Блог им. ViktorSmeta

Привет, смартлабовцы. Давайте немного окультуримся перед майскими праздниками.
Сейчас расскажу вам, как устроена экспозицияНовой Третьяковки — это музей современного искусства на Крымском Валу в Москве, и каждый зал здесь — как отдельная глава большой художественной истории XX–XXI века.
Начнём с того, с чего начинается XX век в русском искусстве — с настоящей революции форм, цвета и смысла — с русского авангарда.
Ох, здесь всё буквально искрится от дерзости. Этот зал — как машина времени, которая уносит нас в 1910–1920-е. Эпоха бурлит: рушится империя, грядёт революция, художники чувствуют, что старый мир умирает, и решают создать новый — с чистого холста, с новой визуальной азбуки.
«Никакого подражания! Только эксперимент! Только вперёд!» — как будто кричат полотна со стен.
Ключевые направления:
Супрематизм (Малевич) — отказ от фигуративности, чистые формы, абстракция как духовный акт.
Конструктивизм (Родченко, Степанова) — искусство как технология, логика, производство.
Лучизм (Ларионов) — живопись как энергия, свет, движение.
Футуризм (Бурлюк, Гончарова) — скорость, урбанизм, шум эпохи.
Хочу начать сработы, которая изменила всё, которая до сих пор вызывает жаркие споры:

Казимир Малевич — «Чёрный квадрат», 1915
Пожалуйста, не спешите отмахнуться: «Это же просто чёрный квадрат!»
Нет. Это — революция. Это — икона нового мира. И давайте расскажу вам, почему.
Композиция
Полотно почти квадратное, а внутри него — ещё один чёрный квадрат. Но он нарочно чуть-чуть «падает» вбок, нарушая симметрию. Это анти-композиция, отказ от любой центричности, перспективы, иллюзии глубины.
Здесь нет ни предмета, ни пространства, ни времени. Есть только форма и чистый цвет.
Малевич называл это:
«нулём формы»—
То есть — точкой абсолютного обнуления, когда художник перестаёт изображать вещи, и начинает изображать чистое чувство.
Цвет и фактура
Он не просто «покрасил в чёрное». Краска наложена вручную, видно мазки, неровности. Поверхность живёт.
А если подойти ближе (в зале в Новой Третьяковке оригинал!), можно заметить, что под чёрным цветом — следы другой композиции, фигуративной. Малевич буквальнозакрасил старое искусство новым, как бы убив реализм.
Идея
Это манифест. Малевич открыл супрематизм, новое направление.
Он писал:
«Я превзошёл ноль форм и пошёл дальше...»—
Это искусство о внутреннем состоянии, о духе, о метафизике.
Чёрный квадрат — это и финал старого, и врата в новое. Он заменяет икону: Малевич вешает его в углу, как в православной традиции вешают святыню.
Эффект
В 1915 году зрители были в шоке. Кто-то плевался, кто-то смеялся. Но художники поняли:
«Всё. Мы вступили в другую эпоху».—
Это стало возможным только в революционной России. И это — наш, родной, русский модернизм, со всей своей философией, мистикой, бунтом и болью.
Короткий стих:
В небе — лозунг. Буквы жгут.
Слово — занавес на свет.
Квадрат молчит, но в нём живут
Те, кто ушли и тех уж нет.
Если вам понравилась моя онлайн-экскурсия, не скупитесь, поставьте «плюсик», для этого нажмите на «хорошо» под постом.
Искусство меняется, но суть остаётся: найти форму, которая отзовётся в сердце. А эпоха плакатного искусства, кстати, тоже начиналась с дерзости — как и мемы
Ну или вот, эпизод из фильма «Спросите Синди» про современное искусство и взрыв... ya.ru/video/preview/12603630053716070358
Малевич, наверное, тоже так начинал: смотрел на мир, как ребёнок, и видел в квадрате не просто фигуру, а символ обновления.
А в детском саду кто-то красками брызгал, кто-то лепил… Главное, что это было искренне, как первый шаг в искусстве
Это не про умение владеть кистью — это вызов. А вы готовы к такому бунту?
Малевич же создал «икону пустоты» — символ чистого духа.
Кандинский менял искусство постепенно, а Малевич взорвал его основы.
Можно усложнить задачу. Покрасить сверху голубой сеткой.
Его квадрат — как кнопка «перезагрузки» для искусства.
А голубая сетка? Ну, это уже ваш персональный супрематизм.
Главное, чтобы за формой оставалась душа