Блог им. Dixaaid

Проект реформы «Здравоохранение 2.0: Бюджетно-нейтральная трансформация»

Проект реформы «Здравоохранение 2.0: Бюджетно-нейтральная трансформация»

 

Важное примечание:

Необходимо подчеркнуть, что все приведённые расчёты и прогнозы являются теоретическими. У меня нет доступа к закрытым статистическим данным и возможности проводить глубокий экономический анализ, поэтому эти цифры стоит рассматривать как широкие мазки и оценочные гипотезы. Реализация каждого из предложенных механизмов потребует детальной проработки, серьёзных законодательных изменений и, самое главное, сильной политической воли. Тем не менее, эта концепция предлагает свежий взгляд на проблему недофинансирования, смещая фокус с пассивного ожидания бюджетных вливаний на активный поиск внутренних резервов и создание устойчивых финансовых моделей. Это заставляет задуматься о потенциале, который скрыт в нашей системе здравоохранения, и о том, как можно его раскрыть для блага каждого гражданина.

 

Очень коротко:

В тексте представлена концепция реформы российского здравоохранения. Главная идея — провести реформу без дополнительных государственных вливаний, а за счёт повышения эффективности самой системы. Предполагается, что ежегодно можно найти и привлечь 1,24 триллиона рублей из внутренних резервов.

Основные проблемы, которые реформа призвана решить:

  • Кадровый голод и низкие зарплаты медиков.
  • Технологическое отставание и неэффективность использования оборудования.
  • Бюрократия и непрозрачные закупки.
  • Неравенство в доступе к качественной медицине между регионами.


Для достижения этих целей предлагается несколько механизмов по привлечению средств и оптимизации расходов:

  • Монетизация знаний: Запуск платных курсов и онлайн-образования для частных клиник и зарубежных студентов.
  • Сотрудничество с бизнесом: Продажа корпорациям комплексных медицинских услуг и введение «зелёного налога» на предприятия, загрязняющие окружающую среду.
  • Финансовые инструменты: Выпуск специальных медицинских облигаций, создание эндаумент-фонда для долгосрочных проектов и использование небольших отчислений от лотерей и кэшбэка.
  • Оптимизация: Создание «биржи медицинских мощностей» для эффективного использования оборудования, внедрение «обратного лизинга» и централизация госзакупок для экономии до 400 млрд рублей в год.
  • Сокращение бюрократии: Оптимизация административных расходов с помощью цифровизации и ИИ.


Предполагается, что найденные средства будут направлены на повышение зарплат врачей, масштабное технологическое обновление и создание фонда для выравнивания региональных диспропорций. Надо признать, что реформа сопряжена с рисками, такими как сопротивление «старой гвардии» и инерция системы, и её успех зависит от сильной политической воли и последовательности.

 

 

 

Проект реформы «Здравоохранение 2.0: Бюджетно-нейтральная трансформация»

 Введение — почему реформа неизбежна

1.1. Диагноз системе: «хроническое недофинансирование» на фоне огромных скрытых резервов

Российское здравоохранение сегодня — это пациент со сложным диагнозом. С одной стороны, есть очевидные достижения: строятся новые центры, реализуется нацпроект «Здравоохранение», растут показатели продолжительности жизни. С другой — система страдает от хронических болезней, которые не лечатся точечными финансовыми вливаниями.

Главная проблема, которую признают почти все эксперты, — это многолетнее недофинансирование отрасли. Однако парадокс в том, что простое увеличение бюджета не решает ключевых проблем, а порой и усугубляет их, если деньги тратятся неэффективно.

Давайте посмотрим на основные «симптомы»:

  • Кадровый голод. Самая острая боль системы. Дефицит врачей в России оценивается в десятки тысяч специалистов, а среднего медперсонала — еще больше. Причина банальна: низкие зарплаты (несмотря на позитивные отчеты Росстата, реальные доходы медиков, особенно в регионах, остаются неконкурентоспособными), колоссальные переработки и эмоциональное выгорание. Это приводит к оттоку кадров в частные клиники или даже из профессии.
  • Технологическое отставание и неэффективность. Многие больницы, особенно на периферии, оснащены устаревшим оборудованием. Но даже там, где есть современная техника, она часто простаивает или используется не на полную мощность из-за отсутствия обученных специалистов или грамотного менеджмента.
  • Бюрократия и непрозрачные закупки. Врачи тратят огромное количество времени на заполнение бумаг, а система госзакупок остается сложной и непрозрачной. Это создает почву для завышения цен, появления посредников и, как следствие, нерационального расходования и так ограниченных средств.
  • Несбалансированность. Существует огромный разрыв в качестве и доступности медицинской помощи между столицей, крупными городами и сельской местностью. Программа ОМС, которая должна была выровнять ситуацию, не всегда справляется с этой задачей из-за недостаточных тарифов.

1.2. Нацпроект «Здравоохранение»: важный шаг, но не панацея

Действующий национальный проект «Здравоохранение» (2019-2024 гг.) и его преемник «Продолжительная и активная жизнь» (с 2025 г.) — это, безусловно, правильный и важный шаг. Они направлены на решение конкретных задач: борьбу с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, развитие первичного звена, цифровизацию. На это выделяются значительные средства из федерального бюджета.

Однако нацпроекты работают как «скорая помощь» — они решают самые острые проблемы, но не меняют саму систему изнутри. Они не устраняют фундаментальные причины неэффективности.

1.3. Философия реформы: бюджетная нейтральность и поиск внутренних резервов

И вот тут мы подходим к главному. Этот проект реформы исходит из смелой, но реалистичной гипотезы: для кардинального преображения российского здравоохранения не обязательны дополнительные триллионы из бюджета страны. Необходимые ресурсы — а это, по моим оценкам, 1,5-2 трлн рублей в год — можно найти внутри самой системы.

Что это значит?

  • Бюджетная нейтральность. не просим у государства новых денег. Предлагается перенастроить существующие финансовые потоки и создать новые, не связанные с налогами.
  • Фокус на эффективности. Вместо того чтобы «заливать пожар деньгами», предлагается его «потушить» с помощью умных управленческих и технологических решений.
  • Предпринимательский подход.  Государственные клиники рассматриваются не как пассивные получатели бюджета, а как организации с огромным скрытым экономическим потенциалом, который можно и нужно монетизировать.

1.4. Миссия реформы

Теперь сформулируем миссию, то есть высшую цель, ради которой все это затевается.

Миссия — построить в России самодостаточную, справедливую и технологичную систему здравоохранения, где каждый врач мотивирован и горд своей профессией, а каждый пациент получает качественную и своевременную помощь, независимо от своего дохода и места жительства.

Это переход от модели, где клиники просто «осваивают» выделенный бюджет, к модели, где они становятся полноценными «производителями здоровья» — экономически заинтересованными в конечном результате: здоровом и довольном пациенте.

1.5. Главная цель и три ключевых задачи

Миссия — это направление. А цель — это конкретный, измеримый результат.

Главная цель реформы: Найти внутри системы здравоохранения 1,5-2 трлн рублей ежегодно за счет повышения эффективности и направить их на решение трех стратегических задач, которые полностью соответствуют государственным приоритетам, таким как увеличение продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году:

  1. Кратное повышение доходов медработников. Зарплата врача должна стать одной из самых престижных в стране не на бумаге, а в реальности. Это единственный способ остановить кадровый голод и вернуть интерес к профессии.
  2. Технологическое перевооружение. Модернизировать инфраструктуру клиник, особенно на региональном уровне, чтобы современная диагностика и лечение стали доступны всем. Это напрямую связано с задачами нового нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь».
  3. Обеспечение реального равенства доступа. Устранить разрыв в качестве медицинской помощи между столицей и провинцией, сделав стандарт ОМС по-настоящему работающим по всей стране.

1.6. Пять фундаментальных принципов реформы

Чтобы достичь этой цели, будем опираться на пять незыблемых принципов, которые лягут в основу всех предлагаемых изменений:

  1. Врач в центре системы. Любое изменение, от цифровизации до финансовой модели, должно в первую очередь облегчать жизнь врачу, а не усложнять ее. Меньше бумаг — больше времени на пациента.
  2. Радикальная прозрачность. Все финансовые потоки — от тарифов ОМС и госзакупок до зарплаты конкретного врача — должны быть абсолютно прозрачными и доступными для анализа. Это лучший способ борьбы с неэффективностью и коррупцией.
  3. Цифровизация ради эффективности, а не отчетности. IT-системы должны помогать врачам ставить диагнозы и оптимизировать процессы, а не служить инструментом для сбора бесконечных отчетов для чиновников.
  4. Пациент как партнер. Переход от патерналистской модели («врач всегда прав») к партнерской, где пациент активно вовлечен в процесс лечения и профилактики своего здоровья, что является одним из ключевых факторов для формирования здорового образа жизни.

 


 

Финансовая модель реформы

Введение и архитектура модели

Масштаб российского здравоохранения в цифрах

Чтобы понять значимость наших 1.24 трлн, нужно знать общий бюджет.

  • Консолидированный бюджет здравоохранения России (это деньги из федерального бюджета, региональных бюджетов и фонда ОМС вместе взятые) на 2024 год составляет около 6,5 трлн рублей.
  • Это составляет примерно 3,6% от ВВП страны. Для сравнения, в странах Европы этот показатель в среднем составляет 8-10% от ВВП, а в таких странах, как Германия или Франция, он превышает 11%.

Наши 1.24 трлн рублей — это не просто дополнительное финансирование. Это увеличение годовых инвестиций в здоровье нации на 20%. Это колоссальный рывок, способный вывести систему из состояния хронического недофинансирования.

 

Монетизация экспертизы: Превращаем знания в деньги

Начнем с самого очевидного, но недооцененного актива — колоссальных знаний, накопленных в нашей государственной медицине. Можно превратить наши ведущие клиники и вузы из просто лечебных учреждений в мощные бизнес-юниты, которые генерируют доход, не отвлекаясь от основной миссии.

1. Платные тренинги и повышение квалификации для частного сектора

  • Идея: Государственные НИИ и университетские клиники — это центры компетенций. Частные клиники остро нуждаются в доступе к этим знаниям, чтобы их врачи не отставали от жизни. Мы создаем на базе ведущих госучреждений целую индустрию по обучению и сертификации врачей из коммерческого сектора.
  • Механизм: Разрабатываются стандартизированные, но гибкие программы: от двухдневных интенсивных тренингов по новым методам хирургии до годовых программ повышения квалификации. Это не просто лекции, а работа на симуляторах, участие в операциях, разбор сложных случаев.
  • Расчеты:  Вовлекаем 1000 частных клиник, каждая из которых платит по 100 млн. за комплексное обучение своих специалистов. Это приносит 100 млрд рублей в год. При затратах на организацию и оплату тренеров в 2 млрд, мы получаем чистый доход в 98 млрд рублей. Это реальные, живые деньги, которые мы можем тут же реинвестировать!

2. «Образовательный экспорт» — монетизация бренда российской медицины.

  • Идея: Зачем ограничиваться внутренним рынком? Мы создаем высококачественные онлайн-программы на английском языке в наших ведущих медицинских вузах.
  • Механизм: Записываются курсы лекций от наших лучших профессоров, создаются интерактивные симуляторы, проводятся вебинары. Студенты из Индии, Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки могут получить диплом российского медвуза, не приезжая в страну. Они платят за качественное образование, а мы получаем доход, который идет на развитие вуза, закупку оборудования и доплаты преподавателям. Рынок глобального онлайн-образования стремительно растет, и мы должны занять на нем свою нишу.

Итог этого направления: Мы не просто находим деньги. Мы создаем систему, где знания государственной медицины становятся товаром с высокой добавленной стоимостью, который приносит десятки миллиардов рублей. Эти деньги можно сразу направить на самые больные точки.

 

Симбиоз с бизнесом: Корпоративные услуги и «умные» налоги

Мы кардинально меняем оптику: перестаем рассматривать бизнес как просто «спонсора» и начинаем видеть в нем полноценного партнера и клиента. Государственная медицина, обладая колоссальной инфраструктурой и экспертизой, может предложить корпорациям уникальные услуги, которые им жизненно необходимы, и одновременно открыть новые, цивилизованные рекламные рынки.

1. Платные медицинские услуги для бизнеса  

  • Идея: Мы не просто лечим сотрудников, когда они уже заболели. Мы создаем для компаний комплексные, превентивные программы управления здоровьем персонала. Это прямой и экономически обоснованный путь к снижению потерь от больничных и повышению производительности труда.
  • Механизм: На базе государственных поликлиник и больниц формируются специальные B2B-отделы. Они действуют как консалтинговые агентства, предлагая корпорациям пакетные услуги:
    • Расширенные чекапы: Углубленные ежегодные обследования, заточенные под специфику конкретного производства (программы для офисных работников, для работников физического труда, для водителей и т.д.).
    • Программы «Антистресс» и «Профвыгорание»: Консультации психологов, тренинги по управлению стрессом, организация комнат отдыха.
    • «Цеховая терапия»: Выездные бригады врачей (терапевт, кардиолог, невролог) прямо на предприятие для консультаций и ранней диагностики.
    • Массовая вакцинация: Организация централизованной вакцинации сотрудников от гриппа и других инфекций прямо в офисе или на производстве.
  • Финансовое обоснование: Это не благотворительность для бизнеса, а чистая экономика. Рынок корпоративных wellness-программ в мире огромен. Исследования показывают, что каждый доллар, вложенный в здоровье сотрудников, может принести до шести долларов возврата за счет снижения затрат на медицинское страхование и повышения производительности. Мы создаем этот рынок у себя, предлагая бизнесу понятный и выгодный продукт.

Сколько возможно привлечь?

В России, по разным оценкам на 2024-2025 годы, насчитывается примерно 73-74 миллиона занятых в экономике людей. Это наш «пирог», который можно и нужно делить.Понятно, что охватить всех сразу не получится. Есть конкуренция со стороны частных клиник, и не все компании сразу поймут выгоду. Будем реалистами и рассмотрим несколько сценариев:

  • Консервативный сценарий (1% рынка): Если госбольницы смогут привлечь всего 1% работающего населения, это составит примерно 740 000 человек.
  • Умеренный сценарий (5% рынка): Захват 5% рынка — это уже 3,7 миллиона человек.
  • Оптимистичный сценарий (10% рынка): Если система развернется по-настоящему мощно, можно нацелиться и на 10%, а это 7,4 миллиона человек.

Стоимость корпоративных программ ДМС сильно варьируется, но для примера можно взять 25 000 рублей в год на человека — это адекватная цена за хороший комплексный пакет, который предлагают некоторые страховые компании для малого и среднего бизнеса.

  • Консервативный доход (1%): 740 000 чел. × 25 000 руб. = 18,5 миллиардов рублей в год
  • Умеренный доход (5%): 3,7 млн чел. × 25 000 руб. = 92,5 миллиарда рублей в год
  • Оптимистичный доход (10%): 7,4 млн чел. × 25 000 руб. = 185 миллиардов рублей в год

Будем ориентироваться на 100 млрд в год.

 

 

2. «Зеленый налог» — принцип «загрязнитель платит за лечение» 

  • Идея: Это гениальная в своей справедливости концепция! Предприятия, которые наносят ущерб экологии и, как следствие, здоровью людей, должны напрямую финансировать лечение и профилактику заболеваний.
  • Механизм: Вводится целевой экологический налог. Средства от него не должны растворятся в «общем котле» бюджета, а будут идти на здравоохранение.
  • Мировая практика: Принцип «загрязнитель платит» (Polluter Pays Principle) является одним из ключевых в экологической политике многих стран ОЭСР и ЕС. Связывание этих платежей напрямую со здравоохранением — это логичный и мощный следующий шаг. По данным ВОЗ, загрязнение воздуха является причиной миллионов преждевременных смертей ежегодно и провоцирует такие заболевания, как инсульт, болезни сердца и рак легких, что создает колоссальную нагрузку на системы здравоохранения по всему миру.
  • Расчёты

По данным аналитиков (FinExpertiza), общие расходы российского бизнеса на охрану окружающей среды (куда входят и платежи НВОС (плата за негативное воздействие на окружающую среду), и инвестиции в очистные сооружения, и т.д.) в 2023 году достигли 1,3 трлн рублей. При этом прямые платежи НВОС в бюджет составляют гораздо меньшую сумму — около 22-26 млрд рублей в год. По официальным оценкам самого Минприроды России, существующие ставки НВОС критически занижены. Ведомство заявляло, что ставки недоиндексированы в среднем в 51,5 раза по выбросам в атмосферу и в 34,4 раза по сбросам в воду.

Поэтому будет вполне логично поднять эти ставки для компаний хотя бы в 10-15 раз, чтобы собирать по 300 млрд рублей в год для реформы здравоохранения

 

Медицинский эндаумент-фонд — «вечный» капитал для стратегических задач

  • Идея: Создается Национальный медицинский эндаумент — целевой капитал, который нельзя потратить. Фонд будет пополняться за счет крупных пожертвований от меценатов, части доходов от госкомпаний и прибыли от управления госактивами. Инвестируется только сам капитал, а на нужды медицины тратится исключительно полученный доход.
  • Механизм: Профессиональная управляющая компания инвестирует средства эндаумента в надежные финансовые инструменты. Ежегодный доход целевым образом направляется на прорывные, но недофинансированные направления: фундаментальная медицинская наука, поддержка редких (орфанных) заболеваний, строительство уникальных научных центров.
  • Эффект: Это создает источник финансирования, который не зависит от политической конъюнктуры и годового бюджета. Это «длинные» деньги, позволяющие планировать исследования на десятилетия вперед. Крупнейшие университеты мира, такие как Гарвард, имеют эндаументы в десятки миллиардов долларов, что и обеспечивает их научное лидерство.

Расчет: Мы формируем целевой капитал в 100 млрд р в год от различных меценатов (вполне реальная цифра). Крупные мировые эндаументы (как у Гарварда или Нобелевского фонда) показывают среднюю реальную доходность около 5% годовых сверх инфляции (в России доходности выше, но будем брать консервативные цифры).

100 млдр ₽ * 5% = 5 млрд ₽ в год 

 

2. Социальные облигации

  • Идея: Создать государственный фонд (100% принадлежит государству), который будет владеть гос активами в сфере здравоохранения. В свою очередь он будет эмитентом облигаций, привлечённые деньги с которых пойдут только на медицину.
  • Сколько можно привлечь?

Общий объём зелёных облигаций в России составил 400 млрд р в 2023 году. Можно ожидать, что население будет охотнее покупать долговые бумаги, если будут понимать, что деньги идут на улучшение их уровня жизни. Поэтому можно ориентироваться на 100 млрд руб в год.

Как погашать эти облигации?

После проведения реформ, уже не будет требоваться так много ресурсов на новое оборудование, здания, инфраструктуру, а заложенные механизмы будут продолжать приносить прибыль. С этих денег постепенно будут выплачиваться долги.



3. Лотереи, кэшбэк и

  • Идея: Мы создаем простые, добровольные и массовые инструменты, которые позволяют каждому гражданину внести свой небольшой, но важный вклад.
    • Часть суммы от билетов гослотерей: Законодательно закрепляется, что определенный процент (например, 5%) от стоимости билетов всех государственных лотерей целевым образом идет на закупку оборудования для больниц. Этот механизм десятилетиями успешно работает, например, в Великобритании, где Национальная лотерея финансирует тысячи проектов в области здравоохранения, спорта и культуры.


При выручки гос лото примерно в 100 млрд руб, можно привлечь 5 млрд в сектор медицины.

    • «Социальный кэшбэк» от банков: В банковских приложениях появляется опция, позволяющая направлять свой кэшбэк не на скидки, а в фонд здравоохранения. Это незаметный для кошелька, но хороший источник средств за счет массовости.
      Банки выплатили клиентам кэшбэк на 400 млрд р в 2024. 5% от этой суммы или 20 млрд рублей могло бы пойти в больницы.
    • Рынок ставок: 10% от прибыли конторы могли бы направлять в бюджет здравоохранения, тем более в последние годы люди всё чаще страдают от зависимостей, связанных с данной деятельностью.

Прибыль рынка ставок в рф около 100 млрд р. Соответственно 10 млрд может быть выделено на медицину.

Оптимизация оборудования

1. «Биржа медицинских мощностей» — убиваем очереди и простои. 

  • Проблема: В одной больнице аппарат МРТ простаивает по ночам и выходным, а в другой — очередь на исследование растянулась на три месяца. Дорогостоящее оборудование, купленное за бюджетные деньги, часто простаивает, в то время как пациенты и врачи ждут. Это колоссальная потеря ресурсов и времени.
  • Решение: Создание единой онлайн-платформы, где клиники могут в режиме реального времени «продавать» свои свободные слоты на оборудовании (КТ, МРТ, ангиографы, УЗИ-аппараты) и «покупать» недостающие мощности у коллег.
  • Как это работает: Главврач больницы, у которой сломался аппарат, заходит на «Биржу». Он видит, что в соседней клинике через 3 часа есть свободное «окно» на два часа. Он бронирует его, оплачивая по внутреннему тарифу. Пациенты не ждут неделями, оборудование не простаивает. Клиника, предоставившая слот, получает дополнительный доход, который может направить на свои нужды.
  • Финансовый и социальный эффект:
    • Резкое сокращение очередей: Пациенты получают доступ к высокотехнологичной диагностике в разы быстрее.
    • Экономия на закупках: Система видит реальную загрузку оборудования по всему региону. Прежде чем одобрить покупку нового томографа, ФАМК сможет оценить, действительно ли он нужен, или можно обойтись более эффективным использованием уже имеющихся.
    • Новый источник дохода для клиник: Больницы, эффективно управляющие своим оборудованием, начинают зарабатывать на этом, что стимулирует менеджмент на местах.
    • Повышение эффективности: Совместное использование ресурсов и оборудования является признанной мировой практикой для оптимизации расходов и улучшения качества помощи.

2. «Обратный лизинг» — получаем живые деньги и вечно новое оборудование. 

  • Проблема: Больница владеет томографом стоимостью 100 млн рублей. Этот актив «заморожен». При этом у клиники нет денег на ремонт крыши или повышение зарплат санитаркам. А через 5 лет томограф устареет, и снова нужно будет искать огромные деньги на новый.
  • решение — Больница продает свой томограф (или даже все здание) специализированной лизинговой компании и тут же берет его обратно в долгосрочную аренду.
  • Как это работает:
    • Клиника моментально получает на свой счет 100% рыночной стоимости актива (в отличие от кредита, где банк даст 70-80%). Эти «живые» деньги можно немедленно пустить в оборот.
    • Лизинговая компания, как новый собственник, берет на себя все заботы по обслуживанию, ремонту и, главное, плановому обновлению оборудования по истечении срока договора.
  • Финансовый эффект:
    • Мгновенная ликвидность: Клиники получают средства для решения текущих проблем и развития.
    • Снятие головной боли: Главврачу больше не нужно думать о сложном техобслуживании и поиске средств на апгрейд. Он получает услугу «под ключ».
    • Технологическое обновление: Система здравоохранения избавляется от проблемы устаревания парка техники. Лизинг обеспечивает постоянный доступ к самым современным технологиям.

2. Дополнительная экономия внутри системы:

«Биржа мощностей» и оптимизация ресурсов (~180 млрд ₽/год):

    • Расчет: В России простаивает до 30-40% дорогого оборудования. Повышение эффективности его использования всего на 20% и отказ от избыточных закупок за счет «Биржи» могут экономить до 100 млрд ₽ ежегодно.

 

2.1. Революция в закупках — экономия до 400 млрд рублей в год

Система государственных закупок в здравоохранении — это гигантский рынок. Ежегодно на лекарства и медицинское оборудование тратятся сотни миллиардов рублей. Однако эта система крайне непрозрачна и неэффективна.

Проблема: Сегодня цены на один и тот же препарат или аппарат могут отличаться в разных регионах или даже в соседних больницах в разы. Причины — сложные и запутанные процедуры по 44-ФЗ, наличие множества посредников, а иногда и прямой сговор. В результате значительная часть бюджета «растворяется», не доходя до пациента. По оценкам экспертов, неэффективные закупки могут приводить к завышению цен на 20-30%, а по некоторым позициям и выше.

Аналогия: Представьте, что вы отправляете разных людей в один и тот же магазин за хлебом. Один покупает буханку за 50 рублей, второй — точно такую же за 70, а третий — за 100, потому что покупал через «помощника», который взял свою комиссию. В масштабах страны это выливается в колоссальные переплаты.

Решение: Централизация и полная прозрачность

Предлагается полная перестройка системы закупок на трех принципах:

  1. Создание Единого федерального заказчика (ЕФЗ). Это не новый чиновничий орган, а цифровая платформа-агрегатор по аналогии с крупными маркетплейсами. Все закупки лекарств и стандартного оборудования (шприцы, бинты, простые аппараты УЗИ и т.д.) для государственных нужд проводятся только через эту платформу.
  2. Прямые контракты с производителями. ЕФЗ, аккумулируя потребности всей страны, сможет заключать долгосрочные контракты напрямую с российскими и зарубежными производителями, получая максимальные скидки за объем. Это полностью исключает посредников.
  3. «Цифровой двойник» закупки. Каждая транзакция, от заявки больницы до поставки препарата, будет видна в единой системе в режиме реального времени. Любой гражданин или контролирующий орган сможет увидеть, по какой цене закупается тот или иной товар в любом регионе.

Потенциальный экономический эффект:

Общий объем госзакупок лекарств в России составляет более 1,5 трлн рублей в год. Если мы сможем снизить среднюю цену хотя бы на 20% (что является консервативной оценкой), то прямая экономия составит 300 млрд рублей в год. Добавим сюда закупки медоборудования и расходных материалов, и мы легко выходим на цифру до 400 млрд рублей.

Эти сэкономленные деньги не изымаются из системы, а остаются в ней. Они становятся тем самым ресурсом, который можно направить на повышение зарплат и модернизацию.

 

Сокращение неэффективных административных расходов

Если госзакупки — это «золотая жила», то административный аппарат — это «болото», в котором вязнут не только деньги, но и здравый смысл. Мы говорим о гигантской, многоуровневой и зачастую бессмысленной бюрократической надстройке, которая существует ради самой себя. Наша задача — осушить это болото, высвободив для реальной медицины еще около 100 млрд рублей в год с помощью ИИ и проведения оптимизации.
Думаю, что можно за 10 млрд рублей попросить, допустим, Сбер оптимизировать вообще всю административную государственную машину. Но можно начать хотя бы со здравоохранения.

 

Итоговый финансовый результат:

  • Привлечено: ~640 млрд ₽
  • Сэкономлено: ~600 млрд ₽
  • ОБЩИЙ ГОДОВОЙ ЭФФЕКТ: ~1,24 трлн рублей

 

Распределение найденных ресурсов: новая эра для врачей и пациентов

3.1. Куда пойдут 2 триллиона? Три главных приоритета

Мы «нашли» колоссальную сумму — 1,24 трлн рублей в год. Это не просто цифры, это — возможность для фундаментальных перемен. Мы предлагаем направить эти средства на три стратегические цели, которые полностью изменят облик нашего здравоохранения:

  1. Радикальное повышение зарплат и престижа профессии (640 млрд рублей).
  2. Масштабное технологическое перевооружение (400 млрд рублей).
  3. Создание фонда выравнивания региональных диспропорций (200 млрд рублей).

3.2. Приоритет №1: Достойная зарплата — основа качественной медицины

Любая реформа бессмысленна, если ее некому проводить. Сегодняшняя система оплаты труда медиков — это клубок несправедливости, который убивает мотивацию и вымывает из профессии лучших. Мы должны честно признать: врач, который думает не о лечении, а о том, как прокормить семью, работая на 2-3 ставки, не может быть эффективным.

Унизительные оклады и «бумажные» зарплаты

  • Низкая базовая ставка: Основа зарплаты врача — оклад — часто находится на уровне МРОТ. Чтобы заработать приемлемые деньги, врач вынужден брать огромное количество дежурств, переработок и совмещений. Это приводит к хронической усталости и профессиональному выгоранию.
  • Непрозрачные стимулирующие выплаты: Так называемые «стимулирующие» на деле часто зависят не от качества работы, а от субъективного мнения начальства. Это создает атмосферу несправедливости и убивает здоровую конкуренцию.

Новая, прозрачная и справедливая система оплаты труда

Предлагается полностью отказаться от старой системы и ввести новую, основанную на трех принципах: высокий базовый оклад, понятные бонусы и карьерный рост.

  1. Единая федеральная тарифная сетка: Вводится базовая для всей страны система окладов. Больше не будет ситуации, когда хирург в соседних областях за одну и ту же работу получает в разы разную базовую зарплату.
    • Стартовый оклад молодого врача (сразу после ординатуры) — не менее 100 000 рублей. Это стартовая площадка, которая позволяет молодому специалисту сосредоточиться на профессии, а не на выживании.
    • Оклад опытного врача (со стажем и категорией) — от 150 000 — 200 000 рублей.
    • Оклад врача-эксперта (уникального специалиста, заведующего отделением) — от 300 000 рублей и выше.
  2. Прозрачная система бонусов (до 50% от оклада): Сверху к этому окладу добавляются понятные бонусы, которые зависят от объективных показателей:
    • Бонус за качество: Основан на KPI (низкий процент осложнений, положительные отзывы пациентов).
    • Бонус за наставничество: Врач, который обучает молодых специалистов, получает доплату.
    • Бонус за научную деятельность: Публикации, участие в конференциях, разработка новых методик — всё это должно поощряться.
  3. Ликвидация «зарплатного рабства»: Врач получает достойную зарплату за одну ставку (38,5 часов в неделю). Любая переработка или дежурство сверх этого оплачивается по двойному тарифу. Это делает невыгодным для больницы «загонять» врачей и стимулирует нанимать достаточное количество персонала.

Экономическое обоснование:

По данным на начало 2024 года, в государственной системе здравоохранения России работает около 546 тысяч врачей и 1,16 миллиона специалистов среднего медперсонала.

  • Повышение зарплат врачам: Чтобы обеспечить новую систему окладов, потребуется дополнительно около 450 млрд рублей в год. (средняя надбавка к зп составит 70тыс в месяц)
  • Повышение зарплат медсестрам и фельдшерам: Нельзя забывать и о среднем звене. Их зарплаты также должны быть кардинально пересмотрены и привязаны к зарплатам врачей (например, медсестра получает 50-60% от оклада врача в ее отделении). На это потребуется еще 200 млрд рублей в год.

Расчёты очень грубые

 

3.3. Приоритет №2: Масштабное технологическое перевооружение (Инвестиции: 400 млрд рублей в год)

Современная медицина — это в первую очередь технологии. Точная диагностика, малоинвазивные операции, быстрая реабилитация — всё это невозможно без современного оборудования. К сожалению, во многих российских больницах, особенно за пределами крупных городов, техника не обновлялась десятилетиями.

Износ, дефицит и «кладбища» старой техники

  • Высокий износ оборудования: По оценкам экспертов, износ медицинского оборудования в российских больницах достигает 50-60%, а в некоторых регионах и до 80%. Это означает, что аппараты УЗИ, рентгены и эндоскопы часто ломаются, дают неточные результаты и просто опасны.
  • Дефицит современной техники: Во многих районных больницах до сих пор нет базовых современных аппаратов, таких как КТ или МРТ, что вынуждает пациентов ехать за сотни километров для простого обследования.
  • Неэффективное использование: Даже новое оборудование, закупленное по нацпроектам, часто простаивает из-за отсутствия обученного персонала или дорогих расходных материалов.

Пятилетняя программа полного технологического обновления

Предлагается запустить пятилетнюю программу «Медицина XXI века», финансируемую из нашего «фонда реформ». 400 млрд рублей в год — это 2 трлн за пять лет.

Централизованный лизинг, а не закупка: Вместо того чтобы каждая больница сама покупала оборудование (часто по завышенным ценам), создается единый государственный оператор. Он заключает крупные контракты с производителями на лизинг техники на 5-7 лет.

    • Что это дает? Во-первых, огромные скидки за опт. Во-вторых, в лизинговый контракт сразу включается сервисное обслуживание, обучение персонала и обновление ПО. Больница получает не «железку», а работающее решение «под ключ».
  1. Приоритеты программы:
    • Первый год: Полная замена всего диагностического оборудования старше 10 лет (УЗИ, рентген, эндоскопы).
    • Второй-третий годы: Оснащение каждой центральной районной больницы (ЦРБ) компьютерным томографом (КТ), а каждой областной больницы — магнитно-резонансным томографом (МРТ).
    • Четвертый-пятый годы: Переоснащение операционных, реанимаций и лабораторий. Внедрение роботизированной хирургии в ведущих центрах.
  2. «Умная» логистика: Все новое оборудование подключается к единой цифровой платформе, которая отслеживает его загрузку, техническое состояние и потребность в расходниках. Это позволяет избежать простоев и эффективно планировать обслуживание.

3.4. Приоритет №3: Фонд регионального равенства (Инвестиции: 200 млрд рублей в год)

Самая большая несправедливость нашей системы — это зависимость качества и доступности медицины от места жительства. Житель Москвы и житель маленького города в Забайкалье должны иметь равные шансы на спасение жизни.

Финансовая пропасть между регионами

Регионы в России очень разные по уровню бюджетной обеспеченности. Богатые регионы могут позволить себе строить новые клиники и доплачивать врачам, в то время как дотационные регионы едва сводят концы с концами. Система ОМС, привязанная к региональным бюджетам, только усугубляет это неравенство, создавая колоссальный разрыв в качестве медицинской помощи.

Решение: Создание федерального фонда выравнивания

Мы направляем 200 млрд рублей в год на создание целевого фонда, который будет работать по принципу «деньги идут туда, где они нужнее всего».

  1. Прозрачные критерии распределения: Средства из фонда распределяются не по желанию чиновников, а на основе объективных показателей:
    • Уровень смертности в регионе.
    • Кадровый дефицит (сколько врачей не хватает до норматива).
    • Состояние инфраструктуры (сколько зданий требуют капремонта).
  2. Целевые программы фонда:
    • «Земский доктор 2.0»: Предоставление не просто «подъемных», а готового жилья (дом или квартира) и двойного оклада для врачей, переезжающих в депрессивные регионы.
    • Строительство и капремонт: Финансирование строительства новых ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов) и капитального ремонта районных больниц в самых бедных регионах.
    • Развитие санитарной авиации: Чтобы пациент из отдаленного села мог быть за 30-60 минут доставлен в современный центр.

 

4.2. Главные риски: Что может пойти не так?

Было бы наивно полагать, что такая масштабная трансформация пройдет гладко. Есть три главных риска, которые нужно предвидеть и нейтрализовать.

  1. Сопротивление «старой гвардии». Любая система сопротивляется изменениям, особенно когда они угрожают привычному положению вещей, статусу или финансовым потокам. Чиновники, привыкшие к непрозрачным схемам, и руководители, не желающие менять стиль управления, могут саботировать реформы.
    • Как бороться: Максимальная публичность и прозрачность реформы. И, конечно, непоколебимая политическая воля на самом высоком уровне.
  2. Инерция и недоверие на местах. Даже хорошие изменения могут быть саботированы из-за страха перед новым, недоверия к начальству или простого нежелания менять привычки. Врачи могут не поверить в честность новой системы, а пациенты — запутаться в новых правилах.
    • Как бороться: Масштабная разъяснительная работа. Нужно четко объяснить, зачем нужны изменения и какую пользу они принесут каждому. Важно показать «быстрые победы» в пилотных регионах, чтобы все увидели: система работает.
  3. Технократический провал. Можно закупить самое современное оборудование, но оно будет простаивать, если на нем некому работать или если оно не встроено в общие процессы. Цифровизация ради цифровизации, без обучения врачей и интеграции систем, превратится в пустую трату денег.
    • Как бороться: Инвестиции в оборудование должны быть неразрывно связаны с инвестициями в обучение персонала. Лизинговые контракты должны включать обязательное обучение и техническую поддержку.

4.3. Ключевые условия успеха

  1. Железная политическая воля. Эта реформа — не задача одного Минздрава. Это национальный проект, который должен быть личным приоритетом для высшего руководства страны. История показывает, что успешные реформы возможны только при наличии сильного лидера, способного мобилизовать ресурсы и сломить сопротивление.
  2. Новый общественный договор. Государство должно честно сказать обществу и медикам: «Мы меняем правила для всех. Мы гарантируем вам бесплатную, качественную и современную помощь. Врачи получают достойный труд и уважение. Но мы также требуем от всех работать эффективно и прозрачно».
  3. Последовательность и стратегическое терпение. Результаты не появятся за один год. Первые 2-3 года уйдут на перестройку самых закостенелых механизмов. Важно не бросить реформу на полпути, как это случалось в прошлом. Успешные системы здравоохранения, как в Швеции или Тайване, строились десятилетиями.

 

Вывод


Представленный проект реформы «Здравоохранение 2.0» представляет собой амбициозную и комплексную дорожную карту, направленную на решение хронических проблем российской медицины. Центральная идея — это бюджетная нейтральность, то есть поиск и высвобождение ресурсов не за счёт увеличения государственных ассигнований, а путём повышения эффективности и монетизации внутренних активов самой системы.


Предлагаемые механизмы — от создания медицинских облигаций и эндаумент-фонда до внедрения «умных» налогов и оптимизации закупок — создают теоретическую базу для привлечения значительных средств, которые, по моим расчётам, могут достигать 1,24 триллиона рублей в год.


Эти средства, согласно проекту, должны быть направлены на три ключевых приоритета:


   — Радикальное повышение зарплат медицинских работников.
  — Масштабное технологическое перевооружение клиник.
   — Выравнивание региональных диспропорций в качестве и доступности медицинской помощи.


Важное примечание:

Необходимо подчеркнуть, что все приведённые расчёты и прогнозы являются теоретическими. У меня нет доступа к закрытым статистическим данным и возможности проводить глубокий экономический анализ, поэтому эти цифры стоит рассматривать как широкие мазки и оценочные гипотезы. Реализация каждого из предложенных механизмов потребует детальной проработки, серьёзных законодательных изменений и, самое главное, сильной политической воли. Тем не менее, эта концепция предлагает свежий взгляд на проблему недофинансирования, смещая фокус с пассивного ожидания бюджетных вливаний на активный поиск внутренних резервов и создание устойчивых финансовых моделей. Это заставляет задуматься о потенциале, который скрыт в нашей системе здравоохранения, и о том, как можно его раскрыть для блага каждого гражданина.


ТГК: t.me/Dixaid_Investment

525 | ★1
2 комментария
Главная идея — провести реформу без дополнительных государственных вливаний, а за счёт повышения эффективности самой системы. Предполагается, что ежегодно можно найти и привлечь 1,24 триллиона рублей из внутренних резервов.
Шо ещё? Уже сейчас на работу не примут без медсправки и прохождения медкомиссии с десяток «специалистов».Разумеется платно, либо просто с самого человека которому нужна работа, либо с предприятия(которое разумеется все это вычтет из оклада)
Пускай вернут как было, сейчас врачей в поликниках просто нет, пускай как раньше, очереди есть, но ты попадешь по любому и тебе не откажут. Реформы в здравоохранении вред. У нас врачи бегут, роддом закрыли, зато платных контор навалом с кучей предложений.
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Фото
МОЭСК. Отчет МСФО. Какие дивиденды компания закладывает до 2030г.?
Компания Россети Московский Регион (МОЭСК) опубликовала финансовый отчет за Q3 2025г. по МСФО: Я совсем коротко на нем остановлюсь,...
Фото
📈 Выручка Группы МГКЛ за 11 месяцев — 27 млрд рублей (x3,6 к АППГ)
К концу 2025 года подходим с рекордными прогнозными показателями: ✅ Прогноз по выручке — 27 млрд рублей, что в 3,6 раза выше, чем за...
Рынок США: обзор и прогноз на 5 декабря. Инвесторы сохраняют нейтралитет
Мы ожидаем Ключевым событием предстоящей сессии станет публикация статистики личных доходов и расходов, а также дефлятора потребительских трат...

теги блога Dixaaid

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн