В уголовном деле, возбужденном во Франции по подозрению в уклонении от налогов при покупке недвижимости на Лазурном Берегу, фигуранты которого — российский сенатор Сулейман Керимов и швейцарский бизнесмен Александр Штудхальтер, — может появиться еще один эпизод, о манипуляции на рынке ценных бумаг.
… В июне 2014 года на Московской фондовой бирже вдруг оказались в тотальном дефиците депозитарные расписки банка ВТБ. Одна расписка — это 2000 акций ВТБ. Из-за дефицита резко взлетели ставки междилерского РЕПО — с 7–8 до 330%. По рынку поползли слухи, что депозитарные расписки скупает сам банк ВТБ, который якобы договорился с китайским фондом о продаже ему крупного пакета ценных бумаг по $2,7 за расписку, тогда как рыночная цена одной расписки в то время была порядка $2.
Но только сейчас, спустя четыре года, стало известно, кто и в чьих интересах скупал депозитарные расписки ВТБ в июне 2014 года. Похоже, первыми это выяснили французские следователи.
И сейчас оценивают, не подпадают ли эти действия под уголовную ответственность за манипулирование рынком ценных бумаг.
Выясняется, что огромный пакет локальных акций и депозитарных расписок ВТБ аккумулировала у себя компания Bryn Services Limited, зарегистрированная на Британских Виргинских островах. Первоначально компанией руководил брат Александра Штудхальтера Филипп, позже его номинально заменил Рудольф Штудхальтер — отец Александра и Филиппа.
Депозитарные расписки в интересах Bryn покупали серьезные игроки фондового рынка. К примеру, только 5 июня 2014 года BRYN получает от компании RENAISSANCE ADVISORY SERVICES LIMITED 155 миллионов депозитарных расписок ВТБ.
Но Bryn приобретал депозитарные расписки не для себя. К примеру, уже в день получения первого пакета расписок, 5 июня, Bryn перекинул 145 миллионов расписок лондонской «дочке» «ФК Открытие» — компании OTKRITIE SECURITIES LIMITED. 9 июня в OTKRITIE SECURITIES LIMITED перекидывается еще 29 миллионов расписок, 11 июня — еще 15 миллионов, 16 июня — еще 3,5 миллиона…
В операциях по движению депозитарных расписок «засветилась» и компания AVENDITORS INVESTMENTS LTD. Именно она передавала сотни миллионов депозитарных расписок по договорам РЕПО компании OTKRITIE SECURITIES LIMITE. Сделки оформлялись через Номос-Банк. При этом физически депозитарные расписки все время находились в одном месте — в Deutsche Bank Frankfurt.
Что из себя представляет компания Avenditors? Ответ на этот вопрос есть в документах Deutsche Bank, попавших в распоряжение французских следователей.
Учреждена компания Avenditors на Кипре. Единственный учредитель — LEVENTE ENTERPRISES LIMITED, зарегистрированная в юрисдикции BVI. У самой LEVENTE ENTERPRISES LIMITED тоже один учредитель — трастовая фирма Generation XXI Trust, зарегистрированная в Лихтенштейне. А вот учредителем этого траста выступил швейцарский благотворительный фонд SULEYMAN KERIMOV FOUNDATION, учрежденный еще в 2007 году и в доверительное управление которому передал все свои активы российский сенатор-миллиардер Сулейман Керимов.
И произошло это еще в 2013 году, когда в России был законодательно введен запрет заниматься бизнесом сенаторам и депутатам.
Фондом SULEYMAN KERIMOV FOUNDATION руководит Александр Штудхальтер. Поэтому, очевидно, что компания Avebnditors находилась под его влиянием. Он же де-факто руководит компанией Bryn. И выходит, что Avenditors и Bryn управляются из единого «командного пункта»?
Оттуда и осуществлялось руководство операцией по скупке и продаже депозитарных расписок ВТБ в июне 2014 года? Когда за несколько недель кукловоды сделок «подняли» около пятисот миллионов долларов.
ПОДРОБНОСТИ
SMARTECONOMIST в TELEGRAM, SMART-LAB и В Контакте.
)
Похоже, что весной 2014 один игрок шортил сайз ВТБ, а другой игрок радостно объем сливаемый выкупил и в АДРы конвертнул, капусту вывел.
Шортисту пришлось рынок обратно бычить, что бы шорт отдать, ибо ставки по репо взлетели за 300 годовых, бумаги ж ушли с рынка...
Почему это назвали манипуляцией-все равно не понятно)