— в 1000 году экономика Ближнего Востока была по крайней мере такой же развитой, как и в Европе. Но к 1800 году регион резко отстал — по уровню жизни, технологиям и экономическим институтам. Короче говоря, Ближний Восток не смог модернизироваться экономически, в то время как Запад вырвался вперед. Что вызвало это долгое расхождение? И почему Ближний Восток остается радикально неразвитым по сравнению с Западом?
-
экономическое развитие Ближнего Востока замедлили не колониализм или география, не мусульманские взгляды или какая-то несовместимость ислама и капитализма. Вместо этого, начиная примерно с десятого века, исламские правовые институты, которые приносили пользу экономике Ближнего Востока в первые века ислама, начали выступать в качестве тормоза развития, замедляя или блокируя возникновение центральных черт современной экономической жизни, включая накопление частного капитала, корпорации, крупномасштабное производство и безличный обмен.
—
многоженство приводило к большому количеству детей и размыва капитала в отличие от Европы, где принцип майората закреплял большую часть капитала за старшим сыном и лишь титул и образование за братьями — отчасти крестовые походы давали шанс младшим братьям выбить себе земли и капитал и направить энергию туда, а не против брата
—
партнерства в мусульманском мире ограничивались тремя членам в основе и при смерти одного из участников по закону упразднились, исчезали, это мешало созданию корпораций и накоплению капитала
— в Первой части Куран пишет, что институты, в рамках которых жители Ближнего Востока заимствовали, инвестировали и производили, не породили более продвинутые институты- они не стимулировали структурные преобразования, которые позволили бы выполнять эти функции более эффективно. Таким образом Куран считает
отсутствие «коммерческих и финансовых институтов» главной причиной падения Ближнего Востока.
— хотя автор иногда хвалит определенные положения исламского права, особенно его эгалитарный аспект и актуальность в первом тысячелетии, но чаще всего он не может скрыть, что
ислам — это «религия, которая теперь широко рассматривается как источник отсталости, невежества и угнетения» —
— во Второй части Тимур говорит о правовых институтах:
— исламская система наследования, многоженство, запрет риба (процентов) при кредитовании и заимствовании, особые правила партнерства, отсутствие концепции юридического лица, жесткое обеспечение вакфом и смертная кара за вероотступничество.
—
исламская система наследования имела тенденцию к фрагментации имений успешного бизнеса. Таков был эффект многоженства, при котором богатство было распределено среди многочисленных претендентов.
—
запрет на ростовщичество затруднил получение кредитов торговцами и поставщиками — запрет на проценты также означал, что банки не могли появиться
-
наказание за вероотступничество сделало невозможным для мусульман вести дела с немусульманами.
-Мудараба и исламское партнерство могли быть прекращены по желанию любого партнера. Смерть партнера также расторгала партнерство.
— институт вакфа мог решить проблему фрагментации богатства, но он создал другие проблемы. «
Негибкость вакфов стала очевидным препятствием только с индустриализацией, чьи новые технологии создали необходимость быстрого перераспределения огромных ресурсов».
— Хадж, исламское паломничество, исключил «стимул к экономической модернизации». «Считаясь священной традицией, исламское паломничество не могло развиваться так же свободно, как светские ярмарки. Попытка изменить его место, продолжительность, частоту или время в соответствии с солнечным годом вызвала бы обвинения в святотатстве».
— В третьей части автор визуализирует, как
иностранные и местные евреи и христиане экономически выиграли от правового плюрализма ислама, который давал им выбор закона и следования своей собственной правовой системе. Они извлекли выгоду из этой привилегии и следовали любой системе, которую они считали в своих экономических интересах.
— Тимур также обсуждает происхождение и последствия капитуляций, которые были дискриминацией в отношении коренных жителей. — Оставаясь более двух веков активными в морской торговле до того, как европейский меркантилизм начал подниматься в 16 веке,
каримские купцы Ближнего Востока, которые имели богатство, как у королей, были уничтожены из-за этой политики правительства. Источники того периода утверждают, что всякий раз, когда бизнесмен становился больше и сильнее, его подавляли, а его имущество конфисковывали
— На Ближнем Востоке не хватало излишков продукции для управления какой-либо корпорацией. Османское государство не поощряло избыточное производство. — иногда оно не колеблясь наказывало таких производителей, потому что они вызывали снижение импортной пошлины.
—
морские исследования были остановлены. Судостроительная промышленность мусульманского правительства не могла сравниться с их западными соперниками. Какие бы военно-морские силы ни были у османов, они использовали их для военных целей. Они не могли выделить их для навигации и исследований.
— Главной заботой крупных европейских стран было то, как получить наибольшую долю того, что обычно рассматривалось как более или менее фиксированный объем международной торговли, и как получить благоприятный торговый баланс и чистый импорт слитков и драгоценных металлов.
— османы довольствовались военной добычей, данью от европейского сюзеренитета, государственными владениями, налогами и денежными переводами (ирсалият) из остальной части Ближнего Востока T.me/stoimost_invest