Блог им. BrokerTV

ПРОДАЖНАЯ ПЯТНИЦА. Кто заработает⁉️

История «черной пятницы» — это история о том, как заработать на человеческих слабостях. Жадность или бережливость (всё имеет свою тёмную и светлую сторону) превращается висточник прибылитам, где, казалось бы, неминуем убыток.

ПРОДАЖНАЯ ПЯТНИЦА. Кто заработает⁉️


Торг уместен

Скидки — инструмент торговли, столь же древний, сколь и она сама. У продавца есть определенный люфт, который позволяет пойти навстречу покупателю и сбить цену. Торговцу на базаре это сделать быстрее, чем транснациональной корпорации с разветвленной сетью торговых точек. Но и тот, и другая в конечном итоге идут на скидки — просто механизмы разные. А вот причины одинаковые: если товар не распродать вовремя — он устареет или испортится, а значит потеряет в цене или вовсе обесценится.

«Всё по...»

Первую магазинную распродажу связывают с брендом Woolworth. В конце XIX века стеснительный продавец Фрэнк Вулворт, пытаясь избавить себя от общения с покупателями, додумался выложить товары в лавке под вывеской «все по 5 центов», а в начале XX века уже владел крупнейшей в США розничной сетью. Но, как часто бывает с изобретениями, нельзя ручаться, что Вулворт был единственным, кто начал устраивать подобные распродажи.

Оборотная сторона

В учебниках по маркетингу написано: чем выше интенсивность оборачиваемости товарных запасов, тем выше рентабельность бизнеса. Проще говоря, чем чаще продавец полностью распродает свой резерв товаров и закупает новые — тем больше он зарабатывает. Модные бутики сбрасывают вещи уходящего сезона, чтобы освободить место для свежей коллекции; магазины электроники и бытовой техники — модели, которым на смену производители уже подготовили более совершенные.

Арифметика скидок

Главное для продавца — правильно рассчитать размер скидки, чтобы компенсировать снижение цены увеличением объема продаж. Чтобы скинуть со стоимости товара 5%, нужно быть уверенным, что товарооборот вырастет на 30%! А еще психологи подливают масла в огонь: говорят, что скидку меньше 15% большинство покупателей просто не заметит. В «черную пятницу» продавцы не скупятся на скидки, потому что могут рассчитывать на ажиотажный спрос.

От парада до прилавка

Что может привлечь покупателей лучше рекламы на грандиозном шоу? Торговцы поняли это еще в конце XIX века и стали спонсировать парады в День благодарения. Как только шествие финишировало появлением Санта-Клауса, официально стартовал сезон распродаж. Старейшим считается парад, который организовала сеть магазинов розничной торговли Gimlbels в Филадельфии в 1920 году. А самый известный парад с 1924 года проводит в Нью-Йорке Macy's — крупнейшая в мире сеть универмагов.

Парад четвергов

По негласному правилу, раньше окончания праздника привлекать покупателей в торговые точки было нельзя. А День благодарения из года в год кочевал по разным четвергам ноября и в какой-то момент остановился на последнем, что не устроило торговцев. В 1939 году они обратились к президенту Рузвельту с просьбой расширить рождественский сезон покупок. Глава государства решил пойти навстречу бизнесу и перенес День благодарения на предпоследний четверг. Произошел раскол: 23 штата стали праздновать по новому стилю, 23 по старому, а остальные обрадовались и отмечали День благодарения дважды. В результате в 1941 году Конгресс вернул праздник на четвертый четверг ноября, а начало рождественских распродаж осело на последней пятнице.

Цвет имеет значение

Почему пятница стала черной? Самая скандальная версия: в начале XIX века после Дня благодарения с большой скидкой продавали чернокожих рабов. Но, скорее всего, это вброс противников свободной торговли. Более правдоподобно выглядит филадельфийская история из 60-х годов прошлого века. В субботу, после начала рождественских распродаж, должен был состояться большой футбольный матч. Народ повалил в город, что обрадовало торговцев, но совсем не понравилось тем, кто должен был контролировать толпу. И не зря. Полицейским пришлось работать сверхурочно, чтобы разруливать бесконечные пробки из машин и людей и ловить воров в магазинах. Имидж пятницы распродаж был испорчен чёрным негативом. Но, как оказалось, не безнадёжно. В 80-х пиарщикам все-таки удалось продавить в прессу новую позитивную версию. Якобы черной пятницу стали называть по цвету чернил, которыми когда-то записывали в бухгалтерские книги прибыль, а убытки вносили красными.

Прибыль приходит по пятницам

Способна ли прибыль от «черной пятницы» компенсировать убытки, понесенные в течение года? И да, и нет. Крупные публичные компании должны показывать хорошие результаты во все отчетные периоды, иначе лишатся доверия акционеров и капитализации. А вот малое частное предприятие может поправить свои дела на волне праздничных продаж. Кстати, по объему продаж «черная пятница» отстаёт от предрождественской субботы, но может быть самым загруженным днём по трафику клиентов.

Пятничные кошмары

Риск, которому подвергают себя покупатели в дни распродаж, сильно преувеличен. Такое мнение можно встретить на просторах интернета. Это, как и обеление имиджа пятницы, похоже на заказ от ретейлеров. Вопрос в том, что считать трагедией? Сотня пострадавших за сто лет — это много или мало? Можно ли считать статистической погрешностью смерть 34-летнего сотрудника, которого в 2008 году затоптала толпа в две тысячи человек в момент открытия Wal-Mart в Нью-Йорке? Жертва не была единственной. Масштабная распродажа таит в себе все опасности массового мероприятия и неприятный потенциал игры на страстях, когда все может выйти из-под контроля. Впрочем, эта, черная, сторона пятницы довольно скоро останется в прошлом: рождественские распродажи уходят в онлайн.

Немного статистики

Розничная торговля — крупнейший работодатель в частном секторе США, в ней трудятся 42 млн американцев, внося $2,6 трлн в годовой ВВП. По данным Национальной федерации розничной торговли (NRF), продажи в ноябре и декабре 2017-го выросли на 5,5% год к году и достигли $691,9 млрд долларов. Во время выходных в «черную пятницу» 51 млн человек покупали только в магазинах, 58 млн только онлайн, а 64 млн использовали оба варианта. По информации Dealerscope, на Amazon в 2017 году пришлось 45,1% всех онлайн-транзакций в День благодарения и 54,9% в «черную пятницу».

Максим Шеин о бенефициарах распродаж:

По прогнозам, онлайн-продажи в этом году вырастут в сезон на 15%, что хорошо скажется на доходах компаний. Традиционно это Amazon, а также ряд корпораций, чьи товары продаются через интернет. Свою долю бизнеса получат и службы доставки, где в наиболее выгодном положении находится FedEx. Что касается традиционных ретейлеров, то толп в супермаркетах и моллах не ожидается. 

К Черной Пятнице (Black Friday)

© Команда БРОКЕР ТВ

1 комментарий
И правда — никогда не задумывался, почему пятница «черная». И всегда подозревал, что супервыгода покупателей от распродаж — это мягко говоря не совсем правда, ритейлеры получают существенно больше, не будут они себе в убыток торговать. Познавательный материал! Мысль Шеина про Amazon запомню
avatar

теги блога Брокер ТВ

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн