М-даа похоже макроэкономика тут не особо в почете, а между тем уважаемый kuznechik опубликовал пост на одну из важнейших тем — фискальный договор ЕС. Вот этот пост
smart-lab.ru/blog/news/34484.php. В последнее время потихоньку начинают уходить риски европейского долгового кризиса: состоялось понижение рейтингов нескольких стран ЕС (рынки не особо этого испугались, как все мы видели), последние размещения еврооблигаций проходят все лучше и лучше (даже вчерашние длинные размещения прошли вполне успешно), деньги выданные ЕЦБ банкам стали поступать на долговой рынок. Но фактор фискального договора пока остается, когда уйдет и он, то останется только дефолт Греции, к которому все уже морально готовы (как он будет преподнесен не суть важно). Так вот озвучу некоторые свои соображения по поводу фискального договора.
1) Вот это очень важный момент: "… Также пакт, который будет обсуждаться министрами финансов стран ЕС 23 января, предусматривает создание централизованного коррекционного механизма, который будет автоматически задействован в случае существенных отклонений от целевого уровня структурного дефицита 0,5% ВВП. На таких жестких условиях настаивает ЕЦБ..." — вот именно такой механизм и должен быть в этом договоре.
2) Если же останется лишь такое условие: "… европейский суд будет наделен полномочиями штрафовать страны, нарушающие бюджетную дисциплину. Размер штрафа, который будет уплачиваться в Европейский стабилизационный механизм, будет доходить до 0,1% ВВП страны..." — то этого будет мало. Какой смысл штрафовать страну, которая не может справиться с экономическим спадом (давайте сейчас Грецию оштрафуем, что это даст?), тут нужно запускать механизм из п.1 (выше).
3) А вот это вообще бред: "… Но в черновике также предусмотрены послабления для стран, которые переживают серьезный экономический спад или другие «необычные события»...". Т.е. нарушать бюджетную дисциплину нельзя, но если очень хочется, то можно.
4) «Все должны жить по средствам» — вот основа, на которой должен строиться, договор. Тот кто по средствам жить не хочет, тот подвергается механизму из п. 1 (Фактически это будет внешнее управление экономикой). Можно дать срок на исправление нарушений, но если нарушения начинают носить системный характер, то вступает в действие «корректирующий механизм».
5) Но можно продолжать жить и так как сейчас: ЕЦБ говорит, что он не будет покупать гособлигации, что у него мандат, бла-бла-бла, а самому заключить договор с банками, обязывающий их покупать стремные евро-долги, и дать им денег, для исполнения их (банков) обязательств по этому договору. Именно это сейчас и происходит. Так может продолжаться довольно долго, но коли речь зашла о фискальном договоре, то нет смысл принимать его в каком-то промежуточном варианте, который через несколько лет опять приведет к такому же кризису.
6) Смягчения жестких условий, в которые могут попасть некоторые страны, может осуществляться через помощь МВФ, скрытого финанирования от ЕЦБ — варианты есть. Но сам фискальный договор должен быть максимально жестким. Все должны жить по средствам. Фактор евро как одной из основных мировых резервных валют и так дает очень много странам Еврозоны, но внутри Союза должны быть четкие правила, а не так как с Грецией: беру сколько хочу, а потом разберемся.