Осторожно, ИНФЛЯЦИЯ !!!
Господа!
Все работаем на бирже. Все умеем обращаться с цифрами. Все понимаем, что такое индексы и как они считаются путем взвешивания по всей поляне инструментов.
Почему при разговорах об инфляции такие затруднения?
Чтоб расставить все точки над «и» — вот перепост моей статейки времен 2011 года на сайте chelfin.ru.
...
Абсолютно все разговоры об инфляции, где бы не велись, всегда кончаются как само разумеющимся фактом лживости официальных цифр. Этот факт даже не ставится под сомнение. Ну естественно, официоз — считай ложь. Да и в магазин мы все ходим и своими глазами видим – цены растут регулярно, и слабо верится, что с теми символическими темпами, о которых сообщает Росстат.
Однако, ведь это несложно проверить. Сайт Росстат содержит не только обобщенные цифры индексов прироста цен, но и первичную информацию – историю цен на конкретные товары. Сразу спешу возразить на «нашел где цены смотреть – Росстат же лжет всегда и везде». Может выдавая готовые интегральные индексы он и может поиграть с весами или базами расчета, натягивая лишние несколько процентов в свою пользу, однако, сделать тоже самое с исходной информацией, по-моему, нереально. Ведь чтобы занижать регулярно темп прироста придется либо регулярно из месяца в месяц занижать текущие значения цен, а разрыв их с реальностью будет расти и расти, что обязательно станет явным, и чем дальше, тем больше, либо регулярно опять же завышать весь идущий в историю ряд цен, причем, регулярно переписывая уже ранее опубликованные данные, а это вообще полный «Оруэлл», и позволит сторонним наблюдателям поймать мошенников за руку еще быстрее. Так или иначе, на длинной временной дистанции с первичными ценами на товары сильно не поиграешь – с того или другого конца фальшивка выпрет, причем со временем выпирать станет все сильнее и сильнее. Ничего личного — обычная математика.
Кстати, можете сами оценить представленные Росстатом усредненные цены на продовольствие по популярным позициям в Челябинской области.
Наименование товара Цены ноя 2005 Цены ноя 2011 Прирост в %
Фарш мясной, кг 109.34 234.67 115%
Пельмени, кг 86.5 154 78%
Куры, кг 82.52 94.48 14%
Колбаса полукопч, кг 158.43 289.93 83%
Рыба мороженная, кг 59.65 98.7 65%
Масло сливочное, кг 103.3 239.8 132%
Масло подсолнечное, кг 40.58 78.5 93%
Молоко 2,5-3,2% жир, л 16.51 38.66 134%
Сметана, кг 55.91 113.79 104%
Йогурт,125 г 7.24 12.4 71%
Творог нежирный, кг 63.37 175.35 177%
Сыры тв и мяг, кг 135.62 277.07 104%
Соки фруктовые, л 27.55 44.82 63%
Яйца куриные, 10 шт. 22.63 36.11 60%
Сахар-песок, кг 18.93 29.81 57%
Чай черный, кг 166 326.46 97%
Соль, кг 4.08 8.36 105%
Мука пшеничная, кг 12.12 20.7 71%
Хлеб, кг 15.84 30.66 94%
Рис шлифованный, кг 22.14 40.9 85%
Крупа гречневая, кг 22.27 63.04 183%
Макаронны выс сорта, кг 24.58 43.62 77%
Картофель, кг 7.82 10.51 34%
Огурцы свежие, кг 57.23 78.64 37%
Яблоки, кг 42.84 67.2 57%
Апельсины, кг 36.59 55.42 51%
Бананы, кг 28.83 38.7 34%
Водка обыкн кач, л 142.56 233.63 64%
Пиво зарубежн, л 58.32 103.65 78%
Среднее значение прироста 83%
Лично мне не показалось, что цифры слева и справа как-то сильно расходятся с действительностью, по-моему, так или примерно так все было и есть.
И что в сухом остатке? На вскидку без специального взвешивания по позициям получаем 83% прироста за 6 лет. А это 10,5% годовых! Никакие ни 50, ни 30, и даже не 20, о которых все кругом и постоянно ворчат. Хотите верьте, хотите нет. Факты против эмоций. К примеру, при темпе роста цен в 30% годовых скажем колбаса и молоко в 2005 году должны были бы стоить что-то около 60 и 8 руб. соответственно – точно помню, что этого не было и близко.
Кстати, на том же сайте средний индекс прироста цен продовольствия за эти 6 лет составляет точно те же 10,5% в год. По правде я и сам был удивлен, ибо проверяя Росстат изначально рассчитывал хоть на пару процентов да поймать его.
На лицо массовое искажение восприятия. Я не профессиональный психолог, но на поверхности вижу две основные причины. Первая из области «власть всегда лжет» помноженная на «есть ложь, наглая ложь и статистика». Расхожие установки, регулярно подкрепляемые разными событиями. Тут все понятно. Вторая интереснее – основана на привычке людей отмечать в памяти более яркие в эмоциональном плане события. Наблюдая шокирующий в моменте рост цен на какое-нибудь подсолнечное масло, люди наверно автоматически проецируют это на все поле цен, особенно, если затем через небольшое время это подкрепляется похожим спуртом по какой-нибудь гречке (см. гр. ниже). А то, что в это же время цены, скажем, на яйца годами стоят почти на месте, как будто уже не имеет никакого значения, как не имеет значение и предыдущее и последующее долгое топтание цены возле одной почти цифры, не говоря уже о пусть и редких, но падениях цен. Память заполняется регулярными ярко негативными с точки зрения потребителя событиями роста то того, то этого, произошедшие то вчера, то позавчера, то прямо вот сейчас. В итоге, наполнив сам себя этими масштабными цифрами и усреднив их во времени мозг упрямо отказывается верить сухим цифрам официальной статистики. А проверить все с калькулятором … зачем? Ведь так ладно все укладывается в привычный формат – власти всегда лгут, а жить становится все хуже и хуже.
...
P.S. Заренее предвидя критику, понятного свойства, отвечаю — делал и более корректные расчеты с точным взвешиванием долей потребления и учетом всего, не только продовольствия, а и ЖКХ, транспорта, одежды, бензина и пр., и даже отдельные индексы инфляции для отдельных категорий «бедных» тоже делал — это было уже в следующих статьях, кому надо — найдет, цифры там того-же порядка.
P.P.S. Пустые обвинения в проплаченности и квасном патриотизме, равно как матерную грубость за аргументы не считаю. Найдите ошибки :-)
вот тут все учитывал: vsemirnov.ru/?p=299
«Я не очень понимаю, что такое инфляция, когда правительство говорит, что у нас инфляция пять процентов. Какую инфляцию они имеют в виду? Если смотреть данные Росстата по итогам 11-го года, то там коэффициент, который показывает изменение цен в той части экономики, которая производится на территории страны, 115,8, то есть инфляция 16 процентов. Трудно ожидать, что на протяжении многих лет, когда у нас инфляция выше 16 процентов, она не дойдет до потребителя. Иными словами, нам врут.»
worldcrisis.ru/crisis/1066417
этот коэфициент тоже считается Росстатом и называется «дефлятор ВВП», но это не вчистую инфляция, так как он включает в себя еще рост цен на недвижимость, на промышленное строительство, на экспортируемые товары и пр. непотребительские продукты, которые также производятся в стране, но на полки магазинов не попадают, а потребляются бизнесом
так вот — дефлятор ВВП у нас и вправду последние лет десять выше индекса инфляции, но в силу несколько иного смысла его наполнения — это не общепринятая инфляция, если корректно называть вещи своими именами
более того, тот факт, что дефлятор ВВП выше индекса инфляции, является очень позитивным фактом, так как может быть обоснован только снижением коммерческой маржи бизнеса, а последнее является косвенным признаком роста конкурентности внутренней экономики — иначе это не объяснить
вот так вот
не думаю, что г-н Хазин ЭТОГО не знает
бессовестно лукавит
А считать прав, исходя из того, что экономист, а не из цифр по-вашему верный подход?
Жириновский, например, тоже доктор наук юридических
для первого приближения математика очень несложная
дважды тут в коментариях приводил примеры с цифрами
коротко если то так: если вы измеряете за 1 год, то погрешность измерения на концах отрезка даже в 2-3 процента сводят на нет ваши измерения, ибо сравнимы с самим результатом, а если измеряете лет за 5-7, то даже 10-20%-я погрешность измерения на краях диапазона вносит ошибку в итоговый результат не больше четверти-трети самого значения
Меня нынешняя экономика не сильно волнует. Я хочу, чтобы развалилась система бюрократии. А то и индекс не растёт, и от чиновников ничего не добьёшься. Поэтому я поддерживаю оппозицию.
Если же считать правильно, то надо взять брать веса для каждой группы товаров. Ведь не каждый день вы машины покупаете и у предприятий не это главное в расходах.
Потом. Как же быть с ценами на жилье или съем? С 2005 по 2008 год цены росли по 100% в год. Есть взять 2005-2011, то среднее будет 42% (www.realprice.ru). Аренда за этот период выросла в 3 раза, то есть 50% в год. Где это в вашей табличке? И какая доля в индексе инфляции занимает жилье у Ростата? (мутный у них сайт, нихрена непонятно).
То есть, если тупо считать как вы считаете, то жилье повысит инфляцию до 20%. Что примерно соответствует действительности.
Единственное что нашел — средняя цена метра. Например в элитных квартира за 2011 год — 73168 рублей. ЭТО КАК ПОНИМАТЬ? :) Дайте мне 10 элитных квартир по таким ценам!!!
В общем, вы явный дилетант с калькулятором. Без обид.
А Росстат — манипулируют цифрами в угоду правительства. В этом я еще раз убедился :)
ну и вот про 100% в год на жилье то зачем самого себя накручивать?
средний темп на этом временном участке что-то около 30% в год www.irn.ru/gd/?class=all&type=1&period=0&step=week&grnum=1¤cy=0#to_begin
-Твоё начальство Смартик не читает)
-Торговля у тебя на втором месте после проблемы инфляции))
Думаю если приносишь прибыль — ваще можно не ходить на работу.
vsemirnov.ru/?p=43
правда за более длительный период времени сравнения
вот все дела сейчас брошу…
возьмите и сами посчитайте
если докажете свои аргументы — выложите, а я покритикую
уже аргументировано, в отличие от вас, ибо тогда мне уже не лень будет, а исходники все у меня давно есть — свести только в индексы
мы при совке всё в инженеры шли… теперь вот нас лохов учат вумные люди
рост ср-зарплат обгоняет инфляцию уже лет 10
но если цены уточнить нормально то все 3 % будет )) если ставить мои цены почём я беру )
Плюсанул.
Хорошая фраза.
вот тут все учитывал: vsemirnov.ru/?p=299
бананы и морковку вы не потребляете значит…
или сюда файл многостраничных расчетов в екселе приложить?
вот тут корректнее vsemirnov.ru/?p=299
хотя рекомендую всем самостоятельно считать — это несложно все
инфляция потребления и инфляция издержек хотя в конечном итоге и там и там страдает потребитель, но в первом случае производителю благо
Наглое враньте росстата, я пиво в немецком ресторанчике дешевле 250р за 0,5л не видел! ;)
Есть ложь, наглая ложь и усредненные Росстатом цены. У меня там родственники живут и я их навещаю более-менее регулярно. Ценник на продукты в среднем выше чем в Питере, а в Питере я таких средних цен что-то не припомню в 2011-м.
«Первая из области «власть всегда лжет» помноженная на «есть ложь, наглая ложь и статистика». Расхожие установки, регулярно подкрепляемые разными событиями»
В магазин надо почаще ходить самому и покупать продукты. А если при этом еще и среднюю статистическую зарплату получать, то будет вобще все шикарно. Никакой Росстат не потребуется.
примеры пожалуйста
что конкретно не совпадает?
ну давайте-давайте!
примеры пожалуйста
что конкретно не совпадает?
ну давайте-давайте!
Паха вон уже скока нашел… че ленимся то :-)
найдите ошибку
остальное — демагогия
остальное делайте сами — делите-умножайте-проверяйте его
получите почти такие же цифры, если считать умеете
ваш подход обладает огромным недостатком — ошибка измерения на коротком временном отрезке сопоставима с результатом измерения, чтобы избежать этого нужно удлинять время измерения до 3-5-7 лет
если вы этого не понимаете почему так — то я пас вам что-либо дальше объяснять
smart-lab.ru/blog/100787.php#comment1503716
я тож могу сказать — совпадают
отличный подход к вопросу!
или у вас денег только на квартплату и проезд в маршрутке хватает?
2005 год – 1885 рублей,
2006-й – 3546,
2007-й – 7100,
2008-й – 11500.
rabota.yandex.ru/search.xml/?text=%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA&rid=213
вот тут по регионам усреднили получилось 31%!
www.aif.ru/ny2013/article/58637
и последний год интереснее, как и вообще промежуток «вставания с колен»
2000-2012
уже писал про некорректность проверочных расчетов за короткие сроки из-за большой ошибки измерения, и о том как проверить росстат на корректность исходных цифр
а вот такой способ вычисления реальной инфляции из стоимости потреб. корзины?
ее ведь конкретно к каждому региону подгоняют и цены реальные используются.
он же будет ближе к истине ты ведь согласен?
средняя по стране в 2005 2500 руб.
в 2012 6307 руб.
т.е. за 8 лет 152%, что более реально выглядит
если сама корзина не сильно перетряхивается
и если весами соответствует весам потребления в общем товарообороте потребительском
но опять же — если хотите корректной проверки — проверяйте за длинный период, хотя бы года три, за месяц-два и даже год — очень мало
к примеру на начало периода стоит молоко по 35, а через год 38, прирост всего 8,5%, но если поставить 34 и 39 — то вы такой подставы не заметите невооруженным взглядом, а темп прироста будет уже 14,7% — вдвое, так ведь
другое дело если сравнивать скажем за 5 лет — тогда на начало например 25, на конец 37, даст темп прироста в 8% годовых, но та же приписка в 1 руб с концов до скажем 24 и 38, даст коррекцию темпов всего до менее 8,2%, т.е. меньше 0,2% годовых
чувствуете разницу :-)
за этот период корзина не менялась!
ну?
а вот яблоки у нас в магните и по 40 р есть!
тогда инфляция за 8 лет будет отрицательной, а это противоречие.
подход журналистов из аиф тоже имеет место быть, оснований НЕ доверять их расчетам не вижу или аиф куплен госдепом и финансируется из лондона?
примеры есть?
я вот тоже могу свой список покритиковать, ибо там половина продуктов есть, которые дешевле чем заявлено купить можно, если постараться
Если постараться очень сильно, можно весь этот список купить бесплатно, и тебе еще должны останутся. Вот только к уровню инфляции эти старания не будут иметь отношения.
я только цифры выложил и считать поучиться предложил
я уже устал требовать подтверждать ваши обвинения расчетами и адекватными аргументами
и внизу я уже писал, что даже если ВСЕ цены справа повысить процентов на 20 (!!!) вы не получите темпов прироста больше 14 годовых с 2005 года
вот я и предлагаю по стоимости потреб. корзины считать, так актуальнее, выходит инфляция не 6% и не 10%, а все же около 20% и больше.
тока без ссылок на чернушные издания и хазина пжлста
стоимость потреб.корзины
в 2005 2500 руб.
в 2012 6307 руб.
дальше считать умеешь!
это данные Росстата или кого?
или это прожиточный минимум?
А есть экономика… Средний по стране рост цен в год на продукт и Средний рост зарплат в год… А инфляция нужна для стимулирования роста экономики, а не для того что бы она загибалась… Согласен… Они порой занижают цифру… Но в целом обслуживают инфляцию не плохо…
Для начала, что бы определять что такое плохо, надо сначала знать что такое хорошо… Предложи свою систему экономики??
Не ужели ты думаешь, что все вокруг идиоты. Ты один знаешь как?? А другие уже несколько десятков лет так и не могут догадаться
как думаешь? :))
а то вот сша тут на смарте многие обвиняют в том что они гады и сволочи кредитуют и раздувают спрос!
“«С 1 апреля 1952 года, на основе мощного подъема промышленности и сельского хозяйства, было произведено пятое послевоенное снижение цен на общую сумму 53 миллиарда рублей, вызвавшее всеобщее ликование населения.
Ежегодно повышалась зарплата всем категориям работников, увеличивалась пенсия и стипендия. С одновременным наращиванием объемов производства снижение цен давало ощутимое повышение уровня жизни населения.
После смерти Сталина, и даже после осуждения культа его личности, осуществлялась политика регулярного повышения зарплаты, цены оставались неизменными. С прекращением снижения розничных цен стали снижаться и темпы роста национального дохода. В 1980–85 годах он составлял, в среднем за год только 3%»
СССР сдох как раз не из-за повышения цен… А как раз из-за дефляции… А точнее что-бы конкурировать с Врагами, а тогда у комуны все были враги. Нужно было держать экономику в накале… Это подобно мотору на высоких оборотах… Из которого пытались выжать все… Проблема в том, что опускать цены можно только до определенного уровня, а поднимать можно сколько угодно…
Опыт показывает плановуя экономика НЕ Эффективна…
«СССР сдох как раз не из-за повышения цен»
СССР времен Сталина и сразу после, и СССР времен Горбачева это совершенно разные системы в том числе и экономические. Гугл в помощь «Реформы Хрущева, Косыгина» и т.д.
«ЦА как раз из-за дефляции… „
В позднем СССР была вялотекущая инфляция, плюс искусственно созданный дефицит, что тоже замаскированная форма инфляции.
“Проблема в том, что опускать цены можно только до определенного уровня, а поднимать можно сколько угодно…»
Ну подними на сколько угодно. Все станет колом вот и весь эффект.
Наглядно наблюдается на рынке недвижимости. Поднятые на сколько угодно ценники висят годами.
«Грамотная инфляция стимулирует экономику.»
Где можно посмотреть на грамотную инфляцию?
«А резкий рост благосостояния граждан его убивает»
расти плавно :)) А если серьезно, то вот уже и политика. Кто для кого экономика для граждан или граждане для экономики, читай кучки богатых????
Делаем как США, печатаем бабло, оказываем услуги по консультированию по производству стульев, делать стулья перестаем вообще. а производство размещаем в Китае, где делают те же 10 стульев, но уже китайцы. Роста экономики нет. Зато резко выросла экономикс.
причем показательный!
средняя инфляция в таком случае будет не меньше 20%
представим, что вышеперечисленные цены слева ВСЕ завышены на 10%, а справа ВСЕ занижены на 10% — вы же тут половиной коментов в этом обвиняете!!!
так вот, нетрудно посчитать, что в этом случае темпы прироста изменятся с 10,5 до 14,0% в год :-)))
а вы все по 20% талдычите…
это и есть эффект длинного временного ряда, о котором уже устал всем объяснять!
что даже при сильной фальсификации крайних значений ряда общая цифра меняется слабо
если добавить инфляцию вами любимую типа для качества жизни то 200 мес.(16 лет)
если добавить продукты питания то наверное лет 30,
детей, одежду и т.д.…
вообщем печально.
я не прав?
у нас квартиру в 2000 можно было купить за 300-500 тыс. сейчас 2 лимона.
коммунальные стали как за аренду квартиры.
пенсионные накопления опять же благодаря инфляции и талантливым управляющим только уменьшаются.
Сейчас мы имеем дикие перекосы, вранье и ворье. тащут миллиардами. мне просто страшно за тех кто на Обычной зарплате…
Бизнес — умер!
у людей нет возможности элементарно обрести кров над головой, а уж как то самореализоваться и подавно.
похоже этот и следующий год будет повеселее чем предыдущие! :)))
это как так ???
83/6 = 13.83
про сложный процент слышали что-нибудь?
… ну да… похоже… чет сразу уне сообразил — 82 с лишком вроде получается!
и не сейчас, а в среднем за период 2005-2011
и это совпадает с теми цифрами, что на сайте Росстата
а 6-7 — это инфляция последних лет, в районе 2005 она была 12-14, даже на глазок видно, что все сходится
Как итог, нельзя сравнивать группу товаров, надо сравнивать абсолютно идентичный товар.
И заодно подумать, что тарифы растут на 12%, как будет с электроэнергией и бензином, а инфляция млин на 6%? Чудесатая арифметика. Цены на товары и тарифы растут явно больше чем на 10%, а инфляция 7. Ну очень круто. И не забывайте, что инфляция для человека с доходом в 100 косарей охренительно меньше, чем для человека с доходом 5 косых.
бензин даже и тот растет не больше 8% в год
уж его ты вы проверить можете
в интернете полно фоток с заправок за любые года
сколько стоил бензин-93 в 2005? — 16,3
сколько стоит бензин-93 в 2011? — 26,2
это данные Росстата — на вскидку видно, что верные
прирост за 6 лет равен 60,6%, что соответствует темпам роста в 8% годовых
теперь эксперимент: какие должны быть цифры справа (или слева) временного ряда, чтобы темпы были вдвое выше, например 16% в год (даже не ваши 19!)? решаем, получаем, что такой темп роста получится, если справа будет стоять 40,8 руб., либо слева на 2005 год — 10,5 руб.
чувствуете масштаб несовпадения!?
бензин щас стоит 41 руб. за 93-й? НЕТ!
он стоил в 2005 10-11 руб.? НЕТ!
для того чтоб это проверить достаточно просто вспомнить или посмотреть в интернете
и так по ВСЕМ позициям…
ваши же замеры с разницей порядка года несут гораздо большую ошибку измерения, и вы это либо не понимаете, либо упрямо не желаете понять
все — требую извинений за беспочвенные обвинения!!!
устал объяснять простые вещи…
читайте коменты выше — там все ответы уже были
потому что в современной экономике вы почти не найдете наименования или марки товара, наличествующего на рынке больше 3-5 лет, даже устойчивые бренды регулярно меняют свои товарные позиции, меняя названия, составы и пр., вводя новые и убирая старые
если хотите — поспорим отдельно
но уверен — вам аргументы не нужны — вы итак все знаете и ВЕРУ свою разрушать никому не позволите…
смешные ей богу!
по моему нормальный период чтобы делать адекватные выводы.
период 2000-2005 брать не будем, там заведомо проигрышный вариант.
да, согласен, за последние два года инфляция в номинальном выражении была пониже чем до этого, но то ведь выборы были у нас, и сейчас видно как мы догоняем это отставание!
это ничем не отличается от того, что я сделал
тут тоже веса считаются неизменными
по сути это тоже корзина — математика такая же
если есть альтернативные расчеты — выложите их
а я покритикую, а так мне вот лень просто считать это повторно, заранее зная, что резалт будет тот же