Блог им. ViktorSmeta

После квадрата — буря. Как Кандинский научил цвет звучать

После квадрата — буря. Как Кандинский научил цвет звучать

Привет, Смартлабовцы! С Днём Великой Победы!


Продолжим онлайн-экскурсию по Новой Третьяковке.

Если вам показался радикальным Чёрный квадрат Малевича (ссылка на пост)— держитесь крепче: сейчас мы шагнём в настоящий вихрь цвета, где линии звучат, как трубы, и форма вибрирует как аккорд.

Добро пожаловать дальше в зал русского авангарда Новой Третьяковки на Крымском валу в Москве — туда, где живопись перестаёт быть изображением и становится чистой музыкой духа.

Перед вами — абстрактная симфония, вдохновлённая Кандинским, продолжение той самой художественной революции, которая началась с обнуления — с чёрного.

Теперь — не ноль, а взрыв.

Не тишина, а оркестр цвета.

Готовы услышать, как звучит картина?

Окунёмся глубже в его творчество, в его знаменитые «Композиции» и философию, которая изменила весь XX век.

Василий Кандинский: живопись как музыка духа

Родился в Москве в 1866 году, но большую часть жизни провёл в Германии и Франции. Его путь — это путь человека, который хотел передавать вибрации души, внутренние состояния через цвет, ритм и форму.

Он был и художником, и теоретиком, автором манифеста «О духовном в искусстве» (1911) — абсолютно культового текста, в котором он утверждает:

Цель искусства — не воспроизведение внешнего, а выражение внутреннего.

 «Композиции» — кульминация его художественной философии

Серия «Композиции» (всего их было около 10, часть утрачена) — равносильна симфониям Бетховена. Он сам так и называл их — музыкальными произведениями. Каждая композиция — это абстрактный набор форм, это внутренний сюжет, это эмоциональное событие.

Принципы, на которых они построены:

1. Живопись как музыка

Кандинский был глубоко убеждён, что цвет и форма действуют на человека так же, как звук.

Жёлтый — как труба, тревожный, активный

Синий — как виолончель, глубокий, медитативный

Красный — сильный, напряжённый, драматичный

Зелёный — спокойствие, но с внутренним напряжением

Он буквально слышал цвета, — был синоэстетиком, т.е. человеком, у которого чувства смешиваются. Он мог видеть звуки и слышать цвета.

2. Формы как энергия

Прямые линии — как движение воли, энергии

Круги — спокойствие, бесконечность

Зигзаги и ломаные — драматизм, конфликт

Композиции построены по принципу ритма, как партитура

После квадрата — буря. Как Кандинский научил цвет звучать

 Композиция VII (1913)

Это огромная картина — более 2 метров в высоту. На ней вроде бы хаос, вихрь форм и цветов, но если всмотреться, то можно почувствовать движение, взрыв, превращение.

Кандинский говорил, что здесь он изобразил сразу апокалипсис, воскресение и рождение нового мира.

Это чистая энергия:

  • Цвета сталкиваются и перетекают друг в друга
  • Формы не закреплены — они живут
  • Нет ни горизонта, ни точек опоры — только полёт

Для Кандинского абстракция — это не уход от реальности, а наоборот — путь к более глубинной, духовной сути вещей.

Он хотел, чтобы картина не изображала, а воздействовала, как музыка воздействует — напрямую, без перевода.

Наследие

Кандинский оказал колоссальное влияние на весь мировой модернизм:

  • Был одним из основателей школы Баухаус
  • Повлиял на абстрактный экспрессионизм в США
  • Стал «крёстным отцом» цвето-формы в искусстве XX века

Кандинский первый сказал:

«Изобразительное искусство не обязано изображать».

И вместо пейзажей, людей, предметов — он дал нам чистую эмоцию, ритм, мелодию цвета.



Как обычно, короткий стих (сильно не ругайте):



Из квадрата — в вихрь, из тишины — в свет,

Где линия пляшет, где формы — как бред.

Кандинский звучит, как аккорд без ключа,

Картина поёт, не нуждаясь в речах.



Цвет — не для глаз, а для сердца прямой,

Искусство не формы, а вспышки душой.

Шагаем по залу, где смысл — не предмет,

А ритм, что внутри, предоставит ответ.




Если вам понравилась моя онлайн-экскурсия по Новой Третьяковке, не скупитесь, поставьте «плюсик», для этого нажмите на «хорошо» под постом.

563
40 комментариев
Кандинский или Малевич: кто круче «взорвал» искусство? Чёрный квадрат или цветные вихри?
avatar
andrey o, Малевич обнулил форму, как «точку отсчёта», а Кандинский добавил звук к цвету, превратив холст в симфонию.
Если Малевич — это «стоп-кран» в поезде, то Кандинский — сам поезд, мчащийся в будущее.
Но без «Чёрного квадрата» не было бы и «Композиции VII»: первый создал основу, второй — технологию эмоций.
Виктор Бэрриман, спасибо за разъяснения. Буду присматриваться.
avatar
andrey o, обязательно присмотритесь. Очень полезно.
просто найдите в инете картины из любой психбольницы
там этих кандинсктх с малевичами очень много рисуют 
главное не увлекайтесь 
Валерий Осипенко, как говорил Виктор Кандинский, психиатр и основоположник учения о психопатиях: «Даже в хаосе есть своя логика»
Да, в психбольницах рисуют ярко и эмоционально — но Кандинский и Малевич шли дальше: они не просто выплескивали эмоции, а создавали язык, где цвет и форма — как ноты в симфонии.
А если уж сравнивать… Ну, как в анекдоте про художника и врача: «Вы правы, я рисую как больной. Но вы-то лечите как здоровый?

Главное — не перепутать «странный» с «глубоким». Хотя… кто знает, может, завтра и ваши рисунки в музее окажутся? Только не вздумайте увлекаться — а то придётся писать мемуары

Виктор Бэрриман, ничего не имею против этих малевичей в какой бы больнице оне не находились 
это мир  и пусть цветут все цветы
а вот лезть в классику нехорошо по моему мнению
это не искусство, а это мазня 
вот так пусть и заывается -хаотическая мазня  или малевание  наконец 
кстати уверен что и нравятся эта мазня в большинстве душевнобольным 
и на здоровье им 
уверен почему то  что у гомиков такая мазня в приоритете 
и им на здоровье как утеха 
Валерий Осипенко, как говорил один мудрый повар: «Не всем нравится острое — кому-то подавай уху, а кому-то — селёдку под шубой». Малевич и Кандинский — это как острый перец: для одних — вкус жизни, для других — «мазня»
Но если бы все ели только гречку — мир был бы скучным. Искусство, как музыка: вы любите «Шансон», а кому-то подавай рэп. И это нормально. Главное — не путать «не нравится» с «не искусство». 

А про «психбольных и геев»… Как в анекдоте про библиотеку: «Здесь книги для всех — даже для тех, кто их не понимает»
Так и с авангардом: он не обязан нравиться, но заслуживает права быть. Как и вы — право не любить его. 

Виктор Бэрриман, ничего не имею против этой психмазни 
пусть будет 
но только пусть знает свое место в этом мире пока что нормальных людей 
про парашу заметьте я не говорил
Валерий Осипенко, искусство, даже «психмазня», — как сорт винограда: одному кисло, другому — в радость. И это нормально. 

Главное, чтобы это не мешало вам любить свой кусок «нормальности». А там, где есть споры — там и жизнь, как в трейдинге: не все стратегии для всех, но каждая имеет право на свечу.

Кстати, Пикассо тоже многим казался «не тем», а теперь его картины в музеях. Так что «место» часто определяет время, а не наши хотелки

Виктор Бэрриман, для вас расскажу
короче дело было в совесткой время 
врач нарколог зовет своих больгых на беседу лечебеую и один шутник спрашивает этого врача мол а что вы будете делать когда нас будет больше чем вас 
похоже это время пришло 
все норм но почему то у нормальных людей эта мазня вызывает инстинктивное отторжение 
на этом инстинкте естественной сути красоты мы пока поживем 
а вы говорите  и вам на здоровье 
вас понял 
каждому свое счастье 
а про радости маньяков и убийцы то же будет вещать как особые ?
читал давно в журнале вокруз света -был такой что пискассо сказал мол я пишу всякую чушь и глупость и чем более глупость я рисую тем больше мне почему то платят 
он так и не понял для кого он писал свои картины 
запомнил а этому признанию может уже лет 50
я сразу ему поверил  у настоящего исскуства есть магия воздействия  на надсознание которое человеческое 
а для мазни есть просто воздействие на животные инстинкты или на подсознание 
тут все ровно 
забавно можно проверить на обезьянах какие типы картин им больше нравятся 

Валерий Осипенко, слова бармена: «не все пьют виски — кому-то подавай водку, а кому-то — сок. Но это не делает виски плохим». 

Пикассо, как и Кандинский, шёл против правил — его «глупости» стали классикой, потому что заставляли задуматься. Не будете же вы утверждать, что все коллекционеры картин — идиоты (покупать картины за бешеные суммы). 

А про обезьян… Как в анекдоте про художника: «Если обезьяна рисует лучше вас — это не искусство, а цирк. Но если вы видите в её мазне душу — это уже ваша история»

Виктор Бэрриман, его «глупости» стали классикой, 
согласен 
настало время когда уродство стало  классикой 
вопрос зачем уродству лезть в классику пусть живет в своей нише типа психе и так ее обозначить бы но нет 
лезет именно в классику 
девайте прекратим разговоры и будем наслаждаться каждый свои видением бытия 
вы в этот день еще вспомните гельмана галериста который одел макаку в форму солдата советской армии и повесил ей ордена и выставил это как искусство 
классика иноагента точно 
все норм
Валерий Осипенко, как говорит садовник: «Розы любят за нежность, а кактусы — за выносливость. Но и те, и другие растут под одним солнцем».

То, что сегодня кажется «нишевой мазнёй», завтра может стать зеркалом эпохи.
Главное, чтобы искусство, как грибы после дождя, росло — везде, даже там, где его не ждали.
Спасибо за дискуссию. Удачи.
Виктор Бэрриман, почему то иммунная система человека так устроена что уничтожает реально всякую гадость в организме 
социальная система устроена примерно так же 
мечты плесени стать райским садом я понимаю, но право на такое воплощение не признаю
и вам спасибо за терпение и понимание
обожаю беседовать с разумными людьми
в итоге у каждого по два мнения
в отличие от тн споров 
Валерий Осипенко, благодарю за общение
Абстракция — это вообще искусство? Похоже на детские мазни!
SVA подскажет, дети рисуют сердцем, а Кандинский расшифровалэти инстинкты. Он доказал: абстракция — это язык души, где жёлтый цвет как труба, а синий — как виолончель.
Если бы это были «мазни», Баухаус не стал бы основой современного дизайна.
Или вы считаете, что логотип Apple придумал художник, который «не умеет рисовать»?
Виктор Бэрриман, насколько я помню основатель Апла был из голубых
так тут все норм с его логотипом 
интересно а чииим логотипом могла бы быть Джаконда 
Валерий Осипенко, «логотип — это не просто картинка, а история, которую все понимают по-своему».
Если бы Джоконда стала логотипом — это была бы улыбка, которая скрывает больше, чем говорит, как абстракция Кандинского.

Предположу, что это был бы неплохой вариант логотипа для стоматологии или салона красоты
Виктор Бэрриман, Если бы Джоконда стала логотипом — это была бы улыбка, которая скрывает больше, чем говорит, как абстракция Кандинского.
вас понял
психи рулят этим миром 
все норм
про скрывает больше это мудро 
тут большой простор для доктора 
удачи 

Валерий Осипенко, спасибо за дискуссию. С Праздником!

И вам не хворать!

Виктор Бэрриман, всё же, останусь при своём мнении. Просто не понимаю такое искусство.
SVA подскажет, искусство, как спорт — одни любят футбол, другие предпочитают шахматы. Главное, чтобы оно зажигало искру, даже если не для всех.

А Малевич с Кандинским, как новые технологии — не все сразу понимают, но они меняют правила игры. Как смартфон в 2007-м: кто-то смеялся, а теперь не представляет жизни без него. Так и здесь.
Виктор Бэрриман, сижу, смотрю на картину 15 минут… Ничего не понимаю.
SVA подскажет, эта картина — как симфония, где нет слов, но есть ритм, цвет и эмоции. Необязательно «понимать» её логически — просто позвольте ей задеть что-то внутри, как музыка, которую слушаешь с закрытыми глазами.
А если через 15 минут всё равно «ничего» — это нормально. Даже эксперты спорят о смысле «Композиции VII» больше века.
Иногда искусство — это не ответ, а вопрос, который задаётся душе.
SVA подскажет, в детской мазне есть детские смыслы 
в авангардной мазне есть только смыл понятный псих больным 
ну и им на здоровье в смысле вылечится 
Валерий Осипенко, грубовато конечно, но направление верное
Крайне приятно видеть на смарте появление нового одухотворённого Человека! Автора! 

     Нынче такое весьма редко. Спасибо, Друг! Мне будет очень приятно и очень почётно стать Твоим официальным Другом на смарте. Надеюсь, ТЫканье между друзьями вполне уместно.

     Ввожу те слова, которые обычно говорю очень немногим - 

Чистого неба и Славной охоты, Друг! 
Московский Лоссбой, Спасибо, Друг! 

Твои слова — как тот самый «жёлтый цвет» у Кандинского: заряжают энергией и верой в то, что искусство (и дружба) ещё живы.
ТЫканье — самое оно, как в старых альбомах с рисунками, где не нужны рамки. 

И тебе — чистого неба, вдохновения на каждую «охоту», и чтобы ни одна идея не ускользнула, как тренд на графике!

Виктор Бэрриман, 

     А вот охоту — ту самую нашу Славную охоту — продолжим только в понедельник.
Московский Лоссбой, ок. Приятных выходных и удачи!
Процент смарт-гопо-быдлятины и обычного трамвайного жлоб-хамла поуменьшился! 

     Хотя лично я, признаться, около полусотни раз был премирован «красной мордой» и многосутошными банами. Кстати, в основном именно за мат. 
Московский Лоссбой, ха, «красная морда» — это как стоп-лосс в трейдинге: больно, и не всегда полезно. 
Баны тоже ловил от «добрых и отзывчивых завистников и стукачей». Эти нежные души, видимо, почувствовали угрозу своему эстетическому чутью и поспешили сделать тук-тук модераторам Смартлаба.
 За интеллект Башкортостана! 
Московский Лоссбой, спасибо! Башкортостан — это не только родина Салавата Юлаева, но и место, где время на 2 часа опережает Москву.

Говорят, наш интеллект — это смесь башкирского гостеприимства и московской деловитости. Или наоборот?
— Бэрриман, что это такое?
— Смартлаб, сэр.

Московский Лоссбой, 
Московский Лоссбой, абсолютно согласен! Праздник ведь!

Читайте на SMART-LAB:
Фото
МОЭСК. Отчет МСФО. Какие дивиденды компания закладывает до 2030г.?
Компания Россети Московский Регион (МОЭСК) опубликовала финансовый отчет за Q3 2025г. по МСФО: Я совсем коротко на нем остановлюсь,...
Фото
📈 Выручка Группы МГКЛ за 11 месяцев — 27 млрд рублей (x3,6 к АППГ)
К концу 2025 года подходим с рекордными прогнозными показателями: ✅ Прогноз по выручке — 27 млрд рублей, что в 3,6 раза выше, чем за...
Фото
IR-команда «Озон Фармацевтика» встретилась с аналитиком СберИнвестиций Софией Кирсановой
Мы поделились нашими планами и достижениями, а также ответили на вопросы. Поговорили о включении в индекс Мосбиржи, росте...

теги блога Виктор Бэрриман

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн