Energy Information Administration (EIA) United States Department of Energy (DOE) сообщило, что за неделю, закончившуюся 19 апреля 2019 года, коммерческие запасы нефти в США выросли на 5,5 Мб (до 460,6 с 455,2 Мб неделей ранее). Согласно данным API должно было произойти увеличение запасов на 6,86 Мб (запасы в Кушинге: -0,4 Мб; запасы бензина: +2,16 Мб; запасы дистиллятов: -0,865 Мб). Согласно прогнозу экспертов Bloomberg за неделю должен был произойти рост запасов на 0,8 Мб (запасы бензина: -1,25 Мб; запасы дистиллятов: -1,33Мб). Видим, что ценность прогнозов экспертов, да и оценок API не очень высока. Напомним, что на прошлой неделе было показано снижение запасов на 1,4 Мб. (При том, что API давало снижение запасов на 3,1 Мб).
В одной из предыдущих статей посвященных нефтяному рынку я говорил, что аннулирование исключение для потребителей иранской нефти может привести к компенсирующему эффекту со стороны американского предложения, что похоже показал последний отчет API по коммерческим запасам в США. В еженедельном отчете от 23 апреля API оценил рост резервов в 6.9М баррелей при прогнозе в -3.9М баррелей, что естественно вынудило покупателей умерить аппетит, призывая пересмотреть среднесрочные последствия решения администрации Белого Дома, которых может и не быть на фоне конкуренции сланцевиков и ОПЕК.
Рост запасов произошел на фоне «неудобной» для американских производителей кривой цен на фьючерсы при которой контракты на поставки более дальних сроков стоят дешевле чем контракты на ближние сроки (бэквордация). В таком состоянии рынка американским производителям, по всей видимости, должно выгоднее не аккумулировать запасы, а продавать нефть на спот рынке, что должно приводить к уменьшению запасов и соответственно их возможностям влиять на фьючерсные цены.
Цены на нефть значительно прибавили в понедельник на спекуляциях, что покупателям иранской нефти придется искать других поставщиков, иначе их ждут санкции. О решении США усилить давление на Иран аннулировав исключения на импорт для некоторых стран, сообщил на условиях анонимности источник Рейтер. Нефтяной рынок незамедлительно устремился вверх, прибавив почти 3% на ожиданиях, что в «клубе экспортеров» станет немного посвободнее.
Однако для покупателей отказаться от иранской нефти в пользу хороших отношений с США будет непростым выбором: устранение рынка для иранской нефти и введение квот породило очень выгодное ценообразование для покупателей – разумеется со скидкой.
Судя по перевесу покупателей на рынке, можно с уверенностью заявить, что усиление санкций США против Ирана стало сильнейшим новостным катализатором для рынка с начала этого года.
Стоит отметить, что причиной стремительного роста стали сообщения о том, что власти США будут накладывать санкции на все страны, которые покупают нефть у Ирана. Данное решение вступит в силу со 2 мая. Cанкции были введены осенью 2018 года. Многие страны обходили эмбарго и осуществляли нелегальные поставки из Ирана. Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Италия, Греция, Турция и Тайвань получали нефть после введения режима санкций. Запрет на поставки нефти из Ирана способен привести к продолжению роста цен до диапазона $75-80 за баррель. Нужно понимать, что рост локален и ситуацией воспользуются страны входящие в ОПЕК+, которые компенсируют недостающие объемы поставок.
Прошедшая неделя для рынка нефти проходила в колебаниях цены вблизи максимальных отметок. Несмотря на рост аппетита к риску вследствие хороших экономических данных США и Китая, прогрессу в торговых переговорах США и Китая, добровольному и ситуативному снижению добычи нефти стран ОПЕК, рынок не оставляли опасения, что цены утратили основные моторы роста и готовятся к смене направления движения. Такие ожидания были в значительной мере обоснованными. Тем более что действие фактора сокращения добычи странами ОПЕК+ уже заложено в выросшие цены нефти, а новостей по этому направлению пока не предвиделось.
Главным нерешенным вопросом для рынка остается приближающееся истечение (4 мая) шестимесячной отсрочки, которую США предоставили 8 импортерам нефти из Ирана. США осенью прошлого года обязались в течение шести месяцев не вводить санкции за покупку определенных объемов иранской нефти для Китая, Индии, Италии, Греции, Японии, Южной Кореи, Тайваня и Турции. Возможное новое размягчение грозных планов США по истечении 6 месяцев привело бы администрацию Трампа к дальнейшей потере лица. Но в условиях сильно выросших цен нефти, приведшим в условиях приближения автомобильного сезона к росту цен на бензин в США, все же можно было рассчитывать на их благоразумие и активный поиск компромиссного решения. Например, вполне возможным было бы продление указанных исключений еще на некоторое время.