Блог им. NikolayDyuba
Собрал для вас немного полезной статистики в бизнесе.

Привет! Меня зовут Ник Дюба. Я бывший предприниматель и главный редактор соцсети ReLife. Пишу статьи о реальностях бизнеса и инвестиций в него, а ещё собираю базу знаний для предпринимателей в своём Телеграм-канале, где также публикую посты о своих и чужих ошибках в бизнесе.
В 2024 году в России чаще всего закрывались бизнесы из следующих сфер:
⁃ одежда и обувь;
⁃ товары для дома;
⁃ салоны красоты;
⁃ частные детские сады;
⁃ сервисы локальных услуг.
Регионы, где «смертность» бизнеса превышает «рождаемость»:
⁃ в 54 субъектах РФ (например, Новосибирская, Омская, Челябинская области) «смертность» бизнеса превышает «рождаемость»;
⁃ в Новосибирской области за 2024 г. закрылось 6000 компаний против 4300 открытых;
⁃ исключение — Москва, где открыто 80,8 тыс. новых юрлиц против 55,8 тыс. закрытых.
Ключевые факторы закрытия бизнеса в России:
⁃ высокая ключевая ставка, которая делает кредиты недоступными, особенно для оборотных средств;
⁃ падение спроса: 47% МСП фиксируют снижение выручки.
Основные риски для МСП в 2025 году:
⁃ рост цен на сырье (увеличение себестоимости, снижение маржи) — 72%;
⁃ невозможность развития или покрытия долгов — 74%;
⁃ падение спроса, особенно в рознице — 43%;
⁃ невозможность рефинансирования долгов из-за высокой кредитной ставки — 33%.
Срок планирования у предпринимателей:
⁃ 54% строят планы более чем на полгода;
⁃ 17% — на срок от полугода до года;
⁃ 21% — на 1–2 года;
⁃ 10% — на 3–5 лет;
⁃ 6% — больше чем на 5 лет.
Стимулы и причины открыть свое дело у тех, кто работает в найме:
⁃ 39% — желание работать на себя и чувствовать себя свободными;
⁃ 20% — необходимость зарабатывать на жизнь;
⁃ 16% — желание получать высокий доход;
⁃ 15% проявить себя и самореализоваться;
⁃ 10% — прочие причины.
С какими трудностями чаще всего сталкиваются предприниматели в своей деятельности:
⁃ рост цен на сырье, материалы, энергию;
⁃ усиление конкуренции;
⁃ нехватка квалифицированных кадров;
⁃ ограниченные финансовые ресурсы;
⁃ трудности с привлечением новых клиентов.
Не сталкиваются ни с какими трудностями в своей деятельности 7% МСП:
⁃ чаще всего об этом заявляют предприятия обрабатывающей промышленности;
⁃ представители научно-технической сферы;
⁃ компании, чья деятельность связана с информацией и связью.
Как предприниматели из МСП защищают себя от непредвиденных обстоятельств:
⁃ повышают квалификацию и обучают сотрудников;
⁃ создают финансовую подушку безопасности;
⁃ используют страхование;
⁃ пользуются консультациями экспертов;
⁃ диверсифицируют бизнес.
Каких рисков чаще всего опасаются предприниматели:
⁃ непредвиденные обстоятельства (форс-мажоры);
⁃ риски ограниченных финансовых ресурсов;
⁃ опасения ошибок персонала;
⁃ невыполнение обязательств контрагентами (нарушение условий поставки, неоплата счетов и др.).
Источники: Подготовлено ФСКМБМ по материалам опубликованным Минэкономразвития РФ, Сбера, ПСБ, Опоры России, НАФИ, ИНГОССТРАХА
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Если интересно узнавать изнанку разных бизнесов, подписывайся на мой Телеграм-канал — здесь я публикую реальные истории людей и собираю много полезной информации для предпринимателей и инвесторов в бизнес.