Блог им. ViktorSmeta

Это просто чёрный квадрат? Нет. Это взрыв 

Это просто чёрный квадрат? Нет. Это взрыв 

Привет, смартлабовцы. Давайте немного окультуримся перед майскими праздниками.

Сейчас расскажу вам, как устроена экспозицияНовой Третьяковки — это музей современного искусства на Крымском Валу в Москве, и каждый зал здесь — как отдельная глава большой художественной истории XX–XXI века.

Начнём с того, с чего начинается XX век в русском искусстве — с настоящей революции форм, цвета и смысла — с русского авангарда.

Зал 1. Русский авангард

Ох, здесь всё буквально искрится от дерзости. Этот зал — как машина времени, которая уносит нас в 1910–1920-е. Эпоха бурлит: рушится империя, грядёт революция, художники чувствуют, что старый мир умирает, и решают создать новый — с чистого холста, с новой визуальной азбуки.

«Никакого подражания! Только эксперимент! Только вперёд!» — как будто кричат полотна со стен. 

Ключевые направления:

Супрематизм (Малевич) — отказ от фигуративности, чистые формы, абстракция как духовный акт.

Конструктивизм (Родченко, Степанова) — искусство как технология, логика, производство.

Лучизм (Ларионов) — живопись как энергия, свет, движение.

Футуризм (Бурлюк, Гончарова) — скорость, урбанизм, шум эпохи.

Хочу начать сработы, которая изменила всё, которая до сих пор вызывает жаркие споры:

Это просто чёрный квадрат? Нет. Это взрыв 

Казимир Малевич — «Чёрный квадрат», 1915



Малевич. Чёрный квадрат как начало и конец

Пожалуйста, не спешите отмахнуться: «Это же просто чёрный квадрат!»

Нет. Это — революция. Это — икона нового мира. И давайте расскажу вам, почему.

Композиция

Полотно почти квадратное, а внутри него — ещё один чёрный квадрат. Но он нарочно чуть-чуть «падает» вбок, нарушая симметрию. Это анти-композиция, отказ от любой центричности, перспективы, иллюзии глубины.

Здесь нет ни предмета, ни пространства, ни времени. Есть только форма и чистый цвет.

Малевич называл это:

 «нулём формы»

То есть — точкой абсолютного обнуления, когда художник перестаёт изображать вещи, и начинает изображать чистое чувство.

Цвет и фактура

Он не просто «покрасил в чёрное». Краска наложена вручную, видно мазки, неровности. Поверхность живёт.

А если подойти ближе (в зале в Новой Третьяковке оригинал!), можно заметить, что под чёрным цветом — следы другой композиции, фигуративной. Малевич буквальнозакрасил старое искусство новым, как бы убив реализм.

Идея

Это манифест. Малевич открыл супрематизм, новое направление.

Он писал:

«Я превзошёл ноль форм и пошёл дальше...»

Это искусство о внутреннем состоянии, о духе, о метафизике.

Чёрный квадрат — это и финал старого, и врата в новое. Он заменяет икону: Малевич вешает его в углу, как в православной традиции вешают святыню.

 

Эффект

В 1915 году зрители были в шоке. Кто-то плевался, кто-то смеялся. Но художники поняли:

«Всё. Мы вступили в другую эпоху».

Это стало возможным только в революционной России. И это — наш, родной, русский модернизм, со всей своей философией, мистикой, бунтом и болью.


Короткий стих:

В небе — лозунг. Буквы жгут.

Слово — занавес на свет.

Квадрат молчит, но в нём живут

Те, кто ушли и тех уж нет.



Если вам понравилась моя онлайн-экскурсия, не скупитесь, поставьте «плюсик», для этого нажмите на «хорошо» под постом.

629 | ★1
10 комментариев
Наступила эпоха плакатного искусства. А сейчас и мем-культура. Реклама, обложка, упаковка. Всё стало товаром. Налепил логотип и продал любое говно. Подсмотрел у Уорхола, и забубенил визитку в Ворде.
Дмитрий-Димас Ермаков, интересно, что авангард тоже начинался как вызов — как «мем» своего времени. Малевич взорвал старые представления, как сегодня мемы ломают шаблоны в интернете. Только тогда художники брали кисти, а сейчас — мемы: оба инструмента говорят о главном — просто, ярко, в лоб.

Искусство меняется, но суть остаётся: найти форму, которая отзовётся в сердце. А эпоха плакатного искусства, кстати, тоже начиналась с дерзости — как и мемы
У нас в детском саду было много талантливых детей — и круги рисовали, и квадраты, и ромбы...

Ну или вот, эпизод из фильма «Спросите Синди» про современное искусство и взрыв... ya.ru/video/preview/12603630053716070358
avatar
myaucha, детские рисунки — это тоже авангард, только без претензий на гениальность. Ромбы, квадраты, круги… 
Малевич, наверное, тоже так начинал: смотрел на мир, как ребёнок, и видел в квадрате не просто фигуру, а символ обновления.

А в детском саду кто-то красками брызгал, кто-то лепил… Главное, что это было искренне, как первый шаг в искусстве
Серьёзно? Чёрный квадрат — это искусство? Да я за пять минут нарисую такое же!
SVA подскажет, конечно, нарисовать чёрный квадрат может каждый. Но Малевич сделал это в 1915 году, в разгар революции, когда искусство бросило вызов всему: традициям, религии, даже самому понятию «красоты»

Это не про умение владеть кистью — это вызов. А вы готовы к такому бунту?
Почему именно Малевич? Были же другие авангардисты — Кандинский, Шагал. Они ярче!
avatar
andrey o, Кандинский и Шагал гениальны, но Малевич пошёл дальше: он уничтожил образ. Кандинский играл с цветом и абстракцией.
Малевич же создал «икону пустоты» — символ чистого духа.

Кандинский менял искусство постепенно, а Малевич взорвал его основы.
Виктор Бэрриман, символ чистого духа? Да как два пальца об асфальт. Намазал белой краской. И пускай каждый видит что захочет. Так один японец и сделал. Не помню, кто и когда.
Можно усложнить задачу. Покрасить сверху голубой сеткой.
Дмитрий-Димас Ермаков, знаете, как в детстве: можно нарисовать кружок и сказать, что это «солнце», а можно увидеть в нём целый мир. Малевич взял квадрат, но за ним спрятал идею: что искусство — это не копия реальности, а чистое чувство.

Его квадрат — как кнопка «перезагрузки» для искусства.
А голубая сетка? Ну, это уже ваш персональный супрематизм.

Главное, чтобы за формой оставалась душа

Читайте на SMART-LAB:
Фото
📈 Выручка Группы МГКЛ за 11 месяцев — 27 млрд рублей (x3,6 к АППГ)
К концу 2025 года подходим с рекордными прогнозными показателями: ✅ Прогноз по выручке — 27 млрд рублей, что в 3,6 раза выше, чем за...
Фото
IR-команда «Озон Фармацевтика» встретилась с аналитиком СберИнвестиций Софией Кирсановой
Мы поделились нашими планами и достижениями, а также ответили на вопросы. Поговорили о включении в индекс Мосбиржи, росте...
Фото
💼 Правильного портфеля нет, и вы готовы к этому разговору
Каждый инвестор формирует его под свои цели, сроки и уровень риска. В Школе мы рассказываем об этом подробнее. В карточках — какие фонды и...

теги блога Виктор Бэрриман

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн