Блог им. Munhgauzen

Взгляд на российскую нефтянку из окна автомобиля.

Вместо эпиграфа.

Всем известно, что я большой любитель приключений и путешествий.
И на Луну летал. И на уток в Африке охотился. И за волосы из болота себя вытаскивал. Даже на необитаемом острове в свое время мне удалось побывать.)))

И вот в минувший уик-энд мне довелось совершить очередное путешествие, правда, не такое экзотическое, как раньше, но зато очень полезное с биржевой точки зрения.

Дело в том, что в минувшие выходные я прокатился на автомобиле по одной из федеральных трасс РФ, а именно по трассе М4 (Дон).
Путь мой лежал от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар и до самого Черного моря. Протяженность пути составила около 1500 км.

В дороге, по естественным причинам, было необходимо время от времени дозаправлять бензином своего железного коня и поэтому через каждые 4-5 часов путешествия мне приходилось заезжать на различные АЗС, попадавшиеся на пути.

Чтобы не тратить впустую время, проведенное в дороге, я решил совместить приятное с полезным и провел небольшое  исследование на тему:
«Российская нефтянка в разрезе федеральной трассы М4.»

Мне кажется, что это мини-исследование косвенно отражает общую картину рынка отечественной нефтянки в целом или, как минимум, может дать информацию к размышлению относительно качества управления той или иной нефтяной компании.

Часть первая.
Продавцов бензина много. Лидер один.

В первую очередь хочу отметить, что автозаправочных станций на трассе М4 очень много.
АЗС встречаются почти через каждые 5-10 км трассы, а иногда и чаще.
Таким образом, без бензина ни один путник точно не останется.

Разнообразие названий брендов АЗС также впечатляет. Антимонопольщикам в этом смысле абсолютно не к чему придраться.
Компаний, продающих бензин,  на трассе М4 рассыпано, как грибов.

Но были моменты, на которые я обратил особое внимание во время своего автопробега:

— Самое большое число автозаправок вдоль М4, как это ни удивительно, выстроено компанией Лукойл. Они явно доминируют над всеми остальными продавцами бензина.

— Второе место, как мне показалось, на автобане Дон почти поровну делят АЗС Роснефти и Газпрома (их число примерно одинаково). Однако Роснефть все же немного обгоняет Газпром по числу заправок за счёт иногда встречавшихся по пути АЗС своих дочерних компаний (нескольких почему-то сохранившихся под старым логотипом заправок ТНК и однажды даже промелькнула заправка Башнефти).

— Третье почетное место по числу заправок на трассе М4, по моему субъективному мнению, сейчас занимает компания Татнефть.  Заправки этой компании появлялись на моем пути довольно регулярно, хоть и гораздо реже, чем заправки Лукойла, Роснефти и Газпрома.

— АЗС других нефтяных брендов наблюдались по ходу движения лишь изредка. Их доля на рынке автозаправочных станций южного направления России совершенно ничтожна и в реальности почти не заметна. По факту все эти мелкие заправки не являются конкурентами четверке лидеров (Лукойлу, Роснефти, Газпрому и Татнефти).

И еще, я обратил внимание на одну особенность,  что большинству «других» заправок оказалась присуща одна хитрая закономерность.  Названия этих «других» АЗС  удивительным образом напоминают названия лидеров нефтяного рынка до степени смешения.
Так мне по дороге попадались заправки с названиями Rusoil, Люксойл, Юкойл, Макойл и даже РОСТНЕФТЬ. При этом почти все АЗС, содержащие в своём названии частичку  «ойл» были оформлены в красной-белом стиле (а это фирменные цвета Лукойла), а заправка РосТнефть была оформлена в желто-черном цвете (фирменные цвета Роснефти).
Таким образом, очевидно, что все эти названия-клоны предназначены лишь для одной цели — ввести в заблуждение авто владельцев, уставших от дальней дороги,  и чтобы привлечь к себе клиентов крупных компаний, способных от усталости спутать названия.

Таким образом, не смотря на то, что Лукойл не является абсолютным лидером на рынке отечественной нефтянки, но на трассе М4 ему конкурентов нет. АЗС Лукойла на этой трассе больше всего. И, как это ни странно, но причины такого лидерства Лукойла вполне объяснимы.
И оно (лидерство Лукойла на М4) мне кажется вполне логичным и закономерным. Далее постараюсь пояснить, почему я так считаю.

Часть вторая.
Личные впечатления от АЗС или непутевые заметки автолюбителя.

В целях чистоты эксперимента я по ходу движения заправлялся поочередно на разных АЗС, принадлежащих различным брендам.
На абсолютно все заправки по объективным причинам у меня заехать не получилось, поэтому ограничусь личными впечатлениями  от трёх основных игроков бензинового рынка, АЗС которых мне удалось посетить в процессе своего автопробега длиной в 1500 км.

Газпром.
Оказавшись на заправке Газпрома, сразу появилось ощущение, что меня здесь не ждали и что для Газпрома любой заехавший к ним клиент — это пустое место и лучше бы он не заезжал вообще.
Персонал не утруждает себя работой. На кассах  сотрудники занимаются своими делами и лишь изредка отвлекаются, чтобы между делом обслужить клиента.  Заправщики своим выражением лица подчеркивают,  что делают большое одолжение заправляющимся. Чаевые их настрой не меняют. Минимаркет на территории АЗС представляет собой печальную картину — набор сумбурно наставленых полок и при этом очень тесно. Туалет на территории АЗС оказался закрыт «по техническим причинам». Казалось бы, это все мелочи, но из таких мелочей складывается общее впечатление о компании.
В целом заправки Газпрома можно охарактеризовать так: «Газпром — наше все. Газпром все знают. Хотите заправляйтесь у нас, не хотите — не заправляйтесь. Нам в общем все равно. Одним клиентом больше, одним меньше — для компании погоды не сделает. И вообще заправки мы держим не для заработка, а просто чтобы не отставать от других.»
По пятибальной шкале ставлю оценку 3.

Роснефть. 
Все АЗС Роснефти делятся на старые и новые. Старые АЗС мало чем отличаются от АЗС Газпрома. На них тесно, они чем-то напоминают старые советские автозаправки и кроме желания поскорее заправиться и уехать отсюда других желаний не возникает. 
Совсем другое дело новые заправочные комплексы Роснефти (которые начали строить в последние годы и которые в основном стоят на М4).
Это монументальные творения. Можно сказать, это памятники РОСНЕФТИ в стекле и металле.)))
Огромные площади, яркое освещение, большое число бензоколонок и при этом абсолютная безлюдность — вот основные отличительные черты современных АЗС Роснефти .
Еще одной отличительные особенностью АЗС Роснефти является работающий на них персонал. Почти каждый работник (от кассира до заправщика) ведёт себя так, как будто каждый из них считает себя самим Сечиным. 
В минимаркет страшно войти, так как кажется что за вход потребуют денег.)))
В целом на АЗС Роснефти все построено по принципу «Если денег у компании много, то ума не надо.» 
Всё сделано громоздко, пафосно и совершенно нерационально. 
Основной посыл «Имидж компании важнее потребностей клиентов».
По пятибальной шкале ставлю оценку 4.

Лукойл.
Заправки Лукойла, как это ни странно, оказались для меня самыми клиентооринтированными АЗС на всей трассе М4.  Персонал оказался на удивление дружелюбным и даже излишне вежливым. Почти на каждой АЗС Лукойла оборудованы удобные места отдыха для совершающих дальние путешествия и места для временной стоянки автомобилей. На многих заправках в минимаркетах Лукойла есть отделы с полноценной домашней едой (в меню имеются в том числе свежеприготовленные салаты оливье, котлеты по киевски, шашлыки и т.д. и т.п.) и места для приёма пищи (оборудованные столики). На одной АЗС приметил даже место для барбекю.
На заправках Лукойла также к услугам клиентов удобные и, что немаловажно, для путешественников, совершающих дальние автопробеги, бесплатные туалеты.
По пятибальной шкале ставлю оценку 5+.
В итоге я для себя решил, что на обратном пути, когда буду возвращаться в Москву, то буду делать остановки исключительно на заправках Лукойла. Отношение этой компании к своим клиентам сделало свое дело. Я стал лоялен к АЗС компании ЛУКОЙЛ.

Вместо эпилога.

На другие автозаправки я не заезжал. Поэтому и оценивать их не буду.
Но из тех нефтяных компаний, АЗС которых мне удалось проинспектировать в минувшие выходные лично, оценку 5+ заслужил только один ЛУКОЙЛ.
АЗС Лукойла лично мне показались самыми удобными, самыми клиентооринтированными, самыми доброжелательными и обладающими самым вежливым персоналом.
Это говорит о том, что менеджмент компании борется за каждого клиента.
Что очень похвально.
В.Алекперов всегда вызывал уважение лично у  меня, как менеджер и управленец, а после проведенного на минувших выходных автопробега, у меня это уважение к нему ещё больше увеличилось.

И пару слов в заключение.

К чему я написал эту заметку?
К тому, что Лукойл — это очень хорошая компания с отличным менеджментом. Проверил это на собственном опыте.
И в долгосроке эту компанию имеет смысл покупать по текущим ценам совершенно ничего не опасаясь.
Такой клиентоориентированной компании, как Лукойл, ничего не угрожает, кроме стабильного долгосрочного роста. 

P.S. заранее хочу предупредить,  что Лукойл мне за эту заметку ничего не заплатил. Все вышесказанное — это исключительно моё личное мнение, сложившейся в результате проведенного автопробега.

Взгляд на российскую нефтянку из окна автомобиля.


★2
22 комментария
Да, я то же заправляюсь последнее время только на лукойле… правда у нас такое чувство что их заправок 90%… правда что бесило в том году ездил в другие области, и бенщин что в Тамбовской, что в Воронежской области был на 2 рубля дешевле чем у нас… на том же лукойле((… вроде у нас и НПЗ Лукойла есть и нефть добывают… а вот дороже((
avatar
Круто!
avatar
На лукойле самый дорогой бенз еще
avatar
В турции много лук.заправок.обслуживание хорошее.на туристических маршрутах гиды остановки на них делают, отлить, попить.
тоже заправляюсь только Лукойлом. Хотя он у нас в области самый дорогой (дороже конкуретов больше чем на рубль). и меньше всего заправок лукойла… у нас преобладает Башнефть
avatar
У нас в Кузбассе газпромефть самые нормальные. Лукойл — и роснефть  погоды не делают

avatar
Такой клиентоориентированной компании ничто не угрожает .....
С этим высказыванием может поспорить например господин Евтушенков Владимир Петрович .
avatar
Взгляд субъективный, у нас в Сибири нет Лукойла и Татнефти. Основные поставщики местные- Красноярскнефтепродукт и Магнат-рд, 25часов вы о таких и не знаете скорее всего, правда в последние годы их активно выдавливает Газпромнефть, которая почти задавила магнат, также пытается отжать часть рынка роснефть, но пока не слишком успешно. Так что в Сибири лидер- красноярскнефтепродукт, но наибольший потенциал у Газпромнефти. Их бензин, ценовая политика, маркетинг лучше чем у конкурентов. На азс очереди из-за скидок. Сам запраляюсь на КНП, а акции купил Лукойла, Татнефти и Газпромнефти. Исключительно по мнению о бензине и бренде этих компаний из автомобильных форумов и анализируя потенциал увеличения сбыта в России и за рубежом.
Если проезжали через Елец, то могли увидеть заправку Юкоса :) Логотип там конечно сняли, да и принадлежит местному частнику, но родные цвета остались :)
avatar
Прямо как Баффет, понравилась работа компании — купил ее акции)))
avatar

«ЛУКОЙЛ решил не продавать свои заправки в России, а продолжит модернизировать их, сообщил во время встречи с президентом Владимиром Путиным глава компании Вагит Алекперов»

Вот интересно, кто хотел весной их отжать, и чем расплатился/отбился Алекперов?

avatar
Pit, а ты типа не знаешь чем? в суд подал на овального…
avatar
 В Лукойле да бензин дороже, но с бака 2-3 литра возвращается в следующий раз по их карте. Причем бонусы начисляются и принимаются посети в разных городах (в отличие от сбера, из города в город перевод сам себе 1% берет)
avatar
в ростовской области заправил полный бак как показалось на роснефти. потом жена рассмотрела что это ростнефть.логотип действительно очень похож.мои им пожелания: шоб вы обосрались!!!
тема гуд пиши есчо
а куда поехал то??? 
avatar
Неправда. У всех лидеров хороший бензин и обслуживание.
Скажите плз — из Москвы разве не эффективнее (цена/качество) долететь в Европу/Азию. И там авто напрокат (если руль любите)?
Зачем черное море из мск?
avatar
Сергей Веревкин, Романтика, сэр. А так, можно в бассейн сходить и в солярий, еще эффективнее вместо черного моря. :-)
avatar
Pit, ну точно;) 
Хотя на самом деле я не пытаюсь подколоть или критиковать.
Но все равно правда-правда удивлен. Ведь например ехать по трассе в Испании или там в Хорватии. Ну или например из Бодрума в Измир куда романтичнее. 
avatar

Сергей Веревкин, нормально, просто каждому свое. Здесь на авто я ощущаю свободу, а там напряг, когда не понимаешь, что вокруг. По сторонам, за рулем, мало чего видно и разницы нет где ехать. Вот мне нужен просто драйв как романтика и я отдыхаю.

А заграницей я еду в автобусе с экскурсоводом, очень важно знать и видеть что вокруг. Разумеется, второй раз по маршруту лучше самому на авто, но у меня не получается возвращаться дважды, мир уж больно большой.

avatar
Сергей Веревкин, если ехать вдвоем и больше в Европу — самый дешевый способ это свой автомобиль. Но время деньги — ехать на своем авто в ту же Черногорию значит потратить 4 дня своего отпуска на дорогу, вместо 2 на самолет.
avatar
1500 км. Я даже свою прожорливую машину бы заправил всего раза 4 максимум. Выборка не очень хорошая :)
Дороги то как? платных много? Сколько ехали по времени?
avatar

теги блога Мюнхгаузен

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн