Блог им. somewone

Рынок жилой недвижимости завершил третий квартал в сложной макросреде – высокая ставка сдерживает спрос, а эффект льготной ипотеки постепенно иссякает. Тем не менее, Эталон сумел показать ускорение в 3-ем квартале и вернуться к двузначным темпам роста. Ключевой фактор – переориентация бизнеса на высокомаржинальные проекты в Москве и Санкт-Петербурге, а также рост объемов ввода, обеспечивший приток ликвидности
По итогам 3 квартала продажи выросли на 27% г/г и составили 46,9 млрд рублей, а в натуральном выражении – 175 тыс. кв. м (прирост около 11%). Более половины объема пришлись на проекты бизнес- и премиум-класса – 95 тыс. кв. м (увеличение на 63%), что подтверждает смещение фокуса компании к верхнему сегменту

Средняя цена реализации выросла на 26% г/г, до 267 тыс. руб. за кв. м. В Москве цена достигла 521 тыс. руб. (+23%), в Санкт-Петербурге – 181 тыс. руб. (+11%).

При этом доля ипотечных сделок осталась умеренной – около 30%, тогда как годом ранее она превышала 50%. Для премиального сегмента это закономерно, так как клиенты чаще используют собственные средства, что снижает чувствительность бизнеса к ключевой ставке и меняет структуру денежного потока.

Москва вновь стала основным драйвером. Ее доля в продажах выросла с 33% до 54%, а главными точками роста стали Shagal и Nagatino i-Land, которые обеспечили свыше 40% продаж в денежном выражении. В Санкт-Петербурге оживление поддержали премиальные объекты ЛДМ и Мариинка Deluxe, тогда как массовый комфорт-сегмент продолжает постепенно терять долю в структуре портфеля.
На звонке с топ-менеджментом компании было отмечено, что все проекты находятся в рабочем режиме, никаких простоев по ним не ожидается, что еще раз подтверждает стратегию постепенного перехода к более устойчивой модели генерации выручки.
Эталон существенно нарастил темпы строительства – объем ввода за квартал вырос в 4 раза до 150 тыс. кв. м, а за 9 месяцев – до 314 тыс. кв. м, что позволило войти в ТОП-10 российских девелоперов по этому показателю. Рост вводов напрямую поддерживает выручку и приток ликвидности – раскрываются счета эскроу, формируется свободный денежный поток, снижается зависимость от заемного капитала.

После покупки «Бизнес-Недвижимости» (портфель из более 40 участков в Москве и Петербурге), в октябре уже началась разработка проекта премиального бизнес-центра в Текстильщиках. Компания планирует увеличить долю премиального сегмента в продажах до 20%. Следующий крупный запуск – Omega Residence на ул. Фотиевой в Москве (старт продаж – 1 кв. 2026, цена от 1,5 млн руб./кв. м).

Параллельно продолжается диверсификация портфеля от региональных проектов вроде «Клюквы.Парк» до премиальных комплексов и коммерческой недвижимости в исторических центрах, что позволяет компании балансировать между объемом и маржой.
Третий квартал показал, что ставка на «качественные метры» начинает работать. Эталон усиливает позиции в премиальном сегменте, снижает ипотечную зависимость и наращивает объемы ввода – все это потенциально создает фундамент для устойчивого денежного потока и роста акционерной стоимости в 2026 году.