Блог им. AnatolyGorelov

Итак, «Визолоджи» на рынке акций. Сразу вопрос. Ведь к хорошей IT-компании с таким оборотом должен быть высокий интерес фондов, для которых чек 200М прям родной, как раз их стадия («В» по венчурной шкале), не так ли? Любой солидный фонд закроет такой чек без ансамбля. Однако, компания вышла на рынок крауда. Зачем, почему? Поиск ответа на подобный вопрос — тоже подход к исследованию:)).
Документы для изучения: Устав, Акционерное соглашение, инвестиционная презентация, отчетность.
1. Рынок
Что такое BI-системы, в целом ясно. Вот удачная статья на Скиллбоксе с объяснениями простым языком. Чтобы было ясно не в целом, а в деталях, нужна глубокая компетенция как в бизнес-аналитике, так и в IT. Мне таковой не хватает. Но даже на поверхностный взгляд рынок BI-систем (ПО для бизнес-аналитики) объемен и разнообразен. До 2022 г. на российском рынке царил импорт (во главе с Power BI от вендора Винды). По сей день многие локальные пользователи так и не «слезли» с импортных решений, но всё же около 20% рынка отхватили местные вендоры, в числе которых Визиолоджи.
Основных игроков можно подсмотреть здесь. Их десятки. У Luxms основное юрлицо ООО «ЯСП» с выручкой 335М в 2024 г., она упала с 485М в 2023 г. Выручка PIX BI, наоборот, быстро растет: 487М в 2024 г. против 265М годом раньше. Но из чего состоит сия выручка, мы не знаем. Не исключено, что Визиолоджи со своими 463М вправду крупнейший вендор BI-решений.
Как мы видим, рынок сильно фрагментирован, явный лидер отсутствует. Имхо, это неспроста. Ведь BI-системы очень кастомны. Для торговой компании нужна одна архитектура анализа данных, для металлургического завода совсем другая. Коробка сгодится только для малых компаний, почему-то невзлюбивших Excel. Но там прочно сидит Яндекс DataLens. Да, топы могут написать собственную BI-систему. Но это не всегда оптимально. У любого «внедряемого» ПО есть специфика, которую надо уметь учесть. Например, особый движок (у Визиолоджи он свой, и это плюс), особый язык запросов (Визиолоджи «знает» язык DAX из Power BI). Крупный заказ по разработке и внедрению BI-системы — это долгий и сложный внедренческий проект, требующий сильных и разных компетенций, включая знание вендором отраслевой специфики. Потому локальные игроки, кажется, пока не особо «толкаются» меж собой, всё еще отыгрывая замещение импорта.
«Визиолоджи» к 2029 г. планирует рост х4 от нынешнего. Как часто бывает в презентациях для инвесторов, будущий темп роста показан почему-то куда круче, чем настоящий: кривая загнута вверх венчурной «клюшкой». Финмодель своими водными данными пытается обосновать такой темп, перемножая три растущих показателя: сам целевой рынок (рост с 9,6М до 13,6М), доля российского софта на нем (с 30% до 60%), ну и доля самого Визиолоджи (с 17% до 22%). Ни один из трех рывков не выглядит нереальным. Но чтобы сразу все три… И чтобы на протяжении четырех лет ни одного черного лебедя… То есть, плановый сценарий достижим, в принципе. Но, имхо, это слишком оптимистичный сценарий. Жизнь редко выбирает такие. А других сценариев не приведено.
А какие другие? Скоропостижная смерть, как у большинства стартапов, здесь крайне маловероятна. Переход в гомеостаз возможен, но на более высоком уровне, ибо потенциал импортозамещения вправду не исчерпан. Опережающий рост несколько лет подряд по сравнению со ставками финансового рынка (включая ключевую и инфляцию) — вполне реально. То есть, пусть не в х4, но в х2-3 через 4 года в медианном сценарии я вполне готов поверить.
2. Компания
Далее см. здесь t.me/news_spin/911