Блог им. MindYourCash
Добрый день,
Слежу за рынком России с 2013 и обычно не люблю ни армагедонить ни обсуждать свои макро-позиции. Но сегодняшняя ситуация крайне тревожна, поэтому решил поделиться.
У меня с 2013 года стратегия Agressive Short по RUB к валютам развитых рынков. Позиции долгосрочные по разным причинам сводящимся просто к тому, что долгосрочно слабый рубль выгоден ключевым игрокам. Всем кроме рядовых граждан и импортеров.
2013: я открыл долгосрочный Short потому что считал, что курс 30-34 рубля за доллар нереален для экономики, которая уже не может расчитывать на вечный рост нефти + математически если с начала 2000-х проследить курс рубля к доллару с учётом инфляции в обеих странах и роста ВВП (что уже очень оптимистично, т.к. рост ВВП в России в значительной степени объяснялся ростом цен на нефть) курс должен был быть в районе 43-47 рублей за доллар. т.е. upside огромный для валюты. При этом рост рубля ниже 30 был за гранью экономической реальности. Соотношение риск/рентабельность было отличное. Я не знал, что будет поводом, возможно просто плавная девальвация «по чуть-чуть».
Позиция взорвалась во время Крыма, это конечно я не мог предсказать, но у меня были мысли не является ли желание девальвировать рубль с увеличением рейтинга власти ОДНОЙ из возможных причин этой бессмысленной с экономической точки зрения операции. Кто знает.......
Позицию я закрыл в районе 65 и искренне считал, что «ужас» ситуации несколько преувеличен, т.к. в принципе ситуация была поправимой.
Эта инвестиция потрепала мне нервы т.к. сумма большая а рубль ходил >30 за доллар.
Конец 2016-2017: я открыл ещё больший Short в районе 64-65, т.к. я в корне был не согласен с политикой ЦБ в условиях и так уже умирающей экономики. Загон спекулятивного капитала высокими ставками ни разу в истории (на сколько мне известно) не был эффективен. При этом полное отсутствие реформ и как будто порой мне казалось умышленного обострения геополитики. Для меня было очевидно, что рано или поздно спекулянты побегут и побегут все разом. ЗВР не хватит и на пару месяцев Market Making-a на рынке Forex, где объёмы гигантские. Я опять же не знал, что будет поводом, но знал, что он будет и скорее всего это будет нефть.
Оказалось опять же иначе, сначала РусАл (я так и не понял почему именно эти, а не другие санкции долбанули по рублю), потом Сирия. Опять же я думал, что это не настолько фундаметально и больше похоже на политические игры. Но в этих играх закралась большая опасность, что как мне стало казаться с сегодняшней Российской властью просто перестали разговаривать. Т.е. пропал момент ПРАГМАТИКИ и стало бесполезно искать здравый смысл в отношении запада к России. Пошли истории одна страннее другой, как Скрипали, Russia-gate или якобы поддержка Россией терроризма. У меня сложилось ощущение, что Россию стали просто «убирать».
Я понимал, что сделать это несложно экономически, но думал, что там сидя люди рациональные, поэтому сценарий запрета долга или отключения от swift казались нереальными.
Я пишу этот нехарактерный для меня пост, потому что считаю теперь это реальным. Ситуация кажется мне опаснее 98-ого, потому что вся мировая финансовая система держится на долге и доверии, что этот долг выплатят. Сегодня важнее сколько тебе готовы дать в долг, чем сколько у тебя денег в резервах. Никаких денег не хватит, чтобы хоть как-то приостановить лавину облигационных распродаж. Кредиты МВФ — это просто инструмент финансирования % по долгам, чтобы не объявить дефолт прямо сейчас и полностью контролировать страны, которые сидят на кредитах МВФ. Пойдёт ли туда Россия? Вопрос риторический.
Я лично не вижу никакого выхода, хотя по натуре я человек конструктивный и размышляю в терминах возможных решений, а не эмоций......
Я ума не приложу, что может остановить рубль в случае ведения санкций на российский долг или ещё хуже кор. счета (получается даже АДР-ки будут ауте). При этом даже если санкции не введут (в чем я сомневаюсь) доверия спекулянтов Россия потеряла и они заходили ниже 65 и теперь на разнице в курсе, те кто не хеджировался, потеряли многое из того, что наспекулировали.
Пугает, что Америке — это слону дробина, а России — полный крах гарантирован. Надеюсь кто-нибудь меня успокоит и объяснит, что я глубоко заблуждаюсь.
так или иначе у нас кризисы происходят раз в десять лет… санкции не санкции… видать приходит пора
плюсом другие валютные долги
все это реально отдать из резервов!!!
плюс каждый день приходит валюта за экспорт!!!
краткосрочно мы защищены, долгосрочно санкции ломают нам и нашим детям будущее.
на мой взгляд Вы упрощаете по 2м причинам:
1. В России есть корпоративные долги (огромные) в валюте и корпорации не имеют доступа к рынку капитала => либо они обанкротятся либо займут у ЦБ. Последнее значит, что корпоративные долги в России можно ассимилировать с национальными, если исключить дефолт корпораций.
2. Есть ещё 2ая производная сокращения запасов (гамма выражаясь терминами опционов). Если ЗВФ опустится с 420 до 300 то начнется такое что скорость всех негативных процессов резко ускорится.
корпдолг это мантра 14го, которую естественно следовало юзать с 11-14 гг. В курсе какая часть корпдолга обязательства реальным резидентам?
я разделяю пессимизм, но триггер у него (да)внешний, а определяющий динамику $/rub процесс (бюджетная ориентация+неспособность к взвешенной ДКП и особенности локального финрынка) — исключительно внутренние.
да, в чем природа 'гаммы' ЗВР?)))) — я единственным вариантом вижу сокращение сальдо т.балансса
Он значительно меньше, чем в 2014 году.
Многие должны гос банкам (Русал, например).
Если у корпораций не будет доступа к капиталу,
то какой им смысл погашать?
Если вы должны тысячу, это ваша проблема,
если вы должны миллион,
это проблема банков
Какая разница?
Дефолт влияет на кредитный рейтинг и возможность дальнейшего заимствования.
А если заимствования невозможны в любом случае,
то смысл?
To chto vi opisivaete chto-to vrode URSS.
А что это вы от русского отказались?
Политический протест против власти?
Ну неудобно же вчитываться даже визуально
Пакеты не смогут отойти к крупным кредиторам из-за санкций.
Если это кредиторы западные.
Так санкции же, вроде как, запретят владеть активами.
Но даже если акции окажутся в пакете,
их невозможно будет продать.
www.vedomosti.ru/business/articles/2017/11/30/743652-dolg-gazproma
«Обеспечением займов стали 100% акций Nord Stream 2 AG, они переданы в залог до полного погашения обеспеченных обязательств»
В 1998 году Правительство России кинуло западных кредиторов,
включая Сороса.
Но меньше чем через год инвесторы вернулись
Вот и сейчас поймут.
У инвесторов память как у гуппи
Прецедентов полно.
Кипр, Греция, Аргентина, Венесуэла.
Кстати, если бы Греции не выдали новые кредиты,
инвесторы не получили бы ничего
Мы этого не знаем.
Сначала посмотрим, какие будут санкции
и какие возможности у российских эмитентов будут
по рефинансированию взятых кредитов
Разницы нет.
Должнику нужны деньги, чтобы расплатиться.
Неважно государству или компаниям.
Если закроют доступ к кредитным ресурсам,
пострадаю западные кредиторы,
поскольку им займы не вернут.
В случае с госдолгом рефинансирование вполне нормальное явление. Но здесь никаких проблем вообще нет. Есть ЗВР, которые усилиями Минфина растут. Только с с начала этого года уже куплено более 30 млрд. дол., что вполне сравнимо с вложениями нерезов в ОФЗ.
Так в этом и есть проблема кредитора.
Ну получат они активы Русала.
И кому их продать, если Русал под санкциями?
Да и никто не стремится владеть.
Те же банки реструктуризируют кредиты,
чтобы не держать на балансе квартиры, машины, дачи и пр.
А вот Базел в свое время из-за отсутствия средств уже терял заложенные пакеты компаний. В конечном счете вопрос в качестве залога. И перспективах заемщика.
Ну так я о чем и говорю.
Санкции снижают качество залога и перспективы заемщика.
А это сильно снижает перспективы западного кредитора
Понятно, что перспективы у кредиторов не очень. Но просто так они с деньгами не расстанутся.
Andrew_Kl,
Вот смотрите, в июне и сейчас ОФЗ пошли вниз.
Отдельные выпуски до 91.
Выходят нерезы.
И явно же не от хорошей жизни.
Боятся санкций или ограничений
и скидывают 9%
Ну не знаю.
ЦБ вроде и дальше планирует снижать ставку.
По крайней мере, планировал.
А цены на нефть на хайях.
Инфляции низкой ждать тоже не приходится. Доллар растет, НДС подняли.
В целом при альтернативе вложений под 7 % в рубль и 2-3 % в доллар решение в общем-то не очевидно.
Какой-то спрос дадут банки, но он ограничен.
Не уверен. Потребительский спрос не растет. Доходы населения снижаются 4 год подряд. Недвижимость стагнирует уже несколько лет.
Спрос бизнеса тоже ограничен (не говоря же, что некоторый под санкциями).
Неизвестный фактор — цена на нефть.
Но если нефть не уйдет стабильно 70+, что вряд ли
Цена все-таки определяется спросом, а не предложением.
Не так много монополистов, которые могут просто переносить
косты на потребителя.
Если начнется рост доходов или пенсию повысят — тогда, конечно.
Большая часть компьютерных компонентов вообще имеет долларовую цену. И с ростом курса они будут только дорожать, вне зависимости от спроса. При прочих равных.
Вот Вам еще пример, когда товар дорожает из-за падения спроса:
ria.ru/space/20180808/1526135947.html
Нет, ну пример — как раз монополия,
да еще и с военным уклоном.
которая может переложить косты на покупателя.
Российский рынок довольно конкурентен.
И все ниши заняты.
Собственно, поэтому и происходит импортозамещение
в тех же продуктах питания.
Население не может позволить себе дорогие импортные продукты.
А издержки определяют не цену (опять-таки если мы не говорим про монополистов с формулой издержки +).
Издержки определяют себестоимость.
Ну и маржу компании как разницу между ценой и себестоимостью
А вот импортзамещение здесь не при чем. На импортный товар падает спрос, но цена на него не падает ниже себестоимости и минимальной маржи. Опять же в силу издержек. В результате его продажи падают. Он возможно замещается отечественным, т.е. другим товаром. Издержки при производстве которого позволяют продавать его с прибылью.
Издержки определяют действительно себестоимость. Т.е. наименьшую возможную цену. Ниже этой цены производитель будет работать в минус. И никакое снижение спроса не заставит его долго удерживать такую цену (не рассматриваем ситуацию с демпингом). Издержки растут — растет себестоимость. И рано или поздно цена возрастет (маржа конечна).
да, и еще картинки из Великой депрессии.
Фермеры выливают молоку в реку,
чтобы удержать цены.
Но в любом случае это не для России.
Экономика неэффективна.
Возможности для снижения себестоимости огромные.
И в период кризиса не только останавливают ленты,
но и разгоняют офисный планктон,
сидящий в Одноклассниках
Государство пыталось увеличить таким образом цены на продовольствие.
Насчет возможностей для снижения себестоимости — они конечно есть, но почему то работает только одна — девальвация. Собственно это и есть проблемы управления у нас в стране.
Девальвация (в т.ч.) порождает инфляцию, которая в свою очередь сглаживает эффект от девальвации. И добро пожаловать на следующий круг.
Посмотрим на обновлённые данные по инфляции.
Пока приток нефтедолларов из-за роста цен на сырьё компенсируется оттоком капитала и выходом инвесторов в том числе из ОФЗ.
Насколько понимаю, ЦБ именно таргетирует инфляцию, а до 2014 удерживал коридор.
В принципе, чем меньше в экономике импорта ( особенно в продуктах питания) тем меньше влияние валютного фактора
А вот насчет валютного фактора Вы правы. Но не надо забывать, что на количество импорта влияет благосостояние населения (у нас). Чем население беднее — тем меньше импорта. Т.е. импорт сокращается быстрее потребления.
И к таргетированию инфляции в нашем случае есть большие претензии. Поскольку удержать инфляцию при падении рубля быстрее и проще всего достичь сокращением доходов населения. При этом сокращается потребление качественных продуктов (товаров), в которых больше импортная составляющая. И растет доля продовольствия, особенно легко производимого. Которое легче заместить. Не очень хороший путь.
Кроме того сама методика расчета инфляции очень интересна. При большом проценте бедного населения, получившиеся цифры будут сильно не совпадать с личной инфляцией среднего класса. Плюс сама корзина постоянно меняется, и итоговый результат может быть вызван просто переходом на более дешевые товары.
Так же было и в 1998.
Ослабление рубля и дорожание импорта
стимулировало импортозамещение.
До 2014 года высокая инфляция, но росли и доходы.
А сейчас инфляция низкая, но доходы падают четвертый год.
Вообще считается, что в экономике
нужен естественный уровень инфляции.
Денег должно быть немного больше,
чем товаров,
чтобы производитель был заинтересован произвести новый товар
Похоже, что применяемая методика расчета инфляции не очень хорошо работает в случае резкого изменения корзины.
Читал как-то статьи Илларионова.
Где он критиковал расчеты инфляции.
В принципе, в экономике естественный процесс — дефляция.
Каждый год дешевеют ноуты, техника, медицина, сотовая связь и пр.
А например, дискеты и диски, которые чего-то стоили,
сейчас хранение на дропе вообще бесплатное.
Где-то встречал инфу,
чтобы персональная инфляция соответствовала росстатовской
нужен доход от 100 штук.
Ну это ещё было до кризиса, так что даже
не знаю сколько сейчас
Смысл в том, что у богатых на продукты уходит 10-15%
Так что инфляцию они практически не чувствуют
Коммуналка только сильно росла.
А вообще, на кого рассчитана корзина для рассчета ИПЦ росстата не очень понятно.
Ничего себе заморочились...
Но все-таки у богатых другая структура потребительской корзины.
Их расходы на питание у них не превышают 15%.
Это одна из потребительских характеристик обеспеченных людей
А насчет «заморочился» — часто именно инфляцию используют в качестве некого бенчмарка для определения уровня доходности. С другой стороны много критики. Так что что бы понять можно ли пользоваться показателем инфляции при определении доходности вложений приходится разбираться, как ее считают. Вот только затянул я этим делом, но лучше поздно.
можно в сложившейся конъюнктуре сейчас покупать еврооблигации РФ и рос. компаний, каковы риски дефолтов?
Честно я бы сейчас вообще в России ничего бы не покупал. Есть риск ликвидности и пока он есть всё что угодно может быть.
Да и зачем? доходность по бондам русских эмитентов какая? 6-8% в валюте? Такую же доходность дают целый ряд европейских и американских дивидендных акций надёжных эмитентов. Daimler например (могу много примеров привести). Мне спится спокойнее с акциями Daimler, чем с облигациями любых русских эмитентов. С недавних пор даже суверенных.
Откройте глаза, ни Китай, ни Индия санкции не поддерживают, а без них у американцев сейчас кишка тонка нагнуть даже ЕС. То есть, пошуметь евры могут, а торговать все равно будут, и кредитовать тоже будут.
Но там адекватное ценообразование. Мы помним как все было на ММВБ )))
file:///Users/admin/Downloads/fx-brochure-2015-07.pdf
Peak results: over USD 31.7 bln average daily trading volume (March 2014). Esli «gipoteticheski" predpolozhit, chto Central Bank dolzhen budet zakrivat xotia bi 50% takogo obiema to rezervov xvatit na 420 / (30 / 2) = 28 torgovix sessiy. Eto ochen primerniy podschet, no vse-taki…
No esli bes shutok i seriezno, kakoy vash scenariy? est fakt obemov bolshe 30 milliardov USD v crisisnie sessii. Central Bank istoricheski tratil po neskolku miilardov USD, chtobi zagasit paniku. Na skolko po vashim raschetam xvatit reservov? Po momim 2 mesiaca mozhno prostoyat.
и они включают дурака
по этому общаться с нами не хотят — бесполезно )))
Доллары собираются обратно со всего мира. И надо на этом строить финансовую политику России и крупных корпораций, в том числе государственных.
Вон все крупные американские корпорации выкупают акций на сумму больше, чем всасывает ФРС с рынка.
ограничение трасграничного движения капитала может остановить все что угодно, в ОФЗ в рублях же, ну продали — получите рубли и владейте ими, а конвертация по квоте :)
smart-lab.ru/blog/487134.php#comment8752038
Если «около миллиарда» то, думается, с голубыми мечтами про «шикарные ДД» можно смело распрощаться..?
С учетом шизофреничности позиции путинских эффективных менеджеров, которые всеми фибрами и жабрами прозападные и главное их безумное желание быть на короткой ноге и без галстуков «с нашими западными партнёрами», при этом ошарашенно причитая «нам объявлена война», никакого удивления не вызовет то что «эти партнёры», таки поставят хорошую финсовую клизму здешним «джентльменам», раз по хорошему не понимают на каких условиях им разрешается покупать там недвигу и пристраивать там своих отпрысков — «дадут просраться по полной» чтобы наконец выбрали между Лондоном и Воронежем.
Истерика в элитах, ненависть к власти и жирным котам у холопов (в связи ндс-пенсионными поборами) — чем не революционная обстановка, которую англосаксы разыгрывают мастерски…
"… Боровой: Путину поставлен ультиматум — недолгая власть или немедленный позор "
Вы действительно думаете,
что мировая политика определяется
желанием
Речь шла не у мировой политике, но об устройстве мозгопредставлений — менталитете россиянской элиты.
Так об этом и вопрос.
Откуда вы знаете, как устроен менталитет российской элиты?
Вы являетесь ее неотъемлемой частью
или может регулярно с ними выпиваете в бане?
Пока все боятся страшного и ужасного — шортить.
К моменту исполнения «ужасов» — переворачиваться.
Да. Все, что заработаем на отскоке из-за «не исполнения ужаса», сольем впоследствии на боковике.
А вот то, что хапнем в преддверии — останется.
На пару лет хорошей жизни хватит )))
Ya ne storonnik (daleko), no vse-taki ne stoit sravnivat Putina i gitlera (s malenkoy bukvi umishlenno) i tragediuy s Boeing (dokazannuyu) i absurd so Sripaliami. Esli bi sankcii bili za Boeing (a ix kak raz ne bilo pochemu-to), to vigliadelo bi eto kuda bolee logichno, chem to chto USA delaut seychas.
это не значит,
что его нет
доллар на перелой попрёт.
вот там-то и покупай шорт рубля.
За последние 20ть лет, в среднем, курс рубля падает на 10% в год по отношению к баксу. И инфляция рубля в среднем, в год, точно такая же. Так что глобально (во всяком случае, пока) — тоже всё как и должно быть. В баксе инфляции почти нету, так что мы вполне логично падаем, если размазать валютные шоки эти на года.
Но через какое-то время цена найдёт своё равновесие.
Ну хорошо, США введёт огромные пошлины на сталь из Турции, ну будет таже Турция открывать дочки своих заводов в дружественных ей странах и гнать через посредников свой металл с меньшими издержками.
Тут всё палки о двух концах. — Если США массово начнёт давить санкции, появится новая валюта (например, стран БРИКС). Евро есть — это одна группировка, США — это вообще особняк, ну будет оппозиционная валюта или даже валюты. Так или иначе, это пошатнёт позицию доллара как планетарного гаранта (если они прямо реально от SWIFT будут отключать). — Я думаю что дефолт нашей стране не светит пока от нас ждут возврат наших долгов.
Ну это… Если чего, я Вас пробую немного успокоить как Вы и просили. — В 1998 я был мелкий, по сему многое я думаю не знаю и не понимаю. Ну как смог, успокоил. :)
Так что часть санкций Европа справедливо поддержала.
Но сейчас США вылезли против Китая, Турции, России — это уже не так то и мало… Это не нассать в тапки что называется. Уж против Турции вообще конфликт из-за ничего вышел. С Китаем я тоже чёт смысла не особо понял. Трамп там пообещал рабочих мест вагон создать, плюс он сказал, что пошлины это в какой-то мере справедливый ответ на необоснованные пошлины со стороны Китая.
В общем, побалогурят и успокоятся все. Мы сейчас все, от всех зависим. Если FoxConn не будет делать айфончики, капитализация аппл сдуется как мыльный пузырь)
В общем США во многом будет вредить себе, если против всех попрет.
В той же Турции база IMEI уже давно ведётся. — Они запретят ввоз американских мобильных на раз, два. Мы точно такую же систему пилим, кстати.
В общем, предел у санкций есть. А Вы пока зарабатывайте на подешевевших ОФЗ. :)
«я открыл долгосрочный Short»
«Я не знал, что будет поводом»
«я закрыл в районе 65»
«я открыл ещё больший Short»
«Я опять же не знал»
«я так и не понял почему»
«Я понимал, что сделать это несложно»
«Я пишу этот нехарактерный для меня пост»