Еще одно проявление высокой ключевой ставки – укрепление рубля в первой половине нынешнего года.
Несколько слов о том, как это работает. Высокие рублевые ставки означают более умеренный спрос на импорт, а значит, более умеренный спрос на валюту. Второе – рубль как средство сбережений становится более привлекательным для людей, для бизнеса, чем сберегать в валюте. Иначе говоря, укрепление рубля – это тоже один из каналов, по которым ключевая ставка тормозит инфляцию. Если этот канал убрать, как иногда призывают искусственно ослабить рубль, то ключевая ставка должна быть выше.
И еще один фактор, который, мне кажется, надо иметь в виду не только для оценки текущей ситуации, но и на будущее. Мы все больше и больше в развитии экономики делаем акцент, фокус на развитии внутренних ресурсов, внутреннего спроса. И у нас больше ограничений на импорт, внешних, внутренних барьеров, импортозамещение и так далее – это все будет приводить к тому, что будет меньше спрос на импорт. И это фундаментальное изменение в пользу более крепкого рубля.
Подчеркну: мы общаемся с предприятиями и многие нам говорят, что для них важен и для экономики в целом даже не столько уровень курса – конечно, для экспортеров важен и уровень курса, но уровень курса отражает текущий баланс спроса и предложения, – важна предсказуемость курса, стабильность курса. Вот эта стабильность курса, она достигается именно при низкой инфляции. Низкая инфляция действует на курс гораздо лучше всяких административных мер.
Теперь несколько слов о нашем прогнозе.
В начале этого года у вас было много вопросов о том, почему так сильно расходятся прогнозы Банка России и Минэкономразвития. Сразу скажу, что на текущий момент коренных различий у нас нет.
Инфляция в следующем году, по нашему прогнозу, будет снижаться к целевому уровню 4%.