24.10.2011
Роботы снимают скальпы
Что конкурс «Лучший частный инвестор» может рассказать о российской бирже и об игроках, ее населяющих
Конкурс «Лучший частный инвестор» (ЛЧИ) — самое яркое светское событие на российском фондовом рынке. Его можно назвать чемпионатом по биржевой игре, где победителем становится участник, заработавший больше других. Главный приз — один миллион рублей минус налог. Последние годы ЛЧИ устраивала РТС, но в связи с объединением РТС и ММВБ конкурс в этом году проводится в рамках обеих бирж под лозунгом «Одна биржа — один герой». В конкурсе несколько номинаций, которые отражают специализацию обеих бирж (ММВБ — акции, РТС — деривативы на FORTS). Сейчас соревнование в разгаре, и продлится оно до 15 декабря.
За восемь лет существования конкурс превратился в знаковое явление, в нем, как в капле воды, отражается то, что происходит на российском фондовом рынке, или по крайней мере в самом активном его сегменте. Для бирж ЛЧИ — способ популяризации активной биржевой торговли через истории успеха, для брокеров — возможность отрекламировать себя, для частных инвесторов — средство удовлетворения собственных амбиций и шанс сделать карьеру и выйти на новый уровень доходов. Последний пункт означает «гастроли» по стране с целью проведения платных обучающих семинаров (консультаций), возможно, продажи трейдерского софта, а также получение от сторонних людей денег в управление за долю от прибыли.
Для наблюдателей ЛЧИ — удобный способ описать самые заметные тенденции в биржевой торговле, а также ответить на вопрос «кто все эти люди?» — кто же торгует на нашей бирже?
Фьючерс как важнейшее из искусств
В России первым известным «Лучшим частным инвестором» стал турнир, проведенный в 2002 году среди своих клиентов ММВБ совместно с брокерским домом «Открытие». Участники торговали акциями, главным призом был автомобиль BMW третьей серии. После этого «Открытие» вышло в лидеры по оборотам на ММВБ, а конкурсы начали тиражироваться как продукт маркетинга.
Через год идею подхватила РТС. Она использовала ее для раскрутки срочного рынка FORTS, и, хотя брокеры по-прежнему периодически устраивают соревнования среди своих клиентов, а ММВБ пару последних лет организовывала «Кубок ММВБ», «Лучший частный инвестор» остается наиболее заметным событием в трейдерской среде. Самый популярный инструмент среди участников — фьючерс на индекс РТС. В текущем конкурсе уже более 1 тыс. участников, зарегистрироваться можно до 2 декабря, и биржи ожидают увидеть около 3 тыс. претендентов.
Причины популярности ЛЧИ кроются не столько в маркетинговых талантах организаторов и призах, сколько в психологии игроков: победить в соревновании, которое проводит биржа среди всех желающих, гораздо почетнее, чем в конкурсе, который устраивает брокер только среди своих клиентов. Тут надо учитывать и специфику биржевой торговли как таковую — это война каждого против всех. Конкурс позволяет персонализировать соперников и выставить четкую планку, к которой нужно стремиться: в турнирной таблице видны и результаты, и действия конкурентов.
Кроме того, призовое место в ЛЧИ практически сразу стало признанным «знаком качества» для трейдеров. В условиях, когда рынок, особенно срочный, только-только набирал силу, очень важно было создать сообщество людей, которые знали, как торговать, и могли служить образцом для многих. Директор департамента срочного рынка РТС Евгений Сердюков говорит, что появление таких гуру было важным сопутствующим выигрышем в конкурсе, и приводит в пример жителя Пскова Андрея Беритца. В 2003 году Беритц вошел в число призеров ЛЧИ, в 2007-м победил в номинации «Лучший трейдер-миллионер» и сейчас обучает в Пскове всех желающих торговать, а также заседает в жюри ЛЧИ‑2011.
Понятно, что для бирж конкурс тоже весьма полезен — истории успеха биржевых игроков привлекают на финансовый рынок новых людей. В этой связи популяризация биржевой торговли вещь крайне выгодная. «Идея конкурса ЛЧИ достаточно проста: он был задуман РТС для продвижения срочного рынка, — сказал “Эксперту” генеральный директор ИК “ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент” Александр Щеглов. — Цель — донести до широкой аудитории, что на FORTS можно хорошо зарабатывать. При этом, поскольку срочный рынок — это рынок с очень большим кредитным плечом, в верхних строчках турнирной таблицы мы видели очень большие доходности, а в нижних — значительные убытки. Но сама идея реализована хорошо, и результаты лучших конкурсантов действительно привлекали на срочный рынок новых игроков — в основном тех, кто уже пытался спекулировать акциями на ММВБ». Что же обнаруживали эти игроки, попадая на FORTS и ЛЧИ?
Сверхскорость и сверхдоходность
Для наблюдателей ЛЧИ интересен, помимо прочего, тем, что позволяет отслеживать самые актуальные тенденции в биржевой торговле. Этими наблюдениями пользуются и биржа — чтобы понимать, как развивать свою торговую систему в соответствии с запросами игроков, и брокеры — чтобы заманивать к себе ту или иную категорию трейдеров, и, разумеется, сами игроки — в попытках заработать. «2003 год — это зарождение скальпинга*, — описывает эволюцию трейдинга в рамках ЛЧИ Евгений Сердюков. — После этого мы заметили зарождение робототорговли и несколько лет противопоставляли в конкурсе робототорговцев тем, кто совершает сделки своими руками. С помощью конкурса мы можем даже проследить эволюцию робототорговли: сначала роботы были не очень эффективными и превалировала ручная торговля, но последние годы показывают, что роботостроение достигло того уровня, когда роботы уже могут зарабатывать больше торгующих по старинке».
Владимир Твардовский, председатель правления брокерской компании ITinvest, предлагающей услуги для высокочастотных (High frequency trading — HFT) трейдеров с их роботами, описывает путь торговых систем от сложных к все более сложным: «Сначала на конкурсе “Лучший частный инвестор” сражались краткосрочные торговые алгоритмы, с помощью которых люди пытались поймать рыночные движения, затем на первый план вышел так называемый скальпинг. Здесь можно назвать много имен: Noxer, mumitroll, my-trade и другие (ники призеров ЛЧИ, так, под ником Noxer выступал Андрей Ковиненок, победитель ЛЧИ-2006, совершивший 26 тыс. сделок. — «Эксперт»). Эти люди, пристально глядящие в биржевой стакан, показали возможности скальпинга. Потом, постепенно, на смену скальперам стали приходить роботизированные торговцы с более совершенными алгоритмами, чем это было в 2006–2008 годах». А уже затем в дело вошли высокочастотные HFT-трейдеры, которые совершают в день десятки тысяч сделок. И это стало возможным потому, что РТС совершенствовала свою торговую систему и стала предлагать желающим за отдельную плату скоростной прямой доступ фактически в мозг — в ядро этой системы. Плата за самое лучшее подключение «к мозгу» начинается от 200 тыс. рублей, ежемесячные расходы составляют от 70 тыс. рублей. И эти затраты плюс биржевую и брокерскую комиссии HFT-трейдеры должны как минимум отбивать для того, чтобы алготрейдинг имел экономический смысл.
В 2010 году чемпионом ЛЧИ стала команда из трех человек под ником Robot_Panda. Робот обогнал остальных участников с доходностью более 8000% (напомним, что это доходность за 2,5 месяца, которые длится конкурс), превратив стартовые 50 тыс. рублей в сумму более 4 млн рублей, причем торговал Robot_Panda опционами. Это вызвало взрывной рост рынка опционов: с момента окончания ЛЧИ-2010 оборот по этим инструментам на FORTS вырос на 170%, причем, добавляют на бирже, в основном за счет именно частных трейдеров.
Делай как Panda
Сейчас пока рано говорить, что нового принесет с собой ЛЧИ-2011 в сфере торговых стратегий и инструментов, но вполне вероятно, что бешеный рост доходностей, показываемых его участниками, будет приостановлен. Дело в том, что в этом году победителем ЛЧИ будет признан игрок, показавший не наибольшую доходность в процентах, а наибольший доход в рублях. Это уже привело к тому, что многие не захотели участвовать в чемпионате.
«Сейчас я не участвую в конкурсах, так как вероятность занять призовое место невелика: в номинации “Доходность”, очевидно, победят роботы, а в номинации “Доход” — те, у кого максимальная сумма. Лишняя эмоциональная нагрузка будет мне только мешать», — говорит тот самый Андрей Беритц, герой первых ЛЧИ. И добавляет, что при этом все равно мониторит активность участников конкурса и наблюдает, как та или иная группа игроков отрабатывает то или иное движение на рынке, — это может пригодиться для совершенствования собственной торговли.
Кстати, публичность действий конкурсантов — один из главных спорных вопросов за все время существования ЛЧИ. Все сделки участников раскрываются на сайте турнира, и биржа считает это крайне важным. «Конкурс задуман для того, чтобы люди могли учиться на опыте лучших инвесторов, смотреть самые продвинутые стратегии, пробовать разные инструменты, тем самым повышая свою эффективность», — с энтузиазмом объясняет Евгений Сердюков, добавляя, что, вообще, одна из первых задач объединенной биржи — продемонстрировать, как можно эффективно управлять своими деньгами, не используя традиционные для нас способы: депозит, недвижимость и тем более Forex. Директор департамента срочного рынка РТС считает, что не обязательно смотреть, как торгует первый участник конкурса, но можно посмотреть, как торгует сотый, и разобраться в его стратегии.
Для самих конкурсантов в публичности истории сделок тоже есть плюс: так проще доказать свою состоятельность и то, что призовое место ты занял по праву. Правда, некоторые остерегаются участвовать как раз из-за боязни, что их стратегия будет раскрыта наблюдателями. Виталий Курбаковский, директор по операциям на открытом рынке компании «Математика финансов», которая в 2010 году заняла второе место в ЛЧИ с роботом robot__HalfBe, говорит, что все высокочастотные и высокодоходные стратегии и так известны. Разница заключается в их технической реализации. У кого самые быстрые компьютеры и каналы связи, тот и будет выигрывать. Однако тут есть еще один нюанс. Конкуренция среди пользователей одной стратегии высокая, поэтому те ценовые неэффективности на бирже, которые «видят» и используют роботы и торговые алгоритмы, — вещь временная. Стоит к этой неэффективности обратиться большому числу игроков — и она исчезнет, сработает закон эффективности фондового рынка. «Торговые стратегии Noxer и Евы (Eva — ник, под которым на ЛЧИ-2008 первое место заняла Светлана Ковиненок, жена победителя ЛЧИ-2006) были вскрыты как консервная банка, разложены по полочкам, развинчены до винтика, проанализированы, и тут же появились контрстратегии, после чего создатели исходной стратегии просто перестают зарабатывать, — напоминает Владимир Твардовский. — Практически всех лидеров ЛЧИ вскрыли и препарировали. И даже Robot_Panda не избег такой участи, хотя занимался опционами, что для среднестатистического спекулянта на фьючерсе на индекс РТС высшая математика. Тем не менее нашлись трейдеры, которые буквально в декабре (ЛЧИ заканчивается в декабре) уже начали писать роботов, а в феврале запустили их на рынок».
Именно в результате этого опционный рынок за последний год и стал существенно ликвиднее.
Все эти люди
«В нашей экономике, как в королевстве кривых зеркал, многим молодым людям реализовать себя в бизнесе стало просто невозможно. И они идут по линии наименьшего сопротивления. Часть едет за рубеж, часть пытается заработать на Forex, а часть становится биржевыми игроками, думая, что, может, хоть здесь за свои талант и знания они смогут получить вознаграждение», — так описывает стандартный путь на биржу один из отечественных брокеров.
Вообще, некоторые ветераны финансового рынка называют себя людьми, которые не хотят заниматься делом и работать, но такая точка зрения непопулярна. В первую очередь биржевой срочный рынок притягивает возможностью быстро заработать, не имея значительного стартового капитала. Если учесть тот факт, что большая часть биржевых игроков — люди из российских регионов (об этом говорит статистика брокерских компаний), у которых нет хорошо оплачиваемой работы, перспектив ее получить или заняться бизнесом, то страсть к игре, где можно много и быстро выиграть, объяснима. Правда, среди участников срочного рынка встречаются и довольно обеспеченные, которые караулят возможность схватить добычу и совершают сделки нечасто. Но их доля невелика — об этом говорит турнирная таблица, где указывается стартовый капитал участников. Большая же часть игроков — это люди, которые тысячу долларов хотят превратить в миллион.
В качестве своеобразных полюсов можно вспомнить призеров ЛЧИ. Алексей Мартьянов под ником my_tradelj занял второе место на ЛЧИ-2008. Он родился и вырос в Ставропольском крае, торговать начал, еще будучи студентом, деньги на биржевую игру взял у отца. Стартовый взнос в размере 30 тыс. рублей на конкурсе превратил в 2 млн. После окончания ЛЧИ стал торговать на американском рынке и довольно быстро нажитое в России проиграл. Самооценка подверглась сначала испытанию звездной болезнью, затем жесткому удару маржин-колла. Он и сегодня занимается трейдингом, но достоверной информации о его успехах нет.
Другой полюс — лучший трейдер-миллионер 2009 года, Driver50. Стартовые 2,1 млн рублей к окончанию конкурса превратились в 7,9 млн. Человек непубличный, но известно, что по образованию физик, ему около сорока, и большую часть жизни он занимался собственным бизнесом, а также — профессионально — автогонками. Лучший трейдер-миллионер 2010 года bablozlo превратил 8,8 млн рублей в 16,4 млн. Основное занятие — бизнес по продаже мебели, а трейдинг для bablozlo — альтернативный способ извлекать прибыль. Оба миллионера в общении не производят впечатление маньяков-лудоманов, сдержанны, спокойны, к своим достижениям относятся ровно. «Большинство из тех, кто приходит ко мне учиться биржевой игре, — это люди, имеющие свой бизнес, — подтверждает Андрей Беритц. — Для них деньги не зарплата, а лишь средство заработать еще больше».
«Наши клиенты, как правило, люди молодые, с незаплесневевшими мозгами, окончившие высшее учебное заведение, чаще технического профиля, амбициозные, агрессивные, которые понимают, что на рынке действительно можно заработать своей головой», — описывает поклонников алгоритмического трейдинга Владимир Твардовский.
Среди этапов развития ЛЧИ отметим 2008 год, когда произошла смена отношения биржевых игроков к турниру. Победившая Eva совершала в день до 10 тыс. сделок и утверждала, что торговала своими руками без применения робота. Это означает, что в течение 2,5 месяца изо дня в день она торговала на бирже практически без перерывов, совершая подчас 20 сделок в минуту. В это довольно сложно поверить, и Eva, оказавшаяся в жизни привлекательной блондинкой, была заподозрена в том, что на самом деле является продуктом маркетинга биржи и брокерской компании ITInvest.
В этом году ЛЧИ, помимо снижения интереса со стороны робототорговцев, ждет и более серьезное испытание. Конкурсу придется доказать, что он нужен объединенной бирже. Если задачу оттягивать спекулянтов с рынка акций ММВБ на FORTS турнир успешно решал, то для чего он единой торговой площадке? Видимо, для популяризации идеи, что на бирже можно много и быстро заработать. Такое позиционирование ранее настораживало экс-главу Федеральной службы по финансовым рынкам Владимира Миловидова. В октябре 2010 года он направил в РТС письмо с рекомендацией досрочно завершить ЛЧИ в связи с периодически возникающими техническими сбоями. Комментируя этот шаг, Миловидов говорил, что его беспокоит обилие активных биржевых роботов, которые угрожают стабильности системы. А в своем «Живом журнале» он иронично охарактеризовал ЛЧИ: «”Гомотрейдинг”** и на FORTS, и на споте (акции на ММВБ). Многими нашими конкурсами, где нет диверсификации, где объект сделок — один инструмент и высокий доход, мы просто пытаемся отвлечь себя от того факта, что все мы пока далеко не выигрываем. И не инвесторов мы этими конкурсами растим, а “дворовых лузеров”, уверенных в собственных способностях и успешных лишь в рамках одного “двора”».
Возможно также, что сегодня изменилось отношение биржевых игроков к конкурсу как к инструменту карьерного роста. Нет историй о том, что кто-то из призеров прошлых лет выстроил удачно карьеру управляющего активами. Кроме того, практика показала, что по стране гастролируют с платными семинарами не столько люди, добившиеся успеха в ЛЧИ, сколько самопровозглашенные гуру. Это те, кто умеет уверенно говорить о собственных успехах, гениальности и блистать харизмой. Они добиваются большей известности, чем биржевые чемпионы, и значит, для того, чтобы зарабатывать консалтингом, необходимы не публичные достижения в торговле, а упражнения перед зеркалом.