"...
в последние три месяца в промышленности началось оживление, причем с каждым месяцем темпы его возрастают. В 2015 году в России может быть даже небольшой экономический рост." — написал великий экономист современности Илларионов
Это «оживление» наиболее наглядно проявляется в динамике грузоперевозок. Вообще, обычно, люди сами понимают, как связана активность в промышленности и грузоперевозки, но экономистам Илларионовым надо специально объяснять. Все дело в том, что промышленность, в отличие от сектора услуг, производит товары. Которые надо перевозить. Хотя бы на склад. Соответственно, чем более активно работает промышленность и вообще экономика — тем активнее грузоперевозки.
Вот, например, динамика перевозок грузов за 20 лет. Несомненно и совершенно наглядно видны периоды кризисов и периоды роста:
А вот динамика за последний год в сравнении с предыдущим. И за «последние три месяца» тоже. Где рост, Илларионов? Совершенно ясно виден устойчивый спад.
Январь-ноябрь 2013 и 2014 г. (за декабрь пока нет данных. В отличие от всяких неучей типа HSBC Росстат ведь подходит к статистике вдумчиво и считает не спеша. «Без статистики не жизнь, а каторга какая-то» ©
Итак, либо в экономике России произошло уникальное и доселе невиданное суверенное явление — рост промпроизводства без увеличения грузооборота, либо экономист Илларионов перепил за новогодним столом. Или оливье переел. Или грибочки какие-то не те попались под водочку.
Источник данных: Росстат.
Но я бы хотел обратить внимание, что спад грузоперевозок начался еще до всяких санкций, еще в 2013 г. А по морским перевозкам (на Росстате найдете) — еще в 2012-м! Поэтому санкции (и цены на нефть кстати тоже) это только часть общей картины. Настоящие причины — внутренние. В экономике 3-й год скрытая рецессия. Которая в следующем году станет явной.
В любом случае, еще раз — грузооборот снижался еще до всяких санкций. Зачем придумывать какие-то сложные объяснения очевидному? Илларионов фантазер. Экономика в рецессии. И нет никакого оживления. И не будет.
Частично замещены. Ниже я привел % падения импорта в августе-октябре, они почти в три раза больше % падения перевозок, приведенных Вами.
А то, что у нас в 2011- первой половине 2014 была стагнация, никто и не спорит. Обрабатывающая промышленность начала показывать рост только с августа 2014-го после 3-х летней стагнации.
Любому с более менее широким кругозором было видно
энергопотребление надо смотреть
И никаких тут «шумов» в данных по перевозкам нет. Т. к. их не было до 2012 г. — абсолютно четко индикатор показывал динамику реального ВВП (товарного сектора) — теперь «шумы» появились? Так не бывает.
Снижение динамики грузоперевозок уже следствие замедления, а не опережающий индикатор. Товары могут и на складах скапливаться.
К аналогичному периоду 2013-го:
август -11%
сентябрь -9,6%
октябрь -12,4%
Это ведь тоже грузоперевозки и на более дальние расстояния, чем внутренние.
Кстати, минимум грузоперевозок в 2009-м как раз приходится на 35%-е падение импорта, в то время, как в промышленном производстве наблюдался рост после спада в 2008-м.
В 2013 году тоже импорт снижался? Хватит уже. Просто Илларионова заглючило. По данным Россттата индекс промпроизводства в ноябре снизился. Как и по PMI HSBC. По данным за декабрь еще больше снизится — это уже очевидно.
Кстати транспорт в РФ создает ВДС немногим меньше, чем все обрабатывающие производства вместе взятые (исключая добычу ископаемых, нефтепереработку и металлургию кроме пр-ва готовых мет. изделий).
В общем снижение импорта при снижении потребления о котором вы говорите ни разу не положительный для экономического роста фактор. Если потребление снижается — ниоткуда не возьмется экономический рост.
Все просто. Индикатор работал 20 лет как часы. Почему он должен перестать работать? Потому что вам очень не хочется менять точку зрения? Но реальности наплевать на точки зрения…
В 2013-м снижалась обрабатывающая промышленность (как и в 2012-м и во второй половине 2011-го), а импорт как раз рос.
А рост в обрабатывающей промышленности как раз и начался только в августе 2014-го. А рост в промышленности и сельском хозяйстве при падении потребления может наблюдаться, если падение потребления меньше падения импорта. Такой рост на фоне падения потребления мы уже видели и в 1999-м и в 2009-м.
В этом году грузоперевозки продолжили снижаться, а обрабатывающая промышленность якобы начала «расти» в августе-октябре. Но грузоперевозки в это время не росли. И вероятнее всего этот «рост» обрабатывающей промышленности — не более чем статистический артефакт. Который прекратил влиять на данные уже в ноябре.
Просто грузоперевозки это одна из очень немногих непосредственно наблюдаемых и легко фиксируемых переменных, и если их объемы снижаются — на остальные можно даже не смотреть, т. к. показатели о которых мы говорим — типа «роста в обрабатывающей промышленности» — по сравнению с чистым и ясным показателем перевозок — это натуральная каша, в которую чего только не намешано. Например помимо прочего туда намешана нефтепереработка (причем она составляет порядка 25% всей ВДС «обрабатывающих пр-в», и еще металлургия, кроме производства готовых изделий — еще 10%). Как показатели этих 2х отраслей в высокой степени зависящих от сырьевых цен отражаются в общих объемах «обрабатывающего производства»?
Короче — я вообще не понимаю с какой целью нужно анализировать этот показатель — выходит он с большим запозданием, методика кривая, содержание непонятно, опережающей корреляции с общим экономическим ростом не имеет. Зачем он нужен, когда есть индикатор (показатели грузоперевозок) ясно показывающий вектор экономических изменений и ни разу не давший никаких сбоев (не в последнюю очередь потому что он один из очень немногих НЕФИНАНСОВЫХ показателей, а измеряется всегда в натуральном выражении и простым способом при этом, соответственно вообще не подвержен бл… м приемам манипуляции с ценовыми показателями типа индексов дефляторов и пр...).
В смысле индикатора внутреннего производства гораздо показательнее производство электроэнергии, так как оно на 99% никак не связано с импортом. А все цифры в тоннах по основным обрабатывающим производствам есть на сайте Госкомстата. Основной рост в пищевой, стройматериалах, бумажной и сталелитейной промышленностях.
а здесь подан как защитник режима