
Блог им. AristarhSergeev
Китай готов преобразить мировой рынок железной руды, открыв всего один рудник в небольшой африканской стране. Гвинея, с населением всего 15 миллионов человек, наконец-то увидела свет для проекта, который выведет её в лидеры рынка сырья. В то время как рынок уже переполнен дешёвой железной рудой благодаря напору Китая, азиатский гигант начал добычу на месторождении Симанду после трёх десятилетий разработки. Все эксперты сходятся во мнении, что рынок радикально изменится в очень короткие сроки, и нынешний поток железной руды покажется незначительным по сравнению с тем огромным избытком, который возникнет. Рентабельность может упасть настолько резко, что это вытеснит значительную часть отрасли, которая и так испытывает трудности из-за высоких издержек и низких цен.
Этот проект является крупнейшим месторождением во всей Африке и для его реализации потребовалась огромная инфраструктура: 650-километровая железнодорожная линия до побережья и порт в Матаконге, способный обрабатывать весь экспорт. Отличие этого рудника от любого другого заключается в том, что он естественным образом производит железо высочайшего качества. По данным S&P Global, «железнорудные формации подверглись супергенному обогащению, что привело к получению высококачественной руды». Агентство оценивает, что этот проект мощностью 120 миллионов тонн «имеет потенциал для преобразования мировой торговли».
Rio Tinto планирует начать добычу на месторождении Симанду-Саут к концу этого года, с предполагаемым вкладом в мировые поставки железной руды около 10 миллионов тонн к 2026 году и постепенным увеличением до примерно 60 миллионов тонн в течение следующих пяти лет. Однако нехватка инфраструктуры, особенно в части развития железных дорог и портов, препятствует достижению этих целей. Для наглядности, речь идёт о добавлении 5% мирового предложения с помощью этого рудника.
Таким образом, «ожидается, что выход руды Симанду на рынок окажет понижательное давление на цены, особенно затронув производителей низкосортной руды с высокой себестоимостью». Компания заключает, что «в нашем текущем сценарии, при прогнозируемой цене на железную руду в 87 долларов за сухую тонну к 2032 году, около 270 миллионов тонн мирового производства железной руды окажутся под давлением, что, вероятно, приведет к закрытию многих компаний».
Карстен Менке, руководитель отдела исследований нового поколения в Julius Baer, согласен с тем, что этот проект знаменует собой кардинальные перемены. «После почти трех десятилетий разработки гигантский железорудный рудник Симанду в Гвинее наращивает производство. Благодаря своим размерам он может структурно преобразовать и без того перенасыщенный рынок железной руды». Данные швейцарской компании относительно ожидаемого излишка предложения несколько расходятся. По оценкам Юлиуса Бэра, при производственной мощности до 120 миллионов тонн железной руды в год это будет «эквивалентно 7% мировых поставок».
Этот рудник, значительная часть которого принадлежит Китаю в партнёрстве с такими компаниями, как Rio Tinto, ставит европейскую промышленность в сложное положение. Китайские сталелитейные компании уже производят около 57% стали на рынке и, столкнувшись с замедлением своей экономики (в частности, рынка жилья), переориентируют экспорт на международные рынки. Это спровоцировало кардинальные перемены, вынудившие ЕС принять меры, чтобы помешать таким гигантам, как Arcelor и ThyssenKrupp, продолжить сокращение производства.
Эта тенденция привела к падению европейского производства стали на треть за последнее десятилетие, а занятость сократилась на 25%. По данным S&P Global, европейская сталелитейная промышленность потеряла 30 миллионов тонн стали как на внутреннем, так и на экспортных рынках. Это вызвало серьёзную обеспокоенность относительно необходимости поддержания сильной и процветающей европейской сталелитейной промышленности, гарантирующей поставки и избегающей зависимости от третьих стран.
Это особенно важно, поскольку высококачественная сталь, требующая сильных игроков в этом секторе, является ключевым компонентом для вооружённых сил, от бронетехники и танков до истребителей и кораблей. «Высокие издержки практически не позволяют (европейским компаниям) инвестировать в военную сталь или качественную промышленную продукцию». Сейчас, когда железная руда наводняет рынок, это создаёт дополнительное давление, особенно учитывая участие Китая в цепочке поставок.
Европейская сталелитейная промышленность будет приветствовать более дешёвую железную руду из африканской страны, но реальность такова, что значительная её часть будет использоваться для поставок на китайские сталелитейные заводы. Таким образом, хотя это и хорошая новость с точки зрения увеличения поставок высококачественной стали, она также усиливает конкуренцию, которая уже… душит европейскую промышленность, нагнетая на рынок дешёвый металл. «Руда Симанду должна найти покупателей, несмотря на сложную рыночную ситуацию. Она представляет угрозу для рудников с более низким качеством и более высокой себестоимостью и подтверждает наш прогноз структурного снижения цен на железную руду», — поясняет Карстен Менке.

