Блог им. excell84

Какой лучший защитный актив во время кризиса.


Интересная статья  www.banki.ru/blog/maslovdm/10241.php

Итак, все-таки, в чем хранить деньги? Положить в банк, отнести на фондовый рынок, купить золото или вложиться в бизнес?

Пока аналитики строят свои умные модели и предлагают хитрые способы, россияне на самом деле все уже решили.

Недвижимость!

Точнее, жилье, квартиры.

Универсальный способ вложений, который понятен любому россиянину. В дополнительной рекламе не нуждается, все про него знают и всегда рассматривают в первую очередь (при условии, что хватает денег хотя бы на самый простенький вариант).

Какие только основания для покупки не выдумывают!  Разберем один любопытный довод, который на первый взгляд кажется логичным и здравым, но, как это нередко бывает, содержит изрядную примесь лукавства и невежества.

Звучит он примерно так:

— Мы живем в стране, в которой постоянно случаются кризисы, за примерами далеко ходить не надо – 1998, 2008, 2014. Кризисы каждый раз означают девальвацию рубля. Деньги обесцениваются, проценты по депозитам не покрывают реальную инфляцию. Поскольку рано или поздно (скорее рано, чем поздно) благодаря политике партии произойдет следующий кризис, то самое мудрое, что можно сделать – это заранее вложиться в надежный материальный актив, который всегда в цене. То есть в бетонные стены…

Вроде бы позиция понятна и логична. А между тем, она ошибочна.

Дело в том, что сторонники теории «квартирной защиты от кризиса» немного не договаривают, а может просто «забыли».

Давайте вспомним хронологию двух последних кризисов.

 
2014-2015 год. Рубль девальвировался с 33 р. до примерно 66 р. за доллар. Потребительская инфляция по данным Росстат составила 11% в 2014 году и 13% в 2015 году (после чего резко замедлилась). Накопленная инфляция за два года на недвижимость составила 1,6% (в 2014 цены выросли, в 2015 упали). Средние ставки по депозитам по данным ЦБ были 9,2% в 2014 году и 11,5% в 2015 году. Последнее, впрочем, не отражает реальную картину, т.к. у населения была реальная возможность открывать вклады и по 18-20% (у автора сего блога средняя доходность в 2015 году была 18%).

Как видим, вклады, мягко говоря, переиграли недвижимость во время последнего кризиса.

Кроме того, недвижимость продолжала дешеветь еще в 2016 и 2017 году, тогда как вклады по-прежнему показывали неплохую доходность (особенно у тех, кто не поленился в 2015 году открывать депозиты с возможностью пополнения).

2008-2009 год. Рубль девальвировался с 25 р. до примерно 35 р. за доллар. Потребительская инфляция составила 13% в 2008 году и 9% в 2009 году. Накопленная инфляция на недвижимость за два года составила 2,3% (в 2008 году цены росли, в 2009 году упали). Средние ставки по депозитам в 2008 году составляли около 8%, а в 2009 году от 9 до 13% по разным данным. См. например пресс-релиз от АСВ по итогам 2009 года https://www.asv.org.ru/agency/for_press/pr/285504/

Многие, разумеется, также имели возможность открывать долгосрочные депозиты с возможностью пополнения по высоким ставкам.

Как и в 2014 году вклады заметно переиграли недвижимость.

Очевидные параллели между двумя кризисами прямо напрашиваются.

Ведь как все происходит? Сначала какой-то внешний катаклизм, чаще всего падение цен на нефть, вызывает девальвацию. Рубль устремляется вниз. Паника на финансовых рынках. Банки повышают ставки по депозитам. Недвижимость по инерции сперва тоже немного растет, но потом валится.

В итоге, как только пыль рассеивается, выясняется, что те, кто положили деньги в банк, оказываются в весомом плюсе. А кто вложился в недвижимость – в пролете. Хотя поначалу многим казалось, что будет наоборот.

Как видим, хваленое преимущество недвижимости как лучшего кризисного актива – не более чем фикция. Может, если сравнивать с другими активами (например, акциями), то недвижимость выглядит относительно устойчиво. Но игру наперегонки с вкладами она проигрывает вчистую.

Итак, квартиры не являются самой лучшей защитой во время экономических катаклизмов.

Ну а какой все-таки лучший актив во время кризиса, по мнению автора этого блога?

Вы будете смеяться, но я считаю (да и не только я), что лучший кризисный актив это просто-напросто КЭШ. Деньги. Желательно в твердой валюте. Доллары, евро. Можно и рубли в некоторых случаях, когда финансовые власти проводят жесткую денежно-кредитную политику (грубо говоря, не печатают деньги).

Кризис в представлении россиян — время спасать деньги. 

Как можно спасти деньги? — Как можно быстрее купить на них что-нибудь. Лучше всего недвижимость (если средства позволяют), если нет – то что-нибудь попроще, но все равно потратить быстрее. 

Страх перед обесценением затмевает разум, и люди избавляются от фантиков, в пользу реальных активов. Тех, что, по их мнению, являются лучшей защитой от экономических неурядиц. 


Обычные деньги, те самые презренные фантики, почему-то переигрывают хваленую недвижимость, по крайней мере, во время кризисов фантики смотрятся намного лучше. 

Теперь стоит объяснить, почему так. Для этого придется сделать некоторый неизбежный экскурс в теорию кризисов. Ведь чтобы зарабатывать во время экономических неурядиц, нужно понимать логику, по которой кризис формируется и эволюционирует. Здесь сразу необходимо сделать пояснение, что я не пытаюсь загнать вообще все кризисы под одну модель, да это и невозможно. Нас интересуют основные типичные черты современных финансовых кризисов; некоторые вариации возможны и даже вероятны, но они не должны отвлекать нас от главного. 

Итак, с чего обычно начинается финансовый кризис. 

А начинается он, как правило, с плохих долгов. 

Важнейший актив в современной финансовой системе это чужой долг. Финансовые институты держат на балансе чужие долги, перепродают их, занимают деньги под залог этих долгов, выпускают ценные бумаги и т.д. В каком-то смысле, вся система держится «на честном слове»: пока долги считаются качественными, их охотно принимают в качестве платежного средства и проблем не возникает. Ставки снижаются, держать качественные, но низкодоходные активы становится невыгодным, и средства переводят в неликвидные формы (рискованные кредиты, деривативы, долговые бумаги, недвижимость и т.д.), что дает доходность выше, чем консервативные инструменты. Но однажды карточный домик рушится: небольшая паника на рынке (спровоцировать ее может что угодно) и от былой уверенности и взаимного доверия на рынке не остается и следа. 

Вдруг выясняется, что долги, которые до этого считались качественными, вдруг стали плохими, невозвратными. Покупателей на них нет, в качестве платежного средства их больше никто не хочет принимать. Держащие эти бумаги на балансе неожиданно сталкиваются с острым кризисом ликвидности. Попросту на руках у них – одни неликвидные активы, которые к тому же потеряли в цене, а денег не хватает. 

Дефолты 

Кризис ликвидности закономерным образом перетекает в массовые дефолты (отказ от исполнения обязательств). Чужой долг не получается быстро конвертировать в деньги и платить по собственным долгам становится нечем. Пытаясь закрыть образовавшиеся дыры, банки стремятся привлечь больше ликвидных средств, поскольку в этом для них единственное спасенье: предлагают клиентам лучшие условия по депозитам, пытаются занять денег на межбанковском рынке. Ставки на денежном рынке взмывают. 

Недоверие на рынке, задержки платежей 

Ситуация взаимного недоверия на рынке приводит к тому, что даже те организации, у которых есть запас наличности, придерживают ее, оттягивая платежи. Во-первых, всегда есть опасность заплатить, а потом самому столкнуться с нехваткой ликвидных средств; во-вторых, задерживая платежи, можно больше заработать (благодаря высоким ставкам на рынке). В результате возникает тотальный кризис неплатежей, где никто никому вовремя не платит. 

Кассовые разрывы 

Кризис неплатежей из банковской сферы переходит в реальный сектор. Предприятия не получают вовремя оплату и сами начинают задерживать отправку денег контрагентам. Дебиторская задолженность резко подскакивает. Повсеместно в фирмах возникают кассовые разрывы – ситуации, когда нужно отправить деньги поставщикам, а покупатели еще не перевели средства за отгруженный товар. Фирмы пытаются занять денег на денежном рынке, что еще больше увеличивает спрос на деньги. 

Задержки зарплат и увольнения 

Кассовые разрывы в фирмах означают, что приходится экономить на всем. Предприятия «режут по живому» — в том числе задерживая зарплату сотрудникам или увольняя их. 

Падение спроса 

Сотрудники, столкнувшись с задержками, снижением зарплаты, увольнением или перспективой остаться без работы, резко сокращают потребление. В итоге помимо кассовых разрывов фирмы сталкиваются с падением спроса на свою продукцию и еще большими потерями. Оборотных средств катастрофически не хватает. 

Мы перечислили типичные проявления кризиса, специально акцентируя внимание на роли наличных денег. Как видим, ключевая проблема, с которой сталкиваются абсолютно все, от банков до обычных граждан – это нехватка ликвидных средств, попросту говоря живых денег. Можно даже вывести главный кризисный принцип, который я называю ДД – принцип Дорогих Денег. Деньги действительно приобретают необыкновенную ценность в кризис, за ними начинается настоящая охота. Банки предлагают высокие ставки по депозитам. Предприятия, у которых скопились неликвидные активы на балансе и не хватает оборотных средств, предлагают щедрые скидки. Цены на прежде переоцененные активы заметно снижаются. Те немногие у кого остались деньги, внезапно обнаруживают, что они хозяева положения и могут скупать прежде недоступные активы по бросовым ценам. 

Но это не сразу, а через некоторое время. А сначала на рынках паника и обычное «караул! все пропало!». Люди, вместо того, чтобы придержать деньги, которые им скоро понадобятся, наоборот предпочитают тратить последнее. Когда же деньги по-настоящему становятся нужны и на них можно купить как никогда много полезных активов, выясняется, что ни у кого их не осталось. Все потратили на бессмысленные покупки во время паники. 

А как же девальвация? – спросит внимательный читатель. – Ты совсем не упомянул обесценение валюты как явление, сопутствующее кризису! О каких дорогих деньгах ты говоришь, если валюта обесценивается прямо на глазах! 

Вообще, девальвация национальной валюты как раз не относится к типичным проявлениям финансового кризиса. Примеры – кризисы в развитых странах (США в 2008 году, Япония в начале 90-х и др.), где девальвации валюты не было. 

Да, для России кризис и девальвация всегда идут в ногу, из-за того, то все проблемы начинаются из-за снижения цен на нефть, которое не только запускает цепочку плохих долгов, но и приводит к ухудшению платежного баланса и соответственно, падению рубля. 

Как разгадать данное противоречие? Ответ довольно прост. Все дело в том, то не надо смешивать понятие качественные ликвидные активы (деньги) и российский рубль. Не во все времена уж точно. 

Многие любят вспоминать кризис 91 года и обесценение рубля и то, как накопления сгорели. Но простите, советский рубль не был ликвидным активом. Полноценными деньгами его тоже нельзя было назвать. Автор сам застал времена, когда в качестве платежного средства принимались бутылки водки вместо советских рублей, на которые даже технически мало что можно было купить. 

Что-то подобное наблюдалась и все 90-е годы, когда только сумасшедший мог хранить деньги в рублях. Правительство весьма увлекалось эмиссией, что делало рубль крайне ненадежным способом вложений, даже несмотря на высокие ставки. Ну, не был рубль в то время полноценной валютой. 

К концу нулевых государство несколько ограничило свою эмиссионную активность, и наличный рубль уже можно было рассматривать как средство накопления (да и то с некоторыми оговорками). 

Когнитивного диссонанса можно легко избежать, если считать, что «деньги» это доллары и евро или любая другая валюта с более-менее постоянной покупательской способностью. Тогда кажущееся противоречие между принципом ДД и другим Д – девальвацией исчезает. Ведь все прекрасно помнят, что долларовые накопления ни разу не сгорали и во все кризисы вложения в доллар оказывались наиболее выигрышными. 

Если вы поняли статью как то, что автор предлагает скупать доллары и забыть про недвижимость, то поняли вы ее… совершенно неправильно! 

Я действительно считаю кэш лучшим активом в кризис, но это не означает, что это лучший актив всегда. В периоды экономического роста он наоборот будет генерировать одни убытки. 

Если принять предположение о цикличности экономического развития и периодически возникающих кризисах, то самой оптимальной выглядит стратегия покупки долларов перед кризисом (хороший вопрос, как узнать где находится этот «перед», но допустим, это удалось) и продажа долларов спустя некоторое время (1-2 года) по окончанию кризиса с покупкой менее ликвидных активов. Возможно, даже той же недвижимости.

По поводу недвижимости, хотелось бы добавить, что

1. Недвижимость в РФ, это рублевый актив, т.е по определение защитным быть не может.

2. Население в регионах уменьшается с огромной скоростью, параллельно идет  скупка гражданами  квартир под сдачу в аренду на пенсии. У меня только один вопрос, на который ни кто не знает ответа — «Кто будет арендовать все эти квартиры»?

3. Недвижимость это в первую очередь пассив, т.к через нее государство и мафия ЖКХ будет доить население, пополняя таким образом бюджеты. Именно по этой причине сейчас из каждого утюга слышится «Ипотека, это выгодно». Государство любой ценой желает навесить на граждан ярмо, так чтобы иметь возможность воплотить  в жизнь новую идею — «население это новая нефть». Даже ценой снижения маржи банков, регулируя ставки по ипотеке и продвигая в массы лозунг «бетон всегда в цене».


★24
80 комментариев
ИМХО депозит. % от 10 до 15. Вполне норм. Но лучше кеш, а при отскоке купить дивидендные акции на лоях.
avatar
Я тебе могу сказать один реальный актив из категории недвижимость, которому пох любые кризисы, который всегда растет в цене, всегда приносит деньги и элементарно администрируется. Это земля в г.Нью-Йорк, правда говорят, что тамошней землей владеют всего несколько семей и ее хрен купишь, но если вдруг подловить момент — все, больше думать о деньгах не надо, небоскребы могут менять владельцев, периодически их сносят и строят новые, но аренда тебе будет идти всегда.
avatar
dim800, Ога, земля там пухом
avatar
dim800, судя по «Миллиардам» — самое ценное там места на кладбище )))
avatar
dim800, большая часть вложений в недвижку подразумевает получение прибыли от сдачи в аренду. А это уже делает расчеты и выводы иные, чем у автора статьи.

Например, купленный сарай без отделки и отопления, сданный в аренду Пятерочки или Магниту может давать прибыль под 30% годовых, плюс этот сарай отделают за счёт арендатора, что повысит его стоимость вдвое.
avatar
Да ладно уж вам к ночи кризисы упоминать
avatar
В 2008 году слушал Демуру на РБК, тот рассказывал как закупил прицеп тушёнки в Белоруссии.
Говорил, что нужно покупать золото в слитках, оружие, тушёнку, и закапывать всё это. Место схрона не говорить никому даже жене, т.к. когда придут отнимать, то она под пытками выдаст место схрона :))

Интересно, у него до сих пор всё это закопано?
avatar
fot1985, помнится потом он пассив приобрел в виде квартирки в Москве
avatar
Николай, Помница потом он шляпу жрал, т.к. его прогнозы не сбылись. Шляпу правда из лаваша сделал.
avatar
fot1985, да да возле своего рендж ровера
avatar
Николай, на своей «фазенде» )
avatar
Николай, там еще хвастался своими дорогими дробовиками. Непонятно, зачем ему два дорогих по 150 т.р., когда мр153 можно было за 20 взять. С двух рук стрелять неудобно, вложения не окупились…
avatar
fot1985, да, но там чуть-чуть до его прогноза не дотянуло. Если бы совсем ошибся, то стих бы и видео со шляпой мы бы не увидили)
avatar
Василий Лосев, Ну, я вот буду. Если заинтересуете
avatar
в чем проблема купить квартиру и открыть вклад и в долларах и рублях?
avatar
fvl, вклады могут заморозить или выдавать лимитировано 
avatar
Николай, тогда облигации сша и рф
avatar
Николай, блин, откуда эти сказки берутся? Сами придумываете долгими зимними ночами или подсказывает кто?
avatar
dekab1, дык было уже такое… в СССР и в РФ (1998) как я слышал :(
avatar
dekab1, 
В России, конечно, маловероятно.
Но у хохлов пару лет назад было. 
Василий Лосев, 
1. Речь о регионах.
2. Москва это уже прошлый век, сейчас более менее умная молодежь из регионов едет за границу. При этом оставаясь гражданами РФ с пропиской в регионе. По этой причине Росстат фиксирует не большой отток население, на самом деле он огромный. 
3. Москва — культурный центр?
Выйдите на улицу, где нибудь на окраине, там русских то уже нет, скоро вся средняя азия переселится в Москву. Был я в вашей Москве, город не для жизни, о культуре там и речи нет.
avatar
dekab1, тема сисек не раскрыта, нет смысла спорить с вами, но сама дискуссия недвижимость или депозит или акции или кэш не верна в корне, потому, что должно быть и одно и второе и третье и т.д. Если у тебя последние 5 млн ., конечно нет смысла на них покупать квартирку, но когда у тебя уже есть и депозит и заначка на черный день, то почему бы не подумать о недвижимости, т.е. тут как раз и нужна банкирская мудрость о раскладке яиц в разные корзины. 
avatar
Лео, потому что пассив заведомо убыточный
avatar
dekab1, вы слышали о теории относительности, сегодня может быть убыточно, а завтра прибыльнее не бывает, и для кого то надежность дороже денег.
avatar
Лео, Рублевый актив и надежность ни чего общего не имеют.
avatar
dekab1, это чисто ваше мнение. НИчего  вообще -то вместе пишется.
avatar
Лео, я не русский, если что)
avatar
dekab1, давай, до свидания.
avatar
Ща, местная школота тебе насоветует)
avatar
2. Будущее население РФ — китайцы 
avatar
Илья, Как показывает история, в России все превращаются в итоге в русских.
в Москве в 1991 году однушка стоила 5 тыс долларов сша. а сейчас… ууууу… 100 тыс долларов сша (в среднем)
avatar
Vlad, обычный эффект низкой базы.
avatar
dekab1, В 91 никто не знал про низкую,  а вдруг сейчас тоже низкая база?)

Высокой ее точно не назовешь, т.к. повыше было…
avatar
недвигу надо еще сдавать все время и ремонтить — это те еще проблемы. Так что надо покупать акции при РТС ниже 1500 и продавать, когда он дороже 2500. Все, больше ничего не делать.
avatar
Warren Warren,  представь, вырастет она в 20 раз как с 91 года, + еще от сдачи  поимеешь...)
avatar
Алексей Т, Норникель вырос в 500+ раз с 1998 года, Сбербанк думаю еще больше даже
avatar
Warren Warren,  а в баксах? А если не сбер, а юкос или подобные? По моему как раз как квартира -+ там аренда тут дивы..
Я не агитирую в недвижку, просто размышляю.
avatar
1) Через недвигу будут доить 100%, это факт. Как автомобилистов. По регионам ещё с оценкой стоимости по рынку не торопятся, но судя по цифре в моей платёжке, рост налога будет в 5+ раз, т.к. примерно настолько занижена цена сейчас. Возможно, пока не трогают квартиры, т.к. вроде владельцам огромных домов круглые счета уже выставили ещё пару лет назад. Сейчас пошёл разговор про то, что пора бы за счёт жильцов и лифты обновить (новая платёжка «за лифт»), хотя и за содержание/ремонт жилья, и за капремонт мы платим.

2) Валюта — это здорово на первый взгляд. В США уже около 40 лет не было инфляции в 15%, но это не говорит о том, что такое больше никогда не повторится :)


По сабжу — лучший защитный актив — крепкие нервы, чтобы не дёргаться. В остальном всё индивидуально, универсального совета нет.
avatar
Николай, идите просто в игнор, не хочу с идиотами спорить, когда на прямой вопрос следует ржачь))
avatar
Хороший пост Думаю точно также
avatar
Недвижимость  надо рассматривать на длительном таймфрейме ( а не приводить в пример локальные 2008 -2009 г или 2014-2015, вроде доллар тогда подрос с 33 до 66, да по 33 его успели купить единицы) Возьмите недвижку Москвы  на дистанции 20 лет, в 1999 стоимость однухи ( обычная панельная 17-этажка) 19 тыс долл, сейчас такая же 140 тыс долл( на вышке 250 тыс была), плюс если сдавать в аренду все 20 лет еще тысяч 100 долл, итого 240 тыс на выходе от 19тыс  1250 % В БАКСАХ ( какой депозит в долл или рублях столько принес, я лично таких не знаю) кстати на потяжении 20 лет, почти половину этого срока, с 1999 по 2008 г недвижка и покупалась и сдавалась в аренду в долларах, такое время ( если будет приличная инфляция, запросто может вернуться ) пример соседние страны Беларусь, Казахстан итд, до сих пор все продается и сдается в валюте. Скажите конечно, что недвижку в 1999-2002 годах  не многие прикупили  ( в основном на вышке брали  от150 до 250 тыс долл за ту же однуху) да они попали, но это как и баксом повторюсь, мало кто по 24-35 руб его много подкупил, основная масса как и с недвижкой по 70-85 руб набрала, так что для каждого актива есть свое время для покупки ( которое ой как непросто определить) ИМХО.
avatar
Лабиринтов Сергей, Недвижимость  надо рассматривать на длительном таймфрейме давайте возмем 40 лет. в 79 году она мало что стоила её государство давало бесплатно. А сейчас кв стоит $140к
avatar
smit, а вспомните каким дорогим был шелк!? А специи и ладан? ))
avatar
Дон Маттео, и я о том же
avatar
Пост понравился. Но не хватает в оценке доходности недвижимости затрат на ремонт и дохода от сдачи..
С акциями есть свои фишечки помимо диви акций, есть акции роста, есть сплиты, есть спин-оффы. Быть в баксовом Кеше есть ни что иное как страховка взять Амер акций без потерь на курсовую неустойчивость, и наши с повышенным дисконтом. Я конечно допускаю что если наше правительство перестанет покупать баксы однажды рубль может и укрепиться хорошо, потому что у остальных денег нет его покупать. И тогда да если решите брать наши акции в конце кризиса, придется переплатить
avatar
Дон Маттео, угу ток пока наоборот хотят разрешить не продавать валютную выручку, а оставлять её заграницей )
avatar
Акции, не будет Газпрома — не будет России. А недвигу можно легко построить. Большим деньгам некуда больше бежать, а бежать надо всегда за ними)
avatar
Кто знает будущее. Был бы богатым. По поводу недвижки. Скажу так на девальвацию отыгрывает значительно позже. Стоимость будет рости.
думаю с учетом демографической ямы ближайшие 10 лет недвижка будет хуже рынка
avatar
Nicker, если бы было как с США по 80м на человека — тогда бы согласился… а у нас 12-14.
В Китае было 4 стало 30...
Т.ч. даже если до Китая нам еще в 2 раза расти… или население сокращать…
avatar
Свой Мужик, если нам сделать дома по 300 кв на семью, русской зимой они платить за него будут всей зарплатой :)
avatar
Денис Г., В Финке - На каждого жителя страны приходилось, в среднем, 39,6 кв.м жилой площади. 
www.kauppatie.fi/2014/04-2014/rus-5.shtml и чето никто не жалуется… я понимаю еще надо начать нормально строить по западным стандартам теплозащиты :)
avatar
Свой Мужик, и нормально зарабатывать :) Стоимость энергоресурсов сопоставима имхо — топимся газом, оборудование иностранное, тут не сэкономишь особо.

А ещё центральное отопление у большинства — это вообще адъ и израиль. У меня в городе полно мест, где в -30 снег не ложится, потому что ТЭЦ греет не только дома, но и улицы :)
avatar
Лучший актив в такое время — стальные яйца.)
avatar
Валюта->акции лучшая связка, а не рублевый депозит.
avatar
Биотехнолог, возможно вы и правы. Только акции стоит брать на панике.
avatar
dekab1, сразу после продажи доллара.
avatar
Биотехнолог, с учетом что рост курса всегда сопровождается паникой, соглашусь. Какие акции посоветуете? Сбер преф?
avatar
dekab1, сбер, алроса, мосбиржа. вообщем монополистов в своем секторе.
спекулятивно — аэрофлот
avatar
dekab1, может еще норникель
avatar
dekab1, на панике перед угрозой национализации лучше паковать чемоданы)
avatar
Недвига однозначно пассив, но жить то надо где-то. Заработать условную 1000 у. е. В 30 и 60 лет сложно по-разному. В старости арендовать жилье совсем неохота как и лезть в структурные продукты. Можно и на вкладе деньги держать и в акциях, но нз в виде куска бетона для жизни обязателен.
Единственный надежный актив — счет в иностранном банке. Лучше всего в швейцарском или израильском. В долларах/франках/шекелях. Облигации еще. Евро нафиг.

Все оставльное сорта гуано.
Старый Маразматик, где придется еще приплачивать банку за то что деньги там хранятся, вместо получения дохода за их использование
Александр Элс, сколько доплачивать? Копейки за ведение счета? Не забывайте, что банки еще и дают процент на вклад.
Старый Маразматик, вы это скажите вкладчикам в кипрские банки(английское право) в 2013-м 

avatar
Статья хорошая. С выводами согласен, но как обычно, есть оговорки. Как и кредит, может быть и добром и злом, в зависимости как применить. Недвига как инвестиция (построил — продал с выгодой 20-50%) или как бизнес (посутка или разделение на студии дает от 15 до 30% годовых) вполне рабочий инструмент в портфеле. Как часть портфеля. Есть риски просрочек, снижения спроса, надо иметь денежный поток или подушку безопасности на погашение плеча (ипотеки).
Ничо, скоро китайцы повалят и начнут скупать нашу недвигу. Автор торопись. 
avatar
И правда, очень интересная статья!
avatar
Облигации с плавающим купоном 
avatar
Недвижимость в России — это нефть в бетоне.
С большим входным, издержками, без ликвидности и хеджа.
не соглашусь, смотря по какой цене покупать недвигу. если вторичка — то дорого. Если на этапе достройки и выбирая по ценам и месту, чтоб потом под сдачу — то выгодно. Цена как никак растет, естественно город более 1 млн.чел где, а не совсем поселковые.
Ту же самую курортную недвигу можно и в небольших городах (анапа геленжик), только там выбирать внимательно нужно, долгострои.
avatar

теги блога удалено

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн