Блог им. boing

«В начале XIX века на планете жило около одного миллиарда человек. К началу XX население выросло до двух миллиардов. Сегодня уже восемь. Причины этого рывка понятны — развитие медицины и сельского хозяйства. Человечество научилось выживать и продлевать жизнь, но вместе с этим породило новую проблему — что делать с миллиардами «лишних» людей, не вовлечённых напрямую в производство?
Рост численности населения сопровождался и ростом ожиданий. В начале XX века получила распространение первая глобальная медиа-технология — „синематограф“. Массы увидели на экране богатство, комфорт и изобилие, и захотели жить так же. Это сформировало принципиально новые запросы: жить удобнее, богаче, интереснее.
Социалистические эксперименты XX века укрепили этот сдвиг. СССР и другие проекты показали: государство может и должно брать на себя ответственность за удовлетворение потребностей масс. Обеспечивать прожиточный минимум, образование, здравоохранение. Даже страны, где социализм не победил, были вынуждены отвечать на этот вызов. Так идея государства всеобщего благосостояния закрепилась в массовом сознании.
Позднее на Западе возникла ещё одна связка: экономический рост якобы можно обеспечить через рост населения и стимулирование потребления. Кредиты, социальные выплаты, поддержка рождаемости — всё это стало частью новой модели. Считалось, что если людей станет больше, они будут больше потреблять, то экономика сама разгонится и все останутся в выигрыше.
Но реальность оказалась иной. Люди охотно потребляют, но участвуют в производстве далеко не все. Возник глобальный дисбаланс: для поддержания материальной базы достаточно полутора–двух миллиардов, тогда как остальные шесть заняты в основном потреблением. Потреблением разного уровня, конечно — иногда большом, а чаще на нищенском уровне.
Именно эти «лишние» с точки зрения экономики люди стали политическим фундаментом современного государства. Государство обеспечивает им минимальный уровень благосостояния — пособиями, льготами, бюджетными зарплатами, — и получает взамен легитимность и стабильность. Это негласный общественный договор: хлеб в обмен на лояльность.
Цифровизация внесла дополнительное измерение. Социальные сети обнажили неравенство и избирательность государственной поддержки. Массы начинают видеть в государстве не гаранта их благополучия, а обременение.
Научно-техническая революция усиливает этот кризис. Автоматизация и искусственный интеллект сокращают спрос даже на тех работников, что ещё недавно казались незаменимыми. Материальную цивилизацию можно поддерживать силами меньшинства, а миллиарды людей превращаются в социальный балласт.
Именно здесь возникает парадокс. Если государство исчезнет, исчезнет и система перераспределения, на которой держится существование «лишних людей». Те самые полтора миллиарда производителей будут рады сбросить соцнагрузку. Ни корпорации, ни технологии не станут обеспечивать миллиарды. В действительности государство — единственный институт, которому они нужны.
Тут нужно понимать, что волна научно-технического прогресса исходит в основном из США, где расположены ведущие технологические компании (хотя угроза нависает и над ними). Другие государства стремятся от них закрыться, создавая собственные цифровые экосистемы и усиливая контроль. Но чем больше государство увлекается технологиями, тем меньше зависит от мнения масс и превращаясь в такую же технокорпорацию.
Так складывается основной конфликт XXI века: научно-технический прогресс против государственного контроля. Правительства вводят жёсткие цифровые режимы, ограничивают софт, сканируют переписки. А техно-корпорации ищут способы обхода: децентрализованные протоколы, криптография нового поколения и спутниковая связь.
Финал неочевиден. Мир может распасться на закрытые цифровые анклавы под полным контролем власти. Может случиться прорыв в сторону неблокируемых коммуникаций. Или появится смешанная форма. Но ясно одно: эпоха свободного интернета и социального государства постепенно заканчивается. А вопрос «лишних людей» трансформируется в вопрос «лишних государств».
Димитриев
-----------------------------------------
Ну, это уже встречали в кинофильмах и книжках. Фантазии вполне могут сбыться. Что приходит давно в голову? Гонка с постоянным ростом ВВП -неправильный путь развития, но обеспечивающий интересы самых инициативных элементов общества. Причем сами они или управляют процессом, или доверяют дело специалистам. Гонка производства потребляет все увеличивающийся объем ресурсов Земли и загрязняет пространство.
Возможно, природа сама отрегулирует численность населения-возможности имеются. Да и демография ей в помощь. Созреет ли мировое сообщество перед встающими проблемами или СВО расширится на новые территории?
На этом фоне идеи социализма эпохи СССР 60-х годов выглядят совсем замечательными. Появились рановато, все же натуру человека надо было перестроить. А что было? Посмотрите на наших командиров-они все выходцы оттудова. *
В Кремле обсуждают возможность лишения звания Героя труда писателя Александра Проханова, опубликовавшего провокационный роман о Путине и Пригожине
Источники сообщают, что чиновники АП в буквальном смысле пришли в ужас после прочтения книги «Лемнер» и потребовали отменить все презентации романа Проханова (а также остановить продажи книги в магазинах).
В книге, напомним, герой, похожий на Пригожина, вербует на СВО маньяков и людоедов, а президент России держит в кремлевском кабинете убитых его охраной оппозиционеров, отменили в Москве.
«Это настоящая подрывная деятельность, явная провокация со стороны Проханова. Он пытался все время казаться лоялистом и сторонником власти, но мы же помним, что в начале 2000-х годов он был наоборот антипутинской фигурой и активно брал деньги у прозападных олигархов — например, у того же Березовского. Кто знает, не произошло ли что-то подобное и сейчас. Велика вероятность, что большинства почетных званий Проханова теперь лишат — в том числе и звания Героя труда, которое он лично получил из рук президента Путина», — говорят инсайдеры.
---------------
Новости с Инсайдера я бы поставил на ожидание. Некоторые потом находят подтверждение. Редко. Возможно, канал пропагандистский.
Свою позицию Проханов назвал предельно ясной: «Я — государственник, вижу в президенте России [Владимире] Путине олицетворение русской истории на ее восходящем витке», — написал он.
Роман Проханова «Лемнер» вышел в августе 2025 года. В аннотации на сайте издательства «АСТ» говорится, что он «посвящен авантюрам, подвигам, неистовым страстям, чудовищным злодеяниям Михаила Лемнера — персонажа русской истории, который не раз выходил на авансцену то Степаном Разиным, то Емельяном Пугачевым, а то героями Русской Весны». Там также указано, что Лемнер напоминает Евгения Пригожина — создателя ЧВК «Вагнер».
В книге упоминаются Кремль, газопроводы «Северный поток», действие происходит в том числе в Африке, городе Банги (столица ЦАР). Первая глава начинается со слов, что учрежденные Лемнером фирмы «обеспечивали ему благополучие и заметное положение в обществе». В Африке формируется частная армия под названием «Пушкин», которая свергает правителя Банги.
Российским президентом в романе представлен Леонид Леонидович Троевидов. Его герои романа обвиняют в том, что он «взорвал газопроводы «Северный поток» и отсек Россию от Европы», «замуровал окно, которое Петр Великий прорубил в Европу». Этот же персонаж книги, по мнению ее героев, «направил русскую нефть и газ в Китай, способствуя могуществу Китая, граница которого очень скоро пройдет по Байкалу».
В «Московском доме книги» должна была состояться презентация книги, однако она была отменена. На момент выхода материала книги не было в наличии на сайтах книжной сети «Читай-город», магазинов «Москва» и «Библио-глобус».
Проханов — также автор романа «Господин гексоген». Он написал тетралогию военно‑политических романов «Горящие сады», книги «Последний солдат империи», «Чеченский блюз», «Политолог», «Пятая империя», «Убийство городов», «Гость» и другие.
В июне Путин присвоил 87-летнему писателю звание «Герой труда».
Ваши данные устарели на 10 лет, сейчас большинство новых решений идет из Азии, и в первую очередь из Китая.
Чей ИИ оказался более эффективен и менее дорог? Опять китайский — DeepSeek. А ведь ИИ это как раз в первую очередь речь об алгоритмах и только потом об электронике (которая опять же может и не проектируется, но создаётся в основном в Китае, да и в проектировании Китай постепенно набирает обороты).
Где появились первые прототипы 3нм технологий? В Корее, Китае и Тайване (опять Китай), США только после них добрались до этого техпроцесса.
Где 5G развит настолько, что США пришлось пойти на крайне грязные методы (даже по их крайне грязным меркам) конкуренции? Опять Китай. США написали стандарты, но реализовано и спроектировано все было в Китае и теперь только вопрос времени, когда и стандарты начнет писать Китай (примерно так и США в свое время начали писать стандарты, и недолгое время так Япония определяла стандарты).
ЗЫ Ну и в целом есть более объективный показатель — по числу патентов Китай серьезно обходит США.
У Китая хорошо и дешево получается делать КОПИИ, а вот со своими продвинутыми разработками — как-то не очень. Насчет «числа патентов» тоже вопрос оч-чень интересный с учетом крайне низкого качества китайских научных статей — они публикуют очень много, но с воспроизводимостью результатов дела гораздо хуже, чем у европейских источников, плюс крайне любят наштамповать гору однотипных статей со слегка меняющимися данными. Цитата:
Китай в ультимативной форме пытается договориться с Путиным о массовой вырубке леса в Сибири. Как рассказали близкие к переговорной группе источники, Си Цзиньпин предложил нарастить продажи на 440% в 2026 году.
Они отмечают, что подобное соглашение может иметь катастрофические последствия: значительная вырубка лесов в Сибири грозит резким сокращением биоразнообразия, разрушением экосистем и ускорением процессов опустынивания. Экологи уже бьют тревогу, отмечая, что массовая вырубка приведёт к увеличению выбросов углекислого газа, что кратно усугубит климатические проблемы в России.
При этом предложение Китая включает не только увеличение экспорта древесины, но и строительство масштабной инфраструктуры для транспортировки леса — модернизация железных дорог и лесопильных комплексов, что создаст новые очаги вырубки и серьезно повлияет на природу в труднодоступных регионах.
В Кремле, по данным моих собеседников, пока рассматривают инициативу с осторожностью, но давление со стороны китайской стороны высоко: Пекин намекает, что отказ от сделки может повлиять на другие направления экономического сотрудничества, включая поставки технологий и энергоносителей. Инсайдеры говорят, что Путин скорее склонен согласиться на сделку — все ради хороших отношений с Си.
И типа все нормально.