Блог им. Albus
Недавно Росстат опубликовал развёрнутые данные о российском ВВП. Валовый внутренний продукт в 1 полугодии вырос на 1,5%. Сравнение делалось с таким же периодом прошлого года. В расчёты внесена поправка на инфляцию, то есть полтора процента – это чистый рост.
Положительная динамика наблюдалась почти во всех сферах экономики. Редкое исключение составило сельское хозяйство. Оно упало в I полугодии на 0,3%. Это произошло из-за погоды. Сбор урожая начался в этом году позже, поэтому на конец июня сельскохозяйственный ВВП был меньше, чем за прошлый год. Но в дальнейшем, в последующие месяцы июль, август, и сентябрь это отставание было компенсировано.
Назову отрасли промышленности, по которым с начала года наблюдался наиболее сильный рост: от 5% и выше. Это можно считать ключевыми точками роста российской экономики. Самые динамичные сферы.
Это производство продуктов питания, как растительного, так и животного происхождения, текстильных изделий (ткани и нитки). Также было изготовлено больше бумаги, альбомов и тетрадей, мебели, химических веществ, лекарств, электрического оборудования и автотранспортных средств. Последнее особенно приятно, потому что в прошлом году был существенный спад по легковым автомобилям и грузовикам. В этом году отрасль пошла на подъём.
Смотреть видео
Архив программ.
Структура российского ВВП в I полугодии была такой.
Больше всего добавленной стоимости произведено в сфере розничной и оптовой торговли. В эту же категорию входит ремонт автотранспортных средств. Здесь было создано ни много, ни мало, 16% от российского ВВП. Именно торговля является самым крупным сегментом российской экономики. Обрабатывающие производства заняли долю 13%. Это все заводы и фабрики, на которых выпускаются какие-то готовые товары или полуфабрикаты. Третье место у добычи полезных ископаемых. Они в I полугодии дали 11% от общего результата нашей экономики.
Также довольно значимая часть ВВП создаётся в сфере операций с недвижимостью. Это прибыль от купли-продажи, аренда, а также комиссионное вознаграждение брокеров.
Логистика даёт стране 7%. Это транспортировка и хранение грузов. Когда дальнобойщик везёт ботинки из Казани в Москву, он тоже создаёт ВВП. Около 5% у строительства и примерно 4,5% у финансов и страхования.
Только что мы видели одну примечательную вещь. Обрабатывающие производства производят в России больше материальных благ, чем полезные ископаемые: нефть, газ, железная руда, алмазы, золото. Тем не менее, российская экономика всё же (почему-то) считается сырьевой. Всё дело в международной торговле. Именно полезные ископаемые составляют значительную часть нашего экспорта. От них зависит поступление в страну валютной выручки. Получив за нефть и газ доллары, экспортёры продают их на бирже, и это способствует укреплению рубля. Доходы федерального бюджета сильно зависят от нефти и газа. Это и есть причина, по которой углеводороды всё время на слуху. Они имеют большой вес в экспорте, но не в ВВП. Эту разницу очень важно понимать.
Давайте на экспорте, точнее его структуре, остановимся более подробно. Это данные с популярного аналитического сайта Обсерватория экономической сложности. Не смотря на название, ничего сложного там нет, все цифры предоставлены в простом и наглядном виде.
Продажа за границу полезных ископаемых – это 60% российского экспорта. Это и есть причина, по которой сенатор Джонн Маккейн дразнит Россию, называя её страной-бензоколонкой. Из-за этой цифры есть устойчивое мнение, что наша экономика сырьевая.
Вернёмся к структуре российского ВВП. Добыча полезных ископаемых – это 10% от нашей экономики. Но они обеспечивают львиную долю выручки от внешней торговли: 60%. Именно поэтому тема нефти и газа так часто мелькает в средствах массовой информации. Отсюда и пошли высказывания про «нефтяную иглу» или ещё того хуже «ресурсное проклятие».
Хорошо это или плохо – не берусь судить. За последние три года чётко прослеживается уход России от углеводородной зависимости. Раньше нефтегазовые доходы составляли половину федерального бюджета, сейчас – 40%. Другие источники компенсировали потери от подешевевшего топлива.
Также примечателен факт того как яростно Соединённые Штаты хотят вытеснить Россию с газового рынка Европы. Они хотят прогнать нас с энергетической иглы и сами на неё сесть с помощью поставок сжиженного газа.
При этом замечу одну немаловажную деталь. В спорах по поводу нефтяной иглы очень часто дискредитируется труд нефтяника, храброго и мужественного человека, который каждый день совершает трудовой подвиг.
Оппозиционно настроенные спикеры говорят о добыче нефти как о чём-то лёгком, что не требует усилий. Словно бы достаточно просверлить дырку в земле и всё: дальше нефтедоллары текут сами. А ведь добыть чёрное золото сложно. Тем более если месторождение находится среди вечной мерзлоты или на дне Ледовитого океана.
Сначала работают геологи. Им надо найти нефть посреди тайги, тундры или белого безмолвия. Потом идут подготовительные работы в тяжелейших условиях, там где зачастую не ступала нога человека, и только после этого начинается бурение скважины. А в дальнейшем, уже в процессе добычи, возникают такие трудности, сбои и поломки, которые большинству из нас и не снились, и все эти проблемы приходится решать небольшой группе отважных людей, зачастую изолированных от внешнего мира. Многие из них готовились к этой работе 5 лет, обучаясь в специализированных вузах для нефтяников.
В Соединённых Штатах Америки добыча нефти и газа относится к высокотехнологичным отраслям.
Это кстати, одна из причин, по которой Штаты считаются государством с высокой долей передовых технологий. У них даже лесничество, то есть работа егерей, а также работа федерального правительства относится к хай теку. Государственная статистика причисляет их к высокоразвитым отраслям. Поэтому по бумагам и по отчётам создаётся впечатление об их технологическом лидерстве. В России добыча нефти и газа к высоким технологиям не относится, а зря. Чем больше истощаются запасы, тем труднее извлекать чёрное золото из-под земли, тем больше сложных механизмов применяется в нефтегазовой сфере.
Давайте рассмотрим ещё несколько стран мира, у которых сырьевой экспорт составляет огромную часть внешней торговли. Начну с Норвегии – нашей северной соседки. У неё продажа за границу природных ресурсов – это 59 процентов от всего экспорта. И это тоже, кстати, нефть и газ.
Джон Маккейн никогда не называл Норвегию страной-бензоколонкой, а ведь в структуре её экспорта продажа топлива занимает такую же долю, как у России.
Ещё одна страна с ярко выраженным сырьевым экспортом – это Австралия. Полезные ископаемые составляют 51% от того, что Австралия продаёт за границу. В основном это железная руда и каменный уголь.
В эту цифру не вошли драгоценные металлы, а также алмазы. У них своя отдельная группа. Но по сути это тоже природные богатства. Если считать всё вместе, то получатся примерно те же 60%, что и у России с Норвегией. Интересно, жители Австралии испытывают стыд от того, что у них главный предмет экспорта – это природные богатства? Я думаю вряд ли. Скорее всего, они этим даже гордятся.
С Саудовской Аравией всё понятно. 70 процентов экспорта – это топливо.
При этом никто не ставит под сомнение престиж и репутацию этой страны на мировой арене. Россию часто стыдят тем, что в структуре нашего экспорта малую долю занимает машиностроение. У этого несколько причин. Первая из них: ёмкий внутренний рынок. То что производит российский автопром, раскупается самими гражданами страны.
На экспорт остаётся мало. В этом году АвтоВАЗ даже бил тревогу: спрос на его автомобили превышал предложение, конвейер не успевал за покупателями, настолько резко выросли продажи.
Вторая причина историческая. Советский Союз для поддержания стран социалистического лагеря охотно покупал их продукцию машиностроения в ущерб своему производству.
По нашим дорогам ездили венгерские автобусы Икарусы, на железных дорогах использовались локомотивы из Восточной Германии, хотя всё это умели делать и у себя. Важным центром машиностроения была Латвия, входившая в состав СССР. Многие хорошо помнят РАФы (или «рафики»), микроавтобусы, которые использовались как городские маршрутки. Их выпускал Рижский автомобильный завод. В конце 90-х он обанкротился и прекратил свою деятельность.
Сейчас российское машиностроение на подъёме. 82% продаваемых в стране автомобилей (в том числе иномарок) имеют отечественную сборку и значительную долю российских комплектующих.
Экспансия должна происходить поэтапно: сперва нужно насытить внутренний рынок, и только потом развивать экспорт. Наше машиностроение ещё себя покажет.
Подведу итог. Торговать на мировых рынках нужно тем, что пользуется спросом, в том числе нефтью и газом. При этом объём экспорта следует постоянно повышать за счёт развития других отраслей. Миру надо предлагать всё новые и новые товары, производимые в нашей стране. Это позволит сделать экспорт России многообразным и повысит устойчивость экономики.
Если это не работа для автора, то просто немалый труд — перевести видяху в текст, заскринить картинки.
В плане необъективности бросилась в глаза таблица про снижение в структуре федеральных доходов нефтегазовых с 51% в первой половине 2014, до 42% в первой половине 2017г. Мы хорошо помним, что нефть в первой половине 2014 стоила 100+. Было бы интересно посмотреть всю динамику, включая не только 2015 и 2016, но и года с 2005. Тогда картина будет объективной, но вряд ли положительно характеризующей положение.
Пересаживать нищающее население на отечественный автопром конечно можно, однако это вряд ли свидетельствует о росте его конкурентоспособности в сравнении с иностранными авто.