Каддафи заявил, что будет сражаться до последней капли крови
Ливийский лидер Муамар Каддафи заявил, что его сторонники будут сражаться до конца,защищая Ливию. «Миллионы моих сторонников будут сражаться до последней капли крови, защищая честь Ливии, её нефть и другие природные богатства», — цитируют в среду телеканал «Аль-Джазира» и РИА Новости слова Каддафи.
Лидер Ливии, выступая на митинге в районе Аль-Азизийя в 50 километрах к юго-западу от Триполи, вновь призвал своих сторонников отвоёвывать захваченные мятежниками территории на востоке и западе страны, в том числе крупнейшие города — Бенгази и Мисрату. Также Каддафи заявил, что военные авианалёты НАТО не принудят его сдаться и покинуть Ливию.
Заявление ливийского лидера прозвучало после недавней встречи между представителями официального Триполи и госдепартамента США, а также накануне визита министра иностранных дел Ливии Абдель Ати аль-Обейди в РФ, переговоры которого с главой МИД РФ Сергеем Лавровым намечены на сегодня.
С середины февраля в Ливии начались массовые демонстрации с требованием ухода правящего страной более 40 лет Каддафи, которые впоследствии переросли в вооруженное противостояние между правительственными силами и мятежниками.
Совет Безопасности ООН 17 марта принял резолюцию, предусматривающую введение бесполетной зоны над Ливией и делающую возможным иностранное военное вмешательство в ситуацию в этой североафриканской стране. В начавшейся 19 марта операции коалиционных сил принимают участие Великобритания, Франция, США, Канада, Бельгия, Италия, Испания, Дания, Норвегия.
Руководство кампанией в Ливии 31 марта полностью перешло к представителям командования НАТО. Как заявляет руководство Североатлантического альянса, цель операции «Объединенный защитник» — обеспечение эмбарго на поставки оружия, бесполетной зоны и мер по защите гражданского населения. Мандат на операцию истекал 27 июня, но 1 июня НАТО продлила операцию на 90 дней — до конца сентября.
Но сами европейцы уже устали от затянувшегося военного вмешательства, и все чаще поднимается вопрос о прекращении участия в бомбежках.
Сам ливийский лидер Муамар Каддафи, с силами которого борется оппозиция, называет коалиционные силы " крестоносцами", а своих сторонников призывает «идти маршем» на «столицу» мятежников город Бенгази и освободить его от «предателей». Досталось и французском президенту, который, как считается «заварил кашу» со вмешательством сил НАТО.
«Этот Саркози — военный преступник, который запятнал историю французской нации и уничтожил отношения его страны с Ливией и мусульманскими странами. Это — человек с психическим расстройством», — так охарактеризовал Каддафи президента Франции Николя Саркози.
А что дальше?
Над этим вопросом думают как российские, так и зарубежные эксперты. В рамках видео-моста «Москва – Рим», посвященного этой проблеме, главный редактор итальянского геополитического журнала Limes Лучо Караччоло выразил мнение, что Ливии больше не существует. Объединенная когда-то территория так и не стала государством. «Когда мы говорим о решении ливийской проблемы, мы должны иметь в виду именно этот контекст», — указал он.
Вообще, в Ливии имеет место «двойная война», считает он. "С одной стороны, имела место попытка государственного переворота, а с другой — мы наблюдаем народное восстание", — говорит эксперт. По его мнению, возможны несколько вариантов развития событий. «Стабилизация фронтов и четкое разделение страны на области: Керенаику, Триполитанию, и зону берберов, — указывает эксперт. — Центрами управления по-прежнему останутся Триполи и Бенгази. Второй вариант куда как более драматичен: стране грозит полная потеря контроля и появление „второго Сомали“ – то есть гражданская война между кланами. Третий вариант, который более всего бы устроил Италию, являет собой компромисс».
Но на компромисо рассчитывать не приходится – слишком сильна «вертикаль» Кадаффи, отмечает директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин."
Ведущий научный сотрудник Центра арабских исследований Института Востоковедения РАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол /1992-1996 посол РФ в Ливии/ Алексей Подцероб также полагает, что Муамара Каддафи рано сбрасывать со счетов – он вовсе не является «политическим трупом», как полагают многие. «За ним стоит население Триполитании, ливийская армия продолжает сражаться», — указывает эксперт. В худшем случае ливийское правительство будет додавлено мятежниками и начнется война «всех против всех», — говорит А. Подцероб, также подразумевая возникновение «второго Сомали». А вот вариант раскола страны на две части кажется ему маловероятным.
Возможна ли в Ливии реализация так называемого «дейтонского сценария» – соглашения об обособлении территорий между Боснией и Герцеговиной? По мнению заведующего отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрия Данилова, «дейтон» мог сработать в ситуации, когда у новых политических элит были бы «пряники» в виде интеграционных процессов с Западом. «Навязанная федеративная модель недолговечна, — говорит эксперт. – Идет гражданская война, и вряд ли можно думать о коалиционном правительстве. Вероятность же достижения договоренности об уходе Каддафи также минимальна». Остается вариант «дворцового переворота», подразумевающего, что люди ливийского лидера задумаются о своем будущем, полагает Д.Данилов. Но опять же – позиции Каддафи слишком сильны.
Стоит ли воспринимать всерьез исходящие от Каддафи угрозы физической мести европейцам, организовавшим против него военную кампанию? «Это зависит от того, сколько будет длиться военный конфликт, и чем он закончится для ливийского лидера», — говорит эксперт Центра стратегических исследований при Римском международном университете Luiss Джермано Доттори. – Если Каддафи «выживет», он вполне может создать в Европе сеть тайных агентов. Гнев ливийского лидера, вероятно, будет направлен против Италии, которая по соглашениям соглашениями 2008 года обещала не вмешиваться во внутренние дела страны, а потом нарушила эти договоренности своим участием в военной операции, полагает эксперт.
Как известно, Италия уже заявила о том, что Рим был изначально против военных действий союзников и что страна была втянута в конфликт. 30 сентября страна намерена прекратить свое участие в операции. «В настоящий момент мы выводим из Средиземноморья свой авианосец, который полностью находился под командованием НАТО», — пояснил Д. Доттори. При этом эксперт признал, что североатлантическая солидарность и солидарность внутри Европейского Союза переживает не лучшие времена.
Но даже в случае ухода лидера Ливии сохраняется политическая неопределенность – не ясно, кто сможет занять его место. «Оппозиция носит мозаичный характер, — говорит А. Подцероб. – И такой фигуры, которая смогла бы объединить разнородные силы оппозиции, пока не просматривается.
В тоже время Президент России Дмитрий Медведев считает достижимым компромисс между противоборствующими в Ливии сторонами. Об этом он заявил во вторник по итогам переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель. А уже на следующий день должна пройти встреча министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с его ливийским коллегой. Эксперты между тем уже начали обсуждать варианты распада страны.
»Мы должны продолжать поиск возможностей для мирного урегулирования ситуации, военного решения у ливийской проблемы нет, мы будем продолжать поиск компромисса, на мой взгляд, он достижим, компромисс между Бенгази и Триполи", — сказал во вторник президент России Дмитрий Медведев на пресс-конференции по итогам переговоров с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель.
На сегодняшней день запланирована встреча секретаря Главного народного комитета по внешним связям Ливии Абдель аль-Обейди и главы МИД РФ Сергея Лаврова. Стороны намерены обсудить ситуацию, сложившуюся в стране. Можно ли с наименьшими потерям выйти из тупика, в котором в настоящий момент находится Ливия?