Рецензии на книги
У Льюиса до этого прочитал «Большую игру на понижение», и, честно признаюсь, слог автора пришёлся по нраву. Пишет достаточно легко и увлекательно, несмотря на специфичность тематики (ценные бумаги). От этой книги ожидал такой же подачи материала, и, в целом, ожидания оправдались. Правда, не знаю, то ли это потому, что я в силу профессии программиста привык к зарубежной литературе и терминологии, то ли и вправду перевод был выполнен хорошо, но не отлично, но при чтении не пропадало лёгкое ощущение того, что читаешь перевод. Могу сравнить с Ведьмаком польского писателя Анджея Сапковского, перевод которого я сейчас читаю: такого ощущения нет и в помине — перевод адаптирован идеально. Но это, в принципе, мелочи, которые менее занудному читателю будут незаметны.
Книга начинает повествование с момента становления эры электронной торговли, когда компьютерные системы заменили собой живые торги в биржевой яме. Сам процесс осуществления сделок стал автоматизированным, и это имело как положительные, так и отрицательные эффекты. Базовая концепция HFT в книге представляется как ситуация, когда кто-то имеет более быстрый, чем у большинства, доступ к информации, и пользуется этим, чтобы опережать то самое большинство. Основной упор делается на ускорение доступа к актуальной информации, и становится дорога каждая единица дискретизации времени, вплоть до наносекунд (текущий технологический уровень). «Если ты не первый, то ты последний». В связи с этим пионерам HFT приходилось идти на всяческие ухищрения: тайная прокладка наикратчайшей оптоволоконной линии, соединявшей HFT-фирмы с датацентром биржи; маскировка сетевого оборудования; укорочение кабелей; скупка зданий рядом с биржей и прочие непотребства. Обо всём этом написано интересно.
Помимо физического аспекта, успех HFT зависит и от программистов. Им в книге уделена немалая роль, но роль скорее как молчаливых исполнителей, нежели как самодостаточных интеллектуалов, пользующихся своими навыками для добычи больших денежных сумм. Вкратце рассказана история российского программиста-эмигранта Сергея Алейника, попавшего в тюрьму из-за якобы кражи кода Goldman Sachs — банка, в котором работал Алейник.
Видимо, любит Льюис лишний раз макнуть «загнивающе-прогнившую» банковскую систему США носом в дерьмо, потому что и тут ей досталось по самое не хочу. Дырявые регуляционные акты, банки-брокеры, заправляющие собственными тёмными пулами (по сути аналог биржи, но не официальный — кухня 80-го уровня, короче говоря), публичные биржи, выдумывающие новые правила в угоду HFT-фирмам и, наконец, HFT-фирмы, наживающиеся на «честных инвесторах» методами на грани фола — это тот ареол, которым окружил Льюис HFT в своей книге. То есть, явно негативный оттенок. По сути, автор описывает HFT как целую индустрию по раскулачиванию абсолютного большинства участников торгов на центы. И, как говорится, «с миру по нитке — бедному рубашка». Но нашлась некая группа энтузиастов — работников банковской сферы (программисты, трейдеры, инвесторы) --, которым данный расклад пришёлся не по нраву, и они, в сущности, объявили HFT войну, создав свой тёмный пул с прозрачной системой приказов и инфраструктурой, защищающей инвесторов от наиболее гнусных и простых как три копейки HFT-стратегий. Насколько эффективным был данный шаг, покажет время, а пока битва на данном поле ещё не окончена. За инициативу выступают «честные инвесторы» и те банки и брокеры, интеллектуальных резервов и хитропопости которых не хватило на то, чтобы хорошо на этом зарабатывать. Против — разномастные злые гении мира прикладной математики, матёрые банкстеры с Уолл-Стрит, торгующие приказами своих клиентов, да и просто сама хищническая природа Уолл-Стрит, трактующая рыночную эффективность в терминах социал-дарвинизма.
В общем и целом, про HFT в данной книге написано в романтическом ключе с негативным окрасом (в принципе, так можно описать почти любую составляющую Уолл-Стрит), без каких-либо серьёзных технических углублений.
P.S. После прочтения книги возникло несколько вопросов о применимости данной ситуации к нашему рынку, такие как: есть ли у нас аналоги тёмных пулов (честно говоря, слабо представляю себе такую возможность, т.к. вся торговля российскими бумагами и деривативами ведётся фактически в одном месте за неимением легальных альтернатив), какой объём имеет российский HFT-рынок, на какие ухищрения идут HFT-трейдеры/брокеры/банки (самое «криминальное» из того, о чём я слышал до сих пор — декомпиляция и перепрограммирование софтверного роутера Plaza2 для получения временного преимущества); точка зрения представителей МосБиржи по данному вопросу в целом.
Сергей Алейник… Ничего не перепутали? Может, все-таки Василий, и не А, а О?
Практически невозможно достичь полного равенства в скорости доступа к информации (возможно конечно, но это будет очень смешная конструкция с кругом или шаром клиентов и проводами единой длинны от некого центра матчинга заявок — т.е. абстракция с претензией на утопию).
В реальности же HFT это просто трансформация маркетмейкеров в их роботизированную ипостась, в роботов — провайдеров ликвидности.
-->Речь идёт о пагубной трансформации электронной торговли
-->под влиянием HFT-торговцев
а какой критерий «пагубности» использует автор книги?
К примеру почти весь смартлаб заточен на вынос денег с рынка методами, которые вряд ли создают обществу добавочную стоимость — они тоже «пагубно» влияют на рынок в рамках такого критерия.
-->Так же ставятся под сомнение доводы о том, что HFT
-->являются поставщиками ликвидности
это вопрос исключительно регуляции, аналогичной той, что применяется к классическим маркетмейкерам. Последним недозволено «просто так» раздвигать спред и уходить с рынка в моменты роста волатильности. Они обязаны бидовать и оферить. Возможно регулятор плохо делал свою работу. Классические MMейкеры тоже сбегали бы с бидов во время обвала не будь у них обязательств перед биржей и регулятором.
Вероятно проблема перекладывается с здоровой головы, на голову регулятора, который пытается снять ответственность за FlashCrash и прочее.
-->якобы они не поставляют ликвидность, а лишь являются
-->промежуточным и отнюдь не необходимым звеном в цепочке
-->«продавец-покупатель»
на мой взгляд это оксюморон, так сказать. Суть посредника как раз в роли «промежуточного звена». Его необходимость это сага о рыночной экономике и её представлении в глазах дирижистов (как сейчас политкорректно называют коммунистов-социалистов).
-->Когда исчезает возможность заработка— исчезает и ликвидность
собственно вот он и социалистический coming out (я не в ваш, уважаемый Enfernuz адрес, а в адрес автора книги), неплохо смотрится на транспаранте к 1 мая примерно такой лозунг:
i.m.h.o.
HFT мешает только тем, кто сам это HFT не может потянуть по финансовым или интеллектуальным причинам. А если позу держишь больше часа, то уже как-то все равно.