Очагом европейского кризиса являются долговые проблемы южной периферии региона, где доходность по суверенным облигациям время от времени подскакивает к 6-7% (Италия и Испания). По причине того, что банки еврозоны являются держателями значительной доли активов проблемных стран, возникла угроза трансформации кризиса суверенного долга в банковский кризис. Ситуация может усугубиться из-за убытков других кредиторов, понесенных, к примеру, в условиях коллапса цен на жилье в Испании. Таким образом, основная проблема в разрешении кризиса заключается в облегчении долгового бремени стран Южной Европы.
Изменение объема долга отображает размер первичного баланса бюджета (баланс минус выплата процентов) в соотношении к ВВП, так же, как и разница между стоимостью кредитования и темпами роста ВВП. Когда гэп между стоимостью кредитования и темпами роста экономики сильно расширяется, становится невозможным достижение первичного профицита бюджета, необходимого для прекращения увеличения объемов долга. Действительно, ожидается, что в 2-летней перспективе рост в Южной Европе будет нулевым или отрицательным, и даже в долгосрочной перспективе не прогнозируется превышение 2-3%.
Это не всегда можно узреть на поверхности, но на самом деле ключевая причина кризиса, которая сейчас препятствует росту экономики, заключается в дивергенции производственных затрат в периферии (особенно в Греции, Испании, Италии и Португалии) и на «севере» региона (Германия) в первое десятилетие после введения евро. За период с 2000 по 2010 гг. затраты на рабочую силу в 4 южных странах увеличились на 36%, 28%, 30% и 25% соответственно, в то время как в Германии это значение повысилось менее чем на 5%, что по итогам десятилетия привело к совокупной дивергенции свыше 30% в Греции и более 20% в Португалии, Италии и Испании.
Пока присутствует данная дивергенция, можно не рассчитывать на полное разрешение кризиса, поскольку дефициты балансов текущих операций и/или вялый экономический рост продолжат терзать проблемные государства Южной Европы, подпитывая беспокойство по поводу суверенного долга и состояния коммерческих банков.
В данном контексте рост производительности — за счет технического прогресса, более выгодного расположения ресурсов или инвестиций в производство — не менее важная переменная для южных экономик, чем ограничение роста заработной платы. Избыточная дефляция зарплат может негативно отразиться на производительности. Квалифицированная рабочая сила усилит эмиграционные потоки, а меры экономии, снижение цен и высокая безработица вовсе не способствуют росту инвестиций, инновационного потенциала или подвижности рабочей силы.
Таким образом, чрезмерно агрессивные бюджетные меры и дефляция могут разрушить свои же цели и сделать невозможным применение «реформ», направленных на повышение конкурентоспособности южноевропейских стран. Правильный подход должен сочетать в себе ограничение заработных плат в разумных пределах и низкую (не нулевую) инфляцию, а также микроэкономические меры, нацеленные на рост производительности.
Более того, очевидно, что страны Северной Европы могут помочь закрыть гэп конкурентоспособности, ускорив темпы рост заработных плат. Зацикленность западных политиков на давлении на Китай в отношении роста курса юаня почему-то никого не удивляет при том, что профицит баланса текущих операций (в соотношении к ВВП) в Германии не намного выше, чем в Поднебесной.
Для того чтобы максимально сузить дивергенцию, требуются не только стимулирующие производительность реформы и ограничение зарплат на юге, но и ускорение темпов увеличения заработных план на севере. Если бы в течение минувшего десятилетия ежегодный рост зарплат в Германии составлял 4% вместо 1,5%, а прирост производительности в Испании ускорился до 2% (показатель был вблизи 0,7% в обеих странах), Испания могла бы закрыть гэп с Германией за 5 лет при условии ежегодного увеличения зарплат в районе 1,7%.
Этот сценарий не является невозможным. От Испании, где средний прирост заработных плат составлял 3,4%, в этом случае потребовались бы некоторые ограничения, в том числе серьезные усилия, направленные на ускорение роста производительности. Но при этом не возникло бы необходимости в существенной дефляции или урезании оплаты труда.
Другими словами, внутренние преобразования в еврозоне осуществимы без серьезной дефляции на юге региона при условии, что рост производительности будет ускорен, а северные государства «нажмут» на увеличение заработных плат. В результате профицит баланса текущих операций на севере Европы сузится. Если же эти страны во главе с Германией предпочтут продлить период низких темпов роста зарплат, внутренние преобразования потребуют существенной дефляции в периферии, чего будет сложно достичь.
http://www.project-syndicate.org/
http://www.fxclub.org/tools_info/