этом не обнищавшей – Сингапур. За успехи в экономике относится к числу «азиатских тигров». Сингапур накладывает импортные пошлины только на некоторые товары: алкоголь, табак, бензин и дизельное топливо, двигатели внутреннего сгорания. То есть то, что вредит или здоровью или экологии. При этом у Сингапура положительное сальдо внешней торговли. Экспорт превышает импорт.
По другую сторону баррикад стоят протекционисты. Они ведут с фритредерами жёсткую идеологическую борьбу, так как выступают против свободного импорта товаров. Их позиция в общих чертах такая: страна должна защищать отечественных производителей от иностранных конкурентов. Импортировать надо только то, что не получается производить самим.
Более гибкая версия протекционизма формулируется так. Сырьё импортировать можно, ведь на нём работают отечественные заводы и фабрики. А готовые зарубежные товары должны быть обложены пошлинами или вовсе запрещены к ввозу.
Недостаток протекционизма – рост цен. Без иностранных поставщиков местные производители входят во вкус и повышают цены на свои товары. В итоге денег они зарабатывают больше, но оплачено это расходами их же сограждан.
Второй недостаток протекционизма звучит также, как в физике 3 закон Ньютона: у всякого действия есть противодействие. Страны, в отношении которых были введены тарифы, дают сдачи и в отместку вводят ответные тарифы против обидчика. Получается игра с нулевым исходом.
То есть оба течения в международной торговле – протекционизм и фритредероство – не идеальны, а имеют плюсы и минусы. Редкая страна мира использует что-то одно. Почти всегда это комбинация тех или иных подходов. Например, внутри Европейского Союза действуют правила свободной торговли. Франция и Германия, когда торгуют друг с другом, никаких пошлин не платят. А вот другим странам попасть на европейский рынок тяжело. ЕС отгородился от них сложными барьерами. Пошлины, квоты, прямые запреты — что только не придумали европейцы, чтобы защитить внутреннего производителя.
Классическая страна с сильно развитым протекционизмом – Соединённые Штаты. На протяжении своей истории она регулярно практиковала и сейчас практикует высокие пошлины на иностранные товары. Процитирую слова Патрика Бьюкенена, кандидата в президенты США. Под защитой тарифного барьера, который воздвигли Вашингтон, Гамильтон, Клей, Линкольн и последующие президенты-республиканцы, Соединенные Штаты из прибрежной аграрной республики превратились в величайшую промышленную державу, какая только существовала в мире — и все это за одно столетие. Таков был успех политики, названной протекционизмом, который сегодня так ругают.
Ещё один пример протекционистского подхода. Индонезия обладает крупнейшими в мире залежами никелевой руды. Долгое время она её экспортировала в сыром виде без переработки. Постепенно Индонезия стала развивать свои металлургические заводы. На них из этой руды стали извлекать никель. И вот совсем недавно Индонезия ввела полный запрет на экспорт руды. Никель продавать за границу можно, так как это товар с повышенной добавленной стоимостью, никелевую руду нельзя, потому что это сырьё. Протекционизм в чистом виде.
Расскажу про свободную торговлю и протекционизм применительно к России. Разруха 90-х была вызвана в том числе свободной торговлей. Россия открыла внутренний рынок для иностранных товаров. Страну наводнил импорт. Многие заводы советской эпохи не выдержали конкуренции с более качественными и дешёвыми зарубежными товарами и закрылись. При этом российскую продукцию на внешние рынки либо не пускали, либо она была там не нужна. Это была свободная торговля в одни ворота. Мы открылись, а Европа и Штаты в отношении своих рынков оставались протекционистами.
Есть важная деталь. Иностранная продукция не всегда была лучше российской. Но она, как правило, имела более низкую цену. Есть такой инструмент поддержки производителей как субсидии. Субсидия – это денежная помощь. Если французский фермер получил от государства субсидию, значит у него снижается удельная себестоимость товаров и он может продавать их по более низкой цене. Это было не единственной, но важной причиной того, почему импортные товары тогда заполонили отечественный рынок. Россия в 90-е была в бедственном экономическом положении. Своих аграриев и промышленников она поддерживать в должной мере не могла, поэтому они почти без боя сдали родной рынок иностранцам.
Например в Феодосии перестала работать прекрасная табачная фабрика, потому что рынок заполонили дешёвые импортные сигареты. Погибло и выращивание табака как отрасль сельского хозяйства. А ведь оно специализировалось на элитных ароматических и полуароматических сортах. Когда-то табаководство было такой же визитной карточкой Крыма, как и виноделие.
С 2000 года пошла обратная тенденция. Россия начала поддерживать отечественных производителей с помощью субсидий и ввела протекционистские меры в отношении иностранных товаров. Например, сейчас из-за внешнеторговых барьеров иностранным производителям автомобилей выгодно открыть завод в России и выпускать иномарки здесь. Завозить готовые машины стало дорого. Откроем отчёт компании PwC по авторынку России. Из него видно, что в 2018 году доля импортных автомобилей в совокупных продажах составила всего 16%. Остальные 84% — это иномарки российской сборки плюс отечественные бренды.
Дональд Трамп мечтает, чтобы иностранные автоконцерны открывали заводы не в Мексике, а в США. В России эта модель уже реализована. Машины для нашего рынка у нас же и собираются. Уровень локализации, то есть доля российских комплектующих в иномарках 5 лет назад составляла 45%. Это подсчёт Министерства промышленности и торговли. С тех пор новая цифра, к сожалению, не публиковалась, но она скорее всего выросла. Локализация все последние годы шла вверх, потому что отдельные автопроизводители регулярно публиковали соответствующие новости на эту тему.
Подобные протекционистские меры Россия предприняла по многим фронтам. Раньше иностранцы продавали нам готовую продукцию. Теперь они открывают заводы в России и производят эти же товары у нас.
Российская внешнеторговая политика строится по такому принципу. В отношении друзей мы включаем свободную торговлю или стремимся к ней. Яркий тому пример – сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза, в который входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Внутри него товары, рабочая сила и капитал перемещаются свободно. Молдавия в ЕАЭС не входит, но и санкции против нас не вводила. Президент Молдавии Игорь Додон, не смотря на сильное противодействие, пытается строить с Россией дружеские отношения. Владимир Путин это видит и идёт Молдавии навстречу по важным экономическим вопросам. Например, наша страна обнулила ввозную пошлину на молдавские фрукты, овощи и вино. Это позволило Молдавии нарастить поставки в Россию этих товаров.
В отношении недоброжелателей Россия наоборот выставляет протекционистские барьеры. Знаменитый пример – продовольственное эмбарго против стран, которые ввели против России санкции. Это с одной стороны привело к подорожанию товаров на наших прилавках, с другой – позволило отечественным производителям нарастить выпуск продукции, чтобы заполнить освободившуюся нишу. В итоге по огромному перечню сельхозтоваров и продукции пищепрома Россия вышла на самообеспечение и даже начала робкий экспорт.
Свободная торговля – вещь хорошая, если между отдельными странами гарантирована дружба на долгосрочный промежуток времени. Тогда они могут развивать специализацию. Каждая страна производит то, что у неё хорошо получается, а то что плохо получается, не производит. Они взаимно отменяют ввозные пошлины, обмениваются этими товарами и остаются довольны.
Но сейчас, когда в мире есть разделение, вражда, санкции, блок НАТО, свободная торговля в чистом виде не возможна. Дурной тон в этом плане задают сами Штаты. В прошлом году они развязали торговую войну (войну тарифов) против остального мира. И ведь не только против Китая, но и против дружественной Европы. Те ввели ответные тарифы. В итоге свободной торговли в мире стало ещё меньше, а протекционизма больше.
Все страны мира отстаивают свои интересы. Ещё один пример. Узбекистан не хочет продавать в другие страны, в том числе в Россию, сырой хлопок. Он хочет перерабатывать его на своей территории, а за рубеж продавать ткани или готовую одежду. Постепенно страна к этому идёт, и в ближайшие годы сложится ситуация, что у неё не останется для России сырого хлопка. Значит ткацкие фабрики Ивановской области остановятся или сократят выпуск тканей. Кроме Узбекистана, Россия закупает хлопок у Китая и Туркмении, правда в гораздо меньших объёмах. Как вариант, можно увеличить закупки у них.
Есть ещё один способ – более сложный – вырастить хлопок у себя. Это тяжело, потому что климат в России не тот. Хлопок у нас даёт меньший урожай. Но работа в этом направлении пошла. Вот новость за октябрь этого года. Первую в России промышленную уборку хлопка начали на Ставрополье. Промышленную – то есть с использованием комбайнов. Последний раз хлопок здесь выращивали в 1964 году. Потом это занятие прекратили, потому что в Средней Азии он растёт лучше. В рамках единой большой страны это было благоразумное решение. Зачем мучиться и выращивать хлопок там, где он растёт плохо, если можно вырастить в Узбекской ССР, где он растёт хорошо?
Теперь наши аграрии и селекционеры получили вызов – наладить производство хлопка у себя. Возможно сейчас, когда технологии стали лучше, что-то из этого и выйдет. Но вся эта история опять же говорит о том, что страны отстаивают свои интересы. Поэтому идеалы свободной торговли в наши дни недостижимы. Каждый хочет импортировать сырьё, а экспортировать готовую продукцию. А лучше всего – и сырьё тоже добывать у себя, то есть прийти к полной автономии.
Скажу ещё несколько слов про хлопок. Цитата из Карла Маркса: «История коммерции не знает жалости. Равнины Индии белеют костями ткачей». Здесь идёт речь про индийский хлопок. Долгое время Индия поставляла в метрополию – Англию – хлопковые ткани и готовую одежду из хлопка. В один прекрасный момент Англия ради поддержки собственных ткачей полностью отказалась от этих товаров и стала завозить из Индии только хлопок-сырец. То есть реализовала колониальную модель: в Англии идёт производство готовых товаров, а порабощённая Индия – это сырьевой придаток. Естественно, это привело к гибели целой отрасли в Индии и обнищанию людей, которые производили ткани и одежду.
Итак, международная торговля – это сплав фритредерства и протекционизма. Они борются между собой как две противоположности, и ни одна не может победить. Россия привержена обоим подходам и старается из каждого выбрать лучшее. Это у неё неплохо получается.

2 комментария
Пример протекционизма Индонезии по запрету вывоза никелевой руды не очень в тему. Протекционизм — это когда защищают внутренний рынок и своих производителей, а в данном случае — это скорей просто хозяйственный (хозяйский) подход к расходованию ресурсов, а заодно и к росту прибыли.
Неплохо бы и РФ не так расточительно гнать за границу газ, нефть, лес.
Переработать сырьё хотя бы до уровня полуфабриката — это по-хозяйски, это не протекционизм относительно внешних «агрессоров», а бережливость. Извините, что повторился.
Если не хватает на это собственных сил и средств, можно по аналогии с автопромышленностью «заставить» тех, кто желает получить наши ресурсы, доводить сырьё до «товарного» вида на нашей территории — пусть себе строят лесозаготовительные, деревообрабатывающие, газопереработку, НПЗ и т.д. и т.п.
avatar
В чужих странах свободная торговля, в своих жесточайший протекционизм.
Так это двойные стандарты.
Нам плевать.

А канонерку пришлем?
Попробуйте.

avatar

теги блога Albus (Игорь Китаев)

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн