Сектор машиностроения на Мосбирже представлен не очень обширно. В основном бумаги этого сектора являются неликвидными, да и не особо интересны инвесторам: это скучная сфера деятельности, где редко бывает хороший рост прибыли и дивидендов. Сказывается специфика деятельности, для машиностроения характерны низкая рентабельность и зависимость от кредитов, в условиях закрытых внешних рынков их деятельность ограничена, по сути, взаимодействием с государством и его заказами. Про смену ориентации на Восток (сейчас смена ориентации считается актуальной, повесточка такая) можно особо не распространяться — у Китая у самого достаточно производств.
Челябинский кузнечно-прессовый завод интереснее других неликвидов из машиностроения потому, что последние годы показывает натурально кратный рост финансовых показателей:

Несколько лет подряд выручка (а вместе с ней и прибыль) росла кратно. Это безумное в хорошем смысле масштабирование бизнеса и производства.
Что за нонсенс, как такое возможно? Долго не думая, можно предположить, что дело в госзаказах и заинтересованности государства. Это предприятие ещё в далёком 2012 году вошло в ОПК (оборонный-промышленный комплекс), проработало проекты, которые могли бы заинтересовать гособоронзаказ и заинтересовали. Даже дивиденды платят, самую малость, 15% от ЧП.
Скачки выручки и прибыли обоснованы так же спецификой работы с государством: завод сначала выполняет заказ, потом получает деньги.
Вот строчка из отчёта МСФО за 2024 год: дебиторская задолженность 26 млрд при годовой прибыли в 4 млрд.

Запросто может произойти такая ситуация, что уже в 2025 году часть этой задолженности будет погашена и передадут, например, 10 млрд из 26 млрд. Отсюда и скачки в прибыли, как были в 2024 году, когда прибыль выросла на 500% (даже у энергосбытов не было таких иксов в лучшие времена).

Когда и в каком размере завод будет получать оплату — загадка. Может быть, получат много денег уже в этом полугодии, а может будут ждать ещё пару лет.
ЧКПЗ регулярно посещают разные чиновники, в том числе самые сановитые.

Что же такое производится на заводе? Очевидно, львиная доля продукции — часть гособоронзаказа, который стал особенно актуален с 2022 года. Что именно из гособоронзаказа — можно хорошенько подумать, погуглить и предположить, но лучше не надо — можно ведь и угадать.

Гораздо интереснее то, что на заводе производят полуприцепы.
Кроме того, пытаются наладить производство и сбыт роботов-манипуляторов.

Я не фанат импортозамещения и вообще скептически отношусь к идее «надо всё СВОЁ делать». В частности, потому, что обычно ставятся нереалистичные задачи на уровне «сделать сто тысяч звездолётов к 2030 году, сделать свою PS5, сделать свой айфон», нереалистичность задач говорит об уровне вовлечённости и компетенциях тех, кто задачи ставит. Однако, конкретно в этом случае идея импортозамещения выглядит вполне реалистично и адекватно просто потому, что такие манипуляторы уже много десятков лет производятся и используются, это не что-то передовое или наукоёмкое, манипуляторы (на устаревшей ныне элементной базе) умели создавать ещё в СССР, это не rocket science. Ну и экономическое обоснование у такой продукции тоже есть — на каждом заводе найдётся применение роботу-манипулятору (в смысле автоматизации производств в РФ поле не паханое), а себестоимость у них куда ниже, чем у импортной продукции.
Какие риски у этого бизнеса?
Во-первых, управляющие и владеющие заводом могут оказаться в конфликте с государством. Что-то кому-то не понравилось, вывели деньги не туда, какой-то заказ не выполнили. В общем, национализация стала трендом, сейчас в опасности все, а повод можно найти, если захочется передать актив от менее лояльных к более лояльным.
Во-вторых, нет уверенности в том, что государство как заказчик будет вовремя выполнять свои обязательства по оплате поставленной продукции, что вынудит завод залезать в долги.
В третьих, акции сами по себе ужасно неликвидны. Чтобы собрать этих бумажек на 2 млн и не расшатать стакан, нужно изрядно потрудиться и буквально по несколько штук покупать по выгодной цене. Что войти, что выйти по нормальной цене — сложно.
А какие интересности?
Возможен кратный рост прибыли за счёт погашения дебиторской задолженности, что приведёт уже к неплохим двузначным дивидендам.
Возможна история в духе Ашинского завода, когда накопленную прибыль раздали при переходе собственности от одних к другим и получились безумные внеочередные дивиденды.
Завод может стать единственным поставщиком роботов-манипуляторов и бенефициаром какой-нибудь программы по автоматизации производств, когда заводам ставят задачу автоматизироваться и субсидируют кредиты на закупку манипуляторов.
В любом случае, понаблюдать за масштабирующимся предприятием — как минимум любопытно.