Выход из еврозоны — это лучший вариант для Кипра, если, конечно, остров сможет не разорвать связи с тройкой кредиторов: Международным валютным фондом, Европейской комиссией и Европейским центральным банком, — пишет Меган Грин, обозреватель Bloomberg View. Так что же лучше: уйти или остаться? Для этого необходимо взвесить все плюсы и минусы и того и другого сценария.
Условия предоставления помощи в размере 13 млрд. долларов довольно жесткие. Банковский сектор Кипра был почти разрушен всего за несколько дней. Второй по величине банк страны Laiki был разделен на хороший и плохой банк. Держатели облигаций и незастрахованных вкладов несут колоссальные убытки. Массовый кризис ликвидности на Кипре усугубляется контролем над движением капитала, который правительство ввело с целью избежать оттока капитала и депозитов из страны. Многие предприятия не в состоянии заплатить своим поставщикам, поэтому уже через месяц они могут обанкротиться.
По прогнозам МВФ, экономика страны сократится на 9 процентов в этом году. Правительство предсказывает падение объемов производства на 13 процентов, но по предположениям Меган Грин, сокращение будет более сильным. В этом случае придется пересмотреть цели по бюджетному дефициту и прибегнуть к более жесткой экономии в попытке наверстать упущенное. В результате закрутится бесконечная спираль экономии и рецессии, что приведет к необходимости повторно обращаться за спасением или реструктурировать долг.
Выход из еврозоны также окажется непростым, но этот вариант может стать менее болезненным, если его хорошо продумать. Среди самых больших проблем, связанных с выходом из еврозоны стало бы объявление банками дефолта по своим обязательствам, контроль над движением капитала и суверенный дефолт. Кипр уже пережил два первых пункта, и наиболее вероятно в ближайшие год-два можно ожидать наступления суверенного дефолта, если страна останется в евро.
Так что разница невелика. Но, если Кипр откажется от евро, то он сможет печатать собственную валюту, в любое время её девальвировать и таким образом повышать конкурентоспособность трех основных отраслей промышленности: недвижимости (12 процентов от ВВП), туризма (около 7 процентов) и бизнес-услуг (40 процентов от ВВП).
Конечно, односторонний, беспорядочный отказ от евро будет худшим вариантом для Кипра. Вместо этого, маленькой стране необходимо договориться о своем выходе с каждым членом тройки международных кредиторов.
Но если Кипр начнет выпускать кипрские фунты, то новая валюта значительно девальвирует и вызовет инфляцию. Это огромная проблема для страны, которая вынуждена покупать большую часть своего сырья и энергоресурсов из-за рубежа, а валютных резервов хватит на то, чтобы обеспечить всего несколько недель такого импорта. Кипру пришлось бы вновь занимать для того, чтобы избежать отключения электроэнергии и нехватки продовольствия. К счастью, МВФ и существует специально для этой цели, а именно для того, чтобы предоставлять ресурсы странам, у которых возникли трудности с платежным балансом.
Дружелюбный отказ от еврозоны должен быть согласован с остальными членами евро и Европейской комиссией. Пока не придуман механизм, с помощью которого Кипр мог бы покинуть Европейский союз, но, учитывая серьезную угрозу, которую Турция представляет для крошечного острова, у Кипра есть важная геополитическая мотивация оставаться полноправным членом евро. Кроме того, кипрские банки в чрезвычайных обстоятельствах уже заняли около 14 млрд. евро, и если Кипр покинет еврозону, то убытки лягут на ЕЦБ.
Если сравнивать последствия двух вариантов развития событий, то выход Кипра из еврозоны по договоренности со всеми сторонами окажется меньшим из двух зол. Вот только бы Тройка кредиторов пошла на уступки острову, но это маловероятно, поскольку кипрскому примеру захотят последовать и другие страны, это слишком дорого обойдется МВФ, Европейской комиссии и ЕЦБ.
Перевод Мясниковой Александры
www.tradersroom.ru/translation/40383-2013-04-10-05-06-39.html