Блог им. Demonchikkiev
Текущее правительство Японии вновь выиграло местные выборы, получив возможность продолжить «ноу-хау» под названием «Абэномика». Только принесет ли это результат и будет ли японская экономика реанимирована? Вряд ли, ведь, по сути, врачи остались те же, а инструментарий для лечения японской экономики уже пуст.
Достаточно удивительное преимущество Абэ говорит о том, что единственный сектор, который недоволен текущей монетарной политикой Банка Японии и бюджетно-стимулирующими мерами Минфина – это корпоративный сектор. Есть один плюс – это отмена повышения налога на продажи, что говорит о возможном «подкупе» избирателей со стороны японских политиков.
Основной причиной отсрочки данного бюджетного решения выступает политический популизм, который пошел на пользу правящей партии во время выборов. Кроме того, Абэ и глава Минфина Японии Асо говорили о том, что повышение этого налога может вызвать сильнейшее падение экономики страны за последние кварталы.
Проблема Страны восходящего солнцаНа самом деле, у Японии возникает проблема – огромный дефицит бюджета и государственный долг, который достигает отметки 250% от размера ВВП страны. Все это как результат одного изобретения Банка Японии, который в 2001 году придумал программу количественного смягчения. Момент «сбрасывания денег с вертолетов» не обсуждается, как заверил Минфин в эту среду. Но, все равно,сам процесс количественного стимулирования японской экономики не является качественным, кроме того, цена такой политики – это сложное положение финансовой системы страны, снижение доходности банков и рост государственного долга.
Июльское заседание Банка Японии однозначно станет ключевым событием страны за весь 2016 год по той простой причине, что инвесторы ждут чего-то нового со стороны его главы Куроды. Но получим ли мы оригинальное решение тех проблем, которые долгие годы мучают японскую экономику? Цель 2% инфляции к 2018 году – уже нереальная задача.
Стоит понимать, что огромные сложности у Банка Японии могут возникнуть в связи с тем, что уровень ИПЦ будет находиться в дефляционной зоне. Огромную угрозу японской экономике несет решение британцев о выходе с ЕС. Суть в том, что раскол Еврозоны может привести до неоднозначных изменений на глобальном рынке товаров, где может произойти передел и потеря своей доли любого участника. Последним игроком может оказаться и Япония, у которой все равно наблюдается определенное перепроизводство товаров, что и является главным камнем преткновения для роста инфляции.
Люди покупать больше не станут. Если, к примеру, у японца есть один автомобиль, то вряд ли он заинтересован в том, чтобы у него их было два. Непрофильные рынки Японии, как сфера производства продуктов питания и АПК все равно не способны повлиять на внутренние импульсы роста японской экономики, а их импортозамещение не приносит желаемый уровень цен, который мог бы стать причиной для роста общей корзины потребителя (ИПЦ).
Интересно то, что пассивность и отсутствие плана по решению внутренних проблем японской экономики способны вызвать то, что Япония станет страной, которая демонстрирует деградацию в плане экономики, политики и вообще общественного устоя. Решение принять Абэномику еще пару лет назад было большой ошибкой. Курода, как и его коллеги Абэ и Асо, не способен использовать жесткие решения по стимулированию роста экономики и уровня инфляции.
Единственное решение, позволяющее Японии выиграть огромный кусок пирога после Brexita, – это девальвация национальной валюты, которая решит как минимум, краткосрочные проблемы. Препятствие такому выгодному процессу для Японии – это мнение большой двадцатки (G20), которая категорически против подобных решений японских регуляторов. Интересно то, что именно эта пассивность и позиция «труса» со стороны Абэ, Асо и Куроды и есть той причиной, которая делает Японию в наше время не страной из ТОП-списка. Исходя из этого, лучшее решение – это смена правительства государства. В случае прихода к власти жестких регуляторов и управляющих, появятся поводы говорить о том, что японская экономика может наконец-то выйти из многолетней рецессии.
Японии пора решить, что важней: международная репутация и политический союз с США или собственная выгода и внутренний рост экономики.
Дмитрий Лебедь