Блог им. Geist

Как я покупал дно 2008-2009

    • 19 сентября 2016, 12:13
    • |
    • Geist
  • Еще

 
По весне разбирал свои бумажные архивы и нашел пачку бумаги с распечаткой всех моих сделок на ММВБ в период с октября 2008 по июль 2009. Времена были волатильные, несколько месяцев я много торговал интрадей, и пачка бумаги оказалась довольно толстой ;) Посидел, полистал, повспоминал. Прошло 8 лет, в памяти остались только самые яркие моменты, а тут многое всплыло как наяву: вспомнил кренделя, что выделывала ММВБ с Куклом ВЭБом во главе, жуткие запилы, запреты шортов, стоп-торги и т.д. 

Трейдерский состав меняется быстро, и я подумал, что многие из нынешних трейдеров тогда еще не торговали. Ну и решил, что надо написать пост, может кому-то будет интересно или даже полезно. Грааль там трудно найти, но опыт (даже чужой) — это всегда опыт. Особенно в ситуации, когда нас всех пугают повторением кризиса.

Сначала хотел написать подробный пост о тех временах — как я их торговал, что думал и как менялся мой подход, — но потом понял, что не потяну. Событий было слишком много, думал я тоже много, получалось слишком длинно и занудно. Да и лень было писать такую огромную телегу, чего уж греха таить ;) Но совсем не делиться опытом нельзя (я альтруист по убеждениям, просто — ленивый альтруист) и поэтому решил написать хотя бы краткую выжимку. А если у кого-то будут вопросы, попробую ответить в комментах. 

Но сначала опишу диспозицию. На биржу я пришел в начале сентября 2006 (юбилей!) как чистый инвестор. Мне было 39 лет, я располагал довольно существенными деньгами, заработанными в бизнесе, и пришел прежде всего в поисках диверсификации. Хотя пришел довольно безалаберно: почитал кое-что (довольно поверхностно), открыл счет, завел туда 1,5 млн. р. и купил 12 фишек в более-менее равных долях. На большие прибыли я не рассчитывал (обогнать банковский депозит вдвое я бы считал успехом), но к моему удивлению всё бодро пошло вверх — к концу весны 2007, если верно помню, счет удвоился. И тут я сделал первую ошибку: вместо фикса профита докупился на него. А потом и вторую — довнес денег на депозит и еще докупился. Почти все аналитики тогда пророчили дальнейший рост, вот и послушал «экспертов рынка».

Ну, а потом начался 2008-й. Где-то к лету мне обнулили профит. Потом был отскок, сбивший меня с толку, а после него снова резко вниз — закрыл всё, когда стало -30% от того, что занес на биржу. Через какое-то время наивно попробовал купить на отскок, стало -50%. Довнес депозит, открыл второй счет, чтобы торговать интрадей отдельно и вот в таком состоянии встретил сентябрь 2008.

План был простой как рельса: по возможности купить дно или близко к нему по 6-10 акциям, а потом держать. Забегая вперед, скажу, что удалось это только в 3 акциях, и по-разному. Поскольку «дно или близко к нему» было величиной неизвестной, стал ждать и интрадеить.

Весь сентябрь от звонка до звонка торговал интрадей 12-14 тикеров. Куча сделок, оборот под 500 млн., но плохой результат: -6%, при том что пару раз за месяц вылезал в +50%. Интрадей мне не понравился — слишком много суеты (не моё, короче), поэтому стал снижать количество сделок и пытаться сидеть в каждой дольше, но делать это было нелегко, рынок слишком резко пилило в обе стороны. Попутно я начал читать по трейдингу всё подряд и думал над прочитанным. Постепенно в голове прояснялось и устаканивалось.

Где-то в начале октября в штатах приняли «план Полсона». Стало понятно, что рынки будут спасать и сразу стало легче с перспективами. Но сначала, несмотря на принятый план, рынки сильно провалились, и на этом провале я купил первое дно.


Газпром — дно, купленное случайно (октябрь 2008)

Ближе к концу октября 2008 газпром провалился ниже 100, и я стал его набирать. Самую лучшую цену мне дали 28.10.2008, вот она:
Как я покупал дно 2008-2009

В этот памятный день индекс ММВБ упал ниже 500(!) пунктов, а я докупил 2к акций и стал держателем 25к акций газпрома по средней цене 94 рубля. Естественно, я и знать не знал, что это дно и что ниже газпром никогда уже не будет. Более того, у меня не было никаких оснований так думать, потому что газпром стоил «всего лишь» в 4 раза дешевле максимума. Сбербанк, к примеру, в тот день стоил в 6,5 раз дешевле своего максимума.
Как я покупал дно 2008-2009

Вот так я и купил дно в газпроме, сам не понимая того. Собирался держать его долго (стоп-лосс был бы только при уходе цены в диапазон 75-80), но из этой позы меня быстро и жестко высадили.

Произошло это так: в это сложно поверить, но уже утром 05.11.2008, всего через 4 торговых дня, газпром стоил больше 155 рублей. 157+ точно помню, но кажется и до 159 стрелял. Т.е. прошел 70 рублей вверх (почти +80%) всего за 4 дня, оцените волатильность.

Ну, а сразу за адским выстрелом вверх начался не менее адский залив вниз, на котором меня и высадили — в  какой-то момент я перестал понимать, что происходит вообще и у меня сдали нервы.

— уже 07.11.2008 газпром упал ниже 135 и я продал 20% набранной позы по 131+;
— к 10.11.2008 он отскочил выше и я продал еще 30% по 141+;
— 11.11.2008 он пробил вниз уже 125, а я продал оставшиеся 50% по 123+.

А 18.11.2008 газпром можно было снова купить по 94-95. Вот такой аттракцион ;)

Заработал неплохо (~900к), грех жаловаться, но после этого инцидента я к газпрому охладел и больше не хотел покупать его в долгосрок, только интрадеил. С этим мне повезло, кстати, ехать наверх по факту оказалось лучше не в газпроме.

Сбербанк префы — дно, купленное по расчету (декабрь 2008)

Встал вопрос, что набирать следующим. Но сначала я проанализировал свои интрадейные сделки за почти 2 месяца и увидел, что по некоторым тикерам я торгую устойчиво в плюс, а по остальным либо минусую либо в нулях.

Хуже всего было почему-то с роснефтью, торговал ее много, но результат один: она меня либо раздевала, либо обувала. ;) Выкинул. Газпромнефть — тоже не ахти, выкинул. ВТБ — плохо, металлурги — не фонтан, выкинул. Полюсзолото — так себе, пока оставил. Лукойл торговал нормально, но не любил им торговать (не нравится, когда у акции высокий номинал). Лучшие результаты оказались у моей торговли сбербанком, особенно префами.

Посмотрел внимательно префы на истории и, поразмышляв, окончательно сформулировал для себя подход, примерно такой:

— рынки были уже однозначно низко — и рано или поздно должны пойти в рост. Тем более, раз их решили спасать;
— цели наверху неизвестны, но в перспективе — они точно наверху;
— вероятность того, что сберпрефы упадут до 0 я оценил как стремящуюся к 0%;
— если подходить к трейдингу как к бизнесу, мое единственное рыночное преимущество — это длинные деньги, я собирался использовать его по максимуму;
— где именно будет дно, не угадаешь, поэтому нужна планка — примерная цена, ниже которой я буду только покупать и потом держать;
— на тот момент префы болтались в районе 10-12 рублей (т.е. в ~6,5-7,5(!) раза ниже своих максимумов), планку я поставил на 10.

Ну и начал покупать. Покупал в начале декабря 2008
Как я покупал дно 2008-2009
и в середине
Как я покупал дно 2008-2009
и ближе к концу
Как я покупал дно 2008-2009

И вот так постепенно к концу декабря 2008 набрал приличную позу со средней ценой в 9.7. Стопов никаких не ставил, и до проседания к 5р. они даже в повестке дня не появились бы.

Сбербанк — расчет + терпение + везение (февраль 2009)

Рынок постепенно успокаивался и ложился на бок, запилы стали не такими большими, мои интрадейные сделки постепенно превращались в краткосрок — 2-3-5 дней. В интрадее у меня осталось только 2 бумаги, газпром и сбербанк обычка. Как я уже говорил, торгуя, я постоянно занимался самообразованием в трейдинге и оно наводило меня на разные мысли. Ближе к концу декабря, уже заканчивая набирать позу в сберпрефах, я стал серьезно задумываться над тем, какой большой спред между префами и обычкой. Например, 22.12.2008, когда я купил последнюю порцию префов ниже 10, обычка торговалась по цене порядка 23 рублей. Посмотрите на соотношение 23/10 и сравните с текущим 149/107 — разница огромная.

Поскольку ранее я видел сбер по 17 (условная планка для закупки в моей голове была там же), 23 рубля казались мне слишком высокой ценой, и я задумался, нельзя ли заработать на возможном сужении спреда. Логика была следующей. Я уже набрал позу в префах по условно хорошей цене и собирался держать ее, даже если она сильно просядет от покупки. Вариантов для сужения спреда было только 2: рост префов либо снижение обычки (ну, либо комбинация этих 2 вариантов, понятно). Поскольку один из них я уже обеспечил позой в префах, я решил попробовать второй.
 
23 и 24 декабря 2008 помолясь я набрал приличный шорт (~ по 23.5) и сбербанк действительно поехал вниз. Я никогда не узнаю, сработала ли моя идея или мне просто повезло (скорей, второе), но этот шорт оказался лучшим в тот период (500к+ рублей).
 
Продержал я его больше месяца, закрыв ~45% 22 января, а остальное 29-го. Причем первую часть недодержал (закрыл по 16.69), а вторую передержал (16.99). В промежутке между этими датами сбербанк падал до ~15 рублей. Вот закрытие шорта:

Как я покупал дно 2008-2009
Радость от удачного шорта была смазана горькой пилюлей: префы тоже просели, в какой-то момент даже заныривали под 8. Т.е. спред хоть и сузился (стал 17/8,5 vs 23/10), но сама поза в префах минусовала ~12%. Как обычно, в общем: покупателям дна — второе дно в подарок бесплатно! ;) Неприятно, но меня это не сильно напрягало тогда, в голову уже был надежно вбит гвоздь идеи «держать».
 
И вот первые 2 недели февраля 2009 стали для меня самым мучительным временем. После отскока от 15 сбербанк лег на бок в районе 17, но медленно полз вверх, а я не мог определиться, дадут ли еще раз 15 или надо покупать уже здесь. Я набрал часть лонга между 17.5 и 18.5, но сомнения оставались. Проблема была еще и в том, что 13.02 мне надо было уезжать на 11 дней, и там я точно не смог бы трейдить.
 
Помню битый час сидел перед монитором утром 13.02, смотрел на лонг и думал «продать иль не продать?», прямо как Гамлет ;) Потом продал по 19.14 и уехал, оставив только позу в префах с проседанием порядка 10-12%. И вот это было чистым везением, конечно, потому что сбербанк почти сразу провалился и лег на 15 рублей. Помню, что в поездке я иногда смотрел котировки и думал, что жаль, что он упал так быстро после моего отъезда, и что он успеет отскочить к моему возвращению и мне придется покупать выше.
 
Тут я сделаю небольшое лирическое отступление. Как-то у меня был спор с одним трейдером на СЛ и он сказал мне, что сбер по 15 купили только те, кто «на 15 приехал уже в лонгах». Уж не знаю, почему он так решил, мысль слишком витиеватая для моего понимания, но он даже назвал это «правдой жизни». ОК, правда жизни у всех разная, а вот реальность — одна на всех. И в этой реальности сбербанк стоил 15 рублей (и меньше) 14 торговых дней подряд и в нем всегда был полный «стакан». Я застал только 8 из этих дней, но успел купить, сколько нужно было. И если мне надо было бы купить в 10 раз больше, я бы тоже купил. 

Вот набор всей позы (75% набрал для себя, 25% — для тестя)
25.02.2009 я оказался за терминалом и стал покупать:
Как я покупал дно 2008-2009

и покупать:
Как я покупал дно 2008-2009

02.03 я купил даже ниже 14:
Как я покупал дно 2008-2009

но больше всего я купил 03.03:
Как я покупал дно 2008-2009

05.03 и 06.03 он стал стоить 15+, а я закончил набор позы:
Как я покупал дно 2008-2009

Так что купить сбербанк дешево не было большой проблемой, особенно на длинные деньги. Нужно было только дождаться, а не суетиться. Про сберпрефы и говорить нечего, их можно было набирать по 10 и ниже вообще 3(!) месяца.

Вот прикупить в той ситуации еще и плечи было трудно, да. Не технически, а в смысле решиться их покупать на том, что выглядело как дно. Я взял только часть плечей и только в префах, и это точно добавило мне седых волос.

Я думаю, что самой большой проблемой для частных трейдеров, купивших дешево, было ждать после покупки. Хотя примерно с середины марта 2009 сбербанк (да и вообще рынок) стал медленно отрастать, но рост не был равномерным, были заливы, которые могли напугать и выдавить из позы, особенно если человек привык торговать на коротких таймфреймах.

Самый неприятный момент был в июне, когда сбер сначала резко вырос от ~42 до 56 (кстати, напоминает последнее движение 142 >> 156), а потом за 2 недели завалился до ~36. Не удивлюсь, если на этом заливе распродали лонги многие из тех, кто купил дешево.

Префы я закрыл перед новым годом, почти ровно через год после окончания их набора, близко к хаям. Получилось ~2200% годовых. «Обычку»: 50% до НГ, и 50% после, там вышло ~770% (плечей не было, но немного докупался на профит).

Надеюсь, пост окажется хоть как-то полезным для вас, потому что я запарился его писать и было бы обидно, если я писал его без пользы. Спасибо за внимание!

★48
93 комментария
да… я прекрасно помню это время… )))
avatar
drozd73, я тоже, коллега — седина напоминает ;)
avatar
Geist, мы с тобой получается в одно время пришли на ФР… )))
avatar
drozd73, одного призыва тогда ;) Когда на дембель?

Меня один коллега по бизнесу 1,5 года уговаривал пойти на биржу. Но я тупил и многое пропустил.
avatar
Geist,… мы еще повоюем… )))
avatar
Geist, молодец!!!
drozd73, А у меня даже где то снимки экрана лежат. Оставил на память себе :)
avatar
kbrobot.ru, а я блин старый ноут продал и забыл, что там были ролики тех событий с программы «Рынки» на РБК… как Усиченко сбер шортил, какие прогнозы кто давал… в общем хроники с полей сражений… )))
avatar
drozd73, а я помню смотрел как он выпивал в прямом эфире при 555
avatar
спасибо!
avatar
O tempora! O mores!
avatar
Roland, tempora mutantur et nos mutamur in illis!
avatar
Geist, 
ita vera!
avatar
И весь 2009 год аналитики пугали новым падением публику. И аргументов у них было — безумное количество. 
Я думаю, что те, кто пережил 2008 и 2009 годы в реальном рынке, навсегда запомнили, что публичная аналитика есть полное дерьмо. И прогнозам говорящих голов из ТВ верить нельзя ни в коем случае.
avatar
SergeyJu, помню это время ) брокер сбербанк — поручения от руки — отчеты бумажные))
avatar
Диванный Воин., интернет трейдинг в России пошел в рост почти сразу после кризиса 1998 года. 
Одно из самых жутких воспоминаний 2008 года — крах облигационного рынка и захват офиса Кит-финанса силовиками Газпромбанка. 
avatar
SergeyJu, 98 помню смутно ))
avatar
SergeyJu, пугали адски, да. В моем случае даже не дали купить больше — тогда они на меня еще имели какое-то влияние.

Я тогда мог положить в рынок раз в 10 больше, но не решился, в том числе из-за них. 
avatar
SergeyJu, не знаю по чему но была уверенность что рынок будет рости купил тогда сбер по 20 и Норникель на пару лет. Хороший момент был
avatar
Круто! Спасибо за этот пост.
avatar
.i., ну не очень похоже, там главный герой поставил адские деньги против всего рынка и ждал чуть ли не 1,5 года — я бы так точно не смог ;)
avatar
Слава богу к кризису 2008 года я подошел после отката на аресте Хорька, я тогда бабос подслил, стал умнее. Купил сбер по 25-27, свозили вниз, докупил на плечи (которые мог покрыть за день) вроде около 19,50. Продал туповато правда, по 45-50))Главное не совершил ошибку 2005 года, норникель покупал по 1950 на 4 плеча, высадили по 1400, это был мой единственный маржин колл за все время что я торгую 2005+
avatar
спасибо
avatar
Спасибо, интересно как было потом «скучно»)
avatar
Sekator, почти год не торговал, но не из-за скуки, а скорей не хотелось, слегка «перегорел».

А так в принципе у меня торговля довольно скучная — среднесрок, сделок немного. Интрадей в самый разгар кризиса был конечно увлекательным, но только в начале, а потом быстро меня вымотал. У меня склад характера другой, мне такие «качели» не очень по нраву ;) 

Ну и плюс возраст уже был не для такого адреналина ;)
avatar
то время не застал, но читать было интересно.))
avatar

спасибо за длинный и интересный пост!

вопросы:

сейчас покупаете в долгую или спекулируете потиху?
после «тех» цен — каково покупать по текущему рынку? или готовы ждать а ля 2014 по 7-8 лет?
какие еще советы инвестору долгосроку дадите?

avatar
Петя Кукушкин, у меня 2 счета в пропорции ~85/15. Больший у меня считается консервативным, на нем торгую среднесрок без плечей (иногда использую плечо, но совсем редко и только 1).

Второй считается спекулянтским, торгую тоже среднесрок, но всегда с плечами и часто с максимальным. + на нем могу торговать и в шорт. Но вообще я шорчу мало, потому что долго занимался бизнесом, а бизнес накрепко вбивает в голову парадигму «должно расти» (бизнес, оборот, доход и т.д.) и шортить с такой парадигмой в голове не очень комфортно, да и не очень хорошо получается в среднем. 

Советы на перспективу мне давать сложно, коллега, потому что тот факт, что мне повезло купить дно и дождаться, пока оно отросло, не сделал меня никаким гуру, тем более в предсказаниях. Но вот тег «терпение — крёстная мать профита» я поставил не просто так.

Проблема в том, что современная экономика становится все более запутанной и все менее (на мой взгляд) предсказуемой — слишком много нового в ней: новые технологии, которые непонятно как повлияют, довольно причудливые схемы в финансах, которые непонятно как оценивать и т.д. и т.п. 
avatar
Geist, а на что обращаете внимание при выборе акции/момента для входа в лонг на среднесрок?
avatar
Fisherman, нет ничего, чему бы я отдавал предпочтение, я стараюсь смотреть и оценивать все факторы в совокупности. 

Ну вот, к примеру, я уже год торгую всего 1 идею — рост сбербанка. Изначально это было именно идеей — рубль сильно девальвировал, и я подумал, что через какое-то время в части акций обязательно случится переоценка. Когда она случится и какой она будет (я про величину движения), я не знал, но следил. 

А само начало движения уже можно было увидеть на графиках. Не прямо самое начало (это сложно), но когда оно уже поехало. Поэтому я «сел» в него примерно от уровня 73, а дальше уже надо было следить, обманут или это реально оно, это обычно довольно быстро выясняется. Вот так я доехал до 109 где-то. Потом был залив, я сидел «на заборе».

А уже в 2016-м, после того, как нефть стала отскакивать, стало понятно, что тренд продолжится, перезашел и так и ехал в сбере все это время, иногда фиксируя профит и перезаходя. Ну и сбер начал выдавать отчеты один лучше другого (и это можно было предвидеть), а такая отчетность — это в большинстве случаев сигнал к дальнейшему росту, это понятно.

У меня в блоге есть несколько постов с отчетами по ходу этого движения. 
avatar
Geist, но ведь попытка перезайти могла окончится тем, что уехал бы поезд без вас? И какой примерно, если не секрет, размер стопа?
avatar
Fisherman, тренд обычно выглядит как «движение — боковик (иногда с существенным откатом) — продолжение движения». 

Когда движение выдыхается и приближается к фазе боковика, важно уловить этот момент и фиксануть часть позиции, либо всю позицию, в зависимости от обстановки. Особенно это важно, если позиция с плечами. А потом нужно наблюдать, каким будет откат (если вообще будет) и там уже определяться с перезаходом. Я, как правило, не шорчу откат, но мне часто удается перезайти на нем по просевшей цене.

Опять же, я говорю о достаточно продолжительном тренде, там не нужно пытаться отловить каждые 50 копеек (если мы говорим о цене сбера, например). Непосредственную отправку поезда от станции «боковик» можно пропустить и сесть в него повыше — это не проблема вообще, так даже надежней. Движение обычно как минимум в 5, а в среднем в 10-15-20+ рублей ведь. 

А что касается стопов, когда сидишь в правильной среднесрочной позе, стопы глубокие или можно вообще без них обходиться, потому что резкий залив вниз может быть вызван только форс-мажором, а это редкая птица.
avatar
Geist, а я в 2001 пошел на курсы трейдеров в институте… мужик нам рассказал про фонду и про форекс, объяснил что к чему… сказал что на фонде проще.
из группы один чел стал потом к ним ходить в торговый зал ежедневно, типа прибился чтоб поучиться торговать… почти год ходил каждый день.

Так вот — он почти в самом начале торговли затарил Рао, по 7 рублей кажется… а дальше оно просело… и чувак каждый день ходил и вся торговля у него заключалась в том что он смотрел и ждал пока Рао отрастет обратно (гуру сказал что бздеть не надо — они скорей всего отрастут рано или поздно). Товарищ ходил к ним туда как на работу где-то год, потом плюнул на всё, закрылся кажется рубля по 4 и на трейдинг забил…  так-то))
Бабёр-Енот, ага, я слышал историю про РАО, но не очень хорошо знаю, что там и как, давно было. На свете полно компаний, акции которых падали вниз и больше никогда не отрастали, но это профессиональный риск для трейдера. 
avatar
прикольно, как раз вчера ну другой ветке писал, как покупал 2008 год) да, запрещали шорты, была тема) а еще помню как втаривал на одно, а потом на два плеча сбер, вэб) бывало, что за один день выходило по 500 штук)) когда пролетело первый раз до 22) потом были дикие гулянки, чаевые по 10-20 штук, клубы, потом в пьяном состоянии опять торговля. Блин, какие были времена. Ну а потом сливы прибыли, отсуствия четкого фиксажа и снова плечи и снова за день от 200 штук, пьянки-гулянки, снова потеря бОльшей части прибыли) Что интересно, гулял с прибыли-выходит, правильно делал, но надо было всю прибыль снимать и снова в бой))
Уважуха всем кто участвовал в тех боях!!! и «ДАЕШЬ ШОРТ, даешь ПЛЕЧО, держись за кукла, кукл-сволочь»))))
avatar
Смартлаба еще не было… Был стокпортал!
avatar
2008 — вышел из пифов
2009 — зашел в сургучь
дальше — рутина
avatar

Спасибо, интересно

avatar
Спасибо, интересно 
avatar
В феврале 2009г попал на рынок. Сбер помню хватанул по 13,80р По 26 р сдал и понял, что я супер мега инвестор:) и магнит по 1200 сдал тоже:)
avatar
Собственник, ну да, между 13.80 и 26 всего лишь месяц времени где-то был, может чуть больше. Почти 100% профита за такой срок, когда только начинаешь — очень легко поверить и в супер, и в мега ;)
avatar
Спасибо за пост! Весьма полезно почитать о реальном опыте реального трейдера-инвестора.
avatar
вот это экшн, в какой-то момент переживал за героя))
avatar
А я в ноябре 2008 абсолютно случайно увидел объявление брокера ХМБ, что работает с акциями и решил купить что-нибудь через него, раз все упало. Меня уболтали установить квик и делать это самостоятельно через интернет.
И вот с этого момента вся зарплата тупо уходила на покупку Транснефть по цене 7-8тр под неодобрительные реплики жены. И так до середины 2009.
Еще покупал Русгидро немного, которая аналами позиционировалась не иначе, как восходящая звезда фондового рынка. После резонансной аварии на ГРЭС фишка усвистела так, что торги на ММВБ были остановлены. Это, конечно, потянуло вниз мой депо...
Продавал ТН по 28тр в январе 2010, переложился в квартиру, которые к тому моменту тоже изрядно подешевели.
avatar
John Dow, интересно, коллега, я транснефть как-то совсем пропустил, ни одной сделки, даже интрадей. Гидрой торговал, но только интрадей и мало.

А моя жена реагировала нейтрально. Раз помню пришла посидела рядом со мной минут 40, когда был какой-то запил, посмотрела на график. Потом сказала, что не понимает, как я могу такое выдерживать. И это при том, что она психолог по второму образованию ;)
avatar
Geist, выбор ТН простой — я там работал какое-то время, еще она была в списке системообразующих компаний правительства, которым следовало помогать, под номером 1. А ведь в СМИ была дикая паника; все сначала продавали, а потом рынок впал в кому...
Торговлю интрадей я тоже не могу выдержать морально. Я инвестор.
avatar
Geist, может поделитесь «методом выдерживаемая» серьезных просадок
avatar
Voin sveta, в длинной или среднесрочной позиции могут быть просадки 2 типов, коллега. 

1-й тип — это когда вы вошли в позицию, но минусуете от цены входа.

2-й тип — это когда позиция после входа ушла в плюс и у вас появилась «бумажная прибыль» (т.е. еще не зафиксированная), но потом при удержании позиции эта прибыль начинает сокращаться от пикового значения.

Вы о каком типе?
avatar
Geist, Думаю оба типа регулярно испытывает каждый. Мой совет — закрыть терминал и не смотреть до след недели, как минимум.
avatar
Scanz, так в течении этой недели позиция может выйти в +( и в приличный) и сразу же обратно в минус, — а у тебя терминал выключен(
avatar
Voin sveta,  это для средне и долго срока. ессно если вы интрадей то это не работает :))
avatar
Scanz, все трейдеры испытывают оба типа со 100% вероятностью, да. Но подходы при этом практикуют разные.

Например, на первом типе варианты обычно такие:
а) режет лося/часть лося; 
б) решает подождать и посмотреть на развитие ситуации;
в) начинает усредняться.

Вариант в) может сработать (и довольно часто даже срабатывает, если посмотреть на истории), но я вот, например, им не пользуюсь. 

А что касается варианта «закрыть и не смотреть» (если мы говорим про тип 2), то он является рабочим, но на мой взгляд, в нем есть недостаток. Вариант «не смотреть» — это такой защитный механизм, с помощью которого психика пытается избавить себя от стресса, возникающего при варианте «смотреть». 

Стресс действительно отступает, но не исчезает, а только маскируется. И если пользоваться этим механизмом часто, неизбежно накапливается. А накопление стресса опасно возникновением дисбаланса психики.
avatar
Geist, про второй
avatar
Voin sveta, как вы понимаете, я могу сказать только как я это делаю, разные трейдеры делают это по-разному. 

Я пришел в трейдинг из бизнеса, а поэтому оперирую бизнес понятиями. Поэтому депозит для меня является инструментом для извлечения потенциальной прибыли, примерно как ресторан (или магазин) является инструментом для извлечения прибыли для его владельца. 

Когда я сижу в прибыльной позиции, я трактую ее рост как рост оборота моего бизнеса, но не прибыли, потому что пока прибыль в сделке не зафиксирована, трейдер не знает, какой именно она будет по факту — это именно «бумажная прибыль», просто надо хорошо осознать смысл этого словосочетания ;)

Если у владельца ресторана будет наплыв посетителей в первой половине месяца, ему нет никакого смысла расписывать себе перспективу, как много он заработает в этом месяце, потому что вторая половина месяца может оказаться провальной. Надеюсь, понятно объяснил ;)

И тем более я стараюсь никогда не материализовывать «бумажную прибыль» в своем сознании, т.е. не оцениваю ее в материальных вещах — например, не думаю, что этих денег хватит на машину. Прибылью рост оборота становится только в момент, когда исполняется сделка по выходу из позы.
avatar
Geist, спасибо за развернутый ответ. 
avatar
про аццкий рост и залив… тогда запретили шорты на бирже и мишек крыли принудительно… вот на этом и был тот эпичный рост и последующий слив
avatar
ves2010, вы про конец октября-начало ноября 2008, коллега?

Спасибо за подсказку, а то я никак не мог вспомнить, почему было такое резкое движение. 
avatar
респект, хорошо все расписано
avatar
Плюсовать не могу, но сказать Спасибо — обязан!) Занырнул в текст, как в машину времени. Я не до конца понимаю в чем магия текста, но погружение получилось полное. Ещё раз спасибо!
avatar
Al9, спасибо на добром слове, коллега, а плюсы для меня не важны, я пост не для них писал.
avatar
1000% — это седые, но железные яйца ;)) 
avatar
Oleg Ger, над шуткой посмеялся, коллега, но если серьезно, то по-настоящему трудно только первые 500%, дальше уже не так! ;)

Да и яйца, увы, не железные, поэтому я хотя заработал и много, но использовал примерно только 10% от возможного шанса. 
avatar
Я помню как дико поднял 100% в 2008 году с 900 тыс + лям 900 тыс за счет выборов Презика америкосов. Каждый день по 30% росли вот весело было, благо за фиксился и деньги вывел. И главное все это было на обычном фондовом рынке. :)
avatar
Я думаю, что самой большой проблемой для частных трейдеров, купивших дешево, было ждать после покупки.
...
Не удивлюсь, если на этом заливе распродали лонги многие из тех, кто купил дешево.

Сколько страданий и мучений стоит за этими простыми на вид словами! Даже мы, торгующие на рынке ежедневно, не в силах оценить всю тяжесть ноши вытягивания профита до момента взятия этой тяжести на свои плечи. Поэтому берём ещё и на заёмные, а потом надрываемся.
Fry (Антон), это как раз тот период времени, когда главным вопросом становится, насколько длинные деньги в распоряжении трейдера. Чем они длинней, тем легче.

У кукла они бесконечно длинные, поэтому ему плевать на всё ;)

Ну и еще важен вопрос темперамента и возраста, потому что определенные аспекты темперамента связаны с возрастом химически. Будь мне 25 лет на тот момент, я бы ни за что не сумел высидеть. 
avatar
Я в 2009 открыл первую свою позу по телефону), купил «лучка», закрылся в минус))) Было время))
avatar
У меня тоже есть воспоминания
Но писать не буду
Стыдно
avatar
Начало моих торгов 20е ноября 2007 года на американском рынке — не было выхода на Россию. Набирал позу частями с перерывами до апреля 2009.  Держал до Января 2010 года и все распродал в Апреле — заработал но толком ничему не научился!  Шишки начал набивать в 2011 году и до сих пор набиваю с мизерной доходностью! Понимать рынок начинаю только теряя средства!
avatar
хорошая история. железные яйца нужны, чтобы просто держать бумагу весь рост.
avatar
Очень хорошо написали.
avatar
Всегда с уважением читаю ваши посты. Согласен с вашей женой — как можно это терпеть, и с предыдущими ораторами про седые стальные яйца. И все равно спрошу — за счёт чего кроме возраста и темперамента удалось высидеть год? Это ведь так просто и понятно — купил и забыл… Доказано что это максимальный профит. Только руки то чешутся, месяц то не высидишь, а тут год каждый месяц по 100%)). Действительно забыли?
avatar
Raul, нет, купить и забыть, на мой взгляд, невозможно. Я точно не забывал. 

Вообще на этот вопрос нелегко ответить, потому что я никогда даже для себя его толком не проговаривал, это как бы внутренняя работа психики. Я подумаю немного над процессами в своей голове в таких случаях ;) и завтра-послезавтра попробую вам написать. 
avatar
Geist, сложно будет сформулировать то, что прошло давно.
Но есть один имхо вариант:
навыки были наработаны и крепко закрепились в голове, психике и как следствие в действиях.
Берём текущий год.
Если не ошибаюсь коллега, именно ты рассказывал пикируясь с ванютой о том, что в этом году ты очень хорошо поднял на сбере?
Если это так, то на примере Сбера, расскажи: что послужило триггером входа и выхода из сделки?
И ещё момент: вот в 2008-09 годах с разницей в несколько месяцев ты набирал позу. Как по мне, так я бы не смог совершить такой подвиг: накупил бы на всё за 2-3 дня)))
А ведь именно этот твой навык и позволил долго держать и не продать всё за один раз?
avatar
Hannes, 
навыки были наработаны и крепко закрепились в голове, психике и как следствие в действиях

Навыки у меня были определенного рода, да, но не биржевые. Хотя часть из них помогла. Я позже сформулирую и напишу. 

то на примере Сбера, расскажи: что послужило триггером входа и выхода из сделки?

А я кому-то в комментах тут уже объяснял как раз на этом примере. 

Как по мне, так я бы не смог совершить такой подвиг: накупил бы на всё за 2-3 дня

Нет, коллега, купить не было подвигом и если бы ты на тот момент располагал тем же запасом денег, что я, ты бы тоже купил, я уверен. На длинные деньги покупать не очень сложно, тем более когда дешево. 

Но вот «подвиг» я как раз не совершил, если мы рассмотрим этот вопрос в рамках той идеи, что ты недавно поднимал — «сорвать куш». 

Настоящий куш можно сорвать только на очень большом движении рынка, как мы с тобой понимаем, и кризис как раз такое время, когда трейдеру дают 2 реальных шанса: один вниз и другой вверх. При этом в кризис время сжимается.

Шанс вниз я упустил, но его мне не жалко, потому что я в принципе не мог его реализовать в силу особенностей менталитета. А вот на шансе вверх у меня было всё для его реализации (понимание, что это дно или близко, много денег на руках и т.д.), но я его реализовал только частично, процентов на 10 от возможного (а если с учетом возможных плечей, то еще хуже).

Если ты играешь в покер, мне проще объяснить в покерных понятиях. Если я сидел бы за покерным столом с такой комбинацией на руках и в банке было бы условных 5м, а на руках у меня еще 50м и при этом против меня зашли бы all-in, я бы точно ответил и сыграл на 50м. 

А в рынке я сыграл только на то, что было на столе, а остальные 50м остались пылиться на счету в банке ;) Вот тут как раз и пролегала разница между «заработать много» и «сорвать куш» ;)
avatar
Geist, если напишете, меня, пожалуйста, известите. Мне тоже интересно Ваше мнение.
Да, по приколу, у меня вход в сбер был по 74,2, почто точь в точь, как у Вас. Добавился где-то по 108.
avatar
Raul, смотрите, автор и в этот заход на том же сбере поднял бабла. Причем, на примерно той же идее, дождаться дна и взять в долгую без плеча. А чтобы руки меньше чесались, часть средств завел на другой счет и там ту же идею отрабатывал на более быстром таймфрейме. 
На самом-то деле, если понимать, что кризисы происходят каждые 5-10 лет и что никуда не надо спешить, смотреть дневные графики, не ползать без крайней нужды в квик, не разглядывать без конца стакан, то можно зарабатывать неспешно и без совсем уж диких нервов.
Можно на ОФЗ потренироваться, на одной простой идее, переключаться из длинных бумаг в короткие, когда доходность низкая и наоборот, когда она высокая. Примерно такой же подход.
avatar
Raul, попробую ответить на ваш вопрос, коллега.

Специфика работы трейдера такова, что ему приходится действовать и принимать решения на двух уровнях:

1) уровне сознания, где он собственно осознанно и планирует свою деятельность (вход/выход в позицию, анализ графиков и т.д. ит.п.) и

2) подсознательном уровне (а может даже и бессознательном ;)), где он часто борется со своей же психикой и где у ней есть шансы его обмануть. Собственно, человек постоянно взаимодействует со своим подсознанием, но одно дело копать на работе ямы под столбы или класть кирпичи, и совсем другое — рисковать деньгами.

Сначала напишу о номере 1.

Посмотрите на этот график:

Сначала посмотрите на падение. 2008-й начался довольно сильным снижением, которое, на мой взгляд, еще нельзя было однозначно трактовать как кризис — так может выглядеть глубокая коррекция. Потом довольно длинный боковик, за ним попытка отскока, а затем уже начало кризиса: сначала более плавное, но переходящее в стремительный залив на леманах (сентябрь 2008).

Теперь работа сознания:

— план был купить дно или близко к нему, а потом держать. Как понятно — это план с уровня сознания; 
— где будет дно, я не знал, поэтому я ждал — тоже уровень сознания;
— будет ли рост после дна — я изначально не знал, но постепенно поступающая информация и действия всяких регуляторов (например, план Полсона) давали мне сигналы о том, что рост будет, соответственно, укрепляя мое решение о покупке — снова уровень сознания.

Первая часть плана была выполнена (позиции набраны), но в его выполнение уже вмешалась психика: а) я купил меньше, чем мог и б) я взял плечи только частично.

Теперь посмотрите на рост. Первая его часть (~до 56) была более резкой. Не такой резкой, как падение после леманов (такое бывает редко), но достаточно резкой. Длилось это движение примерно 2 месяца (апрель-май), примерно столько же (чуть больше) длилось падение после леманов (сентябрь-октябрь + затухающие хвосты, но уже не такие резкие).

Вас интересует, как я удержался на заливе от 56 вниз, я верно понял?

Это было решение на уровне сознания и важных факторов для его принятия было 3:

1) за время резкой фазы роста сбера от дна он дорос примерно до уровня, откуда началось его падение на леманах — т.е. самую резкую часть снижения выкупили и выкупили довольно резко (это важно);
2) анализ поступавшей в тот период информации давал мне больше + за то, что рост рынка продолжится, чем наоборот;
3) я понимал, что после резкого роста неизбежна просадка и ждал ее, поэтому первая ее часть (~ до 47) меня не напугала. Со второй было сложней, и вот там уже пришлось разбираться с психикой, об этом напишу отдельно позже.

А вот когда от 36-38 начался снова рост, стало уже проще, и у меня появилась первая предположительная цель роста — ~75-80 рублей. 
avatar
Спасибо за пост, очень интересно
avatar
Хороший пост
avatar
Прекрасно написано! Актуально на все времена.
avatar
а я тогда сидел в полном шоке, денег было совсем немножко, боялись что сгорят совсем. ну и начал вникать, читать, интересоваться. Была мысль открыть металлический обезличенный счет… уже даже в банк пошел, но обед случился. Постоял в очереди, еще больше страху нагнали. Ну и сижу значит, телек смотрю, репу чешу… Тут Кареевский ночью в биржевых вестях выдаёт — " мы все на этом хорошо заработаем". Это не дословно, но смысл именно такой был… И я сижу такой и думаю… вот я сейчас пытаюсь сохранить какие то свои копейки а люди вон зарабытывать на этом собрались… Вот эта его фраза всё и поменяла…Поехал в Москву в Тройке открыл счет… первое что купил был новатек....1500 шт по 67.20 и севку 700 папиров по 143.70. севка затем мотылялась как маршрутка 113-140, хорошо что жена не знала что у меня 35тыр в минусе.., ну я посидел — подумал и… напилил бумажков… и их стало уже 800… не шортил тогда потому что решили с женой так «только на свои и только лонги»... 
А еще помню инфо про то как «Батурина свой пакет сбера продавать собиралась»… я ехал в автобусе на работу и по радио в прям так и сказали. Что самое главное — я где то внутри понял что это дно. Так оно и оказалось. 13 рублей вроде было или даже 12-95 в час дурака… и к вечеру уже 20 почти
Александру Потавину моё искреннее почтение за его прогноз по металлургам в феврале 2009.
Повезло нам. Правда же? Хорошее ведь время было. И, как Кареевский Александр и сказал тогда в вестях… мы все на этом хорошо заработали. :)
Да… ещё… дядь Путин тогда про карликовые цены на акции сказал… помните?
avatar
Growex, в чем-то хорошее время было, да. Оживленное уж точно ;)

Но вообще повторения мне лично не очень хочется, кто его знает, как оно будет. В 2008-9 довольно быстро отскочило, но бывает ведь и иначе, как во времена великой депрессии, например: сначала камнем вниз, а потом 3-5 лет на дне. 
avatar
хорошая статья.  при том что у меня сосед как раз в это время был по обратную сторону «баррикад» пока не промаржинколили.
avatar
SergeyJu, согласен коллега. Все правильно, в теории все так надо делать. Мне вот интересно именно то психоделическое состояние Geist, когда он видит как его 10 млн (к примеру) превратились в 30 млн, и индикаторы все зеленые, и доходность за период (три месяца насколько помню) высочайшая, и задерг на 55 рублей явный (в июне вроде был). А он ведь не продал… То есть понимать это одно, а сделать — прокатиться на всей волне, это другое. Поэтому у меня вопрос — это Дзен буддизм? Или это движение к своей Тейк цели и выход только по ней. Или это длинная инвестиция Баффета. Или это предпринимательская вера — верить в свою идею поперёк всей толпы? Наверное микс. Мне интересно какие мысли были у Geist в голове в то время)))
avatar
«покупателям дна — второе дно в подарок бесплатно! ;)» - 
Лучше и не скажешь. Я так на Мегафоне пролетел.
Спасибо за историю! Восхищаюсь выдержке. Сам пришел впервые на биржу поздней осенью 2008. В планах было затариться и заработать, но волатильность все планы уничтожила. Тогда на 70% слил депо. Вышел и забыл.
Был подписан на блог Шамана. Мужик оказался земляком, кризис сильно ударил ему по здоровью, из последних сил старался передать свои знания. Жесть, конечно, была!
avatar
Geist, спасибо за развёрнутый ответ! Для себя понял — осознанный анализ графиков, анализ ситуации в целом, и восприятие ситуации «сверху», когда деревья не мешают видеть лес. Работа по стратегическим целям. На бумажную прибыль не смотрим. Работа по своей системе. В продолжение логично должно быть, что психология под контролем).
avatar
Raul, в «системы» я не особо верю, коллега. Правильней будет сказать так: я верю, что можно выработать какой-то более-менее цельный набор правил для торговли, который будет помогать в ней, но нельзя сделать систему, которая будет давать гарантированный результат на любом рынке — потому что рынки меняются, и меняются достаточно часто. 

Количество людей, говорящих о том, что они торгуют по системе, очень существенно отличается от количества людей, которые могут предъявить положительные результаты торговли — поэтому и не верю.

Правда, я совсем ничего не знаю про алготорговлю: когда торгует робот, система наверное более вероятна. 

Что касается анализа рыночной информации, то анализировать нужно не только саму информацию, на первом этапе нужно анализировать сами новости на предмет их значимости, достоверности и ценности. Я недавно писал про новую книжку Пелевина, там у персонажа была такая цитата: "Знание, к какому потоку информации прислушаться – и есть ясновидение." - и это абсолютная правда.

Если прислушиваться к правильному потоку информации, это сильно помогает, и, соответственно, наоборот — неправильный поток информации заставляет делать ошибки. 

Позже я еще напишу вам про отдельные моменты психологии с моей точки зрения, если интересно.
avatar

теги блога Geist

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн