В День независимости агентство Bloomberg сообщило о крупнейшем триумфе американской энергетики. Уже ранее в этом году ежедневный уровень производства нефти США превысил показатели Саудовской Аравии и России.
Поскольку уровень добычи и не думает падать, с вероятностью к концу 2014 года США окажется на первом в месте в мире по производству нефти. Это все благодаря технологиям сланцевой добычи. Есть данные, что в 2013 году США производили 7,44 миллиона баррелей неочищенной нефти в день — самый высокий показатель с 1989 года, и повышение на 49% по сравнению с 2008 годом. А если еще учесть жидкое топливо, полученное из природного газа, то Америка производит порядка 11 миллионов баррелей ежедневно, и эта цифра растет.
Это хорошая новость, но ее не стоит рассматривать изолированно. С экономической точки зрения, успех основывается на том, что делать с имеющимся в избытке природным ресурсом. Например, Норвегия направляет богатства, получаемые от нефти, в огромный резерв денег (сейчас там уже 840 миллиардов долларов), который существует в виде одного из крупнейших в мире инвестфондов. Напротив, в Нигерии средства от нефти в основном выводятся за границу. Если вы выкачиваете тонны нефти из земли, субсидируете ее продажу, а затем все потребляют владельцы огромных автомобилей (как в Венесуэле и Саудовской Аравии), или ее сжигают, чтобы получить электричество (как в Пуэрто-Рико), то растущее производство особо ни на что не влияет.
На макроуровне оказывается, что США обходится со своей нефтью достаточно разумно. Это не слишком обсуждаемый факт, но бум в производстве горючего совпал с тихой революцией в его потреблении. США не только добывает больше, они еще и используют меньше, и используют довольно осмотрительно.
В 2013 году страновое потребление было на уровне 18,9 миллионов баррелей в день — что выше, чем в 2012. Однако, этот рост шел за семилетним падением. В 2005 году Америка потребляла 20,8 миллионов баррелей в день, а в 2012 — уже 18,49. Если сравнить 2005 и 2013, то потребление нефти снизилось в абсолютных цифрах на 9 процентов.
Расходы на транспорт составляют около 72 процентов использования нефтепродуктов и других видов жидкого топлива. И этот крайне важный сектор стал намного эффективнее за последние годы — благодаря наступлению эры гибридного топлива, введению новых стандартов и перманентно высоких цен на бензин. Среднестатистический автомобиль, продававшийся в Америке в июне 2014 года, потреблял галлон (порядка 3,8 л) на 41 километр — не сказать, чтобы блестящий результат, но он на 27 процентов меньше аналогичного показателя октября 2007 года.
США удалось развить новые значимые рынки экспорта переработанных нефтепродуктов, таких, как бензин — в Южной и Центральной Америке, а особенно в Мексике.
Улучшение еще заметнее в секторе грузовых перевозок. Компании с собственным парком машин еще более заинтересованы в экономии, чем обычные люди. В результате — налицо целый ряд внедрений. Грузовики оснащаются гибридными двигателями. Города закупают для своих транспортных систем новые автобусы, которые ездят на природном газе — он дешевле и от него меньше вредных отходов. Около трети современных грузовиков ездят на чистом дизельном топливе (в 2007 эта цифра составляла 9,7%). В результате потребление бензина в 2013 году оказалось на уровне 2002-го — 3,2 миллиарда баррелей, что на 5,5 процентов меньше, чем в 2007.
Рост производства и падение потребления внутри страны привели к резкому снижению импорта нефти. Это очень хорошая новость, так как зияющий торговый дефицит был и остается постоянной проблемой США в последние годы. Когда уровень импорта страны выше, чем уровень экспорта — страдает экономический рост. Объем импорта нефти упал значительно. В 2006 году он составлял 3,7 миллиарда баррелей, в 2013 — уже 2,8, то есть меньше на 24%. Поскольку цена на нефть остается завышенной, то расходы на ее импорт (что важнее чистых объемов) падают тоже. По данным Федеральной службы государственной статистики США, в марте 2011 года на импорт нефти приходилось 66,2% торгового дефицита. В апреле 2014 года — всего лишь 38,4%.
Кроме того, доля нефти в торговом дефиците падает, потому что растет экспорт. О том, каков потенциал экспорта нефти, ведется масса споров. Считается, что мы продаем очень мало своих углеводородов другим странам, но точнее будет сказать, что мы экспортируем мало неочищенной нефти. (На самом деле в 2013 году США продала 43,8 миллионов баррелей нефти, что вдвое больше, чем в 2012, и почти вдесятеро больше, чем в 2003 году.) Однако, мы поставляем существенное количество неочищенной нефти в других формах, таких, как моторный бензин.
У Америки есть возможность очищать нефть в больших количествах, но спрос на это пока невелик. У других стран, включая соседние, ситуация обратная — нехватка возможностей очищать, но растущий спрос на бензин. США нашла новые рынки сбыта очищенной продукции — в Латинской Америке, Центральной Америке и особенно в Мексике, где продажи автомобилей растут. Более 44% экспорта бензина из США поступают именно в Мексику. Вообще за последние несколько лет экспорт очищенных углеводородов вырос в разы: с 913 тысяч баррелей в день в 2004 году до 2,76 миллионов баррелей в день в 2013. Таким образом, уровень экспорта нефтепродуктов пока растет быстрее, чем уровень производства.
Связь между энергетикой и экономикой лежит далеко не только в производстве. Есть четыре главных составляющих: производить больше, использовать меньше, использовать более эффективно и продавать другим странам. В том, что касается нефти, у Америки идут дела все лучше по всем четырем параметрам.