Блог им. speculair

Илларионову больше не наливать

"... в последние три месяца в промышленности началось оживление, причем с каждым месяцем темпы его возрастают. В 2015 году в России может быть даже небольшой экономический рост." — написал великий экономист современности Илларионов

Это «оживление» наиболее наглядно проявляется в динамике грузоперевозок. Вообще, обычно, люди сами понимают, как связана активность в промышленности и грузоперевозки, но экономистам Илларионовым надо специально объяснять. Все дело в том, что промышленность, в отличие от сектора услуг, производит товары. Которые надо перевозить. Хотя бы на склад. Соответственно, чем более активно работает промышленность и вообще экономика — тем активнее грузоперевозки. 

Вот, например, динамика перевозок грузов за 20 лет. Несомненно и совершенно наглядно видны периоды кризисов и периоды роста:
Илларионову больше не наливать

А вот динамика за последний год в сравнении с предыдущим. И за «последние три месяца» тоже. Где рост, Илларионов? Совершенно ясно виден устойчивый спад. 
Илларионову больше не наливать

Январь-ноябрь 2013 и 2014 г. (за декабрь пока нет данных. В отличие от всяких неучей типа HSBC Росстат ведь подходит к статистике вдумчиво и считает не спеша. «Без статистики не жизнь, а каторга какая-то» ©
Илларионову больше не наливать

Итак, либо в экономике России произошло уникальное и доселе невиданное суверенное явление — рост промпроизводства без увеличения грузооборота, либо экономист Илларионов перепил за новогодним столом. Или оливье переел. Или грибочки какие-то не те попались под водочку.

Источник данных: Росстат.
★5
31 комментарий
Хм… Очень интересный анализ. Не в защиту илларионова будет сказано… Но может ли быть, что огромная часть грузооборота уменьшилась за счёт уменьшения перевозок импортных товаров, попавших под санкции?
avatar
Loss Hunter, в таком случае это означает, что эти товары просто были изъяты из общей товарной массы и ничем не замещены. Т. к. если бы они были замещены внутренним производством, то его продукцию надо было бы куда-то перевезти.

Но я бы хотел обратить внимание, что спад грузоперевозок начался еще до всяких санкций, еще в 2013 г. А по морским перевозкам (на Росстате найдете) — еще в 2012-м! Поэтому санкции (и цены на нефть кстати тоже) это только часть общей картины. Настоящие причины — внутренние. В экономике 3-й год скрытая рецессия. Которая в следующем году станет явной.
avatar
speculair, импорт упал сильнее, чем выросло внутренне производство… это элементарно.
avatar
alex3585, нет. если бы оно выросло — перевозки бы тоже выросли. Оно НЕ выросло, т. к. об этом говорят не выросшие перевозки — это элементарно.
avatar
speculair, перевозки импорта упали на 30% например а перевозки местной продукции выросли на 15% всего- в итоге все равно будет падение перевозки.Но при этом рост промпроизводства
avatar
pekin66, тогда получится, что ту долю продукции, которая в оставшихся 15% не потребили, и имеем все равно падение ВВП.

В любом случае, еще раз — грузооборот снижался еще до всяких санкций. Зачем придумывать какие-то сложные объяснения очевидному? Илларионов фантазер. Экономика в рецессии. И нет никакого оживления. И не будет.
avatar
speculair, речь только о промпроизводства, илларионов говорит только о нем.грузооборот может и падал но речь не о нем
avatar
speculair,

Частично замещены. Ниже я привел % падения импорта в августе-октябре, они почти в три раза больше % падения перевозок, приведенных Вами.

А то, что у нас в 2011- первой половине 2014 была стагнация, никто и не спорит. Обрабатывающая промышленность начала показывать рост только с августа 2014-го после 3-х летней стагнации.
avatar
Кризис начался еще до санкций всяких
Любому с более менее широким кругозором было видно
avatar
так в-принципе, почти идентичные данные. В ноябре вообще один в один. И это при том, что импорта стало меньше. Следовательно, внутреннее замещение имеет место. Следовательно, национальное производство действительно выросло.
с автором согласен на все 100.общаюсь с транспортниками.тоже самое говорят про падение!
avatar
имхо по уровню шумов 2-3%
энергопотребление надо смотреть
avatar
ves2010, не «энергопотребление», а энергопотребление предприятий. Энергопотребление населения от температуры воздуха зависит сильно. И от погоды.

И никаких тут «шумов» в данных по перевозкам нет. Т. к. их не было до 2012 г. — абсолютно четко индикатор показывал динамику реального ВВП (товарного сектора) — теперь «шумы» появились? Так не бывает.
avatar
Он написал «В 2015 году в России может быть даже небольшой экономический рост», а вы акцентируете внимание на 2-й половине 2014, когда были введены взаимные санкции и падение объяснимо. Где логика?

Снижение динамики грузоперевозок уже следствие замедления, а не опережающий индикатор. Товары могут и на складах скапливаться.
avatar
Oil-trader, нет. перевозки всегда идут вперед, т. к. они первыми чувствуют падающий спрос и снижающиеся заказы оптовиков. И на склады товары попадают не методом «нуль транспортировки», а тоже с помощью транспорта. А то, что он говорит про 2015й год в стиле «блондинка и динозавр», а не на основании каких-либо фактических данных, лишь лишний раз подчеркивает его профессиональный уровень. Правильно его уволили.
avatar
Трудно представить, что Илларионов настолько непрофессионален.Чувствуется, что имеет он в этом какой-то интерес.
avatar
Может же быть такое, что он просто не учел этот факт и своё утверждение обосновал на других фактах. (В любом случае Илларионов обычно ошибается в прогнозах)
avatar
рост будет. легко. цены на продукцию поднять на 50% валовый продукт увеличился на 50%. у нас вон еще весной по телеку про местные производства сказали рост в два раза на одном (где я работал).
avatar
salik, и это после сокращения на 20 проц. и отсутствии заказов прямых. просто директор едрос-депутат
avatar
непонятно, что он имеет ввиду под экономическим ростом.рецессия будет 2 квартала как минимум даже при росте промпроизводства.
avatar
Эти грузоперевозки завист от 1) мипорта (а он падает) 2) эффективности РЖД (а она друг начала расти) А про какой параметр говорил илларионов — никому не известно =)
avatar
А динамику импорта Вы не учитываете?

К аналогичному периоду 2013-го:

август -11%
сентябрь -9,6%
октябрь -12,4%

Это ведь тоже грузоперевозки и на более дальние расстояния, чем внутренние.

Кстати, минимум грузоперевозок в 2009-м как раз приходится на 35%-е падение импорта, в то время, как в промышленном производстве наблюдался рост после спада в 2008-м.
avatar
А. Г., расстояния учитываются только в показателе грузооборота (тонно километры). В показателях объемов перевозок расстояния роли не играют — это просто объемы.

В 2013 году тоже импорт снижался? Хватит уже. Просто Илларионова заглючило. По данным Россттата индекс промпроизводства в ноябре снизился. Как и по PMI HSBC. По данным за декабрь еще больше снизится — это уже очевидно.

Кстати транспорт в РФ создает ВДС немногим меньше, чем все обрабатывающие производства вместе взятые (исключая добычу ископаемых, нефтепереработку и металлургию кроме пр-ва готовых мет. изделий).

В общем снижение импорта при снижении потребления о котором вы говорите ни разу не положительный для экономического роста фактор. Если потребление снижается — ниоткуда не возьмется экономический рост.

Все просто. Индикатор работал 20 лет как часы. Почему он должен перестать работать? Потому что вам очень не хочется менять точку зрения? Но реальности наплевать на точки зрения…
avatar
speculair,

В 2013-м снижалась обрабатывающая промышленность (как и в 2012-м и во второй половине 2011-го), а импорт как раз рос.

А рост в обрабатывающей промышленности как раз и начался только в августе 2014-го. А рост в промышленности и сельском хозяйстве при падении потребления может наблюдаться, если падение потребления меньше падения импорта. Такой рост на фоне падения потребления мы уже видели и в 1999-м и в 2009-м.
avatar
А. Г., вот импорт рос в 2013 а грузоперевозки снижались. И обрабатывающая промышленность тоже снижалась. Как и должно быть.

В этом году грузоперевозки продолжили снижаться, а обрабатывающая промышленность якобы начала «расти» в августе-октябре. Но грузоперевозки в это время не росли. И вероятнее всего этот «рост» обрабатывающей промышленности — не более чем статистический артефакт. Который прекратил влиять на данные уже в ноябре.

Просто грузоперевозки это одна из очень немногих непосредственно наблюдаемых и легко фиксируемых переменных, и если их объемы снижаются — на остальные можно даже не смотреть, т. к. показатели о которых мы говорим — типа «роста в обрабатывающей промышленности» — по сравнению с чистым и ясным показателем перевозок — это натуральная каша, в которую чего только не намешано. Например помимо прочего туда намешана нефтепереработка (причем она составляет порядка 25% всей ВДС «обрабатывающих пр-в», и еще металлургия, кроме производства готовых изделий — еще 10%). Как показатели этих 2х отраслей в высокой степени зависящих от сырьевых цен отражаются в общих объемах «обрабатывающего производства»?

Короче — я вообще не понимаю с какой целью нужно анализировать этот показатель — выходит он с большим запозданием, методика кривая, содержание непонятно, опережающей корреляции с общим экономическим ростом не имеет. Зачем он нужен, когда есть индикатор (показатели грузоперевозок) ясно показывающий вектор экономических изменений и ни разу не давший никаких сбоев (не в последнюю очередь потому что он один из очень немногих НЕФИНАНСОВЫХ показателей, а измеряется всегда в натуральном выражении и простым способом при этом, соответственно вообще не подвержен бл… м приемам манипуляции с ценовыми показателями типа индексов дефляторов и пр...).
avatar
speculair,

В смысле индикатора внутреннего производства гораздо показательнее производство электроэнергии, так как оно на 99% никак не связано с импортом. А все цифры в тоннах по основным обрабатывающим производствам есть на сайте Госкомстата. Основной рост в пищевой, стройматериалах, бумажной и сталелитейной промышленностях.
avatar
Импорт упал — его перевозки тоже, внутреннее производство выросло — перевозки тоже, но этого не хватило для компенсации падения перевозок импорта, как вариант.
avatar
UN_Alex, в 2013 году импорт не падал, а перевозки падали. Пятый раз обращаю на это внимание. Экономическая активность снизилась, вот и все.
avatar
speculair, хорошо бы посмотреть такую же статистику в разрезе отраслевых перевозок :) Могу высказать такую идею. Эта статистика, как я понимаю, официальная? Падение импорта 12-20%? Есть подозрение, что скрыть от официальной статистики импортные перевозки невозможно. А вот скрыть внутренние — вполне.
avatar
Илларионов вообще-то — один из самых заклятых ненавистников Путина,
а здесь подан как защитник режима
avatar

теги блога speculair

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн